Ленфильмовский режиссер Виталий Мельников в 60-80-е — это то смешное и горькое одновременно, сплошь из актерских бенефисов, стопроцентно зрительское кино, с которым мы сейчас, когда временная дистанция и ностальгия застили глаза, склонны ассоциировать весь скопом советский кинематограф брежневской эпохи. «Начальник Чукотки», «Старший сын», «Женитьба», «Выйти замуж за капитана», опальная телеверсия «Утиной охоты» и много чего еще — это Мельников. В последнее время Мельников не совсем тот («Бедный, бедный Павел») — но, сдается, это потому, что актеры стали не совсем те. Или кто-то сгодится в подметки компании из «Старшего сына»: 25-летние Караченцов и Боярский плюс Леонов? Так или иначе, в новой картине Мельников опирается на собственный юношеский опыт и рассказывает об агитбригаде с кинопередвижной установкой, которую НКВД в годы войны направил бороздить сибирские реки, давая концерты и представления спецпереселенцам. На идейном уровне все вроде как и должно быть…
Очень качественное кино. Отличная игра. Характерные роли. Понравилось. Просто сюжет, большое количество интересных/характерных эпизодов и сцен, красивые сибирские пейзажи и фактурные персонажи.
Нынешнее отечественное кино нас уже прочно научило, что если фильм посвящен СССР 40-50-х годов — то либо мы увидим настырное и в подавляющем большинстве случаев примитивное обличение «проклятого тоталитаризма», либо режиссер пойдет по тропе спускаемого сверху официозного урапатриотизма. Ну или и то и другое будет смешано в невразумительной пропорции. Полутоны умеют выдержать немногие.
«Агитбригада „Бей врага“ — из числа немногих, тех самых, авторы которых избежали искуса обличения/восхваления и пошли путем самым простым и вместе с тем редким — путем искренности, внимания и подлинного сочувствия к живым людям. История — это люди, а не лозунги, и человеческому сердцу легче понять и пережить горе и несправедливость, случившиеся с другим таким же человеком, нежели охватить немощным разумом, а уж тем более пережить сердцем гибель миллионов.
Истории поверил, истории сопереживал — и неожиданно для себя, отравленного скепсисом фальшивых обличительно-восхвалительных произведений о войне, ближе к концу ленты поймал мысль, что так оно при этом самом «проклятом сталинизме», наверное, и было — ничтожные облеченные властью рвачи Кольчугины и туповатые с лица, идеологией контуженные, а душой все ж живые Калинкины. И великое время — война к концу идет — и горькое той гнусью, которая по головам вверх лезла и под красивыми лозунгами дрянь творила. Почувствовал, что и тяжко под гнусью этой жить было, а все ж люди жили, карабкались на свет — чему свидетельством мы с вами, дети и внуки их.
И почему же, почему проходят такие вот картины экраны наши стороной? Узнал про фильм совершенно случайно, а посмотрел — и на душе неспокойно, как только после хорошего фильма и бывает. Чувство для нынешнего отечественного кино редкое.
Виталий Мельников в кинематографе фигура значимая. Фильмы, снятые им за долгие годы работы в жанре, стали частью истории как страны в целом, так и ее кинематографа. Знаменитый «Начальник Чукотки» был снят более сорока лет назад. С тех пор появились «Здравствуй и прощай» и «Старший сын», «Уникум» и даже «Выйти замуж за капитана». Виктор Сухоруков именно у него сыграл одну из своих лучших ролей – в фильме «Бедный, бедный Павел». И вот актер снова приглашен на главную роль и радостно раскидывает руки на афише фильма со странным названием «Агитбригада «Бей врага!»
Тема войны – редкая для режиссера. И очень характерно для Мельникова именно так показать Великую отечественную – через призму кучки аутсайдеров в богом забытых местах на окраине огромных событий.
Синопсис фильма гласит: «В годы страшной войны собранная наспех агитбригада артистов «Бей врага!» плывет по сибирской реке, останавливается по пути в каждом поселке, дает концерты и показывает кино. Их задача - поднимать патриотический дух населения в самых суровых краях нашей страны. В агитбригаде люди и артисты - самые разные, и если бы не война, они никогда бы и не встретились». Честно говоря, во время войны встречались и не такие люди. Любое лихолетье санкционирует невероятные сюжетные повороты и грозовые тучи страстей.
У Мельникова фильм получился спокойный, местами лиричный, очень добрый и довольно умный. Он не торопится осуждать, он рассказывает о пережитом. Режиссер признается, что картина стала воспоминанием о сибирских краях его юности. Недавно Виталий Вячеславович написал автобиографическую книгу «Жизнь, кино», которая и легла в основу сценария «Агитбригады».
Роль руководителя, контуженного солдата Никанора Калинкина специально написана для Сухорукова. Актер ценит такое внимание мастера: «После череды отморозков, убийц, идиотов я встречаюсь с Мельниковым, который говорит: император Павел у нас есть. Вот как он ко мне!...А, сыграв Никанора Васильевича Калинкина, я сыграл то, что не сыграл до сорока лет. Я, например, впервые играю, что хочу женщину, что влюбляюсь в нее…Я когда играл, то копировал кое-что из всех своих любимых актеров прошлого, из их фильмов».
Длинное и тяжелое агитационное путешествие бригады обрывается на полуфразе. Проплывая по реке, эти острые, несогласные герои ссорятся с властями, жителями, природой. Они бы и рады помириться, да течение несет все вперед и вперед. Что же дальше? На этот вопрос «Нашей Версии в Питере» Сухоруков ответил, что Калинкина убьют. Действительно, в те годы агитаторов часто убивали. Другого выхода для бригады нет.
Опубликовано на сайте http://versiya.org/