
Афганский измор
1988 год. Советские войска собираются покидать Афганистан. 108-й мотострелковой дивизии предстоит пересечь перевал Саланг, кишащий кишлаками и отчаянными моджахедами. С самым главным из них, Хошемом, пытаются договориться находчивые разведчики (Кирилл Пирогов и Федор Лавров). Однако с каждым часом обстановка накаляется, в тылу врага появляются новые военнопленные, как снег на голову обрушиваются засады (в одну из них попадает эпизодический Александр Кузнецов), а журналист-хроникер, следующий за служащими по пятам, просит кинематографично дергать за ручку двери в бараке, куда, конечно, ведет подлая растяжка. Война почти закончена, но жить от этого не легче.
«Братство» Павла Семеновича Лунгина, как известно, обвиняют в дегероизации образа советского военнослужащего, в частности афганского ветерана. В общем-то оговаривают за все те умыслы, что предваряют любое кино, даже не хорошее или плохое, а просто любое художественное произведение, где есть живые люди с положительными и отрицательными чертами. «Братство» же не располагает вообще никакими поползновениями на политическую или гражданскую инаковость. Это по-хорошему ностальгическая двухчасовая зарисовка (в которой, разумеется, не может быть ностальгии) о вещах малозначительных, как покупка подержанного приемника Panasonic на афганском рынке или трапеза советских разведчиков самым вкусным виноградом в Афганистане. Весь этот детальный ситец, застигнутый неуемной гринграссовской камерой, не дает даже промелькнуть мысли о подрывной режиссерской задаче.
С каждым фильмом после своего первого «Такси-блюза» Лунгин набирал в образно-метафорическом весе. Нельзя сказать, что это комплимент, наоборот, настораживающая констатация факта. Небесная легкость дебюта двадцать лет отдавала последние издыхания, немного в «Острове», немного в «Царе», имперская хватка большого кино была крепка. Затем последовала неуклюже-громоздкая «Дама Пик», в которой режиссер попробовал пересобрать свой авторский стиль и отойти от важных суконных откровений куда‑то в свой привычный мир девяностых с томиком Пушкина в руке. Вышло оглушительно плохо.
Тем интереснее, что «Братство» не выглядит возрастной попыткой поговорить о вечном со своей колокольни постметанедомодерна, не цедит истины через неустойчивые зубы и не фальшивит. Если закрыть глаза на некоторые детали (о них см. ниже), то сделано свежо, незаезженно, со знанием дела. Обаяние фильма проявляется еле заметными пленочными артефактами «Кодака» на экране и прячется где‑то между перевернувшимся грузовиком с мукой, по-копполовски трансцендентно застилающей кадр и по-мендесовски абсурдистски разбросанными по военной дороге манекенами. Фильм постоянно метит в тему иллюзорности войны в духе «Морпехов» Мендеса, но чаще все же промахивается.
Фильм пусть и является неким режиссерским обнулением, но изобразительный груз так никуда и не делся: Лунгину не достает чувства меры в эстетических категориях. Позднемихалковский кораблик, который русский военнопленный подарит афганскому мальчику, в кадре соседствует с надрывным голосом Егора Летова. Иной постановщик обойдет, не оцарапает хрупкое нутро с виду жилистой картины пронзительно мощным летовским вокалом и мантрическим посылом. К примеру, Борис Хлебников, убравший «Долгую счастливую жизнь» с титров и элегантно оставивший только в названии. Лунгин, желая сделать фильм громче и объемнее, почему‑то работает по принципу «танки грязи не боятся» и идет во все тяжкие, показывая вдруг совсем неаккуратные расписные факи всем любовно вытекающим из фильма интеллигентским референсам, от тех же «Морпехов» до «Ноги» Никиты Тягунова и даже фильмов Нури Бильге Джейлана.
С другой стороны, избыточность не откровение для творчества Лунгина. В «Линии жизни» с Венсаном Пересом и Арменом Джигарханяном (уже немного избыточно, да?) песня «La vie en rose» в разных смыслообразующих вариациях звучала по кругу из уст разных героев, а Александр Балуев с большими крыльями за спиной обязательно должен был тянуть пистолет себе в рот. В таком случае интересно, почему «Братство» не состоит целиком из вопиюще жирных акцентов времени и характеров. Заслуга ли это самого Лунгина или его сына Александра Лунгина, который писал с ним вместе сценарий и работал над переосмыслением «Дамы Пик» и сам снимает фильмы? Кто кого бил по рукам? И бил ли вообще? Учитывая, что некоторые сюжетные линии просто обрываются, а персонаж журналиста исчезает в небытии, осмелимся выдвинуть предположение, что какая‑то возня около клавиатуры все-таки велась.
Можно поругаться и на рваность повествования, и на странную, но очень классную, хоть и не слишком зрительскую структуру с осеняющими вкраплениями чистого арта (побег героя Евгения Сангаджиева в рапиде). Можно посетовать на не слишком генеральскую смелость, если ждать от фильма этапного высказывания об Афгане, или рассердиться на редкие батальные сцены, и те предательски лишенные всякого саспенса. Но это неважно.
Когда пожилой человек вещает сентиментальности о жизни на плацу или в штабе, все равно же решительно невозможно оторваться, потому что главное не как и что, а с какой стремительной жаждой диалога звучат фразы. Это чувство направляет и «Братство», и, в его случае, фразы монтажные. Все-таки в современном российском батальном кино вы больше не разыщете картины, где четыре мужика трясутся в ветхом автотранспорте и планируют поход в кинотеатр «Художественный» и ресторан «Прага», которые сегодня, как и война в Афганистане и телевизионные антенны в кишлаках, давно утратили свое первоначальное значение. Как и пленочное художественное кино, чего уж там. А здесь оно у Павла Семеновича еще (или уже) теплится, будто заново научилось дышать.

Очень реалистичен, со съемкой - с пылью на экране, словно снятый на пленку в 90-е. Фильм заставляющий задуматься. О войне и мире. И о том, что не бывает победителей.

На мой взгляд, скандал был управляемым, чтобы искусственно повысить зрительский интерес (и кассу) к фильму. Исторический материал подан довольно сбалансированно: плохое практически в воспитательных целях отделено от хорошего, зло наказано судьбой, а хорошие парни, несмотря на всех духов и мясорубки, по большей части выживают. Вопрос, конечно, как им с этим дальше жить?
Другие люди возвращались в другую страну...
Действие фильма разворачивается в 1988-м году, накануне вывода советских войск из Афганистана - герои фильма - советские военные находятся в самой "горячке" и "изморе", и слово "дембель" - оно такое близкое - только руку протяни - и кража у трупа-афганца местного кинжала на память во время обстрела - уже не пугает. 108-й мотострелковой дивизии предстоит отход через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов. Дело осложняется тем, что в плен к моджахедам попадает военный пилот - сын командира дивизии. Начинается "сложная игра", в которой переплетаются противоположные интересы множества самых разных людей: штабистов, исламистов, спецназа, разведки, чиновиков из афганского правительства, сотрудников советских спецслужб, таджиков и пуштунов. Режиссёр Павел Лунгин написавший сценарий совместно со своим сыном по хронике реальных военных событий - в отдельные моменты начинает походить на "документальный реализм" Алексея Германа-старшего, и на добрую десятку других военных и натуралистических фильмов, включая и "9 роту" Фёдора Бондарчука. "Главная тематика фильма — непарадный героизм, как в картине „Они сражались за Родину“. Зрители увидят, как из тяжёлого быта войны рождается что-то героическое, дружба, возникают очень большие моральные вопросы" - говорит Павел Лунгин о фильме.
Настоящий и внятный реализм "военного быта" советских солдат с матом, шутками, прекрасно переданным "духом" эпохи в картинке и костюмах - впечатляет, а 2-кратный лауреат "Золотого Орла" оператор Игорь Гринякин - прекрасно и красиво передаёт эмоции простых и надрывных лиц. Актёрская игра - здесь не играется - а проживается.
"Мы...мы победили!" - говорит герой Артура Смольянинова в финале "9-ой роты". "Другие люди возвращались в другую страну" - вторит ему один из героев этого фильма в финале - молодой лейтенант.
Лучшая актёрская работа - Виталий Кищенко.
Крутейший фильм! Без пафоса и прочей псевдопатриотической шелухи. Одна из лучших военных драм последних лет
Фильм ну очень понравился, на Часы практически не смотрел, даже газировку не открыл, потому что картина от начала и до конца держала в напряжении, самая настоящая АНТИмилитаристкая пропаганда, ибо ужасы войны показаны во всей «красе», ну на мой субъективный взгляд, побольше бы таких фильмов, именно осуждающих войну, а не восхваляющих, коих отечественный кинематограф выпускает как обезумевший конвейер, в общем, картина очень хороша, ну а по российским меркам, просто шедевр ))

Мне все понравилось. Хорошее, крепкое кино о войне. Единственное, что мешало - так это дрожащая камера в начале (съемки с плеча).
чётко переданный запах начинающегося распада Империи, споткнувшейся на бессмысленной войне

Плюс фильма в том что нет ура-патриотизма и картинных сцен с пламенными речами от которых уже давно тошнит. Но сюжет рваный и дырявый, какие-то эпизоды сл овно искусственно добавляли, какие-то словно забыли добавить, все в фильме как-то не органично, а некоторые персонажи прописаны слишком картинно. Но снято качественно и динамично, всяко лучше чем 99% военных фильмов последних лет 10.

Солдатами умирают.
Первое же, что просто совершенно ставит в тупик, - это название фильма. Потому что фильм про что угодно, только не про братство. Афганское братство было, и оно отлично показано, например, в многосерийном фильме "Ненастье" по роману Алексея Иванова. Здесь же все скорее как раз наоборот. Фильм Лунгина про то, что у всех на той войне были свои интересы (а общего - не было). И это, конечно, тоже правда. С одной стороны...
Тут вот все спрашивали, почему сериал "Чернобыль" сняли не у нас... Ну вот поэтому, наверное. Потому что по отдельности все вроде бы правда, но настолько утрированная, что все вместе все равно выглядит клюквой. И поверьте, я последний, кто стал бы придираться к "правде" в художественном произведении, но когда фильм попросту не держит, то поневоле начинаешь все это замечать: вот солдат автомат на плечо дулом кверху закинул; почему у мальчика пистолет опять взялся (его же вроде у него отобрали); откуда вдруг у Грека автомат после бомбежки аула, откуда Гражданская Оборона в плеере, если плеер он отобрал у убитого моджахеда... Т.е. ответы на все эти вопросы, конечно, можно самому себе при желании легко донапридумывать, просто в фильме их нету.
И кстати о песнях Гражданской обороны... Два самых ударных момента фильма - бой в кишлаке и титры озвучены как раз песнями Гражданской обороны, и ударными их, на мой взгляд, делает именно звук, а не картинка, а уж финальная песня "Солдатами не рождаются, солдатами умирают" так и вовсе покрывает целиком весь смысл фильма, и становится вообще непонятно, зачем было весь огород городить, если достаточно просто песню послушать.
P.S.
Вот видите, сколько сейчас все про Чернобыль говорят... А про Афган? Ну вот а не потому ли, собственно, что "Чернобыль"-то сняли не у нас?!

Лунгин умеет снимать кино. В героев и ситуации веришь, так оно и было на самом деле, реальные пацаны, без лишнего пафоса и геройства, со своей придурью, идиотизмом, подвигами и прочим. есть какая-то странная ложечка дегтя в этой в целом прекрасной бочке киномеда - образ уж до невозможного правильного КГБшника, который "за все хорошее, против всего плохого" - добрый, честный, принципиальный, человечный, все понимает, все делает по совести, все разрулил, мудростей наговорил, кого смог - спас, кому надо - правду прямо в лицо сказал. знаю, что и такие товарищи могли быть, но, как говорится, "осадочек остался". при этом его играет просто великий русский артист Кирилл Пирогов, и играет шикарно, ничего с этим не поделаешь, кино зачетное, надо смотреть, многое становится понятно про природу современных бизнес-войн, конфликтов в горячих точках и политику в целом.
не могу не согласиться с Никитой Сергеевичем нашим Михалковым, оценившим ленту, как "..довольно среднее, сотканное из клише произведение.."
Очень слабое кино.. сценария просто нет.
Единственное достоинство, это операторская работа и блистательный Федор Лавров.
давно слежу за ним.. здесь он безупречен.
все.

Фильм классный. Показаны настоящие люди на войне. Жести и боевика почти нет. Атмосферу передали другими способами: актерской игрой, операторской работой, цельным сюжетом. Спасибо за фильм.
Не поняла, за что на фильм так ополчились и что в нем такого особенного. Кроме сцены с минами, все остальное не запоминается, не удивляет, не заставляет задуматься. Ну да, война это плохо, но... мысль-то не новая. От режиссера с именем ждешь большего.

Посмотрел скандально известный фильм Павла Лунгина "Братство", 2019 г. Его хотели запретить, потом хотели показать 9 мая, потом перенесли премьеру на 10 мая. Есть такой старый фильм "Афганский излом", 1991 в главной роли Микеле Плачидо. Новое "Братство" вполне себе можно было назвать "Афганский излом-2". Это каша-мала из чернухи, предательства воинов-интернационалистов, драки между военными, постоянные переговоры с талибами, с целью продажи им новых советских вооружений. Мародерство, алкоголизм, грабежи мирного населения. Наплевательство на взятые на себя обязательства. В финале абсолютно беспринципная бомбардировка афганской деревни, несмотря на договоренности. В общем современный кинематограф подводит итоги афганской войны.
#братство #bratstvo #лунгин #афган
Фильм мне понравился!!! Смотреть стоит просто для того чтобы опуститься на землю и вспомнить о ценности жизни и войне, о том что огромное количество людей погибло на этой войне!!!
Мда... давно не смотрел настолько плохих фильмов. Сюжетная линия вообще ни о чем, не затягивает, глупая, такие фильмы тяжело досматривать. Актеры подобраны плохо, их игра оставляет желать лучшего, диалоги полный отстой. Все пьют водку и курят сигареты. Мерзко и жалко потерянного времени.

Очень крутой фильм, полная противоположность водевиля т34. Лунгин мастер. Фильм никак не порочит нашу армию, он про людей на войне, про то что война это всегда плохо - это смерть и напрасные жертвы в угоду непонятных целей. Снято очень качественно, игра актеров и операторская работа на высоте. Кровищи не много, хорошо, что Лунгину не хватило денег на более масштабный эпик - и так нормально получилось, за душу берет.
В общем - так себе. Ни хорошо ни плохо.Если совсем время девать некуда, то можно посмотреть. Но Кирилл Пирогов совершенно не на месте в образе аж полковника КГБ. Ну ни разу он не полковник, зачем было режиссеру его на эту роль брать, а самому Кириллу соглашаться? Не понятно... Общая атмосфера фильма - это состояние эдакого Сизифова труда всех героев. Все, вроде, что-то делают, чем-то заняты, социализм в Афгане строят, с душманами воюют или договариваются, но никто уже не понимает зачем все это. Если режиссер хотел именно это показать, то у него получилось. Если сделать боевик, то увы, нет. Просто нет героев, кому подражать хочется (разве, что кроме сбитого советского летчика).
Добротный фильм о героизме и слабостях "маленького" человека на большой войне, сделанный в лучших традициях отечественного военного кино (Проверка на дорогах) и американской медиакомпании "НВО" (Братья по оружию). Эту картину можно считать продолжением фильма "9-я рота" Ф.Бондарчука и он однозначно понравится тем, кого не "воротит" от афганских событий 80-х годов.

Пронзительный фильм мэтра отечественной режиссуры. Война показана без прикрас, как она есть, со всеми вытекающими. Не могут все быть героями, и в экстремальной ситуации проявляется истинное лицо человека, зачастую, противоречивое.
Смотришь, и понимаешь, что именно так это и могло происходить. Картина не уничижает русского солдата, отнюдь, она показывает всю многогранность человеческой натуры. Прекрасная актерская игра, где я бы особенно отметил работы Момота и Кузнецова, а также неожиданный и как нельзя подходящий саундтрек Гражданской Обороны создают полотно, которое нужно смотреть.