Десять незнакомых друг другу человек оказываются одни на отрезанном от цивилизации острове. Каждому есть что скрывать, а некоторым даже по несколько тайн, так что ближе к финалу скелеты из шкафов начнут вываливаться с завидной периодичностью, а главных героев карать чья-то невидимая, но крайне безжалостная рука.
Детская считалочка в романе Агаты Кристи обрела по-настоящему инфернальный смысл, так как сочетала в себе детскую непосредственность и жестокое возмездие — убойный, если вдуматься коктейль. Кристи, решившая в своё время перенести действие на театральную сцену, переписала финал романа, снабдив его хэппи-эндом. Говорухин, до этого уже снявший «Место встречи изменить нельзя», придерживался в своей экранизации канонической концовки. Все сцены в его картине пронизаны тем неукротимым фатализмом, когда становится очевидно, что помощи ждать не стоит и только и остаётся, что смириться со своей участью. Недаром одна мудрая героиня говорит: прошлое касается вас ровно настолько, насколько вы сама этого хотите.
На главную роль режиссёр позвал Татьяну Друбич, с которой в этом же году разыграл душераздирающий союз в «Ассе» Сергея Соловьёва. В тоже время Александр Кайдановский, сыгравший здесь одну из своих лучших ролей, согласился сниматься в фильме исключительно из финансовых соображений. Интересно, что у его героя есть реплика, в которой он говорит, что согласился приехать на Негритянский остров только из-за предложенных ему денег. И, получается, что не прогадал.
Агате Кристи, этой английской беллетристике, стоит отдать должное. Помимо того, что она самый известный и лучший автор детективов, ей первой пришла в голову концепция запертых в одном пространстве людей, один из которых убийца. «Десять негритят» произвели революцию в жанре, и, к сожалению, на большую высоту никто и никогда не поднимался. Тот глубочайший смысл и интригу, которую Агата Кристи вложила в свое произведение, со временем подменили элементарным мочиловом, разукрасив банками крови. И нам есть чем гордиться, как никак, а лучшая экранизация культового романа принадлежит русскому режиссеру Станиславу Говорухину, одному из первых, кто не постеснялся плюнуть на политкорректность и снять самый честный и полный фильм, не нарушая классический сюжет.
Согласно незатейливой детской считалочке, собранные на Негритянском острове, отрезанном от остального мира, получают по заслугам десять преступников, которых ранее не могли привлечь к уголовной ответственности.
«Десять негритят» успешно сочетают в себе классический детектив, триллер и самый настоящий саспенс. Советская версия немного театральна, как и все фильмы, в которых русские актеры изображали американцев, англичан или французов. Если с сравнить с британским Пуаро или мисс Марпл, то игра Веры Друбич, Кайдановского (кстати, он в меньшей степени) или, скажем, Максаковой, тяготеет к театру и патетике. Это не в упрек, а просто предположение, как влиял железный занавес на представление русских людей об иностранцах. Дэвид Суше и его подозреваемые в этом смысле смотрятся гораздо естественнее. Впрочем, «Десять негритят», словно гениально построенная пьеса, объединяющая единство пространства, времени и места, в конце которой нам придется задуматься о природе правосудия, что и отличает Агату Кристи от других работников детективно-писательского ремесла.
Говорухин удачно подбирает остров, проводит кастинг и мастерски выстраивает декорации. Дальше все в руках актеров. Вся прелесть в том, что если в первой серии в десяти персонажах и в их истории разобраться не просто, то со смертью большей части из них отпадает необходимость за ними наблюдать, и все внимание фокусируется на пока что выживших, позволяя актерам еще больше раскрыться, что, как и предполагается, еще больше вовлекает зрителя в процесс. И, конечно, хороший зритель, старается угадать, кто же здесь тот самый коварный А. Н. Оуэн. Просмотрев фильм несколько раз, можно заметить лихо раскиданные подсказки режиссера, то и дело намекающие на эту персону, но поверьте, с первого раза догадаться практически нереально, и финал оказывается на удивление глубоким, хотя вроде, все считалочкой предсказано.
«Десять негритят» — фильм не для одного просмотра, и второй-третий раз он оказывается еще интереснее, в первую очередь, как идеальный образец детектива.
Экранизация одного из лучших романов королевы детектива – Агаты Кристи. Десять человек, не знакомых друг с другом, под разными предлогами приглашены на остров. Хозяин острова позаботился о том, чтобы гостям было комфортно и удобно в его обители. Вот только остров отрезан от суши, а с самим хозяином никто из гостей не знаком. Но известно об этом становится лишь тогда, когда таинственный голос обвиняет всех присутствующих в убийствах, ответственности за которые им когда-то удалось избежать...
Шикарная постановка! Станислав Говорухин экранизировал, пожалуй, самый захватывающий роман Агаты Кристи так изящно, с таким вкусом и стилем, что остаётся только восхищаться – насколько интересным и интригующим, а, главное, привлекательным может быть массовое убийство. Великолепнейший актёрский состав – просто вслушайтесь: Кайдановский, Жарков, Друбич, Ромашин, Максакова, Глузский, Золотницкий,Абдулов, Зельдин. Актёрская игра на высшем уровне! Режиссёр разбрасывает подсказки по фильму, но разгадать с первого раза непросто – среди подсказок много обманных. Впрочем, даже зная всё с самого начала, этот фильм можно смотреть снова и снова: как образец актёрской игры, режиссуры, операторской работы, звука.
Единственное, что немного портит впечатление – некоторое искажение сюжетных линий по сравнению с оригиналом, что в итоге лишает логики некоторые моменты в фильме. Впрочем, у Агаты Кристи логические ошибки тоже были – роман не становится от этого хуже. К минусам фильма также можно отнести отсутствие главы с расследованием детективами Скотланд-Ярда обстоятельств истории, а также некую скомканность признания убийцы – всё-таки в романе мотивация описана куда шире и сильнее.
Но в любом случае, эта постановка является прекрасным образцом хорошего кино во всех смыслах. Любителям классического остросюжетного детектива с глубокой моральной подоплёкой – обязательно к просмотру!
Искренне побоялась во время просмотра! Правда, к сожалению, с самого начала знала, что "убийца в этом фильме - шофер", и это несколько смазало интригу, но все равно отлично!
спасибо!
............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... ........................................................................................
Сначала прочла книгу, а потом посмотрела фильм. Приятно, что фильм практически точно отражает сюжет книги, только концовка немного изменена. Но мне показалось, что фильм немного затянут.
Игра актеров замечательная!
Всегда смотрю с удовольствием фильмы снятые по произведениям Агаты Кристи. Вот и этот фильм не является исключением. Сюжет этого фильма актуален во все времена: это преступление и неотвратимость наказания, в какой бы форме оно не было осуществлено.В этом фильме завораживает всё: и талантливые актёры, и окружающая природа, и таинственный замок, в котором разворачиваются основные события, и величественная обстановка дома, и фарфоровые негритята на подносе, и атмосфера замка, таинственная и мрачная. Сюжет фильма интригует, держит в напряжении от самого начала и невозможно предугадать, чем фильм закончится. Я читаю, что это один из лучших советских фильмов детективного жанра.
Я посмотрел это кино еще в детстве, с тех пор влюбился в творчество Агаты Кристи. Фильм и сейчас смотрится великолепно. Подбор актерского состава великолепен! Особенно хороши Кайдановский и Зельдин! Одним словом, это классика! Какие могут быть еще вопросы....
В молодости смотрел как ужастик, держит в страхе и напряжении, будто сам в том замке.
Через года и когда знаешь сюжет, удовольствие от просмотра увеличивается.
Важно смотреть это фильм не зная содержания заранее, тогда будет эффект бомба если зритель впечатлительный.
На мою зрительский взгляд, это лучшая экранизация романа. Даже сериал с Пуаро не так остро ощущается.
Редко пересматриваю или моменты или весь фильм, но удовольствие от зрелища так же ощущаю.
Могу быть не объективным, потому что всегда любил кино в молодости и к советскому кино приятно возвращаться. Сама Тэчерша хвалила наш сериал про Холмса.
Выше сказано о театральности сцен, автор скорее всего так и задумал, действие происходит на одном месте, характеры персонажей сталкиваются лицом к лицу и все таки не Эйзенштейновская театральность. Из недостатков отмечу переигрывание Друбич, опять же может задумка автора.
Актёры супер, не Викинги и не Зои, каждый на своем месте, видна так называемая дуга характера героя, только Абдулов быстро слился, хотелось бы посмотреть, что он ещё бы зажёг.
В общем - пример для современных так называемых мастеров экрана как должен выглядеть классический детектив.
Конечно киноделам изначально достался отличный первоисточник, но адаптировать и стилизовать сценарий с учетом того что всё в одном замке, это надо умерь.
Смотрел недавно короткий сериал то ли Солдатский остров называется, уже не помню. Не зашло совсем, и артисты ноунеймы, и не страшно никак.
"Смотрите хорошие фильмы но и про книги не забывайте"...