Фильм

Фильм Волчок

2009, Россия, IMDb: 7

6.8
7
1/28

Бытовая сказка про ужасную маму — кинодебют драматурга Василия Сигарева

Мрачная «новая драма» про провинциальную крошку и ее мерзавку-маму. Кинодебют театрального драматурга — со всеми эффектами, обычно этому сопутствующими.

СтранаРоссия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 26 минут
Дата выхода11 июня 2009
Дата выхода в России1 октября 2009
Возрастное ограничение18+
Драматург, режиссер, лауреат премии «Антибукер», ученик Николая Коляды. Обсценная лексика, сцены порнографического характера, гипертрофированная жестокость и никаких попыток дидактического обобщения — такова поставленная Кириллом Серебренниковым пьеса «Пластилин», в которой описывается жизнь провинциального подростка. И хотя работы Сигарева нередко называют «чернухой», международную драматургическую премию ему вручал сам Том Стоппард.

Рецензия «Афиши» на фильм «Волчок»

5Бытовая сказка про ужасную маму

Маленькая провинциальная амелипулен (Плучек) смотрит на мир обиженными глазами из-под спутанной французской челки, водится с утопленником и с упор­ством мультипликационного зверька обожает свою непотребную, крашенную хной мать (Троянова, приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль). Та первые семь лет жизни дочери отбывает срок за членовредительство на почве страсти, а освободившись, безобразничает где-то за кадром, в редкие появления дома терроризируя ребенка историями про то, как нашла ее на кладбище всю в волчьей шерсти.

Кинодебют свердловского «нового драматурга» Сигарева (чей «Пластилин» в свое время сделал звездой поставившего его Кирилла Серебренникова) и по ­совместительству первое отечественное ­высказывание в интересном жанре la maman et la putain щеголяет по-театральному лобовой метафорой про жестокую Родину-мать и (что интересней), кажется, первой в мировом кинематографе сценой убийства ежика, которого сперва ­душат подушкой, а потом кладут вместе с подушкой под поезд, так чтоб разлетевшимся пухом запорошило укрывшуюся под насыпью героиню. Сигарев вообще питает фатальную слабость к эффектным, но страшно банальным кинематографическим фигурам — вроде детско­го пальчика, развозюкивающего кровь в луже молока, или ключевого монолога, во время которого оказавшаяся декорацией комната гипнотически удаляется от зрителя. Этот типичный для молодых русских авторов конфликт между правдорубскими амбициями и очень провинциальным желанием обязательно демонстрировать высокую кинематографическую культуру приводит к тому, что фильм постоянно лихорадит между довольно точным попаданием в материал и оглушительной фальшью, причем первое от второго может отделять единственный монтажный стык или одна запятая в закадровом монологе. Понятно, что режиссер, выступающий на больные темы, по идее должен душить в первую очередь себя, а потом уже ежика. Понятно и то, что ежика задушить существенно проще.

14 сентября 2009
7

Русская женщина, решившая бороться за счастье и своего мужика, садится в тюрьму за убийство. Среди крови, сугробов, ментов и потекшей туши появляется на свет девочка. Через шесть лет она увидела мать, пахнущую вагоном-рестораном, подвыпившую и с кавалером, дядей Колей. Девочка сразу признала в дяде отца. В последствии таких случайных отцов становится так много, что девочке приходится отгонять их от матери камнями и попавшимися под руку банками с молоком.
Это не детская история о детстве. Перед глазами ребенка её мать каждый день ебется, глушит водку, ругается с мужиками и «прожигает жизнь», но девочка этого всего не видит, для неё существует только любовь к матери. Её мать не уходит в запой – она просто болеет, она не избивает дочь на вокзале – она просто так за неё переживает, не разбивает о её голову бутылку пива – просто у мамы плохое настроение. Дочь готова простить все, она ждет мать каждый день, но мать её, видя в ребенке обузу, каждый раз сбегает от дочери, она хочет жить, хочет молодости и любви. К слову, «жить» для русской бабы подразумевает обязательное наличие приличного мужика. Мать её – русский аналог и одновременно антипод девы Марии: младенца зачала в грехе, так же свято привержена греху, ища в нем спасения, как Мария – в Боге.
Мотив фильма сам похож на волчок, вечный круговорот – девочка ждет, а мать бежит. Мать бежит, а девочка ждет.
Девочка решилась на откровенный разговор только с одним человеком, да и то – мертвым. Она месяцами просидела на кладбище у фотографии утонувшего мальчика, рассказывая о своей счастливой жизни и любящей матери, в которых ей очень хотелось верить. Она ведет себя как маленькая деревенская Амели Пулен: живет в мечтах, наслаждается простыми радостями – ест конфеты с могил, заводит себе воображаемых друзей среди покойников, крутит волчок – единственный подарок матери – и ждет своего счастья. Всю свою жизнь девочка крутиться волчком между ожиданием и страхом; больше всего она боится потерять мать, поэтому любой предмет или человек, вставший между ней и матерью, сразу становится для неё врагом. Даже ежика, оставленного матерью перед тем, как уехать с очередным мужчиной, девочка придушила подушкой. Не получая любви, девочка, конечно, становится дикой, отвечает односложными предложениями, все больше походя на «волчонка». Этот ещё слепой волчонок, постоянно тянущийся к груди матери, уже начинает взрослеть и учится по-звериному ненавидеть, метить территорию и защищать свою мать. В сущности, если бы она вместо того, чтобы без конца повторять «мама, останься» и, обращаясь к ухажерам, «не приходите сюда больше никогда», если бы она вместо всего этого только скулила и рычала – это выглядело бы так же естественно.

Фильм временами дико смешной, его можно было бы назвать комедией, если бы все не было так грустно. По ощущениям это можно сравнить с «Антихристом» Фон Триера, в котором вместо говорящих лис и ворон по лесу бегал бы Бенни Хилл. В кадре действительно много чернухи, но, по случайности, это и есть настоящая жизнь. Так же и в жизни – умирают бабушки, дети ходят в грязных носках, матери-алкоголички сбегают. Эти картины в жизни можно встретить с большей вероятностью, чем, например, вечную любовь. Детские страхи, грязь, жестокость на экране – настоящие, их проще узнать, в них легко поверить, зрителю отказывают в возможности списать все на формат «сказки», оттого смотреть фильм тяжело, становится неприятно и неудобно. Так же мы проходим мимо бомжей, стараясь не смотреть, они нам неудобны, но тут никуда не денешься, вот оно все перед тобой – на экране. Жанр очной ставки, когда ты встречаешься с проблемой здесь и сейчас, при этом режиссер не решает её за тебя – он просто показывает, рассказывает историю. Зрителю остаётся самое сложное – реагировать.

23 сентября 2009
1

Да, я бесчувственный.
Да, я тупой.
Я ничего не понимаю в современном кинематографе.
Но этот фильм - даже не кино, а поделка, неряшливая чернуха с нехитрым набором клише и штампов в одном кадре. Смешались кони и люди, а заодно и мухи с котлетами.
Может быть слюнявым столичным денди такая страшилка про уральскую провинцию должна показаться трогательной и заставить задуматься о сущности бренного мира.
А-а-а-а! Посмотрите, какой кошмар! У них деревянный коричневый пол! Ой, а молоко они пьют из трехлитровых банок! И матерятся! Водку пьют! А еще у них все время ночь и сумерки на фоне непроходящей дождливой осени.
Пардон, а сюжет где?
Ну то есть вот завязка где, разворачивающаяся драма, заставляющая задуматься о конце, а потом чтобы и развязка еще, такая чтобы все ахнули.
Нет, я не утверждаю, что нужен в фильме хеппи енд и слёзы радости. Но ведь хоть-то то должно там быть кроме голой чернухи и скабрезностей?

5 октября 2009
3

Самое странное, что именно этот фильм заставил меня зарегистрироваться на АФИШЕ и написать свою первую рецензию... Впрочем, это не суть.
Начну разбирать режиссерский дебют Василия Сигарева безусловно с положительных моментов:
- прекрасный подбор актеров и игра соответственно.
- хорошие находки деталей, яркие, жуткие (лампа, ежик, весь эпизод кладбища).
- операторски здорово сделано.
- по-настоящему страшно и напряженно.

Ну, а теперь о главном.
О чем кино и для кого оно? Для тех, кто плюет на своих детей и в ком не осталось ни капли человеческого достоинства? Вряд ли. Они в кино не пойдут. Ну, а если вдруг и пойдут - ВОЛЧОК явно не их выбор.
Из этого делаем вывод, что целевая аудитория фильма - нормальная, здоровая (возможно, даже образованная) часть населения. И снова возникает вопрос: а чем собственно эта аудитория так провинилась, что полтора часа вынуждена хлебать помои?.. Ведь назвать проблему и показать ее в красках - далеко не цель искусства! Зайди на площадь трех вокзалов - вот тебе то же самое кино, без развития, выхода, надежды... Один в один, как мне кажется. А хочется ощущений поострее, так есть у нас еще и детские дома и дома престарелых и бомжей никто не отменял... Жизнь - она кругом ЖИЗНЬ. А кино - вовсе не жизнь в ее первозданном виде, талантливое кино - метафора этой самой жизни.

Попробуем пройти по основным пунктам. Если что-то не удалось на экране, ищем причину раньше - то есть в сценарии. И тут же находим:
- в полуторачасовом фильме в среднем у нас есть 5 поворотных пунктов (поворотный пункт - то место, где сюжет меняет свое направление). В данном творении поворотный пункт усматривается один, да и то с большой натяжкой (момент, когда умирает бабушка). В ВОЛЧКЕ все повествование упрямо катится по одной прямой черной линии.
- кульминация у нас тоже куда-то провалилась. Да, девочку бросают. Но это не раз и не два, это происходит на всем протяжении истории.
- у нас нет роста характеров, нет так называемой "дуги характера", собственно ради которой стоит вести повествование. А здесь выходит, что мы гребем одну и ту же грязь, без какого либо проблеска надежды.

Фильм вполне пригоден как иллюстрация современной жизни, но требованиям искусства увы не отвечает... Он бьет по нервам, но не делает лучше; он угнетает, но не дает крыльев...

После просмотра (а в зале было человек 7) я услышала пару реплик: "Как там режиссера зовут? Запомни, больше не пойдем." "И это за мои же деньги меня так...."

Зритель ничего не получил, а лишь опустошился и перенервничал.

8 октября 2009
9

Странно, но почему-то все рецензенты этого фильма говорят о внешней канве - описании жизни семейки "из низов". И в своей оценке исходят именно из этого - да, мы знаем, как неприглядна и страшна жизнь вот таких "изгоев", но... И тут начинаются варианты - 1) нам надоело смотреть "чернуху", 2) нам неинтересна жизнь уродов, 3) фильм далек от правды жизни, поскольку в жизни все еще мрачнее.
А мне показалось. что фильм не об "уродах", а о нас. И образ этой матери (Яне Трояновой отдельное спасибо) мне больше всего напомнил некоторых моих коллег - business women, либо вообще бездетных (что, на мой взгляд, все-таки честнее), либо одиноких матерей, с неудавшимся замужеством, "подбросивших" своих детей высоко оплачиваемым бебиситтерам или няням. И слава богу, если няня окажется человеком и ребенок все-таки получит частичку любви и тепла, ту частичку, которую ему не в состоянии дать мать, давно и прочно заменившая нормальные человеческие чувства на эфемерную "заботу о будущем" своего дитяти. Эти сучки оправдывают себя тем, что они вынуждены зарабатывать деньги, чтобы дать ребенку нормальное воспитание, образование и надежные условия для старта в будущую жизнь. Но это только повод, а причина в том, что они просто не могут любить, у них начисто отсутстствует материнский инстинкт. И также, как героиня Трояновой, бежит от своего "волчка" к "сладкой жизни", так и они бегут от своего ребенка туда, где, как им кажется, они могут "реализовать себя", поскольку невдомек этим женщинам, что нет на свете реализации выше, чем быть человеком.
И не стоит думать, что это далеко от нас, в глуши, в семьях алкоголиков растут будущие "волчата". Не в обстановке дело.
Фильм-то про нас, про наши души, вне зависимости от социальной принадлежности.

23 апреля 2010
9Маленькая девочка со взглядом волчицы...

Эпиграф

«Баю баюшки-баю,

Не ложись на краю ,

Придет серенький волчок,

И укусит за бочок».

Колыбельная.

Если честно , я не думал что этот момент когда нибудь настанет. Я, кажется уже, где то писал, что не буду уважать российский кинематограф до тех пор, пока в нем не появится приличный фильм, в центре которого будут не озабоченные сексом, деньгами и мнимой справедливостью взрослые а, ребенок. Если в кинематографе старого и нового света такое случается достаточно часто (начиная от «Бумажной луны» Питера Богдановича и заканчивая недавним «Лунатизмом» Билла Маера), то наша киноиндустрия почти всегда забывает о таком факторе как дети. За все постсоветское время мне вспоминается только три приличных фильма с участием детей это «Кто, если не мы»1998 год Валерия Приемыхова, «Итальянец» Андрея Кравчука 2004 год и «Кука» Ярослава Чеважевсвкого 2007 год(«Гадких лебедей» Лопушанского я в расчет не беру ,ибо этот проект является излишне артхаусным и не рассчитанным на массовую аудиторию, что конечно же не преуменьшает достоинств фильма).Надо сказать, что и приведенные выше фильмы не были шедеврами и были только более или менее смотрибельны. То есть «выноса мозга» после их просмотра не происходило, да и излишне оригинальным видеорядом, блистательной игрой актеров и потрясающими метафорами фильмы особо не страдали. Все так и было я, окончательно похоронил российский кинематограф и думал, что мне вечно придется смотреть пошлые комедии, мелодрамы срежиссированними и сыгранными через одно место, и бесконечные сериалы и полнометражные ленты про ментов и братков которые часто есть одно и тоже .Все так и было до сегодняшнего дня.

Я заметил фильм «Волчок» недели три назад, но не стал его качать, подумав, что это тоже какая нибудь хрень наподобие недавней «Крыши» ералашевца Бориса Грачевского на фильм которого я возлагал некоторые надежды. Во время просмотра сего «шедевра» мне хотелось материться, разбить монитор, а также оторвать режиссеру руки и ноги или по крайней мере никогда больше не давать этому бездарью камеру в руки. Поставил «Крыше» двойку исключительно за неплохую музыку в некоторых местах. Вот я дурак дураком и подумал что у фильма «Волчок» рейтинг ниже, чем у «Крыши» тоже отстой года, наверное. Говорили же умные люди, не верь, брат рейтингам, а я все верил и верил, зачем-то, Фильм «Волчок» не отстой года, а лучший российский фильм со времен «Сталкера» Тарковского (на всякий случай поправлюсь на мой вкус, разумеется). Ну, так вот вчера на очень хорошем трекере этот фильм выложили, и я пренебрежительно так подумал «Ну ладно братцы кролики скачаю». Мог ли я подумать что доселе никому не известный и снявший один телевизионный фильм Василий Сигарев может выдать на гора по крайней мере лучший русскоязычный фильм года? Боже конечно нет. Мог ли я предполагать что «Волчок» будет третьим в моей жизни фильмом, который шокирует меня? Разуметься нет. Фильм уже получил последний «Кинотавр» как лучший фильм года и несколько призов помельче. В данном случае я понимаю, почему так получилось, фильм снят так, что проняло даже гламурных бонз от кинотусовки.

Ну, хватит хвалебных слов, давайте я попробую вам рассказать, о чем же предмет нашего разговора.

Действие начинается с того что некая женщина бежит по снегу от двух милиционеров ,потому что совершила некое противоправное действие над своим очередным сожителем. Потом она падает на снег и говорит служителям правопорядка, что скоро родит.

В результате на свет появляется главная героиня нашего фильма. Получив при рождении, на снегу воспаление легких девочка лежала во время суда в больнице и не могла своим появлением в суде смягчить приговор матери. Об этом девочка рассказывает за кадром.

В следующий раз мама в жизни девочки появляется только через семь лет, когда приезжает в бабке в Поселок со своим очередным ухажером. После долгой разлуки мама дарит девочке игрушку маленький волчок, который играет важную роль на протяжении всего фильма. Дабы не спойлерить и не раскрывать вам весь сюжет я остановлюсь на положительных моментах этого фильма, и это к моей огромной радости очень легко сделать, потому что существенных отрицательных в этом фильме практически нет.

Итак, первое. Здесь у главных героем нет имен, у мест нет названий, а у действия определенного времени. Это абсолютно правильное решение. Таким образом, подчеркивается некая безвременность происходящего. Подобное происходило, происходит, и будет происходить в нашей стране.

Второе. Абсолютная откровенность и правдоподобие происходящего. В этом фильме есть нецензурные слова и шокирующие сцены. Особенно меня поразили две. Девочка легла спать в ногах на единственной полутораспальной кровати в комнате, а выше очередной ухажер матери, проснувшись в пьяном угаре, просит мать девочки его удовлетворить.

И вторая сцена это когда уже после смерти бабушки мама в болезни, вызванной затяжным запоем мастурбирует и говорит девочке «Смотри как я умею», тут я если честно был немного в ауте и подумал не перегнул режиссер палку и решил что, скорее всего, нет. Хотя эта откровенность вышла ему боком и скорее всего этот фильм никогда не покажут по телевизору предварительно не вырезав сцену и не запикав мат. (Уважаемые киноманы ,а вы не знаете в каком либо русскоязычном фильме до этого откровенно показывали мастурбацию? Насколько я знаю, нет.).

Третье. Совершенно потрясающая игра актеров Полина Плучек, Вероника Лысакова (девочка в семь и тринадцать примерно лет) и особенно Яна Троянова сыгравшая маму. Пожалуй лучшего женского перфоманса я в российском кино еще не видел(кстати актриса получила премию «Кинотавр» за лучшую женскую роль и в данном случае совершенно заслуженно).

Четвертое. Блистательные изюминки и метафоры, которые могут быть не заметны массовому зрителю. Например, то, как девочка копирует манеру произношения своей матери. Мама между очередными гулянками принесла девочке ежика и та повторяя манеру произношения своей матери говорит «Не нужен мне никакой ежик, даже» душит его подушкой и относит на рельсы. Или когда после того как очередной любовник ушел, мама рассказывает, зло настроенной девочке, что они с бабкой нашли ее на кладбище в мешке и, ее дочка была волчонком. Мама с Бабкой остригли ее от меха и стали растить.

После этого рассказа девочка повадилась ходить на местное кладбище брать там оставленные на помин печенья и конфеты и даже подружилась там с утонувшим мальчиком. И это лишь некоторые фишки этого блистательного и по настоящему трагичного фильма.

Мама не раз в течении фильма предавала дочку, а девочка до конца своей короткой жизни верила что когда нибудь мама придет, заберет ее у хромоногой тети, обнимет ее и останется с ней навсегда.

Нас ждет трагическая развязка и потрясающе снятый конец с колыбельной в конце.

Я еще раз повторюсь что это лучший фильм снятый за всю историю российского кинематографа, и он не идет ни в какое сравнение с «9 ротой» Федора Бондарчука, и средненькьм ремейком главного монархиста России. Даже у лучшего доселе российского фильма «Остров» Павла Лунгина значительно более простая и понятная фабула, да и метафоры в фильме достаточно прямолинейны и по сути таковыми не являются.. Хотя возможно мне так кажется, потому что я очень люблю фильмы про детей и мне чуждо мышление в догматах православной религии.

Будем, надеяться судьба у режиссера и фильма сложатся счастливо и наши бонзы от кино выдвинут фильм в качестве кандидата на Оскар .В таком случае эту не то что престижную но бесспорно великолепно раскручивающий получивший ее фильм премию впервые в истории нашей страны получит действительно достойная картина.. Хотя есть у меня такое подозрение ,что не доросли американские киноакадемики «до такой музыки»,хотя по сути это и не важно главное, что фильм есть. Кстати подобно и с фильму Лоджа Х. Керригана «В руках бога» у «Волчка» совершенно нет музыкального сопровождения, но это я заметил только после просмотра, смотря данные на кинопоиске.

Как вы поняли смотреть всем.

DVD с этим фильмом лежит у меня в корзине, и я собираюсь его купить на свое февральское день рождение. Думаю, что в данном случае я сделаю исключение и куплю дорогое издание, даже если к тому времени уже выйдет дешевое. Боюсь что равного по силе российского фильма придется ждать еще двадцать лет, а тогда формат DVD будет уже не в фаворе. Вообще не известно, что тогда будет.

Оценка фильму после первого просмотра 9.5 из 10.

P.S.

«Баю баюшки-баю,

Не ложись на краю,

Придет серенький волчок,

И укусит за бочок.».

14 января 2010
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про детей
Лучшие фильмы про детей
Лучшие фильмы про детей
Лучшие русские фильмы
Лучшие русские фильмы
Лучшие русские фильмы
5 новых мультфильмов про Бэтмена (и один про его лучшую подругу — Женщину-кошку)
5
новых мультфильмов про Бэтмена (и один про его лучшую подругу — Женщину-кошку)
5 новых мультфильмов про Бэтмена (и один про его лучшую подругу — Женщину-кошку)
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7
аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость