Прокат этого фильма в России - пример нечистоплотного маркетинга.
Во-первых, это не военный фильм, как подаёт его постер и название, а тяжеловесная разговорная биография адмирала Исороку Ямамото. В оригинале фильм так и называется: "Исороку Ямамото" (у японцев он своего рода национальный герой - как и Хэйхатиро Того, разбивший русский флот в Цусимском сражении). Немцы, например, честно назвали этот фильм "Адмирал" - наши по понятным причинам так поступить не могли, но "Атака на Перл-Харбор" - это уж слишком.
Во-вторых, это уж слишком, потому что фильм вовсе не про "атаку на Перл-Харбор"! Перед нами развернута вся военная хроника Японии при жизни Ямамото - от вторжения в Маньчжурию и желания подписать с фашистами "тройственный пакт" до сражения у атолла Мидуэй. Собственно войны при этом - несколько коротких вставок. Налёт на Перл-Харбор длится три минуты от силы, которые включают лишь общие планы и перестрелку двух самолётов в воздухе. Всё!
Чем заполнены остальные два с лишним часа хронометража? Болтовнёй и попыткой выставить Ямамото героем, который очень хотел мира, но весь японский военный штаб вставлял ему палки в колёса; а также примерами того, какой Ямамото был мудрый, добрый и справедливый, как всепонимающе усмехался - прямо как товарищ Сталин! (Патриотические агитки в Японии снимать, кажется, так и не отвыкли - рука-то набита)
У Макйла Бэя в образцовом голливудском "Перл-Харборе" всё то, что в этой разухабистой и нелепой картине нудно жуётся часами, дано в нескольких коротких вставках про японцев.
Кажется, японский кинематограф - на сегодня самый слабый кинематограф в мире (я не по одному этому фильму сужу).
"Атака на Перл-Харбор", "Октябрь", зал 11, смотрело человек восемь, что для этого маленького зала уже много. Кинобиография последних лет жизни японского адмирала Исороку Ямамото (кстати, он еще и маршал), в три месяца захватившего почти весь Тихий океан от Алеутских островов до Новой Гвинеи (ничего подобного история не знала ни до, ни после). Точнее даже не биография, а сравнительное жизнеописание в стиле Плутарха - спарринг-партнером флотоводца выступает редактор японской газеты, будни флота соседствуют в картине с буднями редакции газеты "Политический уголок", на контрасте с которым яснее и виднее мудрость адмирала. Фильм снят в манере советских фильмов-биографий, в немного дидактической и поучительной форме - что непонятно, могут и повторить. Но это и к лучшему, ничто не отвлекает от политического описания Японии перед Второй мировой войной, так что картина в первую очередь познавательная, в простой и понятной форме показывает и рассказывает, как страна восходящего солнца дошла до атомной бомбардировки. Вообще, с точки зрения российского зрителя Япония выглядит странным государством, народ и газетчики за войну, привыкли - после побед над Китаем и Россией экономика страны делала скачок и жить становилось все лучше и лучше, наша армия так воевать почему-то не умеет.
А вот адмирал и флот против войны и против союза с Гитлером и Муссолини - США просто так не победить. Вдобавок флот Японии враждует с армией - враждебные самурайские кланы после одной из внутренних войн ("Война Босин") разошлись по видам вооруженных сил (представьте, что флотом командует адмирал Колчак, а армией - нарком Ворошилов). Родной город Ямамото сожгли те, чьи потомки сейчас командуют пехотой, а ему придется их спасать от наступающих американских войск.
Сам адмирал показан мудрым и честным флотоводцем, обожаемым матросами и морскими летчиками, он видит все на несколько ходов вперед и не его вина, что впереди не видно ничего хорошего. Он против войны, потому что прекрасно знает, чем все кончится (мы теперь тоже знаем), но вынужден подчиняться всеобщему мнению и исполнять свой долг - раз уж пришлось воевать, то это надо делать хорошо. Сначала так и выходит, американский флот разгромлен в Жемчужной бухте, японский щит едва ли не на вратах Австралии, нефть Борнео под контролем, Сингапур пал. Ну а потом все кончится так, как кончится.
Пророк и вождь - это разные профессии и их трудно совместить - пророк должен говорить правду, а вождь - то, что от него хочет услышать народ. Ямамото пришлось вести себя как вождю. Собственно, во вторую половину фильма его уже ничего не удивляет - он знал, что и именно так и выйдет, всё потопят и все погибнут.
Фильм в основном состоит из диалогов и маленьких сценок в кабинетах, каютах кораблей, домах и маленьких японских "харчевнях", батальных сцен немного и сняты они в в основном на макетах и в декорациях. Поскольку всю войну не воткнуть в один фильм, боевые эпизоды сильно прорежены, многие подробности опущены, но в целом описание боевых действий соответствует общепринятому. Есть местами и редкие подробности - например о том, как оголтелый "рейд Дулитла" заставил японцев снять истребительную авиацию с фронта для защиты Токио от бомбежек и позволил американцам победить на Соломоновых островах. Или о том, как из "Майн Кампф" в японском переводе изъяли слова Гитлера о японцах, как о недочеловеках. Вообще эти мелкие подробности придают картине особую прелесть, адмирал оказывается был страшным сладкоежкой, как-то раз съел 47 мандаринов в один присест, на войну в Японии надеялись даже парикмахерши. И еще - "хризантема и меч" - мягкий характер и приятность в обхождении вовсе не мешает посылать на смерть моряков и летчиков, работа такая. Кстати, видно, что японские солдаты и матросы вовсе не роботы, накачанные пропагандой, как их часто изображали, а живые люди со своими чувствами.
Интересно и то, что фильм не покажет - например, Ямамото учился в Гарварде, американцы расшифровали радиограмму о полете адмирала на Новую Гвинею (в фильме бестолковый телеграфист пишет телеграмму открытым текстом), а корабль, на котором ему оторвало два пальца русским снарядом, был построен в Италии. Очевидно, что создатели картины решили все же не слишком прогибаться перед Западом, хватит и того, что редактор "Политического уголка" учит японцев американской демократии после поражения - редактор-то уцелел. Мне картина понравилась, очень познавательно и по-японски, интересно было узнать их точку зрения на то, что было. Народу в зале, как кажется, все же не очень понравилось - японские реалии все же странны для российского зрителя - ну что делать, суп с лапшой положено японцу, даже адмиралу из Гарварда, есть с чавканьем, ну он и ест, такова жизнь.
Адмирал в картине, заметим, просто идеал для военачальника, так что если хотите посмотреть как он выглядит, то сходите. Много вы видели наших таких, которые против какой-нибудь войны.
Спокойный такой фильм на тему государственной службы. В данный термин авторами вкладывается смысл служения государству как стране и народу, а не освоение бюджетных средств. Как ни удивительно это может читаться.
И - соответствующий конфликт! Ты - один на один со своими принципами плюс все и всё против тебя. Ты можешь контролировать только себя самого (играть в го), всё остальное - судьба, стечение обстоятельств, заговор, 4-ый созыв...
Один народ чего стоит! Он так любит смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты и интернеты... и блажить по кухням! В Японии - по улицам и перекрёсткам.
И Пёрл-Харбор, которому посвящено целых 2% экранного времени.
Лично я смотрел с удовольствием и хронометражом не тяготился. Это не часто в прокате бывает - фильм про врагов наших бывших союзников.
Попытка донести взгляд с другой стороны всегда интересна. Фильм идет малым экраном, на многое не претендует, а зритель знает, на что идет. В этом фильме кому-то понравятся этнографические зарисовки, кому-то (с учетом сегодняшних антиамериканских настроений) будет близка версия о том, каким образом США безжалостно душат своего геополитического конкурента, провоцируя того на безрассудные действия. А кому-то будет интересна аппетитно показанная военная ретро-техника. Конечно, фильм по-японски слащав, нам трудно представить себе этого военачальника в неожиданном образе мягкого кота Леопольда.
Посмотреть фильм полезно всем. Если бы в ответ на экспансию США император не предпринял бы атаку на Перл Харбор, а ограничился бы законом о запрете усыновления японских детей в США, мир сегодня был бы другим.