Военная драма про молодого американца, получившего ранение в последний день Первой мировой войны. В основу фильма положен роман Далтона Трамбо, запрещенный в США в годы Второй мировой войны ввиду его радикальных антивоенных настроений. Большой специальный приз в Каннах.
Драма, Военный |
Далтон Трамбо |
4 августа 1971 |
1 час 51 минута |
Отличная композиция, где чёрно-белая реальность перемешивается как с цветными воспоминаниями о жизни, так и со снами(читай контактами с неким потусторонним миром). Очень душетрепещущие моменты с письмом по телу и азбукой Морзе, очень непонятная позиция врачебного состава, в том числе костыляющего главврача. Понятно, что он скрыл хоть и неопознанного, но живого человека. Но неужели его кто-то смог бы отнять у врачей, как пациента? Или действительно умертвить?
Мощное антивоенное высказывание, поданное в очень пугающе доступном виде. Молодой человек по имени Джонни (Тимоти Боттомс), будучи совсем молодым, отправляется на фронт Первой мировой войны. Его отец - беден и порой кажется, что любит удочку больше, чем собственного сына. У Джонни есть подруга, которая просит его не ходить на войну, ибо боится, что ради каких-то эфемерных понятий, его могут убить. Но она даже не догадывается, какая ужасная участь ждет молодого человека на фронте. Он попадает с тяжелейшим ранением в госпиталь, где ему ампутируют руки и ноги, а лица его практически не осталось. Питают его посредством инъекций, дышит он через трубочку, живет он на обезболивающих. Впрочем, жизнью это назвать невозможно. Да и сам он это понимает, балансируя между кошмарной реальностью, трогательными воспоминаниями и провалами в другую реальность, где встречается с умирающими солдатами, и Иисусом Христом, который старается им всем как-то помочь.
Настоящий шедевр, выигрышно выглядящий на фоне огромного количества антивоенный кинематографических высказываний, которых было много во все времена, но в те годы, в американском кино, в особенности. С антивоенными фильмами вообще очень сложно. Большая часть из них представляет в лучшем случае разжевывание очевидных вещей с довольно противным видом хиппи-пацифиста. Конечно, были такие прекрасные фильмы, как “Уловка 22” или “Госпиталь Мэш”, но в целом - большинство фильмов полезны, но горьки, как пилюли или противны, как рыбий жир. Фильм Трамбо относится к редчайшим исключениям, которые бьют наповал и работают даже на прожженных циниках. Объяснение тому простое - режиссер не концентрируется на ужасах войны, а просто показывает самое страшное состояние, в котором может оказаться человек - быть запертым в куске мяса, не будучи в состоянии ничего видеть, ничего слышать, ничего сказать, не имея возможности пошевелить ни рукой, ни ногой. И существовать так во имя каких-то медицинских исследований. Да, это страшнее, чем умереть на поле боя. Никакого героизма, сплошной кромешный кошмар.
Далтон Трамбо - режиссер весьма малоизвестный. Чуть более известен он как писатель и сценарист. Он работал над сценарием “Спартака”, куда случайно попал Стэнли Кубрик, успешно пережил антикоммунистическую ловлю ведьм и написал яркую и мощную книгу, по которой потом поставил сам фильм. Многие считают, что делать ему этого не стоило - книга сама по себе - высказывание мощное и убедительное, но это не так, благодаря фильму о ней узнали гораздо больше людей. Фильм не предлагает никаких политических ответов, не делает заявлений, кроме самого очевидного - задумайтесь, готовы ли вы оказаться на месте Джонни ради того, чтобы отправиться в другую страну убивать других людей ради понятий, о которых не имеете, возможно, никакого представления, кроме того, что вам вдолбили СМИ. Причем высказывание, хотя и сделанное почти полвека назад о войне, прошедшей век назад, работает и сейчас.