Киноафиша Москвы

Фильм «Хрусталь»

2018, Белоруссия, Германия, США, Россия

6.0
оценить
Смотрите фильм "Хрусталь" на сайте okko.tv от 99 рублей
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Хрусталь — трейлер

Смотреть трейлер

Белорусский фильм про 90-е, который выдвигают на «Оскар»

90-е, Беларусь. Диджейка Веля (Алина Насибуллина) играет сеты и тусует с парнем-наркоманом, но сама мечтает уехать в США, на родину хауса. Для собеседования в посольстве она подделывает справку, где указывает телефон какого-то дома в глухой белорусской деревне. Нарядившись в самое яркое, она отправляется в глубинку, где рассчитывает ухватить счастье за хвост, а на самом деле встретится с серой рожей реальности. Полнометражный дебют режиссерки Дарьи Жук стал главным фильмом года (если не всей постсоветской истории) в Беларуси и готовится к поездке на «Оскар». Российская критика к нему также крайне лояльна, звучат сравнения с Балабановым, а сюжет о мучительных метаниях между Западом и Родиной признается универсальным. Помимо важной проблематики, модных нынче 90-х и сочных красок, «Хрусталь» не то чтобы многое может предложить: это довольно прямолинейное кино, начинающееся как анекдот, а заканчивающееся как «Левиафан» Звягинцева.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1207
оценок:
837
рейтинг:
10971
7

Между Балабановым и «Леди Берд»

Девица лет двадцати-с-чем-то по имени Эвелина (Алина Насибуллина) ходит по Минску 1996 года в шляпе, черных очках, красном пальто оверсайз и синем парике, скрывающем прическу в духе Мадонны времен «Like a Virgin». Больше всего на свете Веля любит чикагский хаус и поэтому хочет уехать в Чикаго. Поскольку она безработная и иногда диджей, она приносит в посольство поддельную справку о доходах и указывает в анкете случайный рабочий телефон. А когда понимает, что по нему и правда позвонят, сама бросается искать абонента. Номер (естественно, отключенный за неуплату), как выяснится, принадлежит семейству в городке Хрустальный, выстроенном вокруг стекольного завода. В семье праздник: старший сын, недавно дембельнувшийся Степан (Иван Мулин), через пару дней женится.
Если бы «Хрусталь» снимал Дмитрий Астрахан, Степан, несомненно, сбежал бы из-под венца с Эвелиной, и под сперва неодобрительными, а потом смягчившимися взглядами родственников (женская половина получает зарплату хрусталем, мужская — пьет водку и ночами глушит рыбу тротилом) они отправились бы покорять Америку, а в последний момент решили бы, что ну его, Чикаго, и дома неплохо. Но режиссер «Хрусталя» — давно переехавшая в Нью-Йорк и окончившая там вуз белоруска Дарья Жук, дебютантка в полном метре, — училась по совсем другим учебникам и настаивает, что дома — все-таки не очень. Что, впрочем, не помешало Беларуси отправить фильм на рассмотрение оскаровского комитета.
Эта растиражированная новость пока говорит лишь о признании в Минске, а не в Лос-Анджелесе, и шансы скромного «Хрусталя» попасть в шорт-лист кажутся минимальными, но все равно интересно. Последний раз Беларусь отправляла (безуспешно) на «Оскар» работу упомянутого Астрахана, и было это давно — как раз в 1996 году, когда происходит действие фильма.
«Хрусталь» — нечто среднее между Балабановым и «Леди Берд»: по фактуре ближе, конечно, к первому (интересно сравнить дебют Жук с прошлогодним «Нашла коса на камень» Ани Крайс), но по духу — безусловно, ко второму. Не конкретно, может быть, к Гервиг, но вообще к школе американского инди, породившей великое множество обманчиво невозмутимых трагикомедий про мятежные души и провинциальное свинство. Жук, как и ее героиня, пересыпает речь английскими словечками, в отличие от Вели, не вызывая этим ни раздражения, ни комического эффекта. Даже затертые до дыр санденсовские приемы — от пробежки в наушниках, символизирующей в таком кино крайнюю степень моральной опустошенности, до меланхоличных поездок на автобусе, символизирующих все остальное, — здесь как-то радуют: вроде наш человек, а и штампы использует цивилизованные.
Формально это «кино про 90-е», популярный тренд, но фактически, конечно, «Хрусталь» — ретро довольно условное: в белорусской глубинке, насколько можно судить, время течет еще медленнее, чем в российской (что на дворе — 1980-е? 2010-е?) Впрочем, в минской — лучшей, пожалуй, — части фильма примет эпохи хватает: вялый рейв среди бюстов вождей, перешитые лейблы, бойфренд-наркоман (крайне легкомысленная, к счастью, линия), мама, которая работает в военно-историческом музее, получает косметику от китайских туристов, а в свободное время чистит карму, и так далее. В вымышленном Хрустальном спортивные костюмы теряют кислотные цвета, поддельный «адидас» сменяется знаменитыми лидскими кроссовками, и вместо 90-х — тот самый вневременной коктейль: свадьба, водка, менты, тетки в леопардовом. Все узнаваемо, что уж там, хотя кассетные плееры, кажется, не садились так внезапно, а сперва начинали растягивать звуки.
Никаких специальных идей про постсоветскую жизнь, кроме того, что она печальна, у Жук и ее сценаристки Хельги Ландауэр нет — и, в частности, поэтому вместо финала у них какой-то вздох. Но у автора хороший слух, хорошее зрение и достаточно честности, чтобы фильм не превратился в рискованное путешествие из Бруклина в экзотический край бобров и самогона (на что слегка настраивает логотип Vice в начальных титрах).
Актеры — особенно Насибуллина и Мулин, конечно, — очень выразительны, и почти каждому герою тут придумано по паре черточек сверх необходимого, как раз и придающих им объем: Эвелина была бы другой, допустим, без ритуального вранья про больную мать, а Степан — без красноречивой армейской татуировки. Эта принципиально маленькая история, втиснутая в кадр 4:3, затеяна вокруг прозрачной и хрупкой метафоры, но за ней видна железная воля, с которой можно далеко уйти хоть в чикагском хаусе, хоть в кино.

5
2
17 декабря 2018

Лучшие отзывы о фильме «Хрусталь»

Фото Евгений Яненко
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
23
5
Типичное фестивальное кино

Конечно это не Балабанов, ни по стилю, ни по таланту. История довольно чернушная без доли положительного. Вместе с тем я просмотрел от начала до конца, и мне было любопытно. Часто такие фильмы смотреть не хочется, но иногда можно. Среди актеров можно выделить только главную героиню, картинка приятная глазу, сценарий какой-то стандартный (как по методичке).

3
0
19 декабря 2018
Фото Любовь Сабинина
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
1

Кино неплохое, но до Оскара явно не дотягивает. Хорошая операторская работа и интересная актерская работа главной героини (актерский соств в целом весьма неплох).. но уж слишком много чернухи начиная где-то с середины.. Жизнь - она более многоплановая, чем показано в этой незамысловатой истории.. оттого от сеанса такое слегка неприятное послевкусие. Моя резолюция - кино интересное, но не «must see». А если Вы (как я) предпочитаете, чтобы кино вдохновляло и окрыляло - то это не тот фильм, на который Вам надо идти. Настроения он не прибавит.. Это женский вариант Левиафана с незакрытым гештальтом женщины-режиссера по отношению к своей родине..

3
0
16 декабря 2018
Фото Jurij Kamychnikov
отзывы:
23
оценок:
47
рейтинг:
19
8
Трагикомедия о лихих 90-х

Трагикомедия о лихих 90-х, серых и нищих, из которых в «прекрасную Америку», в Чикаго, где играют самый лучший «хаус», мечтает уехать девушка Веля. Ей твердят о патриотизме, но она видит, что за красивыми словами нет человечности, а те, кто с пафосом говорит о любви к родине, не любит тех, кто рядом; что люди, всю жизнь проработавшие на заводе и оставившие там здоровье, остались с нищенской пенсией. Но фильм вовсе не мрачная «чернуха», и сравнение напрашивается не с фильмами Балабанова, а, скорее, с «Маленькой Верой», но с учетом того, что в 1996 году (время действия фильма) жизненные перспективы выглядели гораздо менее оптимистичными, чем в 1988-м. Живой, хорошо снятый фильм. Отличные работы молодых российских актеров – Алины Насибуллиной в роли Вели, замечательно передающего белорусский говор Ивана Мулина в роли Степана, Юрия Борисова в яркой комичной роли наркомана Алика.

2
0
20 декабря 2018
Фото Dasha Rubanova
отзывы:
16
оценок:
6
рейтинг:
14
9

На самом деле,фильм начинающийся как фарс постепенно переходит в драму. Ведь так грустно осознавать,что мечта в конце концов разобьется как хрусталь. Америка,как романтизированное представление о свободе,к сожалению лишь иллюзия,как в песне наутилус"последнее письмо",остаётся в конце только горечь.

1
0
13 декабря 2018
Фото Елена Морозова
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
10
Хороший, но грустный фильм, и очень похоже на правду

На мой взгляд, фильм очень правдивый. Такое впечатление, что сюжет не выдуман, а прожит кем-то. Лихие 90-е и молодежь... Мне повезло прожить это время и свои 16 лет в Москве, в относительно комфортных условиях, и, тем не менее, чужие истории не прошли мимо меня: многое увидела, многое пережила. Знакомые девушки, которые смогли уехать в это время на Запад, ни за что не хотят обратно... Помнят Россию 90-х, а другой, более поздней России они так и не увидели.
Этот фильм - скорее фильм-ностальгия. Кому-то интересно, кому-то нет. Зависит от настроения. Мне хорошего настроения он не прибавил, не смотря на некоторые смешные сцены.
Зато, повторюсь, сюжет и игра актёров очень реалистичны, и многим, думаю, близки.

0
0
13 января 2019

Галерея

Информация от прокатчика «Хрусталь»

Информация предоставлена компанией «Капелла Фильм»

90-е годы. Творческая девушка, диджей Веля из Минска мечтает уехать в Америку. Из-за ошибки в поддельной справке на визу она оказывается в незнакомой семье небольшого городка. Пока приютившие ее люди заняты приготовлением к свадьбе, она собирается во что бы то ни стало добиться исполнения своей «хрустальной мечты».