Как не сложно догадаться, картина американского кинорежиссера Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности» рассказывает о всемирно известном нидерландском художнике-постимпрессионисте Винсенте Ван Гоге. Тем не менее, назвать это полотно типичным байопиком никак нельзя. До карьеры в кинематографе Джулиан Шнабель был профессиональным художником, творящим в жанре неоэкспрессионизма. Поэтому режиссера куда больше интересует не то, как жил и творил художник, с точки зрения любопытного обывателя, а с точки зрения самого художника. Что творилось в голове гения?! Как Ван Гог видел этот мир и почему изображал его именно таким?!
На роль Ван Гога был выбран прекрасный Уиллем Дефо. Несмотря на огромную разницу в возрасте между художником и актером (Ван Гогу — 37, Дефо — 63), настоящий Ван Гог, знакомый нам в основном по автопортретам, именно таким и представляется. Своеобразные черты лица Дефо были будто специально созданы небесным творцом именно для этой роли. Дефо будто и сам балансировал на пороге актерского мастерства и настоящего безумия и смог создать убедительный образ гения, за что справедливо был награжден Кубком Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале. А также получил номинацию на премию «Оскар».
В фильме не так много диалогов, а те немногие сцены, в которых герои разговаривают, похожи не на банальные фразы, выуженные из исторических писем, а скорее на откровения. Можно провести удивительную параллель между Иисусом, с которым себя сравнивает герой фильма, в сцене разговора со священником (его играет Мадс Миккельсен) и тем, что до роли Ван Гога Уиллем Дэфо исполнил роль Христа в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Получается, что в какой-то степени экранному Ван Гогу и правда известна и понятна тяжелая судьба Иисуса из Назарета, которого так никто и не узнал при жизни, равно как и художника. А инфернальный Мадс Миккельсен (недаром актер играл Ганнибала Лектера в сериале «Ганнибал») больше похож не на Понтия Пилата, а на Дьявола искушающего Христа.
Примечателен и тот факт, что Уиллема Дефо зовут также как Шекспира, которого читает Ван Гог и коим восхищается. Все эти совпадения только усиливают впечатление от просмотра картины. Однако вместе с хвалебными отзывами об актерской игре и смысловой нагрузке, хочется поругать операторскую работу Бенуа Деломма. Его камера постоянно находится в движении, трясется и дергается. Все мельтешит перед глазами и находится в расфокусировке. Насладиться красотой природы или же полотнами автора (которые писал сам Шнабель) можно лишь изредка, когда камера замирает. Оператор и режиссер пытались, таким образом, еще больше проникнуть в мир великого художника, но, на мой взгляд, слишком переусердствовали.
О Винсенте Ван Гоге было снято немало фильмов. Самым ранним считается документальная работа классика французского киноискусства Алена Рене «Ван Гог», в которой режиссер на основе лишь одних картин выстраивал биографию художника. А самым известным — позапрошлогодний польский анимационный полнометражный фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент», который был полностью нарисован масляными красками на досках. Нынешний фильм Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности» можно назвать самым чувственным и пронзительным, заставляющим проникнуть в разум художника и увидеть этот мир так, как и подобает живому человеку.
Удивительно лаконично и объемно передано Время Ван Гога!
Пейзажи!Картины!Музыка!Серая реальность и яркие краски Ван Гога!Знамени тые подсолнухи!Фильм-шедевр о великом Таланте!
Это настоящий аудиовизуальный шедевр! Кино об искусстве, и снято как Искусство!
Потрясающий эффект присутствия: чувствуешь лед каменого пола в тумманой лачуге Творца, ласку летнего ветра в лицо, запахи утреннего леса, вкус вина, что пьют они с Гогеном. Музыка прнзительно эмоциональна. Удивительно насыщенные кадры: яркие, тёплые, но при этом абсолютно естественные - каждый третий хоть в багет. И это ошеломляющий оргазм как для глаз, так и для души, или того, что в ней осталось по-настоящему глубокого и человечного!
Дефо - высший пилотаж, может хоть умирать после этой роли. Художественные решения на 5+. Режиссер с оператором используют устаревшую для тем более артхауса тему с дёрганной камерой (но это не артхаус) - и на первых минутах это выглядет очень тонкой нитью, но она не рвётся! И именно благодаря этому ты ощущаешь себя внутри фильма. Рука Ван Гога , превращающая резкими и мощными мазками кисти шероховатое сукно в будущие всемирные шедевры - это таоя рука. Ты часть его. Полностью. Так снято!
Вообще же кино о чистом Искусстве, от творчестве от Сердца. О важности быть абсолютно честным в нем, без намёка на копирование ли компромисс. Лишь тогда это будет что-то Настоящее и ждёт величие на века... Это ключевой смысл, хотя сценарист насытил муви и второстепенным фоном. Но всё очень легко, без снобизма и нравоучений.
И ещё: кино душевно держит и два часа жизни ракетой! При это этом оно сложноватое, эмоциональное и местами ну очень мужское что-ли...
И еще 2: понимаю, что Ван Гог - это революция в живописи, но к его картинам всегда был равнодушен, просто не моё. Но фильм - абсолютнейшая красота! Восторг! Прямо до слез
Фильм призвел очень сильное впечатление! Сложный, красивый, не для неподготовленного зрителя. Впечатление , что на мир смотришь его глазами, отсюда и более глебокое понимание природы художника. Прекрасная музыка. И , конечно, диалог со священником. Ради этой сцены уже нужно идти на фильм. Прекрасный , эмоциональный.
Ждала окончания фильма. Чувствовала себя ценителем артхаусного кино. Метод съемки мне непонятен - то ли это треснула линза камеры, то ли стекло жиром измазали. Или я должна была догадаться, что у Винсента от абсента испортилось зрение и он видит половиной глаза? Все интересные моменты (с Дефо и Миккелсеном) можно было уместить в 15 минут.
У этого фильма был огромный потенциал. В нем был и именитый талантливый актер, играющий главного героя, и отлично подобранная съемочная команда, и время на подготовку фильма к прокату... В общем, все прелести жизни.
Но получилось что-то мутное (в прямом смысле) и тягомотное.
Уильям Дефо тащит на себе всю картину, за ним интересно наблюдать и за него переживаешь. Но антураж и общее повествование так растянуты, что уже хочется посмотреть на часы и поторопить актеров поскорее доиграть сцены.
Снята картина тоже очень неоднозначно. С одной стороны это вброс операторской индивидуальности. А с другой - устают глаза от просмотра уже на 40й минуте.
Но тут уже у каждого свои предпочтения к картинке.
В принципе, если вы фанат творчества Ван Гога и вам интересны фильмы-биографии, то "Ван Гог. На пороге вечности" вас не разочарует. Даже слезу пустите.
Кроме как для общего развития этот фильм обывателя вряд ли заинтересует. Или он его выключит уже к середине.
Волшебный фильм. Глубокий и безумно красивый. Отдельный восторг — саундтреку и операторской работе. Ни разу не пожалели, что сходили. Претендент на Оскар!
Главная роль сыграна очень хорошо. А вот сам фильм можно было бы уместить в 15 мин, хотели что-то по новому заснять, получилось непонятно. Немного пожалел что потратил время на нудный, по ощущениям долгий фильм. Ошущение того, что надо было снять что-то, а не знали что именно, вот и растянули моменты где нет никаких кульминаций и развязок. Вместе с тем, кадры некоторые были подобраны хорошо, в плане природы и пейзажей, которые усматриваются в фильме.
Мне фильм понравился. Игра актеров особенно Уиллем Дефо хороша. Кому не безрачны произведения Ван Гога и интересна его жизнь , думаю фильм понравится. И много красивых природных пейзажей.
Ни один!!! кинопрокатчик нашего захолустья, некогда города - Героя не взял,,на борт,, данный кинопроект, полагаю, достойный просмотра и эмоциональных, нравственных и художественных впечатлений и умозаключений....позор ....деградация
Фильм великолепный.Настоящее произведение искусства. Глубокий, невероятно красивый. А Дефо будто рожден для этой роли...
Игра главного героя просто на высоте, во всем остальном лучше посмотрите «Ван Гог, с любовью Винсент», потому что фильм почти ничего не раскрыл и недоговорил, хронометраж не большой, но и то были мысли уйти на пол фильма
Великолепный фильм, передаёт все краски, настроения и мироощущения, происходящее в голове героя картины! Здесь немного экшна, минимум диалогов. Но в изобилии красок, пейзажей, закадровых мыслей и световых фильтров со смазанной картинкой, звуковых эффектов, крупных планов художника с его безумными глазами и измождёнными чертами лица. Определённо любителям "прямого повествования на экране" фильм не очень понравится.
Мои ощущения на выходе из зала - словно побывал в голове мастера. Это тяжело, гнетуще, местами безысходно. Но гораздо доступнее, чем 10 томов описательной биографии голландского гения, проявления таланта которого в виде более чем 2 тысяч картин и рисунков - это выход его энергии, которая иначе могла стать деструктивной к нему самому или к окружающим.