Москва

Все отзывы о фильме «Французский транзит»

Рецензия Афиши

5
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20419
29 мая 2015
Криминальная драма про Марсель 70-х

Середина 70-х. Марсель уже не первое десятилетие — мировая героиновая столица. Морем туда доставляют опий из Турции, потом химики в подпольных лабораториях, принадлежащих корсиканским бандам и итальянской мафии, синтезируют героин, потом его опять же морем перевозят в США. Эта бизнес-схема известна во всем мире как french connection, но власти ничего сделать не могут или не хотят: бандиты кого не убивают, того покупают.

Судью Пьера Мишеля (Дюжарден), который занимается делами несовершеннолетних, переводят в отдел организованной преступности. Мишель энергично — порой пренебрегая юридическими формальностями — начинает сажать мелких участников наркотрафика, но никак не может подобраться к марсельскому крестному отцу, неаполитанцу по имени Гаэтан Зампа (Лелуш).

Французы пару раз подбирались к этой теме, а про судью Мишеля даже была отдельная картина, снятая по горячим следам, но обессмертили french connection, конечно, Уилльям Фридкин одноименным фильмом и Джон Франкенхаймер его продолжением. Правда, первый «Французский связной» (устоявшийся русский перевод названия всегда звучал немного абсурдно) был моментом истины для нью-йоркских криминальных драм и собственно к Франции имел весьма условное отношение — Фридкин даже нанял по ошибке испанца Фернандо Рея изображать француза. Зато сиквел, целиком развернувшийся в Марселе, уже подробнее исследовал тему и отлично использовал парадоксальный колорит портового города: солнце, чайки, запах моря — и смерть, которая прячется в заброшенных фабриках и обветшалых гостиницах.

В фильме Седрика Хименеса, который родился в Марселе как раз во время описываемых событий, тоже много солнца — вопреки традиции полицейского кино считаные сцены происходят ночью. Экспорт героина – бизнес, который хорошо (если так можно сказать про моду 70-х) одетые люди ведут в дорого обставленных квартирах, окруженные красивыми женщинами и приветливыми детьми. Никто ни от кого не прячется, и основные подвиги судьи Мишеля — надо, наверное, оговориться, что во французской системе правосудия судьи активно вовлечены в расследования, — были совершены в мэрии и собственном департаменте, а не где-то на улице. Соответственно, экшена тут, в общем, немного — это больше история про характеры и смачный исторический контекст.

Контекст расписан богато: в «Транзите» есть на что посмотреть и что послушать. Машины и мотоциклы, кожанки и солнечные очки, бачки и квадратные подбородки — любовно воссоздавая эпоху, формалист Хименес (его предыдущий фильм целиком снят на камеры наблюдения) словно возвращается к фетишизму 60-х, отмежевываясь от революционного грязного реализма Фридкина — он смотрит на те события не только с другой стороны океана, но и с противоположной эстетической позиции. При этом француз играет в Скорсезе периода «Хороших парней» и набивает фильм хитами от Blondie до Генсбура; в трогательной сцене бандит пробивается к диджейскому пульту в принадлежащей ему огромной дискотеке и с матом выключает пластинку Ким Уайлд.

Но в том, что касается характеров, а следовательно — и интриги, «Транзиту» трагически не достает веса. Самоирония, которую Дюжарден привносит в свою роль, остается без режиссерской поддержки. Единственное, что придумал Хименес для героя, это губительная страсть к покеру в прошлом — подразумевается, что судья Мишель гоняется за Тани Зампой с таким же азартом. Но это, во-первых, подано слишком в лоб, а во-вторых, сдержанному, обходительному Дюжардену лудомания идет как корове седло. У Жиля Лелуша, впрочем, нет даже такой подпорки: его злодейство оттеняет разве что любовь к семье, показанная с занудными подробностями, как будто бы это что-то необычное для наркобарона из Италии. Хименес явно держал в голове «Схватку»: два харизматичных ровесника по разные стороны баррикад, «мы могли бы быть друзьями» и т.д. и т.п. Но по факту, когда в середине фильма они встречаются ненадолго лицом к лицу, им нечем обменяться помимо каких-то бабских колкостей относительно зарплаты одного и бронежилета другого. Отдельно смешно, что они как будто не замечают, как они похожи в профиль, — к счастью, для этого есть пошляк-оператор и небо, плавно переходящее в Средиземное море.

5
0
5
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2306
2 июня 2015
Марсель иначе

Широко анонсированный во Франции плакатами на афишных тумбах, неотразимой улыбкой Дюжардана и резким профилем Лелуша, этот фильм едва ли сможет произвести фурор или хотя бы оказаться замеченным русским кинозрителем. И если отсылки к литературным традициям французского детектива и их кинематографическим воплощениям в приглушенных мрачноватых тонах калейдоскопа казалось бы лишенных необходимого экшена сценок, в которых молодые Бельмондо и Делон выскакивают из машины с револьвером и избавляют мир от злодеев, размышления о собственных предпочтениях в данный момент: стакан мутного pastaga или бокал кристального шампанского, уже отмеченная выше улыбка Дюжардана и почти неузнаваемый образ Мелани Дуте, пусть и аккуратные, но все же такие восхитительные виды Марселя семидесятых и панорамные виды лазурных вод с Корниш, аккорды песни Сержа Генсбур, штаны клеш и навсегда утраченный другой Марсель оставляют вас равнодушными, то, возможно, эти два часа вам следует провести иначе. Потому что полар – жанр все же весьма специфический.

5
0
9
ИЛЬЯ ТРИФОНОВ
1093 отзыва, 1125 оценок, рейтинг 1957
1 июня 2015

Мощный фильм. Очень атмосферный. И, давно такого не было, вызывающий массу самых разных эмоций. Основная мысль - всё, как всегда. Перфекционизм вреден. Но кто-то должен взять основной удар на себя... И просто жалко, что судья Мишель в исполнении Дюжардена, получился таким удачным... Я имею в виду финал фильма.

2
0
3
Евпатий Букоян
250 отзывов, 1209 оценок, рейтинг 1236
5 июня 2015

Довольно затянуто, вяло и невыразительно. Реанимировать старые боевики с Бельмондо и Деллоном не получилось. И преступный мир, и работа стражей закона показаны уныло, почти нет запоминающихся моментов, ярких характеров, главный герой больше походит на старательного выпускника юрфака. Идти смотреть в кино не стоит точно.

2
0
5
Alexey
506 отзывов, 736 оценок, рейтинг 540
4 июня 2015

"Французский транзит", посмотрел в Люксор-Центре, в почти пустом зале. Длинная история на тему "Мафия бессмертна". Марсель, 1975, в город поступает морфин, из него делают героин и шлют в Америку. Сейчас кажется этим занимаются прямо в Афганистане, а тогда это было делом просвещенной Европы. Корсиканцы уже не выдают наполеонов, зато главарей мафии у них предостаточно.
Начало фильма было за здравие - погони, перестрелки, а дальше все пошло за упокой, наркобароны широко раскинулись свои щупальца и за что ни возьмись главный герой, судья по борьбе с организованной преступностью (как-то так звучит его должность) все кончается почти ничем, все ходы записаны. Напугать мафиози ему удалось, и это все, потом они пришли в себя и нашли новые методы.
Фильм про 70-е снят в стилистике 70-х, все выглядит как-то очень скромно, динамичные полицейские сцены перемежаются нудными разговорами и семейными скандалами, фильм еще и сам по себе очень длинный, больше двух часов, да еще и затянут так, что выглядит на три. Причем где-то с середины начинаешь понимать безысходность борьбы с наркотическими ужасом и мафией и возникает ощущение, что адмирала расстреляют. В мысль не адмирала, а судью. "Мафия любит фильмы про мафию" - посмотрев такое кино, понимаешь, что борьба бесполезна и лучше и вовсе не начинать - именно это и надо мафиози.
К тому же фильм снят по реальным событиям, а такие картины почему-то очень часто не зрелищны, от правды жизни не отступишь, а она не всегда красива. Зато одеты персонажи очень хорошо, главари мафии просто с вершины моды 70-х, точно, народ так тогда и ходил. В целом мне не очень понравилось, длинной нудно, народу тоже - зрители высказывались нелицеприятно, вполне можно было бы подсократить картину на полчаса.

0
0
9
Сергей Самсонов
347 отзывов, 549 оценок, рейтинг 291
11 января 2016

Интересный континентальный фильм про мафию, снятый в современной манере, но с разбором ситуации, которая имела место в середине прошлого века. В качестве предмета фильма здесь история борьбы с контрабандой наркотиков в США из Франции. Честно говоря, канал сбыта очень странный, ведь удобнее было бы возить напрямую из Арабских стран. Вполне возможно, здесь просто вопрос доверия к каналам импорта из Франции. Главный герой фильма — это следователь прокуратуры, которых здесь называют судьями. Это такие же люди, которые обычно сидят в кабинетах и расследуют различные серьезные преступления (у нас просто следователь). Однако этому все не терпится и он хочет быть в гуще событий. Нетрудно догадаться, к чему в итоге фильм и выводит. Тем не менее, сам финал здесь очень примечателен, поскольку от пафосных американских он стоит на противоположном полюсе. Все-таки французы больше смотрят в глаза реальности, чем американцы, хотя и у последних начали появляться похожие фильмы. Здесь превосходная постановка, которая, правда, тоже напоминает американские романтические фильмы, просто она ближе к реальности. Только ради этого и можно посмотреть фильм, ведь выглядит он в результате очень правдоподобным.

0
0
7
Вадим Серов
212 отзыва, 233 оценки, рейтинг 109
29 марта 2017

Снято очень стильно, но по смысловому наполнению до лучших образцов жанра все-таки не дотягивает. Впрочем посмотреть стоит, лично мне фильм, несмотря на все его минусы скорее понравился хотя бы тем, что голливудщины тут совсем немного.

0
0
5
Федор Чесноков
41 отзыв, 45 оценок, рейтинг 107
12 июня 2015

Борьба с мафией в 1970-е в Марселе и окрестностях проходила, по-видимому, внешне бурно, но на деле с налетом безнадеги: ловим-ловим, а они все равно могущественнее.В суде и полиции каждый обременен близкими, каждому хочется дожить до пенсии, поэтому мало кто готов пойти на спрута и дракона с жалким табельным оружием, да еще по букве закона. Но изредка выискиваются герои-одиночки, которым больше всех надо. Судья Пьер Мишель, которого в фильме играет Жан Дюжарден с бакенбардами, как раз из таких. По работе он насмотрелся на юных наркоманов и горе их семей, и решил наконец задушить проклятую гидру, разворошить логово торговцев зельем. Но предсказуемо не нашел большой поддержки своему энтузиазму по месту службы. И вот что занятно: по фильму выходит, что чести у наркобаронов порой больше, чем у коррумпированных представителей органов правопорядка. Главный противник героя Дюжардена в исполнении Жиля Леллуша будто нарочно походит на него внешне, словно авторы подсказывают: у них больше общего, чем у судьи Мишеля - с прогнившей системой, увиливающей от прямых своих функций. Иногда, каюсь, при виде "эффективных" действий марсельской полиции даже вспоминается сатирическая киносерия "Такси". Но во "Французском транзите", увы, все серьезно, и по духу и образу центрального персонажа кино неуловимо напоминает бледную копию "Профессионала" с Бельмондо.

0
0
9
chocolate
152 отзыва, 336 оценок, рейтинг 90
4 июня 2015

Очевидным достоинством картины является созвездие актеров на мужских ролях: этакие ретросексуалы в образе убедительных гангстеров и хороших мальчиков. В совокупности с отточенным сценарием получилась отличная криминальная драма!

0
0
9
Anatole Bogart
10 отзывов, 18 оценок, рейтинг 48
31 мая 2015

Основан на реальных событиях.
Нереально крутой фильм, давно такого не было.
Тяжелый, серьёзный, до мелочей профессионально скроеный.
Качественная французская работа в самых лучших традициях жанра.
Голивудские смурфики нервно курят в стороне и бегут дальше рисовать спецэффекты с летающими форсажами.
Конец торжественен и печален: главные коррупционеры говорят умные речи, себя награждают и чествуют, а пехота лежит в земле.
Так мерзко, что от удовольствия дух захватывает.
Ой, да что ж это я про параллели...!
Аплодирую стоя: даю фильму 12 баллов из 10.

2
0
7
Хосе Де Чекитос
20 отзывов, 21 оценка, рейтинг 32
15 июня 2015

Очень стильный фильм. Автомобили, автобусы 70-х, одежда, прически. Очень понравился. Давно не получал такого удовольствия. Только совершенно не понял зачем на дискотеке в 1975 году песня Kim Wilde, записанная в 1981? Зачем Call me от Blondie из 1980? Что это за музыкально-редакторская лажа?

0
0
7
НИКОЛАЙ СЕВАСТЬЯНОВ
18 отзывов, 49 оценок, рейтинг 29
1 июня 2015

Отличное французское кино снятое по правилам старой школы. Только в сравнении можно понять насколько плох мейнстримовый Голивуд )

0
0
7
Денис Березовский
8 отзывов, 13 оценок, рейтинг 14
10 июня 2015

Фильм очень неплох! Но есть нюанс, который наверняка оттолкнёт отдельный процент зрителей: в фильме акцентируется тема борьбы с наркоторговлей во Франции 70-х. Не каждому будет интересно смотреть.

Здесь нет супергероев и чего-то невероятного, что уже само по себе настраивает на определённый лад. К тому же, в прологе говорится, что картина основана на реальных событиях. Игра актёров не выглядит бестолковой. Перипетии и сама история слегка напоминают сериал «La Piovra».

Другой момент, который может удручить зрителя - продолжительность фильма. События развиваются не резко, а последовательно. Не тот случай, когда говорят "фильм-вспышка", "фильм-бомба". Нужно быть готовым, чтобы вовлечься в сюжет. Как итог: среди других кинолент, демонстрирующихся сейчас, эта - более привлекательная.

0
0