Середина 70-х. Марсель уже не первое десятилетие — мировая героиновая столица. Морем туда доставляют опий из Турции, потом химики в подпольных лабораториях, принадлежащих корсиканским бандам и итальянской мафии, синтезируют героин, потом его опять же морем перевозят в США. Эта бизнес-схема известна во всем мире как french connection, но власти ничего сделать не могут или не хотят: бандиты кого не убивают, того покупают.
Судью Пьера Мишеля (Дюжарден), который занимается делами несовершеннолетних, переводят в отдел организованной преступности. Мишель энергично — порой пренебрегая юридическими формальностями — начинает сажать мелких участников наркотрафика, но никак не может подобраться к марсельскому крестному отцу, неаполитанцу по имени Гаэтан Зампа (Лелуш).
Французы пару раз подбирались к этой теме, а про судью Мишеля даже была отдельная картина, снятая по горячим следам, но обессмертили french connection, конечно, Уилльям Фридкин одноименным фильмом и Джон Франкенхаймер его продолжением. Правда, первый «Французский связной» (устоявшийся русский перевод названия всегда звучал немного абсурдно) был моментом истины для нью-йоркских криминальных драм и собственно к Франции имел весьма условное отношение — Фридкин даже нанял по ошибке испанца Фернандо Рея изображать француза. Зато сиквел, целиком развернувшийся в Марселе, уже подробнее исследовал тему и отлично использовал парадоксальный колорит портового города: солнце, чайки, запах моря — и смерть, которая прячется в заброшенных фабриках и обветшалых гостиницах.
В фильме Седрика Хименеса, который родился в Марселе как раз во время описываемых событий, тоже много солнца — вопреки традиции полицейского кино считаные сцены происходят ночью. Экспорт героина – бизнес, который хорошо (если так можно сказать про моду 70-х) одетые люди ведут в дорого обставленных квартирах, окруженные красивыми женщинами и приветливыми детьми. Никто ни от кого не прячется, и основные подвиги судьи Мишеля — надо, наверное, оговориться, что во французской системе правосудия судьи активно вовлечены в расследования, — были совершены в мэрии и собственном департаменте, а не где-то на улице. Соответственно, экшена тут, в общем, немного — это больше история про характеры и смачный исторический контекст.
Контекст расписан богато: в «Транзите» есть на что посмотреть и что послушать. Машины и мотоциклы, кожанки и солнечные очки, бачки и квадратные подбородки — любовно воссоздавая эпоху, формалист Хименес (его предыдущий фильм целиком снят на камеры наблюдения) словно возвращается к фетишизму 60-х, отмежевываясь от революционного грязного реализма Фридкина — он смотрит на те события не только с другой стороны океана, но и с противоположной эстетической позиции. При этом француз играет в Скорсезе периода «Хороших парней» и набивает фильм хитами от Blondie до Генсбура; в трогательной сцене бандит пробивается к диджейскому пульту в принадлежащей ему огромной дискотеке и с матом выключает пластинку Ким Уайлд.
Но в том, что касается характеров, а следовательно — и интриги, «Транзиту» трагически не достает веса. Самоирония, которую Дюжарден привносит в свою роль, остается без режиссерской поддержки. Единственное, что придумал Хименес для героя, это губительная страсть к покеру в прошлом — подразумевается, что судья Мишель гоняется за Тани Зампой с таким же азартом. Но это, во-первых, подано слишком в лоб, а во-вторых, сдержанному, обходительному Дюжардену лудомания идет как корове седло. У Жиля Лелуша, впрочем, нет даже такой подпорки: его злодейство оттеняет разве что любовь к семье, показанная с занудными подробностями, как будто бы это что-то необычное для наркобарона из Италии. Хименес явно держал в голове «Схватку»: два харизматичных ровесника по разные стороны баррикад, «мы могли бы быть друзьями» и т.д. и т.п. Но по факту, когда в середине фильма они встречаются ненадолго лицом к лицу, им нечем обменяться помимо каких-то бабских колкостей относительно зарплаты одного и бронежилета другого. Отдельно смешно, что они как будто не замечают, как они похожи в профиль, — к счастью, для этого есть пошляк-оператор и небо, плавно переходящее в Средиземное море.
Широко анонсированный во Франции плакатами на афишных тумбах, неотразимой улыбкой Дюжардана и резким профилем Лелуша, этот фильм едва ли сможет произвести фурор или хотя бы оказаться замеченным русским кинозрителем. И если отсылки к литературным традициям французского детектива и их кинематографическим воплощениям в приглушенных мрачноватых тонах калейдоскопа казалось бы лишенных необходимого экшена сценок, в которых молодые Бельмондо и Делон выскакивают из машины с револьвером и избавляют мир от злодеев, размышления о собственных предпочтениях в данный момент: стакан мутного pastaga или бокал кристального шампанского, уже отмеченная выше улыбка Дюжардана и почти неузнаваемый образ Мелани Дуте, пусть и аккуратные, но все же такие восхитительные виды Марселя семидесятых и панорамные виды лазурных вод с Корниш, аккорды песни Сержа Генсбур, штаны клеш и навсегда утраченный другой Марсель оставляют вас равнодушными, то, возможно, эти два часа вам следует провести иначе. Потому что полар – жанр все же весьма специфический.
Мощный фильм. Очень атмосферный. И, давно такого не было, вызывающий массу самых разных эмоций. Основная мысль - всё, как всегда. Перфекционизм вреден. Но кто-то должен взять основной удар на себя... И просто жалко, что судья Мишель в исполнении Дюжардена, получился таким удачным... Я имею в виду финал фильма.
Довольно затянуто, вяло и невыразительно. Реанимировать старые боевики с Бельмондо и Деллоном не получилось. И преступный мир, и работа стражей закона показаны уныло, почти нет запоминающихся моментов, ярких характеров, главный герой больше походит на старательного выпускника юрфака. Идти смотреть в кино не стоит точно.
"Французский транзит", посмотрел в Люксор-Центре, в почти пустом зале. Длинная история на тему "Мафия бессмертна". Марсель, 1975, в город поступает морфин, из него делают героин и шлют в Америку. Сейчас кажется этим занимаются прямо в Афганистане, а тогда это было делом просвещенной Европы. Корсиканцы уже не выдают наполеонов, зато главарей мафии у них предостаточно.
Начало фильма было за здравие - погони, перестрелки, а дальше все пошло за упокой, наркобароны широко раскинулись свои щупальца и за что ни возьмись главный герой, судья по борьбе с организованной преступностью (как-то так звучит его должность) все кончается почти ничем, все ходы записаны. Напугать мафиози ему удалось, и это все, потом они пришли в себя и нашли новые методы.
Фильм про 70-е снят в стилистике 70-х, все выглядит как-то очень скромно, динамичные полицейские сцены перемежаются нудными разговорами и семейными скандалами, фильм еще и сам по себе очень длинный, больше двух часов, да еще и затянут так, что выглядит на три. Причем где-то с середины начинаешь понимать безысходность борьбы с наркотическими ужасом и мафией и возникает ощущение, что адмирала расстреляют. В мысль не адмирала, а судью. "Мафия любит фильмы про мафию" - посмотрев такое кино, понимаешь, что борьба бесполезна и лучше и вовсе не начинать - именно это и надо мафиози.
К тому же фильм снят по реальным событиям, а такие картины почему-то очень часто не зрелищны, от правды жизни не отступишь, а она не всегда красива. Зато одеты персонажи очень хорошо, главари мафии просто с вершины моды 70-х, точно, народ так тогда и ходил. В целом мне не очень понравилось, длинной нудно, народу тоже - зрители высказывались нелицеприятно, вполне можно было бы подсократить картину на полчаса.
Интересный континентальный фильм про мафию, снятый в современной манере, но с разбором ситуации, которая имела место в середине прошлого века. В качестве предмета фильма здесь история борьбы с контрабандой наркотиков в США из Франции. Честно говоря, канал сбыта очень странный, ведь удобнее было бы возить напрямую из Арабских стран. Вполне возможно, здесь просто вопрос доверия к каналам импорта из Франции. Главный герой фильма — это следователь прокуратуры, которых здесь называют судьями. Это такие же люди, которые обычно сидят в кабинетах и расследуют различные серьезные преступления (у нас просто следователь). Однако этому все не терпится и он хочет быть в гуще событий. Нетрудно догадаться, к чему в итоге фильм и выводит. Тем не менее, сам финал здесь очень примечателен, поскольку от пафосных американских он стоит на противоположном полюсе. Все-таки французы больше смотрят в глаза реальности, чем американцы, хотя и у последних начали появляться похожие фильмы. Здесь превосходная постановка, которая, правда, тоже напоминает американские романтические фильмы, просто она ближе к реальности. Только ради этого и можно посмотреть фильм, ведь выглядит он в результате очень правдоподобным.
Снято очень стильно, но по смысловому наполнению до лучших образцов жанра все-таки не дотягивает. Впрочем посмотреть стоит, лично мне фильм, несмотря на все его минусы скорее понравился хотя бы тем, что голливудщины тут совсем немного.
Борьба с мафией в 1970-е в Марселе и окрестностях проходила, по-видимому, внешне бурно, но на деле с налетом безнадеги: ловим-ловим, а они все равно могущественнее.В суде и полиции каждый обременен близкими, каждому хочется дожить до пенсии, поэтому мало кто готов пойти на спрута и дракона с жалким табельным оружием, да еще по букве закона. Но изредка выискиваются герои-одиночки, которым больше всех надо. Судья Пьер Мишель, которого в фильме играет Жан Дюжарден с бакенбардами, как раз из таких. По работе он насмотрелся на юных наркоманов и горе их семей, и решил наконец задушить проклятую гидру, разворошить логово торговцев зельем. Но предсказуемо не нашел большой поддержки своему энтузиазму по месту службы. И вот что занятно: по фильму выходит, что чести у наркобаронов порой больше, чем у коррумпированных представителей органов правопорядка. Главный противник героя Дюжардена в исполнении Жиля Леллуша будто нарочно походит на него внешне, словно авторы подсказывают: у них больше общего, чем у судьи Мишеля - с прогнившей системой, увиливающей от прямых своих функций. Иногда, каюсь, при виде "эффективных" действий марсельской полиции даже вспоминается сатирическая киносерия "Такси". Но во "Французском транзите", увы, все серьезно, и по духу и образу центрального персонажа кино неуловимо напоминает бледную копию "Профессионала" с Бельмондо.
Очевидным достоинством картины является созвездие актеров на мужских ролях: этакие ретросексуалы в образе убедительных гангстеров и хороших мальчиков. В совокупности с отточенным сценарием получилась отличная криминальная драма!
Основан на реальных событиях.
Нереально крутой фильм, давно такого не было.
Тяжелый, серьёзный, до мелочей профессионально скроеный.
Качественная французская работа в самых лучших традициях жанра.
Голивудские смурфики нервно курят в стороне и бегут дальше рисовать спецэффекты с летающими форсажами.
Конец торжественен и печален: главные коррупционеры говорят умные речи, себя награждают и чествуют, а пехота лежит в земле.
Так мерзко, что от удовольствия дух захватывает.
Ой, да что ж это я про параллели...!
Аплодирую стоя: даю фильму 12 баллов из 10.
Очень стильный фильм. Автомобили, автобусы 70-х, одежда, прически. Очень понравился. Давно не получал такого удовольствия. Только совершенно не понял зачем на дискотеке в 1975 году песня Kim Wilde, записанная в 1981? Зачем Call me от Blondie из 1980? Что это за музыкально-редакторская лажа?
Отличное французское кино снятое по правилам старой школы. Только в сравнении можно понять насколько плох мейнстримовый Голивуд )
Фильм очень неплох! Но есть нюанс, который наверняка оттолкнёт отдельный процент зрителей: в фильме акцентируется тема борьбы с наркоторговлей во Франции 70-х. Не каждому будет интересно смотреть.
Здесь нет супергероев и чего-то невероятного, что уже само по себе настраивает на определённый лад. К тому же, в прологе говорится, что картина основана на реальных событиях. Игра актёров не выглядит бестолковой. Перипетии и сама история слегка напоминают сериал «La Piovra».
Другой момент, который может удручить зрителя - продолжительность фильма. События развиваются не резко, а последовательно. Не тот случай, когда говорят "фильм-вспышка", "фильм-бомба". Нужно быть готовым, чтобы вовлечься в сюжет. Как итог: среди других кинолент, демонстрирующихся сейчас, эта - более привлекательная.