Фильм

Фильм Шапито-шоу. Части I и II

2011, Россия

6.5
33 отзыва
1/45

Эпическая фантасмагория режиссера «Пыли» Сергея Лобана про несбывшиеся надежды и Симеиз

Страна
Россия
Жанры
Режиссер
Продолжительность
3 часа 27 минут
Дата выхода
12 декабря 2011
Дата выхода в России
26 января 2012
Сайт
Возрастное ограничение
18+

Рецензия «Афиши» на фильм «Шапито-шоу. Части I и II»

7Море лаптевых

Пятилетку назад сделанный на коленке дебют Сергея Лобана и сценаристки Марины Потаповой «Пыль» бессовестно, хотя и объяснимо перехвалили: на фоне общего отвращения к новому русскому кино занятно придуманная, по-хорошему странная, но все-таки самодеятельность была провозглашена прорывом, новым словом и проч. Следующий фильм тандема снимался пять лет, идет четыре часа с антрактом, про него тоже будет написано много экзальтированной ерунды (бог даст, в этот раз хоть обойдется без сравнений с Годаром), ну, в общем, и пусть. Если в случае с «Пылью» из в меру перспективной мухи явно делали слона, новый фильм сам по себе — довольно крупное животное.

Четыре часовых новеллы с названиями «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество» — про четыре больших неудачи на перечисленных фронтах. Девочка-припевочка влюбляется по интернету в злыдня, который читает Борхеса и ненавидит людей. Глухому пекарю-гомофобу надоедают другие глухие и он прибивается к банде пьющих раздолбаев из «Солянки». П.Н.Мамонов хочет сродниться с сыном-хлюпиком, которого не видел пять лет. Косящий под молодого фон Триера хипстер организует всесоюзный чес славному, но тупому имперсонатору Цоя. Все довольно быстро оказываются в Симеизе (специфическая культура отдыха там показана с большим знанием дела), у всех все складывается плохо. В финале все собираются в линчевском балагане на обрыве, где киновед Шпагин ставит на деньги Стаса Барецкого музыкальные юморески по мотивам Кубрика с Уайлдером и который четырежды за фильм сгорает к чертям. Ко всему это еще и мюзикл: в минуты отчаянья герои исполняют по запоминающейся песне — отдельно хочется отметить ту, где «блядский» рифмуется с «адский».

О фокусе, спасающем все это от превращения в тотальный капустник, по-хорошему, стоило бы умолчать — ну, или нет: для видевших «Пыль» неожиданностью он не будет, к тому же эффект от него испортить трудно. Коловращение дурачков на фоне курортных распивочных перемежается тут резкими выплесками энергии, точечными бросками в не просто большое и взрослое, а какое-то гигантское по масштабу кино. Шторм, пожар, Мамонов, идущий с берданкой на кабана, — все эти неожиданные прорывы из балагана в эпос и приподнимают фильм над, в общем, не универсальной фактурой (в конце концов не все же любят ездить в Симеиз — там дорого, грязно и много неприятных лиц). По-настоящему смешно как-раз тогда, когда немножко страшно, в любой правда хорошей комедии идиотическое идет рука об руку с трагическим, и раз уж Лобана с Потаповой обязательно с кем-то сравнивать, то не с Годаром, а с Гайдаем — если хватит фантазии представить себе фильм Гайдая, идущий четыре часа и построенный на нелинейном нарративе.

Скучная правда, конечно, в том, что Гайдай (как, кстати, и Годар) не делал четырехчасовых комедий for a good reason — за час с небольшим до финала умопомрачительная конструкция все-таки рушится под собственным весом. Последняя глава про фальшивого Цоя и вовсе изрядно принижает уровень затеи — и не потому, что в ней авторы зачем-то начинают механически объяснять все случившиеся раньше дикости. Просто про любовь и дружбу авторы говорят на человеческом языке (проблема отцов и детей, скажем, грандиозно суммирована одним недлинным диалогом о творчестве Никиты Михалкова), а как доходит до судеб искусства — тема явно не праздная, к тому же призванная все подытожить и закольцевать — фильм сразу сбивается на очень узнаваемый провинциальный постмодернистский говорок имени Б.Ю.Юхананова. Противная привычка отечественного авангарда подменять разговор гоном — не то чтобы для кого-то новость, отечественный авангард много лет только этим и жив. Но здесь, даже с учетом формальной принадлежности авторов к «параллельщикам», этой интонации как-то не ждешь — и чувство такое, будто под конец удачного вечера с чудесными новыми знакомыми тебе попытались подсунуть счет за всю компанию.

Впрочем, сам формат шапито, где творческая группа четыре часа плюет на все правила и разве что не ходит по потолку на руках (впрочем, и это тоже), наверно, подразумевает аналогичную свободу и для зрителя — никто не мешает в последние полчаса поспать или выйти на улицу перекурить и вернуться к финальным танцам. В конечном счете все вышеописанное занятно не только как редкий пример популистской контркультуры, авангарда, идущего в народ, и так далее — это в первую очередь отличный аттракцион, такие грех пропускать. Тем более есть опасность, что следующий фильм этого коллектива будет сниматься 10 лет и идти 10 часов.

23 января 2012
9

Терем-теремок, кто в тереме живет? Я мышка-норушка. Я лягушка-квакушка. Я зайка-побегайка. Я лисичка-сестричка. Я волк зубами щелк. А я Дэвид Линч (Киберстранник, эрзац Энди Уорхолла, Петр Мамонов, Сергей Лобан - нужное подчеркнуть), сейчас усядусь на все это Шапито-шоу и придет вам писец. Горите вы очищающим пламенем. Синим-пресиним.

Давно ждал это трехчасовое безобразие, а когда долго ждешь, вероятность разочарования очень велика. К счастью - не случилось. Фильм великолепен.
И главное по большому счету все равно, чьими руками случился финальный апофегей. Лично мои ставки, даже после мелькавшей в кадре канистры, были на брутальную разборку настоящих Индейцев и московских Пионеров. Но повторюсь, с тем же успехом в последнюю сцену мог войти сам маэстро Линч и огнеметом подвести итог Любви, Дружбе, Уважению и Сотрудничеству.
Такой вот Твин пикс по Симеизски.

PS И да, творческий коллектив очень мил. Они сами как будто бы персонажи из истории подобной "Шапито-шоу"

25 января 2012
9Калорийный фильм про людей

Иногда бывает ощущение, что в фильм, как в булку, положили слишком мало изюма. Смотришь, смотришь, попадается кое-где и забавный диалог, и симпатичный персонаж, но в основном фильм ни о чём, сухой и пресный.

Ну так вот: если кто-то из вас в детстве мечтал, чтобы в булка «Калорийная» состояла из изюма целиком, «Шапито-шоу» приближается к этой мечте вплотную. Приключения глухонемого пекаря, отмывание Майкла Джексона Мойдодыром, пионерский отряд на экстази, Мамонов валит из трёхлинейки кабана, проблемы пола в Симеизе — и все это напрочь лишено табельного пафоса.

Безусловно, всяких странностей тут хватает. К примеру, фантазия в стиле «Грязного Гарри», когда Мамонов героически валит из пистолета банду прыгучих гопников в шапках-петушках. Музыкальные номера вызывают приятные воспоминания о других фантасмагориях, вроде «Такешиз» — хотя в данном случае они являются не более сложным приемом, чем обычный внутренний монолог; то есть просто выражают внутреннее состояние героя.

Но неожиданностью становится именно тот факт, что чудной «Шапито-шоу» — фильм про нормальных людей, и про нормальные жизненные ситуации.

Такие, например, трудная любовь между наивной девочкой и злым «ботаником» (вообще неосвоенный у нас социальный типаж). Очень сильная история про отношения отца и сына. История про старых верных друзей-«мушкетеров», которые рассорились вдрызг и теперь ищут друг друга на курорте — и как бывает, когда попал в чужую тусовку и чувствуешь себя лишним. И конечно, это очень смешная авантюрная комедия про музыкальных мистификаторов, которые решили «торговать таблом» двойника Виктора Цоя в Крыму.

Не поймите меня неправильно: «Шапито-шоу» определённо киноманский фильм. Перечисление отсылок и инсайдерских шуток оставим на период видеознакомства. Лишь не откажу себе в удовольствии провести неочевидную параллель с «Мертвецом» Джармуша: здесь можно увидеть его маленькое, но убедительное воссоздание с Мамоновым в роли индейца Никто — включая сакральное отплытие на погребальной байдарке.

Впрочем, Лобан весь пафос этих знаков выворачивает наизнанку. Никакого ценного ожидаемого катарсиса отец сыну не устраивает. Из-под претензии на мудрость, мужественность и знание жизни вылезает обычный творческий человек: немножко эгоист, немножко алкоголик, немножко пижон. Симпатичен, напротив, честный сын-ВГИКовец — он открыто признаёт, что «ничего не делает» по жизни — и страстно хотел бы хоть что-нибудь создать, в чем-нибудь участвовать.

Вообще курс «на публику» Лобан с Потаповой взяли, насколько я понимаю, уже давно. Случайно увиденные на фестивале короткометражек «Соси банан» и «Телевизор» лично меня зацепили своей простотой и эффективностью (хотя я тогда не знал ничего о СВОИХ 2000). «Шапито-шоу» так же эффективно берёт публику за грудки, что продемонстрировали зрители на ММКФ (в числе которых я состоял). Критик Алексей Медведев так описал ситуацию: «Шапито-шоу» соберет в прокате кучу денег, что заставит дистрибуторов и директоров кинотеатров почесать репу и дать шанс «молодым». «Молодые» шансом не воспользуются».

Чуть не забыл. Очень много — чересчур много — было сказано в прессе о длине фильма. Честно — она не чувствуется. Отдельные части можно скорее сравнить с короткими и динамичными минифильмами. А если вспомнить сериалы вроде «Mad Men» или «Игр престолов», то становится ясно, что формат авторами выбран в каком-то смысле актуальный. (В скобках замечу, что в прокат фильм вообще выходит половинками стандартной длины.)

В целом придётся мне согласиться с всеобщим умилением наших критиков (честно говоря, неожиданным), и признать, что снят просто хороший фильм — умный и смешной. А это, как выясняется, сегодня непростительно редкое событие.

Напоследок цитата:
«Это так поэтично. Так смешно. И так печально. Там есть все на свете; при этом сценарий — идеальный, монтаж — идеальный. В какой-то момент я вообще перестала смотреть на титры — образность этой картины буквально взорвалась у меня в голове, и я поняла, что в ней вся моя жизнь. Многие ругали "Шапито" за чрезмерную длину — фильм идет почти четыре часа. Но худший враг кино — это скука, а как раз скуки там нет совсем, я готова была бы смотреть на это еще четыре часа кряду!»
— преседатель жюри Джеральдина Чаплин при вручении Спецприза ММКФ Сергею Лобану

http://ria.ru/culture/20110703/396944059.html

26 января 2012
7Многосерийная комедия с ненужными вставками: "Шапито-шоу"

Об этом фильме слишком много говорили. Любители кино "не для всех", поправляя фальшивые очки в толстой оправе, рассуждали о гениальности Сергея Лобана и о том, как ему удалось в одном фильме соединить истории всех социальных слоев. Нормальный же зритель мог осилить лишь одну часть этого 3,5 часового кошмара и сбегал без оглядки на что-то более удобоваримое. Проблема "Шапито-шоу" не в хронометраже, а в безумных вставках между новелами, которые вроде как должны были подчеркнуть смысл историй. Но если их вырезать - фильм ничего не потеряет, по крайней мере для зрителя. Для Сергея Лобана, сыгравшего в одной из новелл главную роль, наверняка, именно эти безумные номера в цирке и являются главными сценами в фильме.

http://obzorkino.livejournal.com/389591.html

Крым, Симеиз. В разгар курортного сезона в этот небольшой городок в относительной дали от Ялты приезжают друзья по интернет-переписке, шоу-мены, отец с сыном и продюсер с подопечным. Собственно, каждой группе героев посвящена отдельная новелла: любовь между несовместимыми людьми, дружба между обдолбанными москвичами, уважение и требование того же сына от безумного культового актера театра, сотрудничество между молодым, но бестолковым продюсером, и его подопечным, похожим на Цоя. Между новеллами зрителю предлагаются музыкальные номера в исполнении главных героев. В конце все сгорит, да.

Если вырезать из фильма музыкальные номера, не несущие абсолютно никакой смысловой нагрузки, то "Шапито-шоу" можно будет уместить во вполне перевариваемые зрителем 2 часа. Но так как Сергей Лобан и Марина Потапова видят мир иначе, посетителям предлагалось покупать два билета и с небольшим перерывом смотреть оба фильма подряд. Я помню, как в советские времена существовала модель проката двухсерийных фильмов - по четным числам показывали первую серию, а по нечетным - вторую. Но, на мой взгляд, это - издевательство над людьми. Впрочем, все зависит от самого кино - на "Титанике" к трем часа экранного времени никаких претензий не возникало.

Из "Шапито-шоу" получился бы великолепный спектакль или же телесериал, но отчего-то был выбран именно вариант большого, эпического кино. Получилось очень двояко. С одной стороны, мне очень понравились новеллы, но идиотические песни и пляски между ними вызывали у меня сначала недоумение, а потом и раздражение. Это как есть мороженное с солью - вроде сладко, но периодически попадается кислинка совсем из другой оперы.

В отличие от аналогичной картины "Вдребезги", киноновеллы в "Шапито-шоу" интересны все, просто кому-то больше понравится история девочки-припевочки и мрачного сетевого нытика, а кому-то - история сына, к которому пришел отец и потащил его в горы. Главной нитью конфликта, пронизывающей все истории, является вопрос взаимопонимания. Никто из героев друг друга не понимает и, если честно, не пытается этого сделать. Если бы двойник Цоя вместо того, чтобы польститься на гонорары, понял с самого начала, что связался с обыкновенным придурком, желающим принести в этот мир доброе и вечное, то вряд ли бы увязался за ним в Крым. Если бы сын не тешил себя иллюзиями относительно отца, то вряд ли он поехал с ним куда-то вообще. Непонимание с одной стороны между героями фильма, а с другой стороны между создателями фильма и широкой аудиторией, является ироничным роком и для тех, и для других.

Кинокритики вознесли этот фильм до небес, а некоторые даже выдали пассаж о том, что "Шапито-шоу" соберет больше, чем "Аватар". Результат предсказуем - на фильм пришло так мало народу, что он не смог окупить ни 2 миллиона долларов бюджета, ни 6 лет работы над ним. Зато Сергей Лобан смог сделать то, что звучит в последних кадрах фильма: "Этим жестом я хотел проиллюстрировать мысль". Только что за мысль он хотел проиллюстрировать так и не понятно. Может, любители "кино не для всех" расскажут - они во всем видят смысл.

Вердикт: для домашнего просмотра с перемоткой артхаусного безумия вполне годится. Новеллы интересные, снято хорошо, актеры искренние. Только вот все портят непонятные трэш-номера из трэш-шапито.

(с) Обзоркино

3 июня 2012
9

А фильм-то хороший! Вот хотелось, выходя из кинозала, подойти к незнакомому соучастнику просмотра, хлопнуть по плечу и так ему и сказать «А фильм-то хороший!». Даже не знаю почему. Обычно, даже когда фильм хороший, не хочется, а тут хотелось. Всё-таки не часто чему-то удаётся удивиться, широко раскрыть глаза и искать понимающих взглядов, хотеть поделиться. И интересней может даже не чему так удивляешься, а почему так редко… Но речь не о том.
Про сюжет говорить не хочется, рассказывать долго, а главного не передать. Четырёхчасовое динамичное действо с фанфарами и пожарами, смешными любовями и маленькими трагедиями. Суть в том, что юность, дурацкая и нескладная, с надеждой, насмешкой и бравадой, с амбициями и страхом, катит к морю. Всё как в обычной жизни, без приторности и широченных жестов. Солнечная и угловатая, насмешливая, немного горькая, с крымской пылью по всему телу, неказистая и абсолютно гармоничная, история в четырёх частях. Без мудрствований и претензий на сложность и глубину. Два десятка живых, настоящих типажей. Отчаянный пионер-провокатор, хозяйственный мордоворот, неутомимый режиссёр-самодур, одухотворённая и сентиментальная девица, рассудительный дед-бородач… Вобщем, смотреть, надо.
Слева от меня сидела пара, в которой парень, ещё до того как погасили свет, всем корпусом нежно налёг на свою подружку и таким образом провёл как минимум первые два часа. Спереди пара за пятьдесят. А вон там прошли две девицы в дорогих шубах и коротких юбках в мороз минус девятнадцать. И знаете, все смеялись. Не всегда над одним и тем же, как в каком-нибудь «Один дома», но смеялись от души. Несколько раз мужик через три ряда не мог успокоиться, несколько раз я.
Но, только вот что странно, случайно открыв форумы, понимаю, что главный вопрос по Шапито Шоу, ни художественная оригинальность фильма и персонажей, ни атмосфера курортной непосредственности посреди февральской зимы, ни юмор и песни фильма, сравнимые разве что с хитами фильмов Гайдая. Главное, с чем не могут смириться ни прокатчики, ни желчные кинокритики,- хронометраж. Одни привыкли к формуле, которая работает и приносит деньги, другие со страстью выискивают, к чему бы придраться, а вместе тем и другим не понятно зачем нужны эти неожиданности, давайте, мол, как-нибудь попроще.
Но, что не говори, хорошее кино на экране. То кино, которого не было, а так хотелось все эти последние годы отечественной кинопорнографии, спекулирующей импортными жанрами. Фильм надежда. Спасибо, что наконец оправданная.

23 февраля 2012
9

Лучший фильм 2011 года среди всех лент, которые были в прокате. Монументальное произведение, которое при жизни уже стало культовым и войдет в анналы истории.
Честно говоря, говорить о фильме нет смысла. Его надо видеть)

Обидно только, что режиссер , увлекшись действом, так и не придумал достойный произведению финал!


Смотрел Шоу еще в августе 2011 года

25 января 2012
Все отзывы
Читайте также
120 главных русских фильмов
120
главных русских фильмов
29 апреля 2019
Гид по ММКФ-2018: Классика и ретроспективы
Гид по ММКФ-2018: Классика и ретроспективы
17 апреля 2018
Сурвайвал-хоррор «Выжившие» и другие российские и зарубежные сериалы с кинофестиваля Realist Web Fest 2021
Сурвайвал-хоррор «Выжившие» и другие российские и зарубежные сериалы с кинофестиваля Realist Web Fest 2021
23 сентября 2021
«Звездные войны: Видения». Как аниме-антология пытается нащупать новые идеи для космической саги
«Звездные войны: Видения». Как аниме-антология пытается нащупать новые идеи для космической саги
23 сентября 2021