Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Примечание»

Hearat Shulayim (2011, Израиль)
6.0
оценить
Смотрите фильм "Примечание" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Примечание (без перевода)

Смотреть трейлер
  • 14+ 1 час 43 минуты
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Израильская драма про соперничество двух богословов — отца и сына; приз за сценарий прошлогодних Канн

В Иерусалиме есть два лучших знатока Торы: давние соперники — отец и сын... Один — признанный мастер, обласканный ученым сообществом, другой — отшельник, забытый всеми, избегающий встреч с коллегами. Но однажды все меняется — многолетний труд отца отмечен престижной наградой Академии.И теперь, когда в одной точке сошлись тщеславие, преданность делу всей жизни, отцовский долг и сыновняя неблагодарность, оба они должны решить: есть ли в жизни вещи важнее Торы? Можно ли под ворохом пожелтевших листков найти настоящую любовь, преданность и благодарность?

Актеры

Режиссер фильма «Примечание»

50 лет Фильмов: 6

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Анна Сотникова
отзывы:
109
оценок:
108
рейтинг:
2162
7

Академическая сатира

Уриеля Школьника (Ашкенази) наградили призом Израильской академии наук, а Элизера (Бар-Аба) — нет. Элизер — исследователь Талмуда с тридцатилетним стажем, Уриель — его сын, профессор и академическая звезда. «Ты не профессор, ты учитель», — говорил ему Элизер. Уриель разворачивался, брал ракетку и шел на корт. Элизер — в библиотеку.

В настоящей комедии героям всегда должно быть немножко больно. Израильский режиссер Йозеф Седар раскладывает проблему отношений отцов и детей как фарс, где, как ни крути, довольно печальная история про папу, посвятившего тридцать лет научному исследованию, и его сына — самовлюбленного болвана выглядит как книжка с картинками. «Примечание» — набор общих симметричных планов, из которого складывается поучительная сатира о настоящем соперничестве в одном доме. Несколько фактов об Элизере Школьнике: он всегда ходит на работу одной и той же дорогой, его любимое выражение — «Отличная идея, только абсолютно неправильная», его гордость — упоминание его имени в примечании покойного учителя. Несколько фактов об Уриеле Школьнике: он захотел изучать Талмуд, когда увидел отца в библиотеке, он спортсмен, его обожают все — от студенток до акушерок. Стилистические фокусы со временем, пространством и нарративом, так раздражающие, когда попадают не в те руки, Седар использует с сардонической усмешкой: академики? Вся их жизнь — одна большая сноска, структурированная номерами страниц и книжных полок. Шекспировская трагедия великого отца и выскочки-сына для него фарс о том, что бывает, когда в одной комнате слишком много ненависти. Но «Примечание» — фильм не о ненависти, а о любви и способности учиться прощать и не раздражаться, когда кто-то поправляет твои ошибки. Говорят, что истина рождается в спорах. Седар делает поправку — в спорах между поколениями.

4

Отзывы пользователей о фильме «Примечание»

Фото сергей коновалов
отзывы:
858
оценок:
1002
рейтинг:
637
5

Семейно-академическая драма

Довольно актуальный с учётом положения дел в отечественной науке фильм - о драматическом единстве противоположностей - малоуспешном отце и его успешном сыне, занятыми научными исследованиями в одной сфере. Вот бы нечто подобное про нынешнюю РАН снять, особенно сейчас, перед драматичными выборами её главы - как какой-нибудь академик восходил к вершинам своего академствования, через что ему прошлось пройти... Оказывается, нечистые на руку академики имеются не только в России. Да и к самому институту есть вопросы не только у российского общества. Полагаю, что фильм этот будет интересен в первую очередь людям, занятым в сфере науки. Обывателю вряд ли покажется интересным просто драматургия отношений отца и сына, о которой мы читали ещё в школе у Тургенева.

1
Фото Limpopo
отзывы:
9
оценок:
12
рейтинг:
28
7

О великий импринт!

Главные герои картины Йозефа Седара - Элизер Школьник и Уриель Школьник – отец и сын, яркие представители израильской интеллигенции, посвятившие свою жизнь исследованию Талмуда. Сын успешный, одаренный ученый, легко собирающий лавры признания, которые за 30 лет кропотливой работы так и ни разу не достались престарелому отцу. Однако, по воле случая и некомпетентности секретариата министерства образования, Элизер Школьник становится лауреатом премии Израиля в области исследования Талмуда, на которые много раз был безуспешно номинирован. Сын, который должен был получить эту премию, отказывается от нее в пользу отца с условием, что сам напишет заключение министерства образования о необходимости вручения премии Элизару Школьнику и откажется на весь период своей научной деятельности от возможности самому быть лауреатом. Казалось бы добрая история с хорошим концом, если бы не следующие 10 примечаний:

1. Уриель Школьник, любимец научного израильского сообщества, всю жизнь искал признания отца, которого, в его матрице жизненных представлений, это же сообщество незаслуженно сделало изгоем по причине зависти и страха.
2. Уриель Школьник ведет лекции и изложил на бумаге множество своих идей. Элизар Школьник за всю жизнь ни разу ничего не публиковал из своих исследований.
3. Уриель Школьник человек творческий и легко находит контакт с окружением, Элизар страдает легкой формой аутизма и не способен физически воспринять иную, чем своя собственная реальность.
4. Уриель Школьник имеет сына, жизненные цели и смысл существования которого ему не понятны. Сын любит уединяться и мало контактирует с отцом.
5. Уриель Школьник способен понять иллюзорность уникальности и значимости отца в научном мире Израеля (данное понимание приходит к нему при написании заключения министерства образования о награждении отца).
6. Уриель Школьник имеет возможность узнать в действиях и суждениях отца социально неадаптированного и психически неполноценного коллекционера.
7. Уриель Школьник, несмотря на примечания 5 и 6, не может простить отцу осуждение собственной личности и жаждет его признания даже после того, как твердыня вокруг образа отца упала.
8. Уриель Школьник, гонимый обидой на отца, оказывается способным намеренно через мать испортить Элизеру самый большой праздник его жизни, рассказав про ошибку министерства образования.
9. Уриель Школьник может позволить себе сказать сыну, что махнет на него рукой, если тот не будет соответствовать его жизненным представлениям и начнет радоваться его неудачам.
10. Уриель Школьник никогда не изменял жене и завидует отцу, у которого интрижка, а жена Уриеля объясняет его верность банальной трусостью и неспособностью отказаться от уже сложившейся реальности.

Все эти 10 примечаний превращают фильм из семейной саги в историю о слабом, незрелом человеческом индивиде, в котором импринтированное в юном возрасте иерархичное соотношение между ним и собственным отцом настолько сильно и неизменно, что даже сознание не способно повлиять на его поведение.

1
Фото NOW RU
отзывы:
80
оценок:
83
рейтинг:
17
7

Израильское кино, снятое не потомками выходцев из этой страны, перебравшихся в Голливуд, а ее непосредственными жителями, за пределами самого Израиля известно не слишком. Искушенный зритель, сильно постаравшись, может и вспомнит пару-другую лент, но сказать про них что-нибудь определенное не сможет. Исправить такое положение дел вызвался Джозеф Седар — пожалуй, самый известный на данный момент Израильский режиссер. Его дебютная лента «Костер» была отмечена на Берлинском кинофестивале, а второй его фильм «Бофор» — даже выдвинут на премию Оскар, хоть и в категории «Лучший фильм на иностранном языке». И, хотя, эти достижения нельзя назвать несерьезными, со своим последним фильмом — драмой «Примечание», постановщик вышел на новый уровень качества и известности.

В центре сюжета «Примечания» — отец и сын семейства Школьников. Первый — видный филолог Элизер, известный своими грандиозными трудами в области изучения Талмуда, оставшимися неоцененными широкими массами. Дело в том, что за месяц до публикации результатов его 30-летней работы, более ушлый коллега старшего Школьника, опубликовал труд, фактически делающий работу того лишенной смысла. Элизер, человек и до того не слишком открытый, после такого потрясения окончательно замыкается в себе. Тогда как его сын, Уриэль Школьник, также выбравший своим призванием изучение Талмуда, делает широкие шаги на поприще отца и, в конце концов, уходит далеко вперед. Старый Элизер считает подход сына к работе несерьезным и в глубине души презирает все, чем тот занимается. И когда в результате канцелярской ошибки, важную национальную премию вместо Уриэля получает именно Элизер, конфликт между отцом и сыном открывается, подобно небрежно зашитой ране.

Ставя во главу угла вечную тему отцов и детей, Седар все-таки умудряется показать ее так, как до него не делал никто. В первую очередь, «Примечание» выделяется из ряда похожих лент по манере съемки, выбранной режиссером. Сложные монтажные склейки, забавно оформленные флешбеки, помогающие лучше обрисовать характер персонажей, кроме всего прочего придают фильму налет комедийности. Именно он лишает «Примечание» вполне возможного, при выборе такой тематики занудства, которое часто так свойственно арт-хаусным лентам. Сами персонажи фильма хоть и несколько утрированы (в особенности Школьник-старший), но в силу этого более интересны и понятны зрителю. Кто-бы вообще мог подумать, что конфликт между, грубо говоря, двумя книжными червями из-за подхода к изучению древних книг, может настолько увлечь и заинтересовать. Но, так оно и происходит. Отчасти, потому что, сменив предмет спора отца и сына на более близкий для себя, понять их сможет практически кто угодно. А отчасти, потому что избранный Седаром стиль подачи материала является единственно верным. Балансируя на тонкой грани между семейной драмой и семейной комедией, «Примечание», отклоняясь то в ту, то в другую сторону, в итоге остается там где надо — на той самой золотой середине.

0
Фото Федор Обзоркин
отзывы:
595
оценок:
595
рейтинг:
2015
7

Проблема отцов и детей в академическом контексте: «Примечание»

Говорят, в Израиле почти такая же ситуация с кино, как в России. Наши снимают фильмы о том, как плохо жилось в СССР, какие зверства творили наши предки, как солдаты воевали не за, а вопреки. Зрители, впрочем, на это не ведутся и рублем, а точнее, его отсутствием в кассе таких шедевров, дают понять, что эти темы им не интересны. Так же и в Израиле большая часть фильмов, как говорят, снимается на тему отношений арабов и евреев, про вечную вражду между ними и о другом, мало интересном простым израильским кинозрителям. Но бывают проблески в этом царстве мрака и уныния. У нас Михалков может снять километры пленки сомнительного содержания, но за «12» ему могут простить многое. Так и у израильского кино появилась своя надежда – фильм «Примечание», который был настолько хорошо принят зрителем и критикой, что собрал практически призы почти во всех номинациях местного аналога «Оскара».

http://obzorkino.livejournal.com/457872.html

Элиэзер Школьник всю свою жизнь посвятил изучению священного писания – Талмуда. Десятилетиями он собирал свидетельства того, что в Европе существовала своя версия этого манускрипта, но его коллега совершенно случайно наткнулся на оригинал того самого альтернативного Талмуда и первым опубликовал свою научную работу, перечеркнув тем самым все труды Элиэзера. Его сын, Уриэль Школьник, тоже стал ученым, причем более успешным, чем отец. Однажды, отцу позвонили из министерства и сообщили, что ему присуждена премия. Произошла ошибка, и секретарша министра соединила ее с отцом, а не сыном. Уриэля приглашают на заседание жюри с целью выяснить, как бы помягче сообщить его отцу об ошибке, но Уриэль отказывается от премии в пользу отца. Элиэзер же, до последнего не понимая, что премию ему вручают по ошибке, отыгрывается на всех – от научного сообщества до собственного сына – за все десятилетия, которые были потрачены впустую.

Фильм интересен двумя слоями сюжета. Первый из них – жизнь научного сообщества. Особенно интересно смотреть этот фильм сегодня, когда вокруг российской академии наук разразились скандалы и появилась угроза реформы. Главный герой – отец – занимается изучением Талмуда, но практического смысла в его деятельности нет. Его сын ведет совершенно иную деятельность, вместо педантичного и скучного подхода он придерживается современных принципов преподавания, в которых главное – это увлечь наукой, а не всячески демонстрировать снобизм и бурчать о том, что времена уже не те. В это же время ошибка с оповещением лауреата премии и последующее заседание жюри в столь крохотной комнатке, что для того, чтобы дать выйти кому-нибудь, всем остальным приходилось вставать, демонстрирует место современной фундаментальной науки. Она на выселках, она никому кроме самих ученых не интересна, и, похоже, она смирилась с этой ролью. При этом, даже в условиях столь убогого существования, в этой научной среде происходит эпическая грызня за место под солнцем.

Второй пласт – классическая проблема отцов и детей. Разница лишь в том, что в «Примечании» отец хоть и тихо ненавидит то, что делает сын, но до поры до времени никак это не демонстрирует. Сын же в свою очередь так же пребывает в смутных иллюзиях насчет собственных отношений с отцом, как родственных, так и профессиональных. Ситуация, в которую попадают герои фильма, взрывает хлипкий компромисс, и тем интереснее посмотреть, как поведут себя отец и сын. Дополнительной вишенкой на торте является отношения Школьника младшего с собственным сыном, который растет совсем не таким, каким его хотел видеть отец. Сквозь призму отношения поколений можно увидеть массу смыслов, но я позволю вас сделать это самостоятельно, тем более, мне не хочется лишать вас удовольствия.

Наверное, единственное, о чем я хочу вас предупредить, это сама атмосфера, стилистика фильма. Это самый настоящий арт-хаус в хорошем понимании этого термина. Здесь нет какого-то ментального ада или трясущихся камер, но фильм снят практически в документальной манере, что накладывает определенные сложности в восприятии. Более того, это не тот тип фильмов, в котором сценарист и режиссер в одном лице все разжевывает. Скорее, это напоминает шахматную задачку – фигуры на доске, а как именно завершить партию, можете решить только вы.

Вердикт: интересное кино на серьезную тему. Рекомендую любителям советской классики, есть о чем подумать, над чем поразмышлять.

(с) Обзоркино

0
Фото egor_ shalaev
отзывы:
5
оценок:
8
рейтинг:
0
9

Отличный фильм! Ближе к финалу вся история сводится к проблеме выбора, к принятию жизненно важного решения, причем идеальный вариант отсутствует впринципе, как обычно и бывает.

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Русский репортаж»

В Иерусалиме есть два лучших знатока Торы: давние соперники — отец и сын... Один — признанный мастер, обласканный ученым сообществом, другой — отшельник, забытый всеми, избегающий встреч с коллегами. Но однажды все меняется — многолетний труд отца отмечен престижной наградой Академии. И теперь, когда в одной точке сошлись тщеславие, преданность делу всей жизни, отцовский долг и сыновняя неблагодарность, оба они должны решить: есть ли в жизни вещи важнее Торы? Можно ли под ворохом пожелтевших листков найти настоящую любовь, преданность и благодарность?