Москва

Все отзывы о фильме «Мелодия для шарманки»

Украина, Россия, 2009, Рейтинг 6,7

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Петр Фаворов
260 отзывов, 286 оценок, рейтинг 3303
29 марта 2010
Кира Муратова, похититель Рождества

Накануне Рождества детдомовские сироты Алена (Косюк) и Никита (Бурлака) от­правляются в областной центр, чтобы отыскать там своих отцов — двух любовников недавно умершей матери-алкоголички. Дети с лицами кранаховских ангелов и жизненными принципами христианских праведников за два с половиной часа фильма проживут одни леденящие сутки, побывают на вокзале, в казино и дорогом супермаркете, а также встретятся — на пару минут с каждым — с доброй сотней традиционных муратовских персонажей в исполнении непрофессионалов и профессионалов. (Рената Литвинова, Олег Табаков, Нина Русланова, Жан Даниэль, Георгий Делиев и так далее — все эти люди настолько вросли в мир режиссера, что иногда сомневаешься, есть ли у них какая-то своя отдельная жизнь.)

«Мелодия для шарманки» — один из лучших фильмов Киры Георгиевны Му­ратовой, а значит — один из самых мучительных. Всю дорогу зритель должен продираться сквозь пелену злобы на режиссера, в пыточном арсенале которой и песни Земфиры, и беззастенчивая сентиментальность, и вечный издевательский намек на возможность счастливого исхода, и дубовая игра двух детей, весь фильм при явном авторском поощрении скорее участвующих в пантомиме про сироток на морозе, чем пытающихся их изображать. На этом фоне трудно восхищаться — но нельзя не признать, что внутренние демоны Муратовой приставлены на этот раз к полезной работе с невиданной прежде эффективностью. Облеченный в освященную традицией форму рождественской трагедии (см. андер­сеновскую «Девочку со спичками») муратовский пессимизм перестает быть причудой режиссера-мизантропа. Часто раздражающая манера ее героев повторять одни и те же фразы как никогда прочно укоренена в сюжете: не увидев, не поверишь, что десять раз произнесенная фраза «Это маринованные огурцы или соленые?» может быть органической частью истории. Главное — обычный для нее безразмерный человеческий паноптикум становится тут социологической статистикой, сообщающей самый пугающий вывод фильма: мало того что с ужасом существования никак не справиться, так еще и любая попытка это ­сделать ведет к катастрофе. Страшнее всего тут сравнительно хорошие, добрые и внимательные люди — и даже если ты каким-то чудом оказался в десяти шагах от невероятного счастливого исхода, всегда найдется кто-нибудь, кто подарит тебе связку воздушных шариков, назовет мальчиком-ангелочком и случайно заставит пойти в другую от счастья сторону.

Говорят, что публикация «Рождественской истории» Диккенса когда-то привела к тому, что Рождество в Англии из религиозного обряда стало праздником доброты и подарков у семейного очага. Если б мы сохранили впечатлительность викторианцев, после «Мелодии для шарманки» Рождество можно было бы вовсе отменять. Но поскольку со впечатлительностью теперь швах, нас едва хватит на то, чтобы последовать примеру последнего из череды персонажей фильма: несколько раз громко икнуть.

12
0
7
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11659 оценок, рейтинг 1350
16 апреля 2010
Абсолютный ноль

Ставящая, как правило, этой планете ноль, Кира Муратова в своём новом и, возможно, самом радикальном киновысказывание — фильме «Мелодия для шарманки» — доходит до отметки абсолютного ноля.

Лучше всего «Шарманку», конечно, было бы выпустить под Рождество. Во-первых, потому что это отменная деконструкция рождественского праздника, вызывающая на спор святочный дух Чарльза Диккенса. Во-вторых, отчаянно жестокий парафраз андерсеновской «Девочки со спичками»: дети в поисках ночлега на безумных и холодных улицах большого города.

Однако вопрос с прокатом «Шарманки» стоял иначе: до конца не было понятно выйдет ли эта украинская картина на российские экраны вообще (релиз долго переносили). И хотя Кира Георгиевна, понятно, наш человек, да и предыдущие её «Два в одном» были русско-украинской копродукцией, однако коммерческого потенциала у «Мелодии» ноль целых ноль десятых.

В центре ленты — история двух сирот: девочки Алёны (Елена Костюк, «Лучшая женская роль» на 31 Московском фестивале) и мальчика Никиты (Роман Бурлака), которые оставшись без матери (они сводные брат и сестры) отправляются на поиски своих отцов. По пути им встречается целый паноптикум муратовских персонажей, которых, по традиции, играют Олег Табаков, Рената Литвинова, Наталья Бузько и другие. И вот, казалось бы, когда до счастливой развязки остаётся лишь шаг, злодейка судьба вносит в сюжет свои коррективы...

Шок — это по-нашему. «Шокирующий» самый уместный эпитет для «Шарманки». Если уж говорить совсем просто, то новый фильм Муратовой — это натуральный вынос мозга. Это самые тяжёлые два с половиной часа, которые можно высидеть в кинотеатре (легче дома — там хоть можно устроить перекур), так как всё это время Кира Георгиевна мутузит зрителя в одной части условного кино-ринга, а когда тот перебирается в другую без сил, лёгким тычком отправляет его в нокаут. Она глушит его бронебойными аллюзиями о жестокости этого безумного мира, иногда снисходя до совсем уж простых толкований, чтобы поняли все. Её дети в картине (немного заторможенные, но жутко обаятельные) принимают на себя всевозможные удары (голод, холод и равнодушие взрослых) до поры до времени со спокойствием буддийских мудрецов. Но, предел есть всему.

Всё плохо, утверждает лента, и лучше уже не будет. И только поэтому, после сеанса, хочется сделать что-то хорошее. Говорят, Кира Муратова — мизантроп. Возможно и так, но хочется добавить, что это мизантроп, пытающейся достучаться до людей, моральные котировки которых, хочется верить, когда-нибудь хоть как-то пойдут вверх.

1
0
3
Вера Хрусталева
178 отзывов, 633 оценки, рейтинг 593
22 марта 2010
Маленькие Равшан и Джумшут на Украине: «Мелодия для шарманки»

Встретились как-то режиссер Кира Муратова и актриса Рената Литвинова.
- Рената, иди ко мне в новый фильм играть!
- Ну Кира, я не знаю, а про что фильм? Я вот слышала, скоро фильм выходит, там двое гастарбайтеров ходят по Москве, ищут кого-то. Они такие потерянные, а их никто не понимает, вот эту их глубину души не чувствует, и они все ходят, ищут – вот в таком бы я фильме поиграла.
- Рената, а мы сделаем такой же, только вместо гастарбайтеров – украинские дети. Пойдешь?
- Ну да, только вот надо бы туда песни Земфиры. Много. Три штуки. А чтобы моя любимая песня «Господа» четыре раза подряд играла, тогда пойду.
- Хорошо, поставим везде Земфиру, а «Господа» четыре раза подряд.
- И еще одно… Я буду играть в костюме феи, и четыре китайца будут нести меня на таком стульчике, а вокруг снег и Рождество! И палочка, у меня обязательно будет палочка, какая фея без палочки?

http://www.obzorkino.tv/archives/1732

Как вы уже поняли, диалог, вероятность которого я реально допускаю, я описала неспроста. Двое детей: девочка Алена и мальчик Никита едут на электричке из своего маленького украинского городка в большой украинский город, чтобы найти своих отцов. Мама Алены и Никиты умерла, а их хотят отправить в разные интернаты, а значит, разлучить. На протяжении двух с половиной часов мы будем наблюдать их злоключения на вокзале, на городских улицах, в казино, на аукционах, в магазинах – везде, где никому нет до них дела. И по пути им встретятся не вполне нормальные персонажи, все до единого столь же странные, как сами дети. Я не зря сравнила сюжет с историей про Равшана и Джумшута, их бесконечные: «Извините, а где Алексей Богданов?» очень напоминали «Где найти нацайника?»

Этот фильм заставил меня почувствовать себя монстром. История про двух сироток, замерзших, голодных, никому не нужных, всячески несчастных по определению не могла оставить меня равнодушной. А эта не просто не вызвала чувства жалости и сопереживания, а даже пробудила крайнее раздражение. Посудите сами: дети разговаривают практически по слогам, и вообще не симпатичные. Мне самой неприятно это писать, но таким детям сложно сочувствовать, я им не верю. Герой Табакова рассказывает по телефону героине Ренаты Литвиновой: «Тут такой мальчик, как из сказки! Такой мальчик-мальчик! Вот настоящий мальчик, каким он должен быть». Вот уж извините, но в сказках, которые я помню, мальчики были совсем другими. В фильме как бы намекается, что дети слегка умственно отсталые, возможно, этим и объясняется заторможенное проговаривание текста по слогам, но вот только это вызывает еще большее раздражение. Как только слышишь первый возглас девочки: «Что у тебя на ногах?!», хочется втянуть голову в плечи и не слышать этого больше.

Дети, стоит признать – это полбеды. Вторые полбеды – это окружающие равнодушные взрослые. Мало того, что нам раз двадцать «ненавязчиво» намекают, что современная вокзальная толпа – это клоны, эти клоны еще и все, как один, сумасшедшие. Одни распевают абсурдные песни, другие в беспамятстве орут что-то из Евангелия, третьи спят кверху ногами в разноцветных носках. Если казино – то все женщины в блестках, перьях, мехах и шелках – причем, сразу. Нормальных людей там нет, все – гротеск и доведение до абсурда. Ну и апогей, конечно, это пятиминутное явление Ренаты Литвиновой верхом на китайцах в костюме феи в самом конце фильма. Прибавьте сюда не вполне адекватных детей – и вот вам концепция ада в моем представлении: все вокруг сошли с ума, и я, кажется, тоже.

Если режиссерская цель – вызвать сочувствие и напомнить людям о том, что вокруг много детей, на которых надо обратить внимание – не надо превращать все это в балаган. У Киры Муратовой получился именно балаган. Да, в фильме много деталей, и они довольно легко читаются, но некоторые вызывают недоумение. Например, девочка стоит у открытого настежь окна, за которым в квартире шумно веселятся взрослые и дети общим количеством человек десять – но мы не слышим ни звука. Мы проверяем уровень звука, проверяем уши, проверяем, не сошли ли мы с ума (что вполне вероятно), а потом понимаем, что это был прием. А может, надо бесхитростнее действовать? Я плакала на фильме «Кука», просто при виде маленькой голодной девочки, которая смотрит на крутящуюся витрину со сладостями. А в «Шарманке» в абсолютно такой же сцене я не плакала, я даже не думала плакать, я думала о том, как меня может так раздражать такая, по сути, трогательная история.

Вердикт: смотреть исключительно поклонникам Киры Муратовой. Остальные – не повторяйте моих ошибок.

(c) Обзоркино

4
0
7
айнеж
146 отзывов, 207 оценок, рейтинг 528
13 сентября 2009

Кира Муратова. Стопроцентный классик интеллектуального кино. Ее картины обладают удивительным свойством – их авторство можно определить буквально по нескольким кадрам, взятым из любого места. Режиссер сложный, ирреальный, но обладающий активной жизненной позицией.
И вот наступает 2008, Муратовой семьдесят три, и она берется снимать новый фильм. Фильм о детях, фильм о безнадежности и безразличии. Насквозь муратовский фильм, пропитанный ее духом и ее мировоззрением с головы до пят. И кажется даже, это ее главный фильм. Не последний, надеюсь, но главный. Все прочее, «Чеховские мотивы» и «Два в одном», «Настройщик» и «Второстепенные люди», все было прелюдией, вступлением, подходом к этому полотну обо всем. Она искала идею, шлифовала свой особый стиль и набивала руку.
К слову, о стиле. Стиль Муратовой раздражает многих, ее стиль многим сносит крышу в тартарары. Ее герои всегда находятся в каком-то нервном состоянии, и нервозность их всегда какая-то болезненная, подчас необъяснимая и пугающая. И актеры почти всегда не играют вовсе, а изображают нечто, ведомое одной только Муратовой, но создающее какой-то исключительный эффект. И есть в ее фильмах какое-то небрежение к драматургии, презрение к законам кинематографа. И, конечно же, неистребима в Кире тяга к оригинальности, брезгливость ко всему пошлому и банальному и непреодолимая любовь (а, может быть, ненависть) к людям. И потому обречены на предвзятость критики, подходящие к ее фильмам с точки зрения стандартного, пусть артхаусного кино, и обречены на неудовлетворенность зрители, пришедшие за красотой и умозрительностью. И бессмысленно обвинять Муратову в излишней метафоричности, неумении работать с актерами и нечувствительности к языку в такой же степени, в какой бессмысленно обвинять Хармса в неточности рифм, отсутствии смысла и невнимательности к читателю.
Все, что я сейчас сказал, имеет отношение и к «Мелодии для шарманки». Вообще, это кино – мощное общественное высказывание, своего рода памфлет, направленный против всего того, что принято у людей за норму. Протест, направленный против уродливого (даже уродского) мира, в котором живут уродливые люди, совершающие уродливые поступки. И – что важно – нет в этом фильме плохих и хороших, есть только плохие, но плохие по-разному. Алена и Никита не должны и не вызывают сострадания, потому что они тоже не дети Богов и неспособны не грешить. Голод провоцирует детей на дурные поступки, и режиссер не находит в этом ничего естественного и рисует параллели между Аленой и группкой клептоманов. Муратова знает, эти дети не спасут человечество, не совершат героических подвигов, а станут, если повезет, дурновоспитанными мажорами из супермаркета или, если не повезет, назойливыми попрошайками и алкоголиками из ангара у железной дороги.
Все персонажи глупы и бессмысленны. Всякое событие предстает ненужным и случайным. Всякая надежда оборачивается пустышкой. Безысходность и пустота – вот что тревожит автора. Рождественская сказка самым неприглядным образом превращается в новогоднюю быль. Дети, словно опавшие листья берез, кружатся безвольно на холодном ветру и устрашающе быстро приближаются к земле. Впрочем, девочка еще будет «очень богата». Но прежде «потеряет самое ценное»…
Я не буду пересказывать сюжет, пусть мне и очень этого хочется. Уже очевидно, что до российских экранов фильм не доберется, но в интернете он появится обязан. Появится – посмотрите. Пусть тяжело и пусть не для всех, но выкройте из своей жизни два с половиной часа и посмотрите это кино. Хотя и оно не идеально.
Во-первых, оно очень длинное. Казалось бы, чего сложного – выкинуть из цепи несвязанных между собой эпизодов несколько звеньев и смонтировать оставшиеся в 100-120-минутный фильм? Но то ли в пользу эпичности, то ли с целью объять необъятное, Муратова занимает собой еще полчаса нашего времени. Во-вторых… во-вторых, она делает вещи, противоречащие друг другу. Она снимает кино, но из-под ее рук выходят зеркала. Зеркала эти особенные – в них отражаются наши души. Если у человека на носу вскакивает прыщ, то он старается не смотреть в зеркало. А наши души покрыты язвами и нарывами, изуродованы гематомами и лишаями, истекают кровью и заплывают гноем. И тут перед нашим взором появляется зеркало. И мы туда смотреть не будем, нам неприятно. Но при этом, по словам Табакова «Кира бьет в набат». Зачем же в него бить, если знаешь, что от его шума люди не побегут спасаться, а еще глубже забьются в свои норы? Зачем… Непонятно. Но все-таки лучше сказать так, чем молчать. Потому что, несмотря на непреклонную уверенность режиссера, есть еще чуткие и отзывчивые люди. Они услышат колокол, придут и заплачут. Ведь больше им сделать нечего …

1
0
9
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 406
29 января 2012

Не знаю, кому первому пришла в голову эта знаментая история про замерзающих в рождественнскую ночь насмерть сирот, но во все времена она производила ужасающий эффект, играя на контрастах семейного праздника и бездомных детей. Недавняя короткометражка «Девочка со спичками» студии Диснея может и смотрелась печально, но в сравнении с «Мелодией для шарманки» Киры муратовой, она лишь слегка проводила лезвием по сердцу, в то время как украинский режиссер кромсает его топором и бросает в ледяную пустыню.

Грустная колыбельная для сына Анны Герман во вступительных титрах сразу настраивает на депрессивную волну, и, возвращаясь к этой песне после просмотра, самим собой напрашивается вывод, что никакая это была не колыбельная, а самый настоящий душераздирающий реквием. Сцена за сценой Муратова пропускает своих маленьких героев сквозь все жернова общественного безучастия, оформляя каждый особым для нее образом, и превращая в своеобразный иконостас с одним изображением в различных вариациях — «Избиение младенцев». То, что сначала кажется абсурдом, все больше обретает черты гипертрофированной реальности, стоит лишь сделать небольшое допущение.

Отчаяние и ужас растут по экспоненте. Первоначальный вокзал разрастается до целого холодного города, в координатной плоскости которого остается все меньше шансов на выживание, и все больше — на возможность затеряться в лабиринтах улиц и переулков. Это необъятное пространство в масштабе к двум детям — неосознаваемый, но очень влияющий на восприятие фактор, не вызывающий претензий к неадекватности, в отличие от встречаемых на пути людей.

Персонажи Муратовой, по обыкновению, суть некие черты характера или тенденции, олицетворенные в одном человеке. Они — набор символов: непрестанно говорящие по телефону, стремящиеся к халяве, подозрительные, жадные, поглощенные своими заботами. Каждый — как маленький грех, как сильная плеть, опускающаяся на спины сирот, и кто поспорит, что в совокупности черты этих мерзавцев присущи всем нам, и просто проявляются в разные времена. И да, с такими как мы в этом мире сложно выжить, не имея в запасе всех «муратовских» личин.

У Лены и Никиты нет ни одной. Им неоткуда было перенять те необходимые для выживания способности к преступлению правил. Обвиняемая в жестокосердии Кира Муратова, на самом деле, в вечном споре о природе человека, судя по этой ленте, придерживается сугубо гуманистических взглядов и верит в изначальное душевное добро, которое при взаимодействии с другими людьми постепенно сгнивает. В приюте детям даже не дали нормального психологического развития, заранее поставив их в условия простодушных. А те, как известно, вознесутся первыми, благодаря тем, кто снизойдет в пекло.

«Мелодия для шарманки» — один из тех самобытных фильмов, которые очень непросто смотреть, и которые оставляют после себя нестерпимый осадок. И, конечно, большой вопрос, что будоражит окостеневшее сознание больше: до мельчайших фрагментов реалистичная «Лиля навсегда» Мудиссона или иносказательная, более приближенная к искусству «Мелодия для шарманки» Муратовой. Гротеск может стать как защитной стеной от нежелательных эмоций, так и пробивающим стены тараном. Все зависти от степени равнодушия.

1
0
5
Михаил Заикин
183 отзыва, 638 оценок, рейтинг 374
23 июня 2009

Я этот фильм посмотрел на ММКФ.

Рената Литвинова, сказала, что режиссер гений, а картина шедевр и это факт. Олег Табаков сравнил работ у Киры Муратовой со Сказкой о золотом петушке, и добавил, что Кира же бьет в набат, и мы все должны прислушаться к себе. Главные актеры, детишки, нервничая, с сочувствием поблагодарили Киру Георгиевну – Жаль, что Режиссера нет с нами, но мы очень рады, что она выбрала нас, - в зале криво засмеялись.

Сюрреалистическая работа мне сразу напомнила «Настройщик» (2004 г.) Мы снова видим массу причудливых героев, который в кадре задерживаются не более чем на 2 минуты, произносят пространные речи, читают стихи и поют романсы. В центре картины 2 несчастные сироты с умственными отклонениями, пытаются отыскать в алчном грешном мире тепло и еду. Мир отчуждая грозит им самым страшным – равнодушием!

Юмор – с родни бреду во сне. Ты видишь, что все это правда по сути, все это так и есть, просто акценты усиленны и ударения расставлены. Песня Земфиры «Господа» звучит несколько раз подряд, а снежная вьюга уже который раз заносит двух пташек.

Но нужно отметить, что фильм растянут, сцены раздуты, и многое смотрится тяжело и грузно, Кира Георгиевна режиссер сильный и глубокий, но Андрей Арсеньевич Тарковский. То что резал у него худсовет, и сейчас предстоит истинными шедеврами («Зеркало», «Сталкер» и др.) у неё зависает в полной тишине. Заставляю в зале слушать звонок мобильного телефона и кряхтения зрителей. Под конец хотелось спать, такой сюрреализм мне был не нужен. Тема беспризорных детей, апелляция к нашему эгоизму, взывание к всевышнему в картине начинает под конец надоедать.

Не видел другие фильмы основного конкруса, но думаю, что Мелодия для шарманки имеет высокие шансы. Тема сильно сердобольная.

0
0
3
Elena525
150 отзывов, 245 оценок, рейтинг 307
17 апреля 2010

На фильм мы попали по той возмутительной причине, что Господин Никто у нас прокатывают три кинотеатра и билеты распроданы, а альтернативой была не то китайская, не то японская мелодрама.
Фильм скучный. Это смертельный диагноз, так что будь все остальное хоть трижды шедеврально - с этим не живут.
Мне, кстати, и остальное-то не ахти как показалось. Много старости, много безумия, и эти чертовы огурцы. Какое-то маразматическое кино, если честно.
Вообще, я считаю, если снимаешь про проклятый Богом мир - так хоть мотив должен быть классным, а тут - какая-то скрипучая шарманщина.

1
0
7
Наталья Ткаченко
20 отзывов, 263 оценки, рейтинг 185
20 июля 2009

Первые кадры фильма режиссера Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» вызвали устойчивые ассоциации с фильмом Чеважевского «Кука». Но, чем больше осиротевшие дети (Алёна и Никита) метались по подворотням, супермаркетам и казино, ловко кочуя из отмороженного Киева в заснеженную Одессу и обратно в поисках своих отцов и лучшей доли, чем чумовее и циничнее становились окружающие их персонажи, тем активнее светлые ассоциации с упомянутым уже фильмом таяли, и тем отчетливее становилось понятно - несчастные брат и сестра провалились в такое дно, что спасет их только чудо.
Сцена в электричке, в вагоне которой продавец-коробейник предлагает рождественские открытки с престранными полиграфическими сюжетами, на которые и в храме-то смотреть было бы тяжко, а не то, что поздравляться: например, «накалывание младенцев на мечи воинами», кажется однозначной угрозой и столь же символичным пророчеством закончить фильм чем-то аналогичным.
Правда, удушливая «свобода» столичного вокзала, на котором застревает добрая треть сюжета, регулярно разряжается шутками, разной степени грустности. Чего только стоит ироническая история про отца Алёны – работника багажной службы, на которого клиенты написали жалобу за то, что он «по просьбе» говорящей птицы выпустил ту из клетки, а в итоге уволили за то, что он, в нарушение служебной инструкции, того попугая на хранение взял.
Блестящая работа Нины Руслановой – вокзальная женщина-бомж. Но почему от этого ярчайшего комикса хочется в голос плакать? И даже выть!
Увы, не одной Алёне достается сложная судьба в мире, напичканном правилами и устройствами корпоративной безопасности, которые, как оказывается на практике, призваны охранять не тех и не от того. Вот и в супермаркете, как в срезе этого самого мира, где клептомания – не порок, а оплаченное экстремальное развлечение мажориков, девчонка жестко расшибается за съеденные хлебные корки и рассованные по карманам крошки для брата. Что дальше: интернат? Колония?
Надрывное пение Земфиры не добавляет сюжету оптимизма.
Сливаясь с известной шарманочной мелодией «Разлука ты разлука», снежинки окончательно разводят брата и сестру, над которыми и без того уже надругалась жизнь, - разводят каждого в свою сторону.
Почему-то показалось, что Олег Табаков, являющийся в эпизоде муратовской картины вроде бы с чисто матроскинской идеей – «покупать что-нибудь ненужное», и заодно пытаться поучаствовать в судьбе «типичного мальчика», и окажется тем волшебником, вмешательство которого разгонит сюжетные тучи. Подозрение это, к сожалению, подтверждения не найдет.
Мне бы очень хотелось, чтобы фильм закончился на той сцене, когда маленький Никита, не дойдя нескольких шагов до заветного Успенского переулка, разворачивается и идет в другую сторону, и пусть разноцветные шары, подаренные ему случайной прохожей, теплом и любовью оберегают его от страшного мира, в котором до мальчика практически никому нет дела. И пусть мужчина с добрым лицом - отец-музыкант, которого не видит малыш, но уже видит зритель, сыграет удивительную мелодию, которая однажды обязательно свяжет такие нескладные и путаные дороги потерявшихся родных людей.
Но Муратова решила иначе. Она напрочь лишила конец каких-либо намеков на рассвет и солнце. Конечно, самая страшная сцена картины – чердачная. Ну, вот что может символизировать корыто? Много ассоциаций. От освящения и очищения до… Корыто у Муратовой становится - ни больше, ни меньше - детским гробиком. Но, если киногерои разных времен и народов, так или иначе, прижизненно попадали в гробы, оказываясь в сложном житейском переплете или преследуя какие-то собственные цели, то здесь все гораздо жестче. Измученный мальчишка, устраиваясь на ночлег, добровольно укутывается строительным полиэтиленом, на который за ночь нападает рождественский снег, образуя могильный холмик. У зрителя небезосновательно складывается впечатление, что все произошедшее – осознанный выбор этого маленького человечка.
Вот и все. И незачем так невыносимо долго икать.
Как абсолютно уместно здесь заметила героиня Ренаты Литвиновой: «А был ли мальчик?(с)»
…Когда в прошлом году мы знакомились с пронзительной волошинской «Нирваной», которой выпало открывать сеансы IV-го Севастопольского кинофестиваля, то нельзя было не заметить некоторой душевной опустошенности у зрителей на выходе с сеанса. Но у нас все-таки оставалась какая-то надежда, какой-то зазор - скидка на стиль, жанр, киноязык, художественный вымысел…Муратова же, на мой взгляд, зрительское отчаяние умело усугубляла до конца длинного-длинного сеанса. Что и говорить, в схватке за зрительское сознание и настроение режиссер, безусловно, выиграла - равнодушных не осталось, зал был практически загипнотизирован.
Но вопросы задавать все мы мастера, а ответила ли автор фильма «Мелодия для шарманки» на собственный вопрос: что реально можно сделать для того, чтобы люди развернулись лицом и сердцем друг к другу, чтобы человек человеку перестал быть прохожим, чтобы дети перестали расплачиваться по счетам взрослых своими судьбами и жизнями? Вот в этом я не стопроцентно уверена…Концентрация боли, причиненная всей этой киноисторией, как по мне, так оказалась непозволительно высокой. От увиденного, может, и широко открываются глаза, зато опускаются руки. Правильно ли это?

0
0
9
Дина Обухович
30 отзывов, 1419 оценок, рейтинг 173
8 мая 2010
Человеческие пороки сквозь лупу режиссерского восприятия.

Черствость, жадность, равнодушие и мелочность, в фильмы доведены до абсурда, как будто нарисованы художником-карикатуристом. Без этой комичности нам не понять, не прочувствовать весь ужас людского бездушия. Ведь многие зациклены на своих зачастую надуманных проблемах или наоборот живут благополучном мирке и не хотят думать о других, посторонних.

Кира Муратова сняла потрясающую картину, обнажающую проблемы общества гораздо эффективнее социальной баннерной рекламы. Вот только жаль фильм не пошел в массовом прокате: его видели единицы, сотни, тысячи, но не миллионы. Подавляющее большинство зрителей игнорирует авторское кино, выбирая спецэффекты и комедии с пошлыми шутками.

"Мелодия для шарманки" - не страшная сказка, а страшная реальность.

От детей и не требуется потрясающей игры: они обычные, настоящие, измученные, несчастные, но добрые, честные, искренние. Девочка Алена немного простовата. Мальчик Никита вовсе не дурачок, не блаженный. После смерти матери, боясь того, что их разлучат и поместят в разные детдома, дети едут в заснеженный Киев накануне Рождества искать своих отцов - краснодеревщика Алексея Богданова и скрипача Сережу... Оказаться без денег в большом городе? Нельзя согреться в парадных подъездах. За возможность просить милостыню на улицах необходимо платить проценты или арендную плату за место какому-то ушлому дяде, требуется согласование. И что им остается? Бродить по заснеженным переулкам и заглядывать в окна, где кудрявый розовощекий пухляк слизывает крем с большого торта или на подоконнике, как на витрине, выставлен аппетитный гусь, запеченный с яблоками? Пытаться своровать еду в супермаркете?

Самая ужасающая циничная сцена - та, где камеры наблюдения в магазине крупным планом фиксируют девочку, жадно поедающую хлеб и пытающуюся спрятать булку в муфту. Охрана показывает запись руководству: "Ну, надо же! А черный хлеб-то лучше идет! Что не съим, то понадкусываю! Это же настоящая пожирательница хлеба!" А чуть поотдать в кадре молодых, дорого одетых людей распихивают по карманам бутылки вина прямо из тележек. Этот момент подтверждает бытующее в народе мнение о том, что у нас сажают за мешок украденной картошки, а не тех, кто ворует миллиарды.

Пища для ума, дамы и господа!

Несколько дней после просмотра под впечатлением. Перед глазами стоит мальчик в драной куртке, смешной шапке со связкой шариков в руках, прижимающий к груди бездомную кошку - и слезы начинают течь по щекам. Огромное спасибо режиссеру за снятые шоры!

4
0
9
Кирилл Купцынов
20 отзывов, 88 оценок, рейтинг 118
23 июня 2009

Я не могу припомнить ни единого фильма, с которым можно было бы сравнить "Мелодию для шарманки" Киры Муратовой, вот как ни напрягаюсь - ни единого. И данное обстоятельство пугает меня, настолько увиденное мною выходит за рамки привычного кино. Возникает чувство, будто эта абсурдная одиссея Кая и Герды приснилась мне прошедшей ночью, а быть может и того хуже - то был кислотный трип, который мне нипочем не удастся пересказать.

Едва ли локоничность можно назвать коньком режиссерского стиля Муратовой. Я тут не поленился и нашел точное число персонажей эпопеи "Война и мир" Льва Толстого. Их двести два ( можете пересчитать сами, их полный перечень можно найти хоть в Википедии). Так вот здесь, в "Мелодии для шарманки", их не меньше. Портрет на портрете, и все разные, почти у всех реплики, - неистовый вальс меняющихся ликов, характеров, мелких деталей, многочисленных аллюзий, смыслов, ситуаций. Подлинный "Улисс", только в кино. Вот он, весь наш больной и суетный взрослый мир, лихорадочный вихрь, подхвативший двух сирот и закруживший их в гибельном вальсе.

На протяжение всей этой рождественской антиутопии Алену и Никиту будут отфутболивать от одного угла к другому, от парадной к парадной, на мороз, куда угодно, лишь бы с глаз долой. В самом начале фильма, когда они едут в электричке, коммивояжер предлагает пассажирам прикупить открытки к празднику. Среди них - иллюстрация новозаветной истории об избиение младенцев царем Иродом. Почти сразу же их высаживают с поезда за отсутствие билетов, затем местная шпана обирает их. И это только самое начало. Беззлобные и беззащитные, эти два воробушка совершенно неприспособлены к выживанию, даже когда судьба оказывается к ним благосклонной они и тогда не могут распорядиться свалившейся на их голову удачей. А вокруг мы, Вавилон, скопище грешников и равнодушных обывателей, которым нет никакого дела до двух неоперившихся птенцов, современных Кая и Герды, мы, способные снизойти разве что до брошенного вскользь упрека, но и в мыслях не имеющих помочь Алене и Никите.

В кадре была продемонстрирована весьма незаурядная операторская работа и во многом благодаря ей трехчасовой фильм смотрится, - да, именно так, - на едином дыхании. Звуковой ряд также заслуживает внимания. Аквариумные зависания, когда кинозал погружается в совершенную тишину на целую минуту, удачно чередуются с песней Земфиры "Господа" играющей три раза подряд. Нельзя не отметить и игры главных героев: поначалу складывается впечатление, что Кай и Герда соревнуются между собой, кто из них бездарнее воспроиведет свою роль, но чуть позже становится ясно, что Муратова ни в коем случае не требовала от своих малолетних актеров феерической игры, скорее напротив, - в этой холодной сказке всякие эмоции должны только обозначаться и не более того.

В своей вступительной речи к картине Олег Табаков, сыгравший настоящего дьявола в своей непродолжтельной, но очень важной в смысловом плане роли, напомнил собравшимся зрителям о сказку Пушкина о Золотом Петушке, который немедленно оповещал о любой беде в государстве. "Так вот, - говорит Кот Матроскин, - Кира Муратова этим фильмом аж в набат бьет. Беда! Беда!.."

А через три часа, когда завершился фильм, который, я уверен, просто обязан брать Главный Приз фестиваля, мы все разбежались, будто муравьи из разоренного муравейника. Кто куда.

P. S. Это самая лучшая рецензия к фильму "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Берману и Жандареву привет!

20
0
1
Ева Адамова
101 отзыв, 538 оценок, рейтинг 97
6 ноября 2012

Чтобы снять так нудно, скучно и бездарно, нужно было очень сильно постараться. Да еще и растянуть эту мутоту на 2,5 часа (( Такой убогой актерской игры я уже давно не видела! Плохо играли все - начиная от главных героев и до простых прохожих. Ну неужели нельзя было взять на главные роли действительно талантливых детишек? ((

0
0
9
Михаил Клименков
32 отзыва, 668 оценок, рейтинг 90
3 января 2010

ВЗЫВАЯ ИЗ БЕЗДНЫ
Рождественская история «Мелодия для шарманки» в исполнении Киры Муратовой

Кира Муратова сняла рождественскую историю. С сиротами, ищущими отца. С феей в финале. Прямо как в старом стихотворении: «Ветер выл, сияли звезды, на дворе мороз крепчал. Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал». Сколько таких сказок написано, сколько фильмов снято! Они порой весьма трагичны, чаще вызывают счастливые слезы в конце. Сюжет «Мелодии для шарманки» внешне развивается по всем канонам жанра. Но ожидать хэппи энда от Киры Муратовой может только человек, не знающий ее творчества.
Ее фильмы многие не любят. Раздражает слишком медленное развитие сюжета. Периодически он как будто затормаживается – герои с разными интонациями долго повторяют одну и ту же фразу. Да и назвать их героями в привычном понимании язык не поворачивается – часто это какие-то незначительные личности, почему-то заинтересовавшие режиссера. И она, словно под микроскопом, долго и пристально рассматривает очередного представителя человеческой породы.
Но именно за эти особенности творческого почерка Муратову ценят ее поклонники, к коим отношу и себя. В начале перестройки увидел ее «Короткие встречи» и «Долгие проводы», почти двадцать лет лежавшие «на полке» – и сразу влюбился в них. Потом появились другие вовремя не вышедшие на экран фильмы «Постигая белый свет» и «Среди серых камней». В их титрах фамилия Муратовой отсутствует. Ленты были подвергнуты такой «кастрации», что она подписалась псевдонимом. Но даже и в таком виде они производят неизгладимое впечатление.
С конца 80-х Кира Георгиевна, словно наверстывая годы простоя, работает напряженно. Начиная с «Перемены участи» 1987 года и кончая «Два в одном» 2007-го, ее фильмы становились всё более отточенными по форме. Но – и это смущало даже ее почитателей – всё более холодными. Исчезли теплота и сочувствие к людям, свойственные ее первым лентам. Особенно «Долгим проводам» – несомненному шедевру. Теперь же она с долей брезгливости рассматривала человеческие экземпляры, находя в них черты вырождения. Кажется, только животные – чаще всего это собаки или лошади, не вызывают у нее отвращения. Даже ребенок – девочка Лиля Мурлыкина в «Трех историях» – предстает скорее воплощением смерти, а не очаровательным детским существом.
В «Мелодии для шарманки» она собрала паноптикум из всех своих прежних историй, прибавив к нему новых моральных уродцев. Первые зрители отмечают, что этот фильм по числу персонажей приближается к «Войне и миру». Большинство из них появляются на минуты, а то и на секунды, но запоминаются как образцы бесчисленных людских пороков и слабостей. В грандиозной мистерии нет только одного персонажа – того, чье Рождение с размахом отмечается в течение двух с половиной часов экранного времени.
На этом празднике не духа, а плоти нет места и двум существам, но за ними-то пристально и наблюдает Муратова весь фильм. Мастерство исследователя «мертвых душ» на сей раз вновь обогащается истинным сочувствием к малолетним героям. И именно благодаря этому «Мелодия для шарманки» воспринимается как абсолютный шедевр.
При этом Муратова ни на йоту не изменяет себе. Сюжет фильма прост. У сестрицы Аленушки и братца Никиты умерла мама. Органы опеки решили отправить их в разные детские дома. А они не хотят разлучаться и перед Рождеством отправляются на поиски отца. Вернее, отцов, потому что они разные. Их путешествие начинается в электричке, продолжается на вокзале. Потом они попадают в казино, супермаркет. Взрослых персонажей режиссер по-прежнему «накалывает на иголку» и с чувством брезгливости констатирует: «Экземпляр лишен жизненно важного органа – души». Кто-то, наверно, родился с этим дефектом, у кого-то душу ампутировали. Но Аленушке и Никите дарована способность любить и сострадать. Эти чувства можно утерять очень рано. Беспризорники, забравшие у Никиты пальто, и профессиональные малолетние попрошайки, изгоняющие сирот со «своей» территории, уже погибли безвозвратно.
Финал по-муратовски жёсткий. Вдруг появляется «волшебник» – «новый русский» (вернее, украинец, потому что Муратова по-прежнему работает на Одесской студии). Ему приглянулся сирота – отличный подарок на Рождество бездетной жене! Только вот он спешит в аэропорт. Нувориш звонит супруге: в супермаркете ее ждет сюрприз – прекрасный мальчик. Пока она в костюме феи (впрочем, скорее «Снежной королевы», заморозившей сердце Кая) добирается до магазина, мальчика выставляет на улицу охрана. Он бредет по холодному городу, забирается на чердак нежилого дома. Наутро окоченевшее тело находят рабочие. Так заканчивается эта пронзительная рождественская история.
Пересказываю фабулу без опасений, что испорчу впечатление от просмотра. Во-первых, фильмы Муратовой невозможно рассказать, их нужно смотреть. Во-вторых, увидеть «Мелодию для шарманки» не так просто. Как всегда, прокатчики не рвутся донести до зрителей ее шедевр. Даже в Москве после премьерного показа фильм не допустили ни в один кинотеатр. Но для тех, кто любит настоящее кино вообще и Киру Муратову в частности, с появлением Интернета преград нет. Ищите и обрящете!


3
0
7
Ольга Брезгина
57 отзывов, 287 оценок, рейтинг 89
9 апреля 2010

Очень трогательный фильм, как все фильмы о детях. Сюжет прост: брат и сестра после смерти своей матери отправляются в большой город на поиски своих отцов. Их путь сложен, непонятен, но они идут, преодолевая трудности, чувство голода, страхи, ссоры, недоразумения, но при этом оставаясь вместе, любя друг друга, терпя друг друга. По ходу повествования зритель испытывает эмоции героев, замирая у витрин магазинов или интернет-кафе, возле окон домов и в подъезде. Песни Земфиры - как надрыв в отдельные фрагменты фильма. Дойдут ли дети до цели? Чем закончится это путешествие? Смотришь с надеждой.. с надеждой до последней секунды... до начала титров..
Но, к сожалению, жизнь - это не всегда сказка. Реальность намного суровее и жестче, чем может себе представить ребенок. Однако в силу своей чистоты и невинности, дети находят радость там, где, казалось бы, ее быть уже не может. В мгновении, секунде, минуте.
Самое грустное в фильме - что в окружающем главных героев мире взрослых я узнавала себя, своих знакомых, свое окружение. Черствость, озабоченность, сосредоточенность на собственных проблемах, закрытость и нежелание увидеть чуть дальше собственной вытянутой (но пока еще не протянутой) руки.

0
0
9
Osa
32 отзыва, 203 оценки, рейтинг 73
2 декабря 2009

Даже не хочу говорить про потрясающие актерские работы(особенно детские), музыку, режиссуру, оператора и т.д. все как и всегда у Муратовой на высшем уровне. Хочу сказать про главную особенность "Шарманки": Такого тяжелого осадка на душе после просмотра фильма у меня не было давно. Фильм настолько пронзительный, печальный и трагичный что даже на смешных кадрах нет сил улыбнуться. Эти несчастные дети с первых кадров поселяют в тебе чувство вины, за то равнодушие, жестокость, лицемерие и ханжество общества в котором мы живем. Кира Георгиевна сняла свой самый пронзительный фильм, фильм социальный, злой, фильм заставляющий думать, сопереживать, стыдиться, фильм переворачивающий сознание наизнанку обратно и еще раз наизнанку....
У меня только несколько вопросов: Почему такие фильмы как "Мелодия для шарманки" не показывают в прайм тайм по центральным каналам? Почему самые высокие рейтинги у дегенеративных ток-шоу и убогих сериалов, отупляющих, выжигающих все человеческое в сознании и взращивающих стадо покорных 24 часа в сутки потребляющих свиней? Почему никто не хочет упорно замечать массового озверения и деградации социального сознания и поведения?....
На все эти почему Кира Муратова отвечает по снайперски точно и правдиво.

2
0
3
Iriska_1
35 отзывов, 59 оценок, рейтинг 62
19 апреля 2010

На фильм пошли спонтанно. До этого, скажу честно, творчеством Киры Муратовой особо не интересовалась. И после этого фильма я об этом ничуть не жалею. Нет, фильм несомненно несет в себе Идею и имеет все для того чтобы ты этой идеей проникся. Но какой же он муторный тягостный и скучный. Дети и окружающие умудряются вызывать самый худший вид жалости-уничижительную, люди, которым полагается быть добрыми, похожи на злые гротескные карикатуры на самих себя. Такое чувство у меня возникает после прочтения рассказов Чехова (которого тоже не люблю). Вообще люди в фильме какое-то порождение больной фантазии, горячечный бред и мысль на первый план выходит только одна:ир воркуг д..мо, мы тоже, в нем же и выбраться нет ни малейшего шанса ибо.....

1
0
1
leluvi
72 отзыва, 647 оценок, рейтинг 58
19 мая 2010

Потрясающий фильм. В том смысле, что 15 минут, которые я выдержала, так вымотали, что захотелось срочно на свежий воздух, пройтись до магазина что ли, послушать звуки живой жизни, убедиться, что есть дети, похожие на людей. Да... уж.

0
0
9
Ольга Соколова
27 отзывов, 35 оценок, рейтинг 57
26 июня 2009

"Мелодия для шарманки". Я не большой знаток Муратовой, но скоро буду. Так вот из 4х ее фильмов, что видела я, этот, пожалуй, самый ударный. Пересказать, передать его не получится, надо прям всем смотреть. Особенно жителям больших городов, хотя там, конечно же, картина всего мира. В целом неплохого, родного и понятного, но очень холодного к ближнему.

Начался показ со слов, что Кира Георгиевна заболела, поэтому не представляет сама свой фильм. Сбоку раздалось: "Будешь тут нездорова, ТАКИЕ фильмы снимать!!".
Мужик этот ушел на 25-ой минуте с мотивировкой: "Ну если у такого режиссера так переигрывают, то чего ждать от остальных"
А я наконец поняла, что нельзя не переигрывать в таких фильмах. Если в серной кислоте увидишь не театрального персонажа, а живого человека, то вообще можно умереть там в зале. Она своими многочисленными повторами фраз и чудаковатостью героев отрезвляет зрителя. Думаю, из жалости.

За 10 минут до окончания фильма в моем ряду одна женщина стала проситься выйти. В Доме кино между коленями и спинкой впереди стоящего кресла нет пространства. И началось: "Я что, должна вставать из-за вас? Потерпите 10 минут. Что же это делается-то!" "Ну мне очень надо". Фырчание, пыхтение, ненависть молчаливых глаз. А ведь шла 140-ая минута фильма про то, как умирают люди, УМИРАЮТ ЛЮДИ, от того, что все кругом обычные и даже местами хорошие, только слепые и равнодушные, и так сильно заняты, что нечаянно жрут людей.

Спасибо Вам, Кира Георгиевна, я очень Вас люблю. Дай бог Вам и здоровья, и денег, и сил еще на несколько шедевров, но что-то заплакалось мне в машине, не от фильма, а от того, что этот душевный пилинг и тримминг не лечит.

"Никому ничем нельзя помочь, разве что жить здесь, видеть свои собственные сны и развешивать их по утрам на просушку на балконных перилах, чтобы ветер разносил их, как мыльную пену, куда попало: на верхушки тополей, на крыши трамваев, на головы избранных, несущих, как заговорщики, белые флоксы - тайные знаки возрождения" Татьяна Толстая "Чужие сны"

3
0
9
shezzer.livejournal.com Ryzhkova
17 отзывов, 36 оценок, рейтинг 57
23 июня 2009
антисказка под рождество.

я не читала рецензий, обзоров и прочего. т.е. соверешенно не представляла о чем кино. неплохая кстати практика, обычно тщательно изучаешь отзывы и анонсы, стараясь составить предварительное мнение о фильме, идти/не идти и т.д. но в случае с режиссером "мелодии для шарманки" лучше просто доверять - жалеть о просмотре не придется.

у меня есть склонность характеризовать фильмы для начала одним словом. например, фильм-настроение, фильм-радость, фильм-отчаяние. так вот "мелодия для шарманки" - фильм-безразличие. не то, которое будет такой неожиданной подлостью, что ошарашенный зал ахает подобному повороту сюжета. нет. это безразличие, которое окружает нас с вами повсеместно. да что уж скрывать, где-то, думаю, вы и себя узнаете.
а фишка в том, что вам не станет противно или обидно, вы сможете это понять. это не ново, это не поступки извергов. просто общество, в котором мы живем, допускает, что, например, если тебе в руки попали хорошие деньги, и есть возможность их украсть, ты украдешь. если тебе каким-то образом удалось наладить свою жизнь, ты вряд ли захочешь оглядываться вслед прошедшей мимо нищенке.
бесчувственные взгляды и суждения, с которыми мы сталкиваемся каждый день. и уже не всегда их замечаем. мы любим плакать о том, что все плохо, но не умеем подать руку человеку нуждающемуся в помощи.

кино в стиле киры муратовой. даже не так - это просто кино киры муратовой, что уже дает достаточное понимание особенностей "прорисованности" персонажей, текстов и общей атмосферы.
я бы советовала посмотреть этот фильм, но не знаю насколько кому это будет полезно. такое кино снимается не для массового развлечения. решать вам.

2
0
9
Дмитрий Коган
63 отзыва, 210 оценок, рейтинг 51
15 декабря 2012

Этот фильм нужно показывать по телевизору перед каждым рождеством, и православным, и католическим - такая празднично-шоковая терапия под видом рождественской сказки. Как сказала моя спутница: "Диккенс нервно курит в сторонке". Интересно, какой будет рейтинг. Ибо много званых, но мало избранных. В смысле тех, кого интересует истина и то, как на самом деле устроен мир и зачем.

Двоих маленьких детей, брата и сестру, после смерти матери собираются разлучить социальные работники, отправив в разные интернаты. Не со зла - просто мест подходящих нет. Вот детишки и отправляются в большой город искать отцов в частности и лучшей доли вообще. Результат поисков угадает любой, трех раз не понадобится. Отсюда следует, что никаких Америк Муратова не открывает. В сюжетном плане. Но она в ярких образах раскрывает психологические и социальные механизмы, которые вращают жернова нашей жизни и делают из нас то, что мы есть. Ведь никто не хочет зла, особенно детям, даже наоборот. Только происходит все так, чтобы и добра никому не досталось. А если досталось, то не тем и не то. И чтобы поймать свои крохи счастья, нужно нарастить достаточно толстую шкуру. Не все успевают.

Но не следует думать, что фильм мрачный и его трудно смотреть. Напротив, многочисленные персонажи фильма комичны и забавны независимо от пола, возраста и социального статуса. Их искрометные диалоги, феерические монологи и оригинальные поступки превосходят воображение Ионеску и Беккета, вместе взятых - при всем уважении к классикам. Комедия, короче, каких поискать. Разговоры и фразы отдельных персонажей можно смаковать - иногда подобные можно услышать на улице, а здесь они собраны, как на ярмарке.

Кира Муратова в кино - величина примерно такого же масштаба, что Шекспир в литературе или Бах в музыке - гениев много, а рядом поставить некого. Она работает, как естествоиспытатель, непредвзятый исследователь человеческой природы, и немногим удается так ясно, остро и беспощадно ее показать. Обычно это происходит за счет разнообразия и глубины подтекста, который стоит даже за самыми незначительными эпизодами. Иногда фильмы Муратовой напоминают абстрактные картины - когда различные фрагменты, нелепые и абсурдные сами по себе, вместе создают печальную, смешную и величественную картину мироздания, в котором нет места богу.

1
0
9
cinemare
23 отзыва, 263 оценки, рейтинг 24
4 июля 2009

Новый фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" совершенно выбил из колеи. После просмотра "Мелодии" где-то глубоко внутри зародился опасный вопрос - а зачем вообще еще что-то смотреть и даже - а стоит ли еще что-то снимать?

Так что же это за "Мелодия для шарманки"? Да обычная мелодия, именно что для шарманки, сентиментальная и слезливая, в кино такие снимать не принято, моветон знаете ли брать такие сюжеты для большого кино неиндийского происхождения. Разве что Триер отваживается. И получает за это. И, конечно, невозможно забыть андерсеновскую девочку со спичками, которую забрала к себе в новогоднюю ночь ее покойная бабушка, и девочку, замерзшую в подъезде в обнимку с куклой, из сказки Джанни Родари "Путешествие Голубой стрелы". И вот теперь Кира Муратова, новый Триер - теперь в юбке, рассказала нам свою рождественскую историю, простую и старую как мир. Это путешествие двоих детей, оставшихся без матери, в поисках своих блудных отцов. Это путешествие длиною в один день, канун Рождества, который для одного из них - мальчика Никиты - становится последним. Судьба его сестры Алены практически предрешена равнодушным и безапелляционным вердиктом взрослых - "да ты, оказывается, знатная воровка". Это путешествие сквозь строй ставших классикой муратовских персонажей - паноптикум уродцев, которых я всегда чуралась и боялась ее фильмов, ведь так сложно было узнать в них людей, узнать себя, всегда они казались какими-то марсианами с неземным, нарочито заунывным интонированием. И вот "мелодия" теперь оправдывает для меня все предыдущее творчество Киры Муратовой. Будто она намеренно создавала свой паноптикум (казалось, так любовно), чтобы обличить его теперь, вынести ему приговор. Они (мы) действительно нелюди, действительно уроды, не замечающие в своих убогих мирках самого главного - детей - слабых, добрых, наивных, доверчивых. Святых.

Для зрителей это путешествие длиною почти в три часа. Но их не считаешь. С ними живешь - испытываешь голод, холод и обиду за них, снова и снова обманутых более сильными и защищенными взрослыми. В фильме много смешного, много сатиры, но с какого-то момента каждая новая шутка вызывает не смех, а слезы. И когда половина зала еще хохочет, вторая половина уже рыдает или мрачно молчит - видимо, у каждого свой порог чувствительности и сострадательности.

На пресс-конференцию Кира Муратова не приехала. Не смогла. Говорят, заболела. Были Олег Табаков и Рената Литвинова, сыгравшие "свои" (в муратовском стиле) роли. А также продюсер Олег Кохан и художник по костюмам Руслан Хвастов. Олег Табаков и Рената Литвинова рассказали о том, что они-то в своей повседневной жизни, конечно, никогда не проходят мимо беспризорников, всегда помогают. А Олег Павлович даже школу для одаренных детей открывает, правда, потом выяснилось, что это что-то типа колледжа для старшеклассников (с 9-го класса) при школе-студии МХАТ, то есть попросту кузница театральных кадров. Поразило еще признание Руслана Хвастова о том, как проняла его песня Земфиры, звучащая в финале фильма, даже слезу уронил. Вопросов было мало. Журналисты были раздавлены фильмом.

2
0
7
Вита Нестерова
13 отзывов, 236 оценок, рейтинг 18
24 июня 2009

"Мелодия для шарманки" - это, конечно, никакая не комедия. Хотя время от времени смех идет горлом.

Это также, разумеется, не "семейное кино", а, скорее, "семейное кино для семейки Адамс", жанр, который не то, чтобы исключает happy-end, но делает его, скажем, специфическим. Лица главных героев, видимо, не зря загримировали подстать отпрыскам Адамсов.

Жанровая природа последнего фильма Киры Георгиевны Муратовой, бесконечно мною ценимой, - это страшная сказка о заблудившихся детях. Страшная сказка с плохим концом. Материализованные, отчаянные страхи беспомощности, слабости, лишенности, безответности, бессилия, потери, бесплодных усилий выживания.

Этот фильм похож на ночной кошмар о том, как вот-вот дотянешься до уходящего поезда, и бежишь, и задыхаешься, и на последнем дыхании... А поезд постепенно, планомерно наращивает скорость. И ты уже практически касашься обледенелых поручней - но он толкает тебя. Ты падаешь... И мир кружится над тобой, кружится... Снег летает, кружится, летает на маленьким Никитой. А он укрывается брезентом, засыпает и замерзает. И только разноцветные, яркие шарики над ним. Очередной карнавальный жест режиссера. Вывернутость, выкручнные суставы привычных смыслов.Собственно, это и генерирут смеховой эффект, как ни парадоксально. Но на изнанке этого смеха всегда - беззубый хохочущий рот юродивого.

Один из множества эпизодических персонажей (карнавал, маски, смена декораций, многоголосье, хаос) фильма - блаженный, сыгранный Делиевым (вот тут вспомнишь одноврменно и попсовое "Маски-шоу" и философски-болезненного Энсора с его "Масками"). В начале фильма он возникает с речью Христа об узнавании Его в каждом страждущем ближнем. Речь эту можно считать морально-этическим камертоном всей ленты, также как и возникающую в начале фильма "рождественскую открытку", кровожадно изображающую избиение младенцев.

"Избиение" происходит на протяжении всей картины и удача, которая, время от времени, кажется, будто идет навстречу Алене и Никите, - раз за разом оборачивается фантомом.
Миропорядок хромает в самом своем позвоночнике для этих детей. Точнее, миропорядок ходит на голове - и ни один выстрел не попадет в цель.

С этой точки зрения кабареточная песня Земфиры "Господа" вполне вписалась в эпизод с братками на лимузине, только что оставившими кейс с деньгами в казино и готовыми поверить в "знак" в лице двух голодных детей ("Как тебя зовут?" "Алена" "Алена... Если все получится, назову яхту твоим именем"). Хотя неожиданное возникновение вменяемого гласа за кадром, двойной повтор песни, а также "Я полюбила Вас", которая, конечно, тоже, в некотором смысле, карнавальна, однако с совершенно излишним, ИМХО, текстом, - это было не очень понятно. В целом, я не очень поверила в Земфиру в этой ленте.

Мне настойчиво кажется, что несмотря на откровенно дидактический сюжет, эта картина - самая игровая и самая карнавальная у Муратовой. Жалостливая история двух сироток ни на пядь не становится мелодрамой. По всему видно, что и не собирается. Возможно, именно этот ход - самый жестокий. Но в целом я совершенно не поверила также в морализаторскую канву фильма.

Зато я поверила в сшитый из лоскутов сценарий, в потрясающих актеров, из которых эти лоскуты и сотканы, в завораживающую акварельную камеру. Но в первую оередь я верю в творческие интонации режиссера.

2
0
9
gogaronin
8 отзывов, 347 оценок, рейтинг 13
18 апреля 2010

Люди, не ходите на этот фильм!
Если пришли и с трудом осилили первые 5-10 минут - срочно выбегайте из зала!
А если досидели до конца и расплевались, то не пишите гневные рецензии!
Это - не кино, это - зеркало, и оно, к сожаление, не кривое!
Это - пуля со смещённым центром тяжести: при попадании в сердце выносит мозг!
Кира Георгиевна Муратова, Вы - лучшая! Доброго Вам здоровья и новых шедевров!

0
0
3
elephant636
11 отзывов, 11 оценок, рейтинг 10
19 апреля 2010

Невероятно длинно и занудно! Бедным детям, безусловно, сопереживаешь, даже слеза из глаза порой катится, но сколько же можно переливать из пустого в порожнее?! Мастерство режиссера чувствуется, это и заставляет смотреть фильм, но, на мой взгляд, он бы был существенно лучше, если бы был короче.

1
0
9
Skitaljec
6 отзывов, 36 оценок, рейтинг 7
1 мая 2010

Этот мир погряз в жадности и глупости. Всё тише голос праведника, голос чистой человеческой души. Она, являсь миру, либо быстро ржавеет, истирается, становится похожей на миллионы таких же изношенных душ, либо погибает. Увы не во спасение мира. В каждой из выживших душ по-прежнему горит искра Божия. Если приглядется её можно увидеть. Но какой тусклый, ускользающий этот свет без Него.
Эти простые, даже банальные истины снова пытается донести до нас Кира Георгиевна. Шокируя зрителя нарочито схематичной, неестественной игрой, всех без исключения актёров, профессиональных и просто взятых с улицы, она рисует свои евангельские сюжеты. На иконах не бывает фотографически точных образов. Нет их и здесь, в этом фильме - иконе. Фильм по форме балаган, рождественнский вертеп, а по сути череда старых притч на новый лад. Только грустны они, и нет спасения. Нет спасения не потому, что зло победило, а потому, что незаметно. Людям.
В самом начале фильма звучит цитата из Евангелия, финал которой почти неслышен нам - "Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам."
Волхвы находят в яслях не рождённого Христа, но мёртвое тело уставшего ребёнка. Спасения нет.

2
0
9
Victoria Bobrysheva
5 отзывов, 12 оценок, рейтинг 5
22 января 2012

Недавно прочитала об аутичной девочке Соне Шаталовой, которая на вопрос "что такое душа" ответила, что "душа - это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной". Соня по детски права, просто в своем мире контрастных противоположностей она пока не знает место третьей силе, имя которой равнодушие.

После смерти матери, в канун Рождества, сводные брат и сестра Никита и Алена отправляются в другой город, чтобы найти своих отцов. В Рождественской суете они встречают множество людей.Им навстречу открывается множество дверей - дома, казино, аукционы, куда они заходят в поисках тепла. Но каждый раз, дети неумолимо оказываются отброшенными обратно, на хрустящие от мороза улицы...
В какой то момент, в их изнуряющем путешествии появляется надежда на добрую из за скуки и сытости Фею, вызванную на подмогу эстетом и интеллектуалом, которая может спасти их, лишь взмахнув волшебной палочкой, обогреть и накормить. Но силе человеческого равнодушия даже волшебство Феи оказывается не по силам..

Сюжет фильма опирается на многие Рождественские истории, но конец его беспощаден, как и в Андерсеновской "Девочке со спичками". Удар в душу.

1
0