Киноафиша Москвы

Фильм Выход через сувенирную лавку

Exit Through the Gift Shop (2010, США, Великобритания)

8.5
оценить
Смотрите фильм "Выход через сувенирную лавку" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
Режиссёр:Бэнкси
16+
1 час 27 минут
Дата выхода в России
13 мая 2010

Саморазоблачительный фильм о современном искусстве

Документальный фильм Бэнкси, самого знаменитого британского граффитиста, о том, как некий француз пытается снять о нем документальный фильм.

Режиссер фильма «Выход через сувенирную лавку»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Петр Фаворов
Фото Петр Фаворов
отзывы: 260
оценки: 282
рейтинг: 2257
5
Саморазоблачительный фильм о современном искусстве

Молодой мужчина с закрытым капюшоном лицом (рядом титр: «Бэнкси») сооб­щает, что хочет рассказать историю про человека гораздо интереснее, чем он сам. История такая: довольно нелепый француз по имени Тьерри Гетта, владелец пышных бакенбард и магазина винтажной одежды в Лос-Анджелесе, покупает видеокамеру и начинает снимать все подряд, от семейных обедов до походов в туалет. Однажды он узнает о странном хобби кузена — исподтишка украшать стены до­мов мозаиками с персонажами видеоигр. Кузен — один из пионеров мирового стрит-арта. Несколько лет Гетта повсюду следует за ним с камерой и постепенно знакомится с его коллегами: один пририсовывает к столбам тени, другой расклеивает по миру плакаты со словом «Подчиняйся», третий — сам Бэнкси — малюет на стенах крыс, пилит телефонные будки и развешивает фальшивые картины в музеях. Две вещи происходят одновременно: стрит-арт становится чудовищно модным и дорогим, а его творцы неожиданно понимают, что их единственный летописец, Гетта, — больной человек, заведомо неспособный составить из тысяч часов отснятого им материала давно обещанный документальный фильм о движении. Тогда сам Бэнкси берется монтировать из его кассет ленту «Выход через сувенирную лавку» и советует Гетта тем временем заняться искусством.

Кинодебют самого знаменитого анонима в мире (впрочем, кто может поклясться, что это и вправду фильм Бэнкси?) — в своем роде несомненное достижение, даже шедевр: при скромном масштабе это идеальная черная кинодыра, к фина­лу высасывающая из зрителя абсолютно все мысли об обсуждаемом предмете — современном искусстве. Хочется повторить по слогам: это немного нудный, технически подробный документальный фильм, который один, возможно, придуманный персонаж делает про второго, сначала хотевшего снимать фильм про первого, но потом ставшего вместо этого его подражателем. То, что фильм, вероятно, псевдодокументальный — часть многоходовой мистификации с привлечением «Википедии», Би-би-си и певицы Мадонны, — не делает его более захватывающим, хотя способность создателей не поддаться к концу соблазну безумия в духе, скажем, фильма «Зелиг» вызывает безусловное уважение. Какие-либо эмоции тут возникают только однажды — когда Бэнкси и прочие арт-вандалы довольно безуспешно пытаются сформулировать, почему их творчество более ценно, чем поделки наивного француза. Впрочем, и эта неловкая ситуация тоже, конечно, тщательно спланирована таинственным кукловодом.

12
0
...
26 апреля 2010

Лучшие отзывы о фильме «Выход через сувенирную лавку»

Фото Аля Румянцева
Фото Аля Румянцева
отзывы: 9
оценки: 11
рейтинг: 9
9

Как я радовалась трафаретам в Питере "Who the fuck is Banksy?", так же я радуюсь этому кино.
Вещь, в которой всё ставится под сомнение: начиная авторством и заканчивая реальностью выставки героя. Везде вопросы, ровно как в современном искусстве: это какая-то очередная чушь или искусство? Кино про то, как можно создать культ из ничего. Фильм, где невозможно поверить ни единому слову на 100%. Может правда, может нет. Если это фейк (а так скорее всего и есть), то очень качественный: существует даже сайт http://www.mrbrainwash.com/, но не жизнеспособный: пара новостей, вроде есть магазин, но всё продано, форума нет. Других упоминаний Мозгоправа вне контекста кино не существует.
В любом случае, кино, в котором интересно поковыряться, после просмотра которого хочется погуглить:)

4
0
...
12 января 2011
Фото Jay Jay
Фото Jay Jay
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
9

Наверное это один из самых серьезных фильмов о современном искусстве, от которого можно так долго смеяться. По сути это интеллектуальная комедия. Нельзя назвать этот фильм документальным, так как главный герой его - вымышленный персонаж (мр. Мозгоправ), нельзя назвать его художественным, так как этот персонаж - альтер эго того, что называет себя "современным искусством", по сути - метафора. Бэнкси, как человек бесспорно имеющий на это право устраивает увлекательную экскурсию в мир андерграунда, мир, которому принадлежит искусство по "праву первородства", и, с позиции художника, не заинтересованного в коммерческом успехе, то есть никак не ремесленника, дает очень четкий образ всего современного искусства вообще. Как ему это удается? Как настоящему большому художнику - умно, лаконично и с иронией, так же, как и отразить современную ему действительность в своих графити. Ему приписывают фразу о современном искусстве, которая могла бы стать эпиграфом к фильму: "никогда еще так много не было использовано столь многими, чтобы сказать так мало". Вообщем, если Вы, как и я, недоумеваете, почему Энди Уорхола считают художником, то это кино - для Вас, если же нет, то, не забудьте что-нибудь купить, покидая очередную модную выставку, проходя "через сувенирную лавку".

3
0
...
10 июня 2010
Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 407
7

С каждой эпохой искусство становилось всё более и более синтетическим, пока, наконец, не вышло в город. Первой ласточкой было граффити, неизменным атрибутом которого является баллончик с краской. Но основной принцип современного изобразительного творчества – тиражируемость, и вот на стенах стали использоваться трафареты и принт-наклейки, быстрые и удобные, но уникальные – элементы стрит-арта. Бэнкси – живая легенда стиля, анонимный гений, отметившийся во многих городах мира, чьи работы продаются за рекордные суммы и украшают самые известные галереи; сейчас тот, кто осмелился бы арестовать «вандала», рискнул бы больше, чем сам мастер, удостоившийся многомиллионных штрафов за разрисованные здания. Теперь он – ещё и кинорежиссёр, а его дебют – пожалуй, первый (псевдо?)документальный фильм об отличии искусства от бизнеса, посвящённый нынешнему веку – времени, когда кажется, будто деньги стали единственной сущностью любого дела. Но главный герой фильма – не сам Бэнкси, а француз Терри из Лос-Анджелеса, который, получив в детстве психологическую травму, помешался на видеокамере – снимал всех и всё каждую минуту своей жизни, пока не стал личным оператором своего двоюродного брата, стрит-артера Space Invader (Космического Захватчика). Обрастая всё новыми знакомствами, Терри задался целью запечатлеть на плёнку всех прославленных стрит-артеров за работой под предлогом съёмки документального фильма, ради чего совершил невозможное: втёрся в доверие к неуловимому Бэнкси. Осторожно, далее – спойлер! Бэнкси, из самых лучших побуждений вдохновив Терри на собственные занятия искусством, нечаянно превратил психа с камерой в M.B.W. (Mister Brainwash – Мистер Мозгоправ). За этими тремя буквами скрывается подлинный монстр масскультуры, простодушный маркитант, сообразивший своим недалёким умом, что именно «пипл хавает» с наибольшим аппетитом и угрохавший все средства на команду дизайнеров, скульпторов, инсталляторов, организовавших грандиозную выставку за него. Проект окупился: сейчас M.B.W. сказочно богат, популярен, востребован, расхвален публикой и критикой, не умея при этом ни-че-го вообще – не нужно что-то рисовать, лепить, строить, когда достаточно открыть альбом по искусству и содрать идею у Энди Уорхола или Бэнкси, предоставив её воплощение другим! Символ искусства общества потребления: невежественные кумиры для невежественной толпы. Если за работами Бэнкси стоят оригинальная фантазия, острый социальный или политический смысл, дерзость анархиста наравне с художественным вкусом в использовании возможностей пространства, то безобидный «эпатаж» Мозгоправа только развлекает. Если Бэнкси делает свои образы узнаваемыми, то Мозгоправ делает узнаваемые образы своими. Поэтому Бэнкси уже вписал своё имя в историю мировой культуры, а M.B.W. если и будут помнить, то только благодаря этому фильму. Кому-то могло показаться, что со стороны Бэнкси было не слишком этично провести дополнительный пиар своей персоне, спалив при этом с головой главного конкурента на рынке и доказав: я – настоящий художник, а он всем обязан только мне. Однако думается, что дополнительная слава Бэнкси не нужна, использование биографии и видеоархивов Мозгоправа было с ним согласовано, а фильм призван удержать зрителя от поклонения ложным ценностям и показать романтику андеграунда, в котором только и может существовать искусство. «Выход через сувенирную лавку», как и все творения Бэнкси, непредсказуем от начала до конца, убедителен, доходчив и непримиримо сатиричен, прост и краток (полтора часа экранного времени), но полноценно насыщен авторской позицией и почерком. И даже самоироничен: Бэнкси, отличный художник, ставший отличным режиссёром, смотрит на паршивого режиссёра, ставшего паршивым художником, как на своё отражение в кривом зеркале. Или же оно не кривое, а Мозгоправ – персонаж, выдуманный Бэнкси?.. Но, в конце концов, не всё ли равно, где правда, а где мистификация, когда появляется ещё один фильм, достойный просмотра!

20.05.2010
Комментировать рецензию

3
0
...
20 мая 2010
Фото Igor P.
Фото Igor P.
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
9

Вполне очевидно, что Banksy — это коммерчески успешный и популярный арт-проект с грамотной стратегией и утонченным юмором. Фильм «Выход через сувенирную лавку», пожалуй стоило бы воспринимать как элемент его маркетинговой кампании и это отчасти действительно так.

По фишечкам и рюшечкам, применяемыми в фильме можно сказать, что фильм нацелен на массового зрителя, а с точки зрения документалистики он абсолютно безлик и не отражает деятельность ни одного из художников в полной мере. В течение всего фильма буквально пару слов было сказано о стрит-артистах и об уличном искусстве в целом, а сюжетная линия хитро выстроилась в кривую о владельце second hand магазина, который снимая документальный фильм о стрит-арте, неожиданно, в течение полугода становится успешным художником — так называемым Мистером Мозгоправом (Mr. Brainwash).

Сюжет о видео-репортере показателен: высмеивая культуру потребления, продуктом которой являются работы новоиспеченного художника, Banksy ставит себя и других художников в один ряд с ним. Другие герои на фоне появившегося художника, активно работающие не один год, такие как: Shepard Fairey, Space Invader, Zevs и Andre выглядят бледно. Через фильм, Banksy предлагает посмотреть на ситуацию из другой плоскости, тем самым представляя зрителю возможность сравнить деятельность Мистера Мозгоправа и других художников.

Поэтому, фильм «Выход через сувенирную лавку» скорее очередная художественная работа-насмешка Banksy, выдержанная в его общей популярно остро-социальной стилистике. Высмеивая сложившиеся тенденции современного искусства, автор шутит о том, что можно считать «истинным», а что нет.

3
0
...
15 мая 2010
Фото Anna_Che
Фото Anna_Che
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 2
9

Мне кажется, что снять интересное документальное кино сложнее, чем игровое. Тем более такое, которое держит внимание продолжительное время. Интересное и удачное, словом. Более того, этот фильм, кроме большого количества фактической информации о стрит-арте, смешная история. Получила удовольствие.

2
0
...
15 февраля 2012
Информация от прокатчика
«Выход через сувенирную лавку»
Информация предоставлена компанией «Вольга»
Премьерный показ первого фильма всемирно известного граффитчика Бэнкси «Выход через сувенирную лавку» произвел фурор на кинофестивале «Сандэнс». Работы этого художника знают во всем мире: их можно увидеть и на стенах разрушенного ураганом Нового Орлеана, и на разделительном барьере на Западном берегу реки Иордан. Бэнкси старательно скрывает свою личность, чтобы избежать преследований, и до последнего времени отклонял любые предложения о съемках. «Выход через сувенирную лавку» рассказывает невероятную, но правдивую историю о том, как эксцентричный буржуа французского происхождения, проживающий в Лос-Анджелесе, превратившись в кинодокументалиста, попытался отыскать Бэнкси и подружиться с ним. Но тот лишь развернул камеру на ее владельца — и результат оказался великолепен. В фильме содержатся эксклюзивные кадры, показывающие Бэнкси, Шепарда Фейри, Space Invader и других всемирно известных граффитчиков за работой, а также интервью с ними. Бэнкси о фильме (из видеообращения к зрителям Берлинского кинофестиваля): «Я полагаю, моей главной амбицией было снять такой фильм, который сделал бы для граффити то же, что когда-то сделал «Малыш-каратист» для восточных единоборств, такой фильм, который заставил бы каждого школьника схватить банку с краской и кинуться пробовать свои силы в этом виде творчества. Оказалось, что, может статься, мы сняли такой фильм, который сделает для уличного искусства то, что «Челюсти» сделали для любителей водных лыж».
В духе «Выход через сувенирную лавку»