Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Дзифт» (Болгария, 2008)

6.4
Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11237
9

Болгарский нуар

Сев в середине сороковых за убийство, которого не совершал, мелкий софийский гопник Лев Железнов по кличке Моль ­(Бахаров) десять лет совершенствовался духовно и физичес­ки: читал Вольтера, долбил по груше, стал чемпионом тюрьмы по отжиманиям и к концу срока усовершенствовался до полного сходства с памятником Маяковскому. Выпущенный за примерное поведение уже при советской власти, он планирует съездить на кладбище и сбежать в Латинскую Америку, но у ворот тюрьмы его встречает прошлое в мундире капитана госбезопасности, и планы приходится поменять. Следующие 12 часов Моль будет с боем вырываться из пыточного застенка (по каким-то соображениям устроенного в подвале женской бани), мерить черную софийскую брусчатку двухметровыми шагами, таранить лбом мавзолей Георгия Димитрова, умирать от медленного яда и искать на последнем издыхании свою первую и последнюю любовь (Илиева), пока развешанные по городу репродукторы и радиоточки в распивочных оптимистическим баритоном отсчитывают время, оставшееся ему до смерти.

Как и его татуированный бритый персонаж, чей культурный опыт исчерпывается вызубренным в камере «Кандидом» и словарем иностранных слов (которым с приходом социализма заменили тюремную Библию), дебютирующий в кино театральный режиссер Гырдев, на сцене ставивший Вайса и МакДонаха, тоже выглядит варваром, выпрыгнувшим на свежий воздух из каменного мешка три на четыре. Нуаровский стандарт (плюс конкретный сюжет классического «Мертв по прибытии» Рудольфа Мате, где за полвека до «Адреналина» и прочих были показаны приключения мертвеца в поисках причин собственной смерти) и ядреная соцартовская эстетика в его фильме не скомбинированы, не скрещены, а с размаху ­стук­нуты друг о друга — тупо, зло и с такой силой, что с экрана полтора часа сыплются искры. Болгарское «дзифт» — «гудрон», жвачка крутых парней, которую герой на бегу перемалывает зубами (есть, впрочем, другие варианты перевода, в начале отдельным титром идет справка о широком спектре значений данного слова), — фонетически и на уровне вкусовых ­рецеп­торов идеально передает суть затеи; это не стилизация и не игра в чужое старое кино, а советский выварок идеи «черного» фильма — бесформенный, странно пахнущий адский сгусток, несъедобный, но упоительно вязнущий на зубах, даря радость, которую немного трудно объяснить тем, кто в детстве не имел привычки тащить в рот всякую дрянь.

Как и «Гонгофер» Бахыта Килибаева, на который «Дзифт» похож до такой степени, что местами кажется, они сняты одним человеком, гырдевский фильм грубоват — и по форме, и в выражениях: о говне тут говорят больше и увлеченней, чем о любви, а голый зад героя появляется в кадре чаще, чем птичий профиль болгарской топ-модели Илиевой, изображающей фам-фаталь (и для непонятливых в финале выходящей в наряде Риты Хейуорт с болгарским подстрочником хейуортовской же песни из «Гилды»). Но грубость почерка и некоторое варварство ­манеры хорошо рифмуются и с наивностью героя (который ласково зовет невесту Богомолом, но до последнего момента не предполагает, что та в какой-то момент действительно от­кусит ему голову), и с лежащей в сердце каждого второго нуара женоненавистнической максимой — что красавица, если не дура, всегда обманет и предаст, а мужчина, даже самый тертый, круто сваренный и в плаще, все равно поведется на обман, как ребенок.

15

Отзывы пользователей

Фото Евгений Ткачёв
отзывы:
656
оценок:
4593
рейтинг:
1167
9

Человек-мотылёк

С татуировкой «Человек — это звучит гордо» на спине и куском гудрона во рту лысый, как шар для боулинга, заключённый по прозвищу Мотылёк (Захари Бахаров), севший по ложному обвинению в убийстве в 1944 году, спустя 15 лет вышел на свободу. Коммунистическая София (а дело было в Болгарии) встретила его ударом промеж глаз. Да и пробыть на воле Мотыльку в общем-то удалось недолго. Старый подельник и вор, а ныне комиссар (Владимир Пенев), засадил его в подвал женской бани и стал пытать, чтобы узнать куда Мотылёк дел бриллиант, который они в своё время пытались выкрасть у одного бывшего русского белогвардейца. Мотылёк молчал, поэтому был отравлен. Однако ему всё-таки удалось сбежать. И теперь ведомый одной, ему только известной целью, он стремится на встречу с прежней любовью по имени Ада (Таня Илиева, модель) — певичкой, которая в этой истории выполняет функцию барбаро-стэнвикской femme fatale.

Отчасти пародия на жанр «нуар», отчасти его изощрённо точная реконструкция, драма «Дзифт» (переведённая на русский язык как «Гудрон») сделана по книжке болгарского политолога Владислав Тодорова, и при всей своей атмосфере «чёрного» фильма (а снята она на чёрно-белую плёнку, причём трёх видов) напоминает скорее не «Двойную страховку» Билли Уайлдера, а цветной «Мёртв по прибытии» с также отравленным Дэнисом Куэйдом (который тоже, надо заметить, сам себе нуар).

Отметить тонкость исполнения и качество постановки «Гудрона» не сможет, наверное, только слепой, поэтому сия лента, показанная в основной конкурсной программе на прошлом Московском Международном кинофестивале получила «Серебряного Георгия» за лучшую режиссуру. А такой успех для театрального режиссёра Явора Гырдева тем хорош, что «Гудрон» для него дебют в кино. Примерно такой же, как для выдающегося ирландского драматурга Мартина МакДонаха гангстерский трип «Залечь на дно в Брюгге». Гырдев, меж тем, о том же МакДонахе знает не по наслышке. В 2004 году на «Сезон Станиславского» в Москву он привозил его «Человека-подушку» — спектакль удивительной формы: зрители сидели по периметру стеклянного куба, с внешней стороны прозрачного, а с внутренней, где играли актёры, — зеркального. Короче, и МакДонах, и Гырдев — все современные и талантливые театралы так или иначе повязаны. А поскольку им, судя по всему, тесно в жанре одного вида искусства, они пытаются освоить другой — причём с немалым успехом.

И хотя словосочетание «болгарский нуар» (или точнее нео-нуар) у знатоков классических американских «чёрных» фильмов может вызвать справедливое недоумение, уверяю, «Гудрон» сделан элементарно остроумней даже большинства такого рода канонических произведений. По своему постмодернистскому задору «Дзифт», конечно, сравним с недавним «Кирпичом» Райана Джонсона. Однако, если картина Джонсона — это тинейджерская игра в классику, то «Гудрон» — это сама классика, только переведённая на современный язык. Находки наподобе метафоры «роковая женщина — это самка богомола» (перефраз, кстати, пелевинского рассказа «Зал поющих кариатид») и татуировок главного героя — порой неприличных, но на редкость, опять же, остроумных, — надолго врезаются в память. А вид ночной Софии с её сюрреалистическим антуражем и мавзолеем вождя Болгарии Георгия Димитрова, по сути своей и есть гудрон, в части которого спрятана одна важная блестящая штука, принёсшая всем только горе и никому хотя бы иллюзии счастья.

8
Фото tctwc
отзывы:
15
оценок:
17
рейтинг:
16
1

Адреналинките револвер в града на греха

На самом деле список можно продолжать - такое впечатление, будто Явор Гырдев, с горящими глазами выбежава с первого киносеанса империалистического нуара, сразу вскочил в режиссерское кресло и - передирать, передирать, передирать!

Но, как говорится, снимайте с нами, снимайте как мы, снимайте лучше нас. И болгарские товарищи не просто догоняют и перегоняют, но
укрепване и задълбочаване. И главный герой - харизматичная компиляция из Брюса Уиллиса и Джейсона Стэтема (Fear or revere me, but please, think I'm special.) плюс буквально щепотка Питта (Bushy top вместо шляпы для колориту). И город - в оттенках серого, и операторская работа - где твои адвокаты, Родригез? А уж сценарий достоин того, чтобы посвятить ему целый абзац.

Ах, этот сценарий! Сколько подобных ему так и не вышло со страниц тетрадок, вместо занудных диктантов исчерканных злобнющими злодеями, полуметровыми ножами и порочными красавицами! Мы не просто складываем, мы умножаем: не просто друг-который-предал, не просто потерянная любовь юности, но - two for one! Тут и чОрный бриллиант, низачтонедогадаетесьгде спрятанный, и сокамерник философ со стеклянным глазом - story worth every penny!

Не хочется, но так сложно удержаться от обобщений относительно болгарской и братскославянской кинематографии вообще, учитывая, что Дзифт получил премию за лучший болгарский фильм 2008 года. Действительно, такое оно, наше кино- стилни, много стилни!

1
Фото Shakal
отзывы:
24
оценок:
24
рейтинг:
29
9

Из софийской тюрьмы на волю выходит парень по кличке Моль, в кармане у него кусок жевательной смолы и искусственный глаз друга-сокамерника, в планах - повидать могилу сына и отправиться в тёплые страны. Тюремное радио объявляет время, и под Смуглянку-модаванку камера показывает сначала раскрытого вольтеровского "Кандида", потом словарь иностранных слов, потом открытку с Кокошкой (женщина, пожирающая мужчину), и, наконец, татуированную спину главного героя фильма, на спине надпись: "человек это звучит гордо". Построение под ту же смуглянку сменяется долгим, мерным, с равнодушным гомоэротизмом проездом камерой по тюремному душу; наконец, Моль пинком отправляют на волю, но планам насчёт тёплых стран сбыться не суждено: по выходе из тюрьмы его немедленно отвозят в подвал женской бани, где посередине стоит пыточный стол, на полу по щиколотку воды, а по стенам стоят полки с заспиртованными младенцами. В подвале появляются бывшие коллеги-подельники и начинают с пристрастием выяснять, куда Моль спрятал некий алмаз.
Сразу нужно сказать, что смуглянка и компартия не нацелены на осуждение тоталитаизма и ругань в адрес большого советского брата; советский антураж - всего лишь новое время, которое Моль ещё не видел, он сел до прихода коммунистов, и что это такое, ему было известно лишь по изменениям в размеренном тюремном быту: словарь вместо библии, смуглянка по радио, уголок красной пропаганды. На воле же мавзолей товарища Димитрова лишь ещё одно видение, в одном ряду с поликлиникой и кабаком. По крайней мере, на фильме, где несколько минут ловят летящий по женской бане искусственный глаз, вряд ли следует геополитически напрягаться по поводу совесткой символики, можно пропустить много интересного. Мысль, что воля страшнее тюрьмы, а все беды от женщин, может, и не нова, но суровую правду про волю и женщин герою объясняет одноглазый сокамерник с лицом, будто срисованным с картин немецких экспрессионистов. Выйдя из тюрьмы Моль попадает в чудесное место, где веришь даже не глазам, а только собственному звериному обонянию да сигналам точного времени по радио (эти сигналы и слова "я почувствовал запах..." отбивают ритм всю дорогу). В действие вкраплены рассказы обывателей, которым позавидовал бы Швейк, под эти рассказы у Моли окончательно меркнет разум. В кабаке группа пролетариев и два православных попа, будто государственному гимну, подпевают радио с любовным романсом. В поликлинике врачиха и сестра с внешностью кабарешных певичек, вдруг оказавшихся в системе гос. здравоохранения, тая от вожделения, измерят температуру и кладут пластыри. Вообще-то, оттенок бреда можно приписать смертельному яду, который Моли вкололи в подвале женской сауны и который постепенно действует в течение дня. Но когда Моль вываливается из церкви, где монументальный батюшка говорит ему про две истины, к подножию мавзолея Димитрова, этот самый мавзолей кажется совершенным сгущением морока, который существует независимо от яда; и деваться от распавшейся связи времён некуда, и восстанавливать её не хочется, а хочется в тёплые страны. Полфильма идут флэшбеки из прошлого, про любовь и про беду, но к моменту встречи этой любви в виде - да, эстрадной певицы, под песню, что во всём виновата лишь полная луна, время повисает где-то в среднем арифметическом между прошлым и настоящим. Все "красные нитки" собираются в одну: многозначное слово дзифт (смола, мумиё, дерьмо); самка богомола, пожирающая самца во время спаривания и одновременно отмаливающая у бога павшего человека; меловой контур, которым обводят мертвеца на месте преступления, и пр. Собственно, под конец уже нет дела до всей многозначности слова "дзифт": в любом случае оно обозначает нечто однородно-вязкое, которое так прочно скрепляет время и пространство, и из которого не выбраться ни одному насекомому, будь то моль или богомол.

1
Фото Стас Коновалов
отзывы:
64
оценок:
101
рейтинг:
120
7

Цельная история, которую со всех сторон покрыли стальными пластинами - теперь ей можно все. От начала и до конца вести рассказ с помощью кино. Черно-белое, на заре становления коммунизма в Болгарии, с трогательной "Смуглянкой" по радио и жизнеутверждающими татуировками зеков. История нескольких событий соединивших ровно столько же жизней, простая, большинство слов за кадром. Даже спойлеры не нужны - умрут практически все. По исполнению дивная, странная, привлекательная в своей изредка появляющейся нелепости стремления к нуару. Высокое взяли и выкинули в районе Восточной Европы, где понимают, как с этим обращаться, но не делают этого специально, доводя общее состояние до предельного. Главных кадров много - лучший в виде ночной Софии, местного мавзолея и припадающего к телу города главного героя. Фильм с неопределившимися ощущениями к финалу, но пониманием того, что получилось более чем.

1
Фото Victor S
отзывы:
130
оценок:
141
рейтинг:
187
9

Ай да фильм! Из тех что приобретают статус классики и культового кино прямо в день своего выхода. Фильм не только мощный при этом, но и живой, его реально интересно смотреть с первой и до последней минуты. И юмор отличный!

1
Фото Павел Л.
отзывы:
150
оценок:
281
рейтинг:
371
7

«Моль – это такое насекомое, которое случайно рождается, и случайно умирает».

Черное, бесцветное кино, как отражение бессмысленности и бесцельности жизни болгарского общества в послевоенный период. Интересный вариант нуар-кино в изображении Явора Гырдева.

Казалось бы фильм в каких-то моментах абсурден, в каких-то кадры абсолютно не связаны, где-то отвратительно, где-то безобразно. Но! Просмотренное кино нужно переварить. Оказывается в итоге – понимаешь а почему бы и нет? Очень даже ничего! Есть сюжетная линия, Моль – он как насекомое, его траектория жизни неровная и нелогичная линия, куда она его приведет не известно никому. Но она летит, преодолевает свой путь, пусть он безосновен и бессмыслен. Моль – герой фильма, просиживая практически всю жизнь в тюрьме, вынашивает план – что будет делать по выходу на свободу. План совершенно прост – сбежать в теплые страны. Но предварительно увидеть могилу сына. Потом, правда, он узнает и разочаруется в том, что мыслями о сыне Лео, которыми жил в тюрьме, лишь только обманывался. Изначально у организаторов заговора был план получить похищенный камень. С камнем вообще всё очень достойно получается… =)

По ходу фильма видно, что сначала тюрьма для Моли – образ свободы. Это светлые помещения, порядок, организация. Там кормят, заставляют работать. Ты должен быть все время в тонусе, иначе тебя съедят. Моль в тюремной камере имел единственного друга, читал книги. Хотя в послевоенной Болгарии в это время многое за стенами тюрьмы очень хаотично менялось, и нестабильность и дезорганизованность общества разрушали итак разрушенное государство.

Друг Моли в камере говорил ему о свободе, о женщинах. Он видимо не раз обманывался в отношения с женщинами, и в итоге, несколько раз выходя на свободу – он возвращался назад. Так как там он мог чувствовать себя спокойно, замкнуто, там только свет неба на тебя в клеточку…

Ирония, вокруг ирония. Черная, но обоснованная и жестокая. В некоторые моменты очень даже весело. Как в приемной больницы: «Вы представляете, - народная артистка!! Народная артистка!!!? На лыжах!!!!! И без трусов….!!!!».

Люди, изображенные в Дзифте словно бесцельные и искусственные. Им хочется чего-то получить, чего-то сделать, но они либо вообще ничего не делают, либо делают это как по указанию палочки – преступным путем. Как мы видим по Слизню – бывшие воры – стали хранителями порядка, и потом они наводят порядок уже в своем мироощущении. Как из такого общества вообще можно что-то сколотить? Казалось бы…

Но режиссер показывает достаточно однобоко Болгарию. Вокруг заметны и появляются не только нуар-персонажи, но и интеллигентные люди, существующие все-таки в том обществе.

Нам показана только черная линия судьбы Моли и Богомолки. Их пути необъяснимы, пусты и бесцельны. Они знают – чем все закончится, когда они встретятся в итоге.

Очень тонко и грамотно показаны образы героев фильма, подобрано освещение и операторская съемка. Мне особенно понравилось, когда Богомолка пела в баре в конце фильма. Девушка, которая играет Богомолку – очень красивая и выразительная. Подходящая актриса для образа привлекательного насекомого, которое в конце полового акта отгрызает голову своему партнеру.

И на самом деле Моль – он умён. Но у него не получилось найти того жизненного направления, где бы он смог жить… Да и жили ли тогда…?
Я думаю фильм нужно посмотреть. Необыкновенный болгарский взгляд на формат нуар-кино.

Перед фильмом на премьере режиссер Явор Гырдев вместе с советником по культуре посольства Болгарии в России пожелали зрителям – «Получите кайф!».

Я могу сказать – кайф получил.
Кстати, чем-то напомнило Жмурки…

Спасибо.

1
Фото Вадим Белов
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
1
7

Фильм снят в отличном жёстком темпо-ритме, который режиссёр Ярослав Гырдев , держит с первого до последнего кадра. И этот ритм, как ни странным может это показаться, смягчает нарочитую брутальность этого фильма. Именно за счёт удачного ритмичного построения и точных контрапунктов, режиссёру удаётся не впадать в откровенный стёб над своими героями и над самим жанром. Хотя юмора и иронии в фильме предостаточно.
Фильм начинается и заканчивается с небольшой притчи, рассказанной, как это выясняется в конце фильма, могильщиком. Смысл этой притчи о любовной драме ассенизатора, сводится к незамысловатому выводу : «чем больше говна, тем меньше моральный ущерб». А если совсем упростить основной месседж фильма, то его можно свести к трём словам «весь мир – говно».
Собственно, на протяжении всего фильма автор и демострирует различные стороны этого говёного мира, достаточно тонко разбираясь в его оттенках и нюансах.
В центре картины – фактурный апаш по прозвищу Моль, романтик, который ради своей любви пошёл на преступление и взял на себя убийство. В тюрьме он активно ищет смысл жизни, в книгах и в беседах со своим другом-сокамерником, который вешается за день до освобождения. Свобода – всего лишь иллюзия, вот основной вывод, который демонстрирует этот прощальный философский жест криминального авторитета.
Моль, который выходит в скором времени из тюрьмы и попадает в мафиозно-коммун истическую реальность Болгарии, сполна ощущает это. И вот тут можно высказать основную претензию режиссёру – это антисоветские коннотации, которые он использует и которые вносят в фильм совершенно не нужные ему исторические реалии. Уж слишком веет от этого хода откровенным желанием попасть в западный прокат.
Реальность в которую попадает Моль, оказывается намного хуже тюрьмы, в которой хотя бы было понятно, кто сука, а кто нет. Здесь же в реальном мире твой друг становится твоим палачом, а твоя любовь оборачивается гибелью.
Собственно, второй вывод, к которому подводит режиссёр, что любви в этом мире тоже не существует, а значит и нет в жизни смысла.
Весь мир – дерьмо, а люди опарыши в нём.

1
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Пожалуй, лучший фильм, который был показан в конкурсной программе на ММКФ-2008, снятый болгарским экспериментатором сцены и, как оказалось, чудесным кино-режиссером Явором Гырдевым. Это самая настоящая нуаровая история, снятая в черно-белой манере, проникновенным чтецом за кадром, разве что шляп, плащей и длинных теней не так много, как того нужно, но и где их взять, коли действие происходит в послевоенной Болгарии, при коммунистическом режиме, хоть и речь идет о преступном элементе, отсидевшем изрядное количество лет, невинно обвиненный. Выйдя на свободу, Мотылек, а именно так прозвали еще в детстве главного героя картины, отправляется прямиком в подвал бани, где его привязывают к столу и начинают пытать, требуя, чтобы он выдал местоположение алмаза, воруя который, собственно, Мотылек и угодил за решетку. Во время этих пыток, что называется, вся жизнь парня мелькает перед глазами зрителя. Вот он знакомится с Адой, вот они с Вором замышляют преступное похищение бриллианта у Ювелира, вот само преступление...
Как и положено современному постмодерновому нуару, фильм напичкан мрачноватым юмором в довольно интересной форме – какой-нибудь эпизодический персонаж притягивает на себя внимание камеры и начинает рассказывать какую-нибудь нелепую историю из собственной жизни или из жизни знакомых, а то и в этом рассказе кто-нибудь начинает свою историю. Сначала это вызывает недоумение, но чем дальше, тем больше нравятся эти глупые истории и эти рассказы в рассказах, отвлекающих внимание от основного сюжета, да и совершенно справедливо, ибо тут форма сама явно превалирует над содержанием. Параллельные анти-феминистические темы и удовольствие, получаемое от рассказа для Гырдева явно важней чем вопрос, где же, на самом деле, этот проклятый бриллиант, тем более, что пытливый и опытный зритель уже давно догадался и любуется интересными режиссерскими находками и решениями, вызывающие порой самую бурную реакцию. Хотелось бы, чтобы Явор на этом свой опыт в кино не ограничит и выдаст что-нибудь еще, столь яркое, веселое и достойное.

1
Фото Дмитрий Коган
отзывы:
63
оценок:
201
рейтинг:
46
9

Художественный фильм высшей пробы. Изобразительно сдержанный и лаконичный, но брутальный, насыщенный действием, эмоциями и незатейливым юмором, как будто снятый на одном дыхании. И полностью черно-белый, вернее, серый, как жизнь его героя. Отсутствие цвета в данном случае не является эстетским жестом, он здесь просто лишний - ничего красивого зритель не увидит. Но, возможно, почувствует.

Место действия - Болгария, середина прошлого века. Но кошмары войны и коммунизма практически не ощущаются, их вполне заменяют роковая женщина и борьба героя сначала за счастье, а потом за выживание - т.е. его личная эксистенциальная драма. Частная история, детективный сюжет, простые поступки, слова и мысли - но фильм говорит о главных, фундаментальных аспектах нашей жизни. Говорит - в смысле показывает с помощью изысканного, жесткого и агрессивного визуального ряда и прекрасной работы актеров, играющих глубоко спрятанную страсть.

Удивительно, как такую мощную и яркую вещь можно сделать на вторичном сюжете и ничем не примечательной литературной основе - сужу об этом по авторскому тексту, которым фильм явно перегружен. Но это его единственный недостаток.

0
Фото сергей коновалов
отзывы:
853
оценок:
996
рейтинг:
638
9

Фестивальный нуар от болгар

Судя по тому, что последняя рецензия на фильм написана год назад – никто не собирался после победы на ММКФ этот фильм популяризировать. Фестивальная лихорадка позади. Тем не менее эту стильную историю авантюрно-рокового романа мотылька и богомола хочется пережёвывать и пересматривать, как гудрон. Послевкусие будет долгим. Надеюсь, вас не смутит то, что начинается всё с не очень благородного рассказа могильщика о двух тоннах фекалий. Чем больше дерьма, тем меньше оно действует. Дальше будет круче - случай из горнолыжно-нудистской практики народной артистки и 8-мартовская страшилка про город Лом.

Главный герой по имени Мотылёк – начитанный чемпион тюрьмы по отжиманиям и накачанный основатель кружка для зэков с социалистическими наклонностями – досрочно выпархивает на свободу с чётко структурированным планом: уехать из окружающего чёрно-белого государства в тропики в трюме какого-нибудь корабля. На спине – синюшная татуировка «Человек – это звучит гордо» (впрочем, подмышкой у него ещё более нетривиальная наколка), во рту – гудрон (который, оказывается, фигурирует в толковых словарях, как «дерьмо»), за пазухой – стеклянный глаз сокамерника. Сам же Мотылёк имеет лицо Ван Дизеля, обоняние - Парфюмера, образ мыслей – Вольтера.
.
Перед героем стоит дилемма из «Кандида»: странствовать по миру и дать себя изнасиловать кучке невежественных болгар или сидеть бесцельно на стуле, чтобы всё само плыло тебе в рот. Вместо тропиков и трюма Мотылёк очень быстро попадает в не самую райскую женскую баню. Смерть и народное правительство начинают наступать ему на пятки.

С нехилой дозой иридиума в крови Мотылёк, подобно герою «Адреналина», носится по Софии в поисках женщины, на которую всё поставил. Звать её – Богомолом, фигура – божественная, сердце – непостоянное. Кажется, что она молится, на самом деле – караулит жертву.
Как известно, самка богомола откусывает самцу голову и проглатывает её за несколько секунд до того, как он осеменит её. Но и без головы он сможет кончить – её отсутствие не сказывается на потенции(!). Это гарантирует продолжение рода.

Наш мир чёртовски гармоничен. В нём нет ничего случайного – даже вроде бы хаотическое дрожание в воздухе мотыльков.

Офигенные актёры и операторская работа. Отдельно хочу отметить песню про лунный джаз.

0
Фото Short_story
отзывы:
234
оценок:
236
рейтинг:
186
9

Болгарский нуар, болгарский нуар.. Да что собственно за странный это жанр, расплывчатый - нуар.. Нет там преднамеренно затемненных сцен, вертикалей и преобладания города. Нет! Есть история, интересная, продуманная до мельчайших деталей, личностей, не побоюсь этого слова. История сердец и обстоятельств. Предупрежу, что действие - 70-е года, Болгария и специфика соответствующая. Но все гармонично здесь, даже наколка "Человек - это звучит гордо".
Жестокость - в пределах содрогания, но не омерзения. Любовь - без пределов, до дрожи в коленках. Удары судьбы - неожиданны и непредсказуемы.

"Женщина - это богомолка" - наверно это главная идея на протяжении всего фильма. Но какая женщина черт возьми!

0
Фото Ира Шаповалова
отзывы:
4
оценок:
59
рейтинг:
2
9

Чужая реальность как абсолют экранизации

История, которая не может нравиться. Герои, которые не могут нравиться. Время, которое не может нравиться. Среда, которая не может нравиться. Но фильм получился прекрасным.
Дзифт (тур. zift от араб.) — 1) гудрон, черная смола 2) «жвачка» 3) дерьмо.
Среди вышедших накануне в прокат картин "культовых" режиссеров (Антихрист, Разомкнутые объятия, Съемки в Палермо, Рикки) хочется отдельно выделить болгарскую работу Дзифт. По той простой причине, что она этого внимания достойна, и не как новаторский режиссерский прорыв или концептуально новая вещь, а как кинолента, которую можно без лишних слов поставить в ряд с картинами, которые потом десятилетиями после выхода именуют "произведениями искусства".
Картине дали премию за лучшую режиссуру в 2008 году на Международном Московском кинофестивале, приз Федерации киноклубов России, даже была номинация на Оскар. Что известно о съемочной группе? Явор Гырдев - болгарский театральный режиссер, ставивший пьесы Шекспира, Дюрренматта, Вырыпаева, из фильмов снял три короткометражки. Сценарий Владислава Тодорова, он же автор рассказа, по которому снимался фильм. Гырдев является основателем художественной группы "Синтез", а Тодоров - "Триумвиратуса", это, видимо, во многом поспособствовало удачному творческому сотрудничеству. Оператор Эмил Христов, успевший поработать в трех десятках картин. В главных ролях Захари Бахаров, до этого встречающийся главным образом в боевиках и триллерах, и Таня Илиева, модель, съемки в Дзифте стали для нее дебютом.
Вместо того чтобы пересказывать сюжет хочется отметить те моменты, которые делают картину чем-то большим чем очередной проходной "авторский артхаусный" фильм, да и просто немного похвалить, чтобы ее захотелось посмотреть.
При просмотре оправданно возникают ассоциации с кинодействительностью и Линча, и Джармуша. Но это скорее признаки определенной художественной эстетики нежели заимствование авторского стиля. Черно-белая лента, четко выверенные кадры, колоритные характеры персонажей, мрачные байки, неоднократно выдыхаемые витки табачного дыма, закадровое повествование - все это создает определенной стилистики действительность, которая захватывает своей гармоничной завершенностью.
Неудивительно, что подобные ленты кажутся искусственными, настолько в них все направлено на воспроизведение художественного "чужого" мира, что черный, злой юмор, как и вся нуаровая атмосфера фильма только усиливают отрыв от реальной жизни, а сама невеселая повествуемая история отнюдь не делает фильм высоконравственным и гуманным. Но, как ни странно, осознание того, что оба автора (и рассказа, и фильма) плевать хотели на нашу с вами действительность, зрительский интерес и ответственность перед аудиторией и выдали свое видение, не вызывает отторжения. Что интересно, кажущийся неправдоподобным и фантасмагоричным, мир в Дзифте абсолютно реален, там нет ни одной ирреальной или иррациональной сцены, однако за счет гиперболизации и общими усилиями создателей (сценарий, операторская, режиссерская работа и т.д.) достигается эффект иной действительности, неприветливой и мистичной. Чего стоит один Ван Вурст, зачитывающий цитаты из "Молота ведьм", с огромным искусственным глазом, который то и дело оказывается в центре кадра и направлен прямо в камеру, смотрит на тебя.
Собственно, идеи в фильме не новы - обреченность, безысходность, смертность, любовь и предательство -, но вкупе с живым творческим подходом и стилистической выверенностью картина приобретает особый мрачный шарм. И философский подтекст также сыграл немаловажную роль.
Определенным достоинством фильма является то наплевательское отношение к успеху фильма, которое и позволило самозабвенно создать нечто полностью нацеленное на воплощение художественного замысла, чуждое привычному заискиванию перед зрителем. Никакого соболезнования героям нет, никакой жалости, никакой симпатии. Вы просто принимаете эту историю и запоминаете ее такой, какой вам ее показали.
Смотреть, конечно, лучше на большом экране.

0
Фото Саша Свинский
отзывы:
4
оценок:
10
рейтинг:
1
9

снято исключительно вкусно и качественно, некоторые моменты хочется пересматривать сразу же. болгарский язык похож на русский, но суше и грубее. похоже на "Гонгофера", по атмосфере, но не по линейности действия — оно тут очень нелинейное, мистики нет ровно никакой, смешного тоже мало. хотя если бы в начале стояло "based on a true story" (или как это по-болгарски?) — не удивился бы ни разу.

0
Фото воронин дмитрий
отзывы:
51
оценок:
253
рейтинг:
38
9

"Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех!.." - признаюсь давно я не видел такого мощного антисоветского кино (при том, что за весь фильм не прозвучало ни слова по-русски). Чувствуется, что режиссер театральный,конечно, - с педалированием и разжевыванием некоторых моментов он явно перестарался (та же тема с богомолом, давно изъезженная вдоль и поперек), но это все не очень и важно потому что цельность и энергетика действа окупили огрехи с лихвой. Как наиболее запомнившуюся отмечу сцену у мавзолея Димитрова. Отличный фильм, хотя чувствую понравится он далеко не всем.

0
Фото Dmitriy Matison
отзывы:
14
оценок:
16
рейтинг:
10
1

Фильм - реальная дрянь.
Всё время действия режиссёр создаёт атмосферу псевдофилософской чернухи, особенно смакуя анальную и сексуальную тему. Взамен зритель получает выходя из зала состояние кретина, полностью добитого высокоинтеллектуальным онанизмом эпилога по поводу связи богомола и людей.
Самый бессмысленно дерьмовый фильм за последнее время.

0
Фото Viewfinder
отзывы:
5
оценок:
11
рейтинг:
8
7

В целом неплохо, но ожидал чего-то большего, что ли.. поэтому оценка «4».

Есть сюжетные непонятки, кое-какие логические неувязки или просто опущенные (упущенные) моменты, которые делают повествование скомканным. Сама подача материала при этом нареканий не вызывает, вполне себе нуар. Кстати, визуально сделано именно на старой кинопленке, такой зернистой, грязноватой. Я ожидал некой красивой картинки, просто с цветофильтром, типа как в «Городе грехов» или даже «Мертвеце». Но в «Дзифте» эта примитивно-устаревшая фактура пленки весьма к месту. Явное ощущение не просто нуара, но как бы стиля dirty – весь фильм им пронизан, в том числе и прежде всего содержательно.

Понравились многочисленные философские отступления, вкрапления, притчи. Лейтмотив – все идет к смерти, и женщина еще больше подталкивает мужчину к концу, часто и сама выступает его убийцей (в буквальном и переносном смысле). Всякая женщина – роковая. Ну, и в таком духе. Антифеминистичные прогоны по всему фильму.
Вообще, мне показалось, что автор сценария несколько искусственно обернул свои мысли в данную сюжетную канву: всей этой как бы конкретной жизненной истории, уголовщины, совдепии, всех этих штампов нуара. Сценарист явно философского толка.

Еще понравился стебный черный юмор, которого там немало, как ни странно, и он даже вполне туда вписывается. Это уже в немалой степени заслуга самого режиссера, я полагаю. Местами такая жесткая мрачная ирония, но тем не менее, улыбает. Хорошо подобраны всякие колоритные персонажи второго плана, которые и создают этот слой в фильме. Ну, и в целом стильно, конечно: костюмы, антураж. Музыка в фильме тоже хороша. Оригинальные голоса актеров тоже колоритны (смотрел с субтитрами).

На фоне массы прочего кино-ширпотреба, определенно, это заметное явление. Не зря отметили на ММКФ-2008.

0