Москва

Фильм На краю рая

Auf der anderen Seite (2007, Германия, Турция, Италия), IMDb: 7.8

7.1
оценить
Режиссёр:Фатих Акин
16+
2 часа 2 минуты
Дата выхода в России
4 сентября 2008

Драма Фатиха Акина про фатальные случайности

Неджат (Даврак) едет из Германии в Турцию искать дочь покойной возлюбленной своего отца. Масса героев, переплетение немецкой и турецкой культур, а также приз за лучший сценарий в Каннах. Вундеркинд турецкого происхождения Фатих Акин («Головой о стену») — главный из нынешних молодых немецких режиссеров; фильм выдвинут Германией в качестве кандидата на «Оскар» за лучший иностранный фильм.

В ролях
Режиссер фильма «На краю рая»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1272
оценки: 903
рейтинг: 11913
7
Германо-турецкая драма про фатальные случайности

Одинокий пожилой турок (Куртис), живущий в Бремене, ходит к соотечественнице-проститутке (Кезе) и однажды предлагает ей переехать к нему жить. Запускается цепь событий, из-за которых его сын, грустный профессор-германист (Даврак), станет владельцем книжной лавки в Стамбуле. Тем временем дочь проститутки, молодая стамбульская радикалка (Ешильчай), спасаясь от преследования властей, с поддельными документами бежит в Германию. Там у нее начинается бурный роман с немецкой студенткой (Циолковска) и тлеющий конфликт с ее матерью (Шигулла).

Фатих Акин, фильм за фильмом тасуя одни и те же мотивы (возвращение домой, бегство, столкновение культур, мораль против религии) и даже сюжетные повороты (непреднамеренное убийство, переход границы, Стамбул как неизбежный пункт назначения), поднимает планку все выше. Скажем, микросюжет «путешествие гроба», в одной ранней картине Акина решенный как комическая чехарда, превращается тут в два монументальных, смыслообразующих кадра. От грубой, приземленной, варварской мелодрамы молодой режиссер движется к густонаселенным символическим полотнам, так что, кажется, еще шаг — и он, взгромоздившись на кросскультурные котурны, начнет пасти народы (немецкий и турецкий, как минимум). В «На краю рая» Акин, тем не менее, на краю и останавливается; это размашистое, амбициозное кино порой сбивается на фальшивые ноты, литературщину («Как вы меня узнали?» — «Вы тут самый грустный человек». — «Как хорошо вы знали мою дочь?» — «Достаточно, чтобы проникнуться к ней симпатией»), но обезоруживает своей дерзостью и своей энергией. Совпадения, судьбоносные случайности — прерогативу телевизионного «мыла» и напыщенных фильмов Иньярриту — Акин аранжирует так тонко, что они не выбиваются, дразня, из общей мелодии, а лишь организуют ее. Спрессовав в два часа материал на три-четыре плохих фильма, турок каким-то чудом умудряется сделать из него один очень хороший.

14
0
...
22 августа 2008

Лучшие отзывы о фильме «На краю рая»

Фото Игорь Игнатов
Фото Игорь Игнатов
отзывы: 54
оценки: 59
рейтинг: 70
9

Артхаус, как правило, кино не для всех. Посещаю такие фильмы и напрягуюсь от случайных людей пришедших в зал... стоит ли говорить о смешках, хихиканиях и ненужных комментариях...
Но в этот раз все сидели как мышки и ,мне казалось, не дышали...
Фильм пронзает простыми истинами, но без пафоса и символических наворотов.Это единственный фильм из артхаусной братии после которого легко, а не тяжело. И хочется остаться в кинозале вместе с главным героем и прикоснуться к его "раю"

3
0
...
8 сентября 2008
Фото Walter  Klemmer
Фото Walter  Klemmer
отзывы: 96
оценки: 208
рейтинг: 457
7

"На другой стороне" - как мне показалось, шаг назад для режиссёра Акина, если сравнивать с его предыдущим фильмом "Головой о стену": те же темы межкультурных противоречий, межчеловеческой непонятости и одновременно схожести людей независимо от языка и цвета кожи, - но при всём этом неожиданно исчезла некая новизна, которой Фатих Акин брал в "Gegen die Wand" и даже в раннем "Солино". Это, впрочем, не отменяет силы и красоты фильма.

История разделена на три части, озаглавленные "Смерть Йетер", "Смерть Лотте" и "На другой стороне". В Бремене пожилой турок-эмигрант Али предлагает проститутке Йетер (тоже турчанке) жить с ним за деньги; Йетер поначалу отказывается, но после угроз со стороны местной турецкой коммуны в лице двух вышибал, борющихся за нравственную чистоту, соглашается переехать. Али впрочем любитель выпить и в какой-то момент между ними вспыхивает ссора. Йетер разбивает голову, Али сажают в тюрьму с грозящей депортацией, а его сын, турок, интеллигентного вида профессор германистики, решает вернуться на родину в Стамбул, чтобы найти дочь Йетер. Та же тем временем, будучи участницей некоего террористического движения, спасается бегством в Германию, где вместо матери находит студентку Шарлотту (и просто Лотте), уставшую от скучной буржуазной жизни лесбиянку, которая пускается за красавицей Айтен в глупую авантюру. В финале Германия и Турция обменяются гробами и истории главных героев, спотыкавшихся друг о друга почти всю свою жизнь, вырулят в примиряющей развязке, в которой мать Лотте и сын Али встретятся и окажутся единствеными, кто сможет найти внутренний мир во всей этой круговерти.

Между прочим, сценарий "На другой стороне" был назван лучшим на последнем Каннском фестивале; мне же показалось, что сценарий у фильма и есть его главный недостаток. Невероятная переплетённость судеб нескольких совершенно разных и не связанных друг с другом людей ближе к середине перестала давать эффект неожиданности. Более того, в финале мы уже начали думать, что, как в качественной мыльной опере, мать Лотте и сын Али (памятуя хиппи-прошлое первой) окажутся связаны материнско-сыновними узами - слава богу, режиссёр вовремя остановился. В принципе, каждый раз приём "What a twist!" работает вполне себе, просто на два часа экранного времени таких приёмов случилось уж слишком много для серьёзной европейской драмы.

Хотя тут как не вспомнить Альмодовара, Иньярриту и прочих, которые только в такой манере и снимают? Фатих Акин, между тем, хорош как режиссёр характеров, а не событий (хоть у него получилось и это), так что надеюсь, в следующий раз он снимет если не что-то для себя более привычное, то по крайней мере более соответствующее своему таланту.

Актёры в фильме все в отличной форме, хотя и ни одного знакомого лица кроме актрисы Фассбиндера Ханны Шигулла не сыскать. Шигулла же играет просто безумно прекрасно, её Сузанна, тихая немецкая пенсионерка, со своей современной терпимостью к гомосексуализму дочери, и агрессивной турчанке Айтен, и к дикой жизни Стамбула, куда она в финале перебирается в попытке закончить то, что так хотела совершить её погибшая дочь - потрясающий, потрясающий персонаж. Сцена, когда она начинает по-бабьи выть и трясти руками, поминая свою дурочку Лотте - мощная и искренняя, одна из редких сцен в кино, когда от женских истерик не хочется отворачиваться от экрана.

"На другой стороне" выдвинут Германией как "оскаровский"; очень сильный претендент как минимум на попадание в пятерку номинантов - дадут вряд ли, памятуя победы "Нигде в Африке" и "Жизни Других" за последние несколько лет. Но по крайней мере, есть шанс быть замеченным не только фестивальной публикой, но и обычным зрителем.

3
0
...
9 декабря 2007
Фото Федор Обзоркин
Фото Федор Обзоркин
отзывы: 595
оценки: 595
рейтинг: 1692
5
Атмосфера безысходности: «На краю рая»

Я редко перед написанием рецензии читаю чужие отзывы. Обычно фильмы оставляют весьма однозначный осадок, и рассказывать о них – просто и легко. Но все не так с фильмом «На краю рая». Он одновременно уныл и интересен, скучен и динамичен, и вызывает полный спектр эмоций – от восхищения до отвращения. Да, бывает и так, но если положить руку на сердце, то я, пожалуй, выберу отрицательную оценку этого фильма. Потому что он – бессмысленен, так же бессмысленен, как и практически весь кинематограф, взявший за основу проблему жизни эмигрантов в странах с совершенно иной культурой.

http://obzorkino.livejournal.com/82445.html

Фатих Акин, так понравившийся нашему дружному коллективу по фильму «Душевная кухня», предлагает зрителю историю столкновения двух культур: немецкой и турецкой. Для более крепкого сплетения многочисленных сюжетных линий были взяты за основу три семьи: «истинно арийская», чисто турецкая и семья эмигрантов из Турции, проживающая в Германии. Из каждой семьи выдернуты по два члена – родитель и ребенок. Ну а дальше все сюжеты переплетаются. Али, отец Нежада, приводит в дом проститутку Этер, которую в порыве одержимости зеленым змием убивает. В это время ее дочь Айтен сбегает из Турции из-за политических гонений и знакомится в Германии с немкой Лоттой. Долго Айтен не продержится, и полиция ее депортирует обратно в Турцию, Лотта, вопреки воле своей матери, отправляется за Айтен, но так же глупо, как Этер, погибает. И типа получается, что в каждой семье произошла потеря, все они типа несчастны, и этим типа горем пропитан этот типа фильм.

Вообще, если раскладывать фильм на кусочки, на мини-сюжеты, то он становится очень интересным. Диалог Сюзанны, матери Лотты, и Айтен о том, что Турции надо бы вступить в Евросоюз, очень показателен. Молодое поколение стран типа Турции и других «кандидатов в ЕС» не понимает, что такое жить в «общем доме». Если в России большинство людей переболело революционным протестом уже давно (а те, кто не переболел, просто доживают свой шизофренический век), то в той же Турции борьба в самом разгаре. Протесты примерно из разряда «пчелы против меда», и в принципе, очень показательны для поклонников либерального течения в России – именно этим закончится излишнее бурление в простом электорате. Айтен плевать на все и всех, но даже она в конце концов между «идеей» и «жизнью» выбирает второе.

Нежад – тоже весьма интересный персонаж. До истории с его отцом и проституткой он – скучный профессор. Но после определенных событий он находит в жизни новую цель – найти дочь той самой проститутки и дать ей возможность получить образование. Слава Богу, не находит, так как Айтен это образование в жопу не впивалось, если говорить грубо.

Жалко в этом паноптикуме только одну героиню – Сюзанну, консервативную немку, чья дочь в лесбийском порыве уехала в Турцию и там погибла. Эта седовласая женщина символизирует все Европу, добрую и спокойную, но впустившую в свой дом вандалов и голодранцев, устанавливающих собственные правила. Ее горе показано особенно хорошо, и, по сути, она и Нежад – это то, что Европа хотела, а Лотта и Айтен – то, что Европа на самом деле получила. Смерть вместо жизни, протест вместо компромисса, разрушение вместо строительства нового дома для всех европейских стран.

Перечитал вышенаписанное и думаю – сейчас ведь меня обвинят в том, что я, гадина, рассказал весь сюжет и не оставил интриги. Какая вам нужна интрига? Это очень меланхоличное и сложное кино, в котором динамическое развитие событий подменяется необходимостью переосмысливать все, что происходит на экране. Да, это очень, очень скучный и унылый фильм. Примерно как роман «Война и мир» Толстого – далеко не всем он по плечу, но есть и такие люди, кто зачитывается этим унылейшим романом и даже может на память его цитировать. Что ж теперь, назвать таких людей дебилами? Нет, за этим – не ко мне.

Вердикт: рекомендую тем, кому близка тема столкновения двух культур в отдельно взятой европейской стране. Ну и качественный арт-хаус вообще. Остальных предупреждаю – фильм уныл и долог, не тратьте время.

(с) Обзоркино

2
0
...
19 марта 2010
Фото Евгений
Фото Евгений
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 4
9

Всем добрый день!
Чтобы понять по рецензии - стоит ли идти на фильм, хорошо бы знать хоть что то об авторе отзыва.
Я - ищу такие фильмы. (Они, как правило, в самом низу списка, и списочек конотеатров, где они идут - малюуусенький, а порой это один сеанс в одном месте, как например "Залечь на дно в Брюгге"). Новые, с неизвестными героями, с глубоким смыслом, сплетением судеб и размышлениями о философии жизни. И я не стану переписывать сюжет в отзыве. Фильм - великолепный. Для такого как я(опять же). Показана и настоящая жизнь и её хитросплетения и огромные переживания. И что очень важно для такого как я, например - не смотря на то, что это драма и очень "драма" - уходишь с фильма с легким позитивным чувством, что "все будет хорошо" . И это не хэппи энд. Это жизнь.

2
0
...
28 сентября 2008
Фото Виктор Малышко
Фото Виктор Малышко
отзывы: 145
оценки: 1781
рейтинг: 221
9

Фильм под своим родным названием "На другой стороне" был хедлайнером германского кинофеста 2007 в Москве.
Список достоинств:
импонирующая операторская работа;
раскручивающая спираль сюжетной линии, прикидывающаяся лабиринтом;
серьезный разговор без сюсюканья со зрителем о темах, от которых трясет современным мир;
актерская игра (Ханна Шигулла!);
очень красивый фильм.

1
0
...
8 ноября 2011
В духе «На краю рая»