Москва
6.7

Фильм
Эксперимент «Повиновение»

Compliance, США, 2012
О фильме
В фастфудный ресторанчик звонит некто, представившийся офицером полиции, и сообщает, что молодая кассирша обвиняется в краже. Действуя по указаниям голоса в телефонной трубке, управляющая заведением запирает подозреваемую в подсобке, обыскивает ее, принуждает раздеться, приглашает понятых из числа других сотрудников… Уверения жертвы в невиновности не действуют. Унижения девушки длятся весь день. Все это время никто из участников этого «следственного эксперимента» ни разу не поставил под сомнение авторитет телефонного голоса… Фильм снят по мотивам знаменитого эксперимента Стэнли Милграма, проводившегося в 1960-е годы в Йельском университете. Подопытные посылали все более и более сильные разряды электрического тока по аппарату, якобы присоединенному к находящимся в соседней комнате людям. По уверению организаторов эксперимента, люди за стенкой должны были подвергнуться наказанию (без дальнейшего объяснения причин). В результате пугающее количество самых добропорядочных граждан доводили экзекуцию до конца и, руководствуясь авторитарными указаниями, были готовы ввести смертельную дозу электричества незнакомым им людям.
  • Эксперимент «Повиновение» – афиша
  • Эксперимент «Повиновение» – афиша
  • Эксперимент «Повиновение» – афиша
  • Эксперимент «Повиновение» – афиша
  • Эксперимент «Повиновение» – афиша
Триллер, Драма, Криминальный
16+
Крейг Цобель
21 января 2012
13 декабря 2012
1 час 30 минут
povinovenie-film.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Крейга Цобеля

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
10 декабря 2012
Психологический триллер по мотивам телефонного разговора

Пятница, провинциальный филиал фастфуда с курятиной, старший менеджер Сандра (Доуд), энергичная положительная женщина лет пятидесяти, воспитывает персонал, годящийся ей в дети, и переживает по поводу не закрытого накануне холодильника, не заказанного вовремя бекона и вроде бы приближающегося ревизора. Звонит телефон; мужчина, представившийся офицером Дэниелсом (Хили), говорит, что одна из продавщиц — по описанию которой Сандра немедленно узнает дерзкую юную блондинку Беки (Уокер) — украла у посетительницы деньги из сумочки. Сам полицейский приехать пока не может, поэтому он просит менеджера следовать его указаниям.

Фильм начинается с огромного титра «Вдохновлено реальными событиями», и в данном случае размер надписи оправдан, поскольку она заранее блокирует недоверчивое «Да ладно!», которое не раз и не два будет доноситься из зрительного зала. Конечно, так не бывает — и, конечно, именно так все и произошло (причем, как выяснится уже из титра финального, многократно). Этот минималистский триллер — действие редко покидает пределы ресторанной подсобки, прямолинейные мизансцены разбавлены лишь короткими планами неаппетитного фастфудового быта под драматическую виолончель — ода человеческому идиотизму, венок сонетов рабской психологии, и смотреть в подставленное зеркало неудобно и временами почти мучительно. Но здесь есть и элемент классического вуайеризма — речь, конечно, не только и не столько о наготе, — который отличает «Повиновение» от, например, лабораторных фильмов Ханеке, какое-то достоевское упоение низостью, возможно, морально неочевидное, но несомненно эффективное. Цобель и не встает в позу моралиста, он изумленно разглядывает своих героев во все глаза, и авторский месседж, если на то пошло, равен отклику — это единственно возможное в такой ситуации «Да ладно!».

12
0

Отзывы

9
Марина Слободина
21 отзыв, 21 оценка, рейтинг 65
19 июня 2015

"Я сделаю все, что Вам понадобится, сэр", - такой ответ дает по телефону менеджер ресторана фаст-фуд липовому сотруднику правоохранительных органов, когда тот просит обыскать рядовую сотрудницу. Слепо повинуясь указаниям телефонного мошенника, или, так сказать, телефонного хулигана, менеджер раздевает и обыскивает "воровку", а после та подвергается абсолютным унижениям. Мошенник просит называть его "сэр", а за любое неповиновение обещает наказать уголовным делом.
Интересно то, что только молодой сотрудник отказывается подчиняться приказам по телефону... что это? чем старше мы становимся, тем меньше позволяем себе думать головой? Почему с возрастом мы перестаем доверять себе, своему разуму? Нам кажется, что если говорят - значит так надо.
Фильм затронул слишком много вопросов современного общества, но не дал ответа почти ни на один из них. Как и должно быть в гениальном фильме, искать ответы на поставленные вопросы должен зритель. В одном совсем небольшом коллективе мы увидели все современное общество в целом - это общество 21 века - века свободы. или ... повиновения?

2
0
1
Рабиндранат Тагор
88 отзывов, 113 оценки, рейтинг 333
22 октября 2012

тоска берет, когда видишь, что вот такое кино еще и в прокат запускать собираются. просто потому что это ну очень плохо. раздражают эти безмозглые герои, раздражает предсказуемый до мельчайших деталей сюжет, раздражает самоуверенность режиссера, который позволяет себе растягивать на полтора часа мысль, ради которой и короткометражку снимать нет смысла. кроме того, все это уже было не раз и не два - то, что пытается выдавить из себя некий Крейг Цобель (Зобель?), уже было с блеском реализовано Михаэлем Ханеке в тех же "Забавных играх". а главное, что Зобель делает все механически, без искры и без задора - думаю, что если бы МЧС решило снимать фильмы, призывающие граждан к бдительности и внимательности, у них и то поживее вышло бы

2
0
7
Татьяна Таянова
188 отзывов, 236 оценок, рейтинг 369
7 апреля 2013

Я помню наизусть слова Петра Мамонова и часто их при случае повторяю: «Представьте себе, жить так, что нечем полюбить другого. Вот это и есть ад! Хочешь полюбить, а нечем… сухой...». Абсолютно СУХОЕ - бескровное, безвоздушное, безводное – пространство, вернее, нежизнь, антижизнь или фастфуд-жизнь, зияет, оборачиваясь то тупиком, то дырой, в фильме «Эксперимент «Повиновение»». Отбросим рассуждения на тему, кино это или не кино, к добру оно или к худу, может так быть или не может, бывает только в Америке или еще и у нас (и вообще где угодно). Интереснее ответить на вопрос, почему такое произошло, и почему так легко получилось у злого гения из телефонной трубки это самое произошедшее.
Задолго до Мамонова Достоевский определил ад как утрату способности любить (Свидригайлов, живущий в аду, в прижизненной «баньке с пауками», - тому яркий пример). Но и в философии Достоевского, и в словах Мамонова, и в пьесе Сартра «За закрытыми дверями», где произнесена, наверное, самая знаменитая его фраза «Ад - это другие», нелюбовь, ее полная утрата, тотальное отрезание себя от другого человека (и всех людей) есть мука, что-то откровенно невыносимое, угнетающее тупиком, требующее выхода… хоть куда-нибудь, хоть в свидригайловский выстрел что ли…
В фильме «Эксперимент «Повиновение»» главное условие (и объяснение) произошедшего -нелюбовь - тотально-всеобщая, которая уже никем почти не ощущается как боль, как сухость, как смерть при жизни. Ее отсутствием никто не тяготится. Люди-функции, люди-футляры, люди-фастфуды, способные только на быстро приготовленные и удобно съедаемые отношения, дошедшие до предела в философии комфортабельности общения и связей, одинаковые и немногослойные, как гамбургеры, не умеют чувствовать и понимать, только выполнять приказы, как замятинские номера, к примеру. Только в мире «Мы» Замятина был Благодетель, олицетворение стерильно-безопасного всеобщего государства. А здесь кто? Голос в трубке? Хитроумный чистенький клерк, уставший от машинно-монотонных разговоров робота с роботами и отдыхающий на досуге, развлекаясь с телефоном и персоналом закусочных? Кто на самом деле хозяин загончика, где пасется послушное стадо этих бездумных машин-исполнителей приказов силы-власти-закона («Ваш шеф сказал связаться с вами напрямую». «Я могу рассчитывать на вашу помощь властям?» «Зовите меня офицер, сэр». «Этот человек представился офицером полиции!»…). А может, это тот, кто отрезает любовь и потребность в ней, искусно гримируя ад без нее под комфортный, сытый, удобный, послушный рай? Ведь если подумать, повиноваться можно лишь господину, Господину этого мира... И он, конечно же, не манипулирует, а властвует и правит, а любая самая совершенная техника НЛП для него – детская азбука.

Сара… Такая хорошая женщина, на первый взгляд. Опытная, волевая, исполнительная, умеющая планировать, руководить, отвечать (даже вечером в пятницу, даже с угрозой проверки Отделом контроля качества). И в личной жизни у нее все ладится. Обручена, скоро свадьба, будущий муж послушен и тих, как ягненок. Но только вот, если помните, фильм начинается с того, как именно описывает она свою любовь, в чем ее видит, находит: секс-SMS-ки, «он знает, как меня удовлетворить».

«Милая»… Сара зовет девушку «милая», когда совершает откровенное унижение, давит, подавляет, гнетет. Слушайся, слушайся, слушайся – как зловещий шепот слышится за этой фальшивой лаской, и лишь для того только «слушайся», чтобы не разрушить привычный покой этого обыкновенного (хоть и вечер пятницы) дня и накатанной, как фастфудный станок, жизни.

Жертва, спасение, помощь, милосердие, понимание, любовь… Ну, конечно, их нет в этом мире. Как нет мыслей, ума, собственного мнения, воли, как нет сердца.
Это не первое и не последнее изображение людей, которые будучи вписанными в машинерию социума, напрочь лишены чувства другого. Повесть «Шинель» Гоголя одна из первых в искусстве кричала об этом. «Я брат твой» отдаленно похоже на «Помоги мне», произнесенное бессильным и безропотным голосом раздетой, опозоренной девочки. Очень отдаленно.

Религиозный Гоголь предлагал один лишь выход – любовь. Фильм «Эксперимент «Повиновение»», несмотря на всю свою тупиковость, тоже намекает на выход. Одна из финальных сцен – Сара и бородач, которому все равно когда уходить с работы. Он: «Смотреть на раздетую женщину неприлично». Она: «Не вам решать». Он: «Еще как мне». МНЕ РЕШАТЬ!

Вот только как в обществе удобной еды, удобного секса и удобного добра (а Сара ведь добрая, в мире удобств это и есть доброта – раздеть девочку, чтобы все, что с ней приключилось, закончилось быстрее и проще) научиться принимать самостоятельные решения и забыть про трубку (а трубкой что угодно может быть - от голоса начальника до программы новостей на Первом), которая говорит, как думать и что делать…

P.S. Понятно, что глупо было б ждать от такого кино такого решения и такого выхода, но его нельзя не ждать, в него нельзя не верить – иначе ад: ««Другие – это Ад»; так правду Ада Ад исповедал… Ум! ПОЙМИ: В ДРУГОМ, во всяком, кто другой, во всяком, кто не я, меня встречает непреложно Единый и Единственный - услышь, Израиль!- и отходит непреложно к Его единству, и превыше всех обособлений, разделений - то, что отдано другому: хлеб - и камень, любовь - и нелюбовь. И пусть их тьмы неисчислимые и толпы, этих других; и пусть земному чувству близость есть теснота, и мука тесноты, - Себя отречься Он не может: другу – и Друг, и Дружество; для нелюбви - воистину Другой. Любовь сама - неотразимый, нестерпимый огнь, томящий преисподнюю. Затвор блаженной неразлучности – Геенне есть теснота, и мука тесноты. Другой - иль Друг; любой – или Любимый- враг - или Бог. Не может Бог не быть, и всё в огне Его любви, и огнь один для всех,- но Аду Бог есть Ад». Сергей Аверинцев, Москва, 1986.

1
0
5
Владислав К
29 отзывов, 126 оценок, рейтинг 59
27 декабря 2012

Добротное нудноватое пособие для старшекурсников психфака.

Менеджерам не смотреть.

0
0
7
Илья Слугин
37 отзывов, 297 оценок, рейтинг 132
26 декабря 2012

Посмотрел фильм и, кажется, понял, почему его заминусовали.

Сама по себе серия "Эксперимент" основана на психологических экспериментах 60-70-хх годов. Психологи интересовались поведением людей и воздействием внешних факторов на их, собственно, поведение.

Но вот Эксперимент "Повиновение" не имеет отношения к этим опытам. Если мне память не изменяет, в Штатах существовал вполне себе реальный преступник, который звонил в общепит и приказывал снявшему трубку совершить то или иное преступление. И человек по ту сторону трубки делал все, что ему говорили - это называется эффектом разделенной ответственности.

Предыдущие части - Эксперимент (про тюрьму) и Эксперимент: Волна смотрелись гораздо лучше уже просто потому, что сюжетная основа была поинтересней. Ну в самом деле - тюрьма и школьный коллектив смотрятся куда приятнее, чем эти звонки телефонные.

P.S. а еще можно что-нибудь про Китти Дженовезе снять

0
0

Подборки Афиши
Все