Фильм

Фильм Капернаум

Capharnaüm (2018, Ливан, США, Кипр, Катар), IMDb: 8.4

Капернаум – афиша
1/12

Претендент на «Оскар» от Ливана про жизнь хуже обычной

12-летний Зейн (Зейн Аль Рафеа) родился в Бейруте, а выживает на улицах, где вместе с братьями и сестрами познал нищету и прочие ужасы социальной незащищенности. Оказавшись в тюрьме, он подает в суд на родителей, так как считает, что они не должны были производить его на свет для такой жизни. Получившая в Каннах призы жюри (в том числе и экуменического), драма Надин Лабаки без лишних сантиментов задает проклятые вопросы, на которые общество боится давать ответы. Помимо очевидных социальных, есть и следующий: стоит ли жить, если она будет такой бесприютной?

СтранаЛиван, США, Кипр, Катар
ЖанрыДрама
РежиссерНадин Лабаки
Продолжительность2 часа 5 минут
Дата выхода17 мая 2018
Дата выхода в России14 февраля 2019
Возрастное ограничение18+
7

Стоит ли ваша жизнь того, чтобы быть продолженной? - с этим вопросом обращается к нам Надин Лабаки своим фильмом и им же должен задаваться каждый человек, который имеет намерение зачать и родить ребенка. Родители главного героя уже, кажется, не ведут счета рожденным детям и не особо беспокоятся за их будущее, лишь говоря, что любят их - на деле же их дети в лучшем случае для них - рабочая сила или обменное на приданное мясо - в худшем же - мешки для битья. Обществу, разумеется, плевать на это. У детей нет даже документов, да и сами родители не в состоянии назвать их возраст. И вот из этой семьи, оказывается, вышел человек с какими-то ценностями, нравственными ориентирами, желанием стать лучше и подняться над этим болотом. Это Зейн, главный герой. Потеряв сестру, близкого человека, он пускается в одиссею, в которой встречает женщину - Рахиль. Она, по сути, на той же социальной ступени, что и семья Зейна, живет в бараке - и у нее есть ребенок. Рахиль становится для Зейна образчиком "здорового" материнства: она поистине любит своего сына и готова для него на все, но случайность отрывает его от нее - и вот уже Зейн на своей шкуре постигает, каково это - быть ответственным родителем. Режиссер сталкивает два примера отношения к родительству, которые тем ярче, что изображают людей из одного социального слоя; если с одной стороны мы видим слепое следование то ли природным инстинктам, то ли странным традициям, то с другой - осознанный выбор растить ребенка, тем более в одиночестве.
Возможно, название картины отсылает нас к библейскому городе Капернауму, стоящему и по сей день, чье наименование переводится как "дом утешения", каковым, пожалуй, для каждого ребенка должен стать родительский дом; но мне думается, что режиссер имела в виду разговорное французское слово, означающее "нагромождение вещей, хаос" - фронтальные виды города, ровно как и картины быта главных героев, напоминают именно это.
Фильм, который априори кажется слезоточивым, не так однозначно эмоционален - в нем есть место и иронии, и геройству - в какой-то степени это даже роуд-муви, а в другой - детектив. Такой набор разносторонних свойств не дает зрителю заскучать, хотя ближе к концу все же пробивает на слезу - и музыка финальных титров еще не выходит из головы какое-то время.

17 февраля 2019
9

Фильм тронул до слез. Все два часа этого очень очень атмосферного фильма насыщены событиями и смотрятся на одном дыхании, лишь изредка замедляясь. А содержание разжигает внутри целый пласт острых вопросов как к себе, так и к миру. Это "Миллионер из трущоб" без конфетти но с полным погружением. Я бы очень хотел чтобы этот фильм увидели все.

15 февраля 2019
9

Буквально пару-тройку раз в году мне попадается фильм, настоящее кино, такое, ради которого есть смысл называть кино искусством. Сегодня у меня случились восторг и ужас, сопереживание и негодование, радость и боль.

"Капернаум", претендент на лучший иностранный фильм от Ливана. История 12-летнего мальчишки из многодетной семьи, который вынужден бомжевать из-за того, что его родители по сути продали замуж за пару куриц его 11-летнюю любимую сестрёнку Сахáр. Ему 12, но выглядит он на 8, а по мироощущению он глубокий старец. И в своей семье он вырос единственным человеком.

Этот фильм задаёт крайне важные вопросы. Нужно ли размножаться, если ты не можешь дать своим детям ни любви, ни заботы, ни радости детства? Можно ли вырасти человеком в зверинце и остаться им в колонии для несовершеннолетних? Можешь ли ты в 12 нести ответственность не только за себя, но и за окружающих, умеем ли мы ценить то, что имеем? Помогли бы мы этому парнишке или отвернулись?

В этом фильме хорошо буквально всё: мощный сценарий, гениальный мальчик, удивительные дети, тонкая режиссура, выдающаяся операторская работа, отличный монтаж. И город Бейрут, который вымораживает до костей.

24 февраля 2019
9

Такие фильмы стоит смотреть хотя бы потому, что он объединяет всех сидящих зрителей в зале. Каждый задумывается о том, какими заботами живет в своей жизни и невольно сравнивает свои тревоги дня с тревогами главного героя, мальчика 12-ти лет. Каждый в ответе за свою жизнь, любые обстоятельства можно перебороть. Нет добра и нет зла. Нет ада или рая. Есть только маленькая жизнь большого человека.

23 февраля 2019
9

Самый крутой фильм за последние 2 года, который я когда-либо видел

22 февраля 2019
Все отзывы
Читайте также
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
27 кинопремьер февраля
27
кинопремьер февраля
27 кинопремьер февраля
12 лучших фильмов, номинированных на премию BAFTA
12
лучших фильмов, номинированных на премию BAFTA
12 лучших фильмов, номинированных на премию BAFTA
«Страна Саша»: рецензия на отечественную инди-мелодраму, которая найдет особое понимание у зумеров
«Страна Саша»: рецензия на отечественную инди-мелодраму, которая найдет особое понимание у зумеров
«Страна Саша»: рецензия на отечественную инди-мелодраму, которая найдет особое понимание у зумеров
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость