Фильм

Фильм Хрусталь

Белоруссия, Германия, США, Россия, 2018

Хрусталь – афиша
1/19

Белорусский фильм про 90-е, который выдвигают на «Оскар»

90-е, Беларусь. Диджейка Веля (Алина Насибуллина) играет сеты и тусует с парнем-наркоманом, но сама мечтает уехать в США, на родину хауса. Для собеседования в посольстве она подделывает справку, где указывает телефон какого-то дома в глухой белорусской деревне. Нарядившись в самое яркое, она отправляется в глубинку, где рассчитывает ухватить счастье за хвост, а на самом деле встретится с серой рожей реальности. Полнометражный дебют режиссерки Дарьи Жук стал главным фильмом года (если не всей постсоветской истории) в Беларуси и готовится к поездке на «Оскар». Российская критика к нему также крайне лояльна, звучат сравнения с Балабановым, а сюжет о мучительных метаниях между Западом и Родиной признается универсальным. Помимо важной проблематики, модных нынче 90-х и сочных красок, «Хрусталь» не то чтобы многое может предложить: это довольно прямолинейное кино, начинающееся как анекдот, а заканчивающееся как «Левиафан» Звягинцева.

СтранаБелоруссия, Германия, США, Россия
РежиссерДарья Жук
Продолжительность1 час 33 минуты
Дата выхода1 июля 2018
Дата выхода в России13 декабря 2018
Официальный сайтХрусталь
Возрастное ограничение18+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Хрусталь»

7Между Балабановым и «Леди Берд»

Девица лет двадцати-с-чем-то по имени Эвелина (Алина Насибуллина) ходит по Минску 1996 года в шляпе, черных очках, красном пальто оверсайз и синем парике, скрывающем прическу в духе Мадонны времен «Like a Virgin». Больше всего на свете Веля любит чикагский хаус и поэтому хочет уехать в Чикаго. Поскольку она безработная и иногда диджей, она приносит в посольство поддельную справку о доходах и указывает в анкете случайный рабочий телефон. А когда понимает, что по нему и правда позвонят, сама бросается искать абонента. Номер (естественно, отключенный за неуплату), как выяснится, принадлежит семейству в городке Хрустальный, выстроенном вокруг стекольного завода. В семье праздник: старший сын, недавно дембельнувшийся Степан (Иван Мулин), через пару дней женится.
Если бы «Хрусталь» снимал Дмитрий Астрахан, Степан, несомненно, сбежал бы из-под венца с Эвелиной, и под сперва неодобрительными, а потом смягчившимися взглядами родственников (женская половина получает зарплату хрусталем, мужская — пьет водку и ночами глушит рыбу тротилом) они отправились бы покорять Америку, а в последний момент решили бы, что ну его, Чикаго, и дома неплохо. Но режиссер «Хрусталя» — давно переехавшая в Нью-Йорк и окончившая там вуз белоруска Дарья Жук, дебютантка в полном метре, — училась по совсем другим учебникам и настаивает, что дома — все-таки не очень. Что, впрочем, не помешало Беларуси отправить фильм на рассмотрение оскаровского комитета.
Эта растиражированная новость пока говорит лишь о признании в Минске, а не в Лос-Анджелесе, и шансы скромного «Хрусталя» попасть в шорт-лист кажутся минимальными, но все равно интересно. Последний раз Беларусь отправляла (безуспешно) на «Оскар» работу упомянутого Астрахана, и было это давно — как раз в 1996 году, когда происходит действие фильма.
«Хрусталь» — нечто среднее между Балабановым и «Леди Берд»: по фактуре ближе, конечно, к первому (интересно сравнить дебют Жук с прошлогодним «Нашла коса на камень» Ани Крайс), но по духу — безусловно, ко второму. Не конкретно, может быть, к Гервиг, но вообще к школе американского инди, породившей великое множество обманчиво невозмутимых трагикомедий про мятежные души и провинциальное свинство. Жук, как и ее героиня, пересыпает речь английскими словечками, в отличие от Вели, не вызывая этим ни раздражения, ни комического эффекта. Даже затертые до дыр санденсовские приемы — от пробежки в наушниках, символизирующей в таком кино крайнюю степень моральной опустошенности, до меланхоличных поездок на автобусе, символизирующих все остальное, — здесь как-то радуют: вроде наш человек, а и штампы использует цивилизованные.
Формально это «кино про 90-е», популярный тренд, но фактически, конечно, «Хрусталь» — ретро довольно условное: в белорусской глубинке, насколько можно судить, время течет еще медленнее, чем в российской (что на дворе — 1980-е? 2010-е?) Впрочем, в минской — лучшей, пожалуй, — части фильма примет эпохи хватает: вялый рейв среди бюстов вождей, перешитые лейблы, бойфренд-наркоман (крайне легкомысленная, к счастью, линия), мама, которая работает в военно-историческом музее, получает косметику от китайских туристов, а в свободное время чистит карму, и так далее. В вымышленном Хрустальном спортивные костюмы теряют кислотные цвета, поддельный «адидас» сменяется знаменитыми лидскими кроссовками, и вместо 90-х — тот самый вневременной коктейль: свадьба, водка, менты, тетки в леопардовом. Все узнаваемо, что уж там, хотя кассетные плееры, кажется, не садились так внезапно, а сперва начинали растягивать звуки.
Никаких специальных идей про постсоветскую жизнь, кроме того, что она печальна, у Жук и ее сценаристки Хельги Ландауэр нет — и, в частности, поэтому вместо финала у них какой-то вздох. Но у автора хороший слух, хорошее зрение и достаточно честности, чтобы фильм не превратился в рискованное путешествие из Бруклина в экзотический край бобров и самогона (на что слегка настраивает логотип Vice в начальных титрах).
Актеры — особенно Насибуллина и Мулин, конечно, — очень выразительны, и почти каждому герою тут придумано по паре черточек сверх необходимого, как раз и придающих им объем: Эвелина была бы другой, допустим, без ритуального вранья про больную мать, а Степан — без красноречивой армейской татуировки. Эта принципиально маленькая история, втиснутая в кадр 4:3, затеяна вокруг прозрачной и хрупкой метафоры, но за ней видна железная воля, с которой можно далеко уйти хоть в чикагском хаусе, хоть в кино.

17 декабря 2018
5Типичное фестивальное кино

Конечно это не Балабанов, ни по стилю, ни по таланту. История довольно чернушная без доли положительного. Вместе с тем я просмотрел от начала до конца, и мне было любопытно. Часто такие фильмы смотреть не хочется, но иногда можно. Среди актеров можно выделить только главную героиню, картинка приятная глазу, сценарий какой-то стандартный (как по методичке).

19 декабря 2018
1

Кино неплохое, но до Оскара явно не дотягивает. Хорошая операторская работа и интересная актерская работа главной героини (актерский соств в целом весьма неплох).. но уж слишком много чернухи начиная где-то с середины.. Жизнь - она более многоплановая, чем показано в этой незамысловатой истории.. оттого от сеанса такое слегка неприятное послевкусие. Моя резолюция - кино интересное, но не «must see». А если Вы (как я) предпочитаете, чтобы кино вдохновляло и окрыляло - то это не тот фильм, на который Вам надо идти. Настроения он не прибавит.. Это женский вариант Левиафана с незакрытым гештальтом женщины-режиссера по отношению к своей родине..

16 декабря 2018
8Трагикомедия о лихих 90-х

Трагикомедия о лихих 90-х, серых и нищих, из которых в «прекрасную Америку», в Чикаго, где играют самый лучший «хаус», мечтает уехать девушка Веля. Ей твердят о патриотизме, но она видит, что за красивыми словами нет человечности, а те, кто с пафосом говорит о любви к родине, не любит тех, кто рядом; что люди, всю жизнь проработавшие на заводе и оставившие там здоровье, остались с нищенской пенсией. Но фильм вовсе не мрачная «чернуха», и сравнение напрашивается не с фильмами Балабанова, а, скорее, с «Маленькой Верой», но с учетом того, что в 1996 году (время действия фильма) жизненные перспективы выглядели гораздо менее оптимистичными, чем в 1988-м. Живой, хорошо снятый фильм. Отличные работы молодых российских актеров – Алины Насибуллиной в роли Вели, замечательно передающего белорусский говор Ивана Мулина в роли Степана, Юрия Борисова в яркой комичной роли наркомана Алика.

20 декабря 2018
9

На самом деле,фильм начинающийся как фарс постепенно переходит в драму. Ведь так грустно осознавать,что мечта в конце концов разобьется как хрусталь. Америка,как романтизированное представление о свободе,к сожалению лишь иллюзия,как в песне наутилус"последнее письмо",остаётся в конце только горечь.

13 декабря 2018
Стоит увидеть
8Балабанов по фамилии Жук

Если вам хочется окунуться "назад в 90-ые" - это по адресу. Кислотные рейв-вечеринки в стиле журнала "Птюч", йогические практики, очереди в посольства, зарплата в форме хрустальных ваз (отсюда английское название фильма), бритоголовые гопники и хроническая нехватка продуктов на фоне эйфории свободы и дозволенности - Минск образца 1996 года вряд ли сильно отличался от Москвы или какого другого крупного города постсоветского пространства. Много минора (не только провинциального), но душераздирающей чернухи тут нет, и выводы зритель может сделать самые разнообразные - не зря фильм номинируется на "Оскара" от Беларуси.

12 мая 2019
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы 2018 года
Лучшие фильмы 2018 года
Лучшие фильмы 2018 года
15 главных кинопремьер декабря
15
главных кинопремьер декабря
15 главных кинопремьер декабря
Самые ожидаемые сериалы 2023 года
Самые ожидаемые сериалы 2023 года
Самые ожидаемые сериалы 2023 года
«Нападение на Рио-Браво»: как Александр Невский снял свой лучший фильм?
«Нападение на Рио-Браво»: как Александр Невский снял свой лучший фильм?
«Нападение на Рио-Браво»: как Александр Невский снял свой лучший фильм?
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость