Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Жизнь других» (Германия, 2006)

7.4
оценить
Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1212
оценок:
842
рейтинг:
11012

1984 год, Восточный Берлин: гласности, как на всякий случай сообщает титр, еще никакой нет, все стучат друг на друга в Штази, и Владимир Путин еще только собирает вещи для длительной командировки в ГДР. Рядовой сотрудник госбезопасности Вислер (Ульрих Мюэ), одинокий и лысый мужчина с терпеливым лицом, берется за не очень интересную халтуру — последить за гражданином Дрейманом (Себастьян Кох, хороший немец из «Черной книги»). Дрейман — театральный драматург, в кухонном смысле скорее либеральный, но делающий вполне удачную карьеру, — имеет несчастье жить в гражданском браке с красивой актрисой Кристой-Марией (Мартина Гедек), на которую положил глаз министр культуры.

Квартира театралов оборудуется жучками, и Вислер ступает на круглосуточную вахту в каморочке, из которой фиксирует в тетрадку все радости и гадости «жизни других». Глядя — а по большей части слушая, — как хорошие, но мягкотелые люди шаг за шагом приближаются к катастрофе, гэбист, до тех пор искренне веривший в идеалы гэдээровской суверенной демократии, начинает свои взгляды пересматривать.

Если мотив подглядывания в западном кинематографе отработан вдоль и поперек и вообще многими берется за сущность кино как искусства, то подслушивание — территория относительно незаезженная (впрочем, и там есть свой «Подглядывающий» — копполовский «Разговор»). Молодой режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, для которого эта картина формально является дипломной работой в киношколе, теперь может украсить комнату не только конными портретами предков, но и килограммами золота: «Жизнь других» получила несколько десятков наград, включая «Оскара» за лучший неанглоязычный фильм. Что, вероятно, справедливо — но той унылой, заурядной справедливостью, согласно которой отличник получает золотую медаль, терпение и труд все трут, а дорогу осиливает идущий.

Казалось бы, ну кем надо быть, чтобы историю про тайную полицию демонстративно поместить в 1984-й? Фон Доннерсмарк делает это недрогнувшей рукой — и по-своему он прав; «Жизнь» — именно работа отличника, твердо знающего, что именно хочет прочитать учитель. Судя по англоязычным рецензиям, больше всего западную публику поразили два эпизода. В первом — им фильм открывается — Вислер долго допрашивает какого-то несчастного, не давая ему спать и, о боже, заставляя потеть: чтобы тщательно сохраненная подстилка с индивидуальным запахом в будущем могла пригодиться собакам. Второй эпизод разворачивается в столовой Штази, где некий сотрудник рассказывает анекдот (несмешной) про Хонеккера и ставит свою карьеру под угрозу. Посмотрите, восклицают пораженные рецензенты, что творилось за железным занавесом!

В финале — о деталях которого, разумеется, умолчим — Штази ведет себя престранным, казалось бы, образом. КГБ, во всяком случае, так не поступало. А вот полиция в Америке или другой стране с нормальной судебной системой поступила бы именно так. Что это — поддавок для удобства криминального сюжета или компромисс, ставящий под вопрос весь разоблачительный пафос фильма? В связи с «Жизнью других» только ленивый, естественно, не поминает Кафку. Но Кафка — как и другие ключевые культурные высказывания о тоталитаризме, тот же Оруэлл или, допустим, фильм «Бразилия», — свидетельствует об одном: тоталитаризм — иррационален, он абсурден и именно поэтому почти непобедим. «Жизнь других» — анти-Кафка, поскольку фон Доннерсмарк видит во всем происходящем рациональную основу, будь то даже вульгарный психоанализ, железную логику. И этот трезвый взгляд можно было бы принять за прозрение, если бы он так не напоминал основательный подход крепкого голливудского сценариста.

1
0
14 июля 2007
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Kater
отзывы:
166
оценок:
541
рейтинг:
647
9

отличный фильм. А то я начиталась Зельвенского, и почти ведь подумала, что не стоит смотреть. Нет, ну разве собрал бы фильм про каких-то штази столько зрителей и столько призов? нет, это фильм про другое..

Человек, всю жизнь отдавший некой идее, не имеющий жены, родных и друзей вдруг становится свидетелем жизни других, совершенно на него не похожих – живых, теплых, страдающих, любящих. И то, что он слышит изо дня в день меняет его представления о добре и зле, о смысле жизни. Человек, призванный сломать чью-то жизнь становится главным хранителем, ангелом своих подследственных в силу открывшейся в нем потребности человеческого тепла и в силу желания стать кому-нибудь нужным, хотя бы и незримо.

Вот это МОЕ главное. Вы же, если посмотрите, обязательно увидите свое, то что вам ближе. Например о том, что тоталитарная система непроницаема снаружи, а представители ее, сволочи, омерзительные люди, но с таким развитым нюхом, так чуют врага.. Или об искупительной жертве... Или вот, мысль о том, что надо же, в Германии все архивы открыты, каждый может пойти и посмотреть на себя заведенное спецслужбами дело. Или тема предательства.. Многое в этом фильме достойно осмысления.

я:
1) три раза хлопала
2) три раза плакала
3) конец не угадала (я думала, он в конце вернет ему томик стихов)

Лучшая сцена – допрос "скажи, где тайник"– я смотрела всей кожей просто.
Офигенский звук. То есть герой картины на слух угадывает, чем занимаются люди, поэтому все звуки в фильме (будь то дребезжание таблеток в банке, шорох бумаги и др) с такой тонкостью переданы, аудиалы должны быть довольны.

добрая сказка, со счастливым концом. ну и пусть сказка. все главные аккорды расставлены абсолютно правильно.

4
0
3 августа 2007
Фото Melodika
отзывы:
481
оценок:
531
рейтинг:
553
9

Не даром фильм получил Оскар, не смотря на то, что к американской кинопремии отношусь весьма скептически.
Фильм великолепен. Не имеет смысла пересказывать сюжет - он тоже интересен и захватывающ, не часто встречается фильм, вызывающий желание смотреть дальше, задаваясь вопросом - А что же дальше?
Ульрих Мюэ - роскошен! Очень жаль, что актер покинул уже наш мир и не сможет больше порадовать своим творчеством.
Кох и Гедек безукоризненно сыграли свои роли.

Красивая картинка и есть о чем задуматься. Именно таким должен быть фильм, задача которого донести до публики вещи, о которых она не любит думать.

Браво!

3
0
15 апреля 2011
Фото Walter  Klemmer
отзывы:
96
оценок:
208
рейтинг:
455
7

Думается, через несколько лет этот фильм будет повсеместно признаваться классикой; он уже сейчас кажется классическим, хотя бы судя по старомодному, почти консервативному способу рассказа истории, и манере съемки - да всего. Про "Других" говорят очень много - и про 1984-й, и из-за негаданного "Оскара" (по всем понятиям взять должен был Дель Торо), и из-за скоропостижной смерти ведущего актёра Ульриха Мюе.

Отмечу только пару вещей. Это очень простой фильм, понятный любому. Прокатчики конечно "постарались" его еще упростить для нашего зрителя - я бы даже сказал, примитивизировать (дубляж невыносим, как и перевод оригинальных реплик), и это играет против фильма. Но история - потрясает.

Второе - актёры. Мартина Гедек. сыгравшая Кристу-Марию Зииланд, приезжала в декабре в Москву представить "Других" на неделе немецкого кино. Признаться, я давно не видел таких продолжительных оваций, когда эта женщина вышла на сцену ЦДП, красивая, в скромном черном платье. Прекрасная актриса. Себастьян Кох тоже нынче один из самых фактурных немецких актеров (сразу напрашивается сравнение с Томасом Кретчманном, еще одним впечатляющим арийцем, но Кох выглядит на порядок интеллигентней). Второстепенные роли - тоже высший класс.

Ну и Ульрих Мюэ. Обозреватель Variety Анна Томпсон писала в своем блоге, что Мюэ в годы ГДР служил у Берлинской стены с разрешением на стрельбу по перебежчикам, однако от этой своей обязанности он всячески пытался избавиться, ссылаясь на развившуюся ещё тогда желудочную язву. Возможно, это и привело его впоследствии к раковой опухоли желудка. Ещё один факт из его жизни - его первый брак с актрисой Дженни Грёлльман закончился из-за его подозрений в том, что она была осведомителем Штази. доносившим в спецслужбы всё о нем самом и о всех актёрах, с которыми они вместе играли в театре. В суде этого так и не удалось доказать, более того, Грёлльман получила постановление суда о запрете для Мюэ писать воспоминания об этих событиях, но факт тем не менее имел место. Вместо мемуаров Мюэ вложил весь свой опыт в роль Герда Визлера, ставшую его лучшей ролью в недлинной карьере.

1
0
26 июля 2007
Фото Mike From Moscow
отзывы:
299
оценок:
322
рейтинг:
437
9

Очень советую!
Отличный фильм.
В нем есть все, что мы ищем в НАСТОЯЩЕМ кино:
1) интрига;
2) герои, которым хочется сопереживать;
3) проблема морального выбора, которая не надумана и не высосана из пальца.

Немецкое кино вообще на подъеме. "Бункер", "Красный какаду", теперь еще и "Жизнь других".

герой, исполняющий роль драматурга (Себастьян Кох) отлично сыграл в недавней голландско-немецкой картине про голландское Сопротивление времен 2-ой мировой войны "Черная книга".

Печально смотреть этот фильм и думать, что если в этом фильме люди, ломавшие судьбы героев (коммунистические бонзы ГДР) в 21 веке оказались на обочине, то в нашей стране они по-прежнему ездят в персональных машинах с мигалками(((

1
0
23 июля 2007
Фото Паршивого Бабца
отзывы:
322
оценок:
1355
рейтинг:
348
1

Немцы - они и есть немцы. Снимают нудно и долго. С музоном вечные проблемы. И комплексы... немецкие комплексы. Всё это есть в этом фильме. Я видел снатое подобное, только лучше. Да, в сравнении с остальным репертуаром кинотеатров - лучше сходить на это. Но вот я учился с 85 года в немецкой спецшколе - и мне многое было ясно наперёд. Я это в газетах читал. И в тогдашнем кино видел. Меня даже вставил вопрос "А кому это сейчас нужно, кино такое?! Штази-фигази... Диктатура пролетариата..." Сейчас людишки и не понимают, что это такое было. Ну, те, которые в кино ходят. А эта связка в фильме - подполковник-капитан... А майор куда делся, всё-таки лишняя звёздочка на погоне... Недогон. Моё мнение - очень уж экономно снят фильм, чересчур экономно, слишком по-немецки. Но я и не люблю немецкое кино, не принимаю его. Оно не для нашей полосы;)

0
0
28 июля 2007
Фото Евгений Никулин
отзывы:
243
оценок:
248
рейтинг:
280
9

Настоящий фильм о настоящем Человеке! Свежеиспеченая "Игра в имитацию" сильно меркнет на фоне этой драмы, снятой 9 лет назад с бюджетом в 7 раз меньшим. "Жизнь других" не стоит рассказывать - его лучше посмотреть самому и прочувствовать. Он о достоинстве, смелости, любви, морали и, что главное о выборе, меняющим всю жизнь... Творческих людей эта история, пожалуй, может задеть еще больше, а почему вы сами поймете.
У фильма были препятствия к выходу в прокат, но очень хорошо, что зрители его все таки увидели!

0
0
8 мая 2015
Фото Владимир Лященко
отзывы:
34
оценок:
433
рейтинг:
268
7

Вновь (после недавнего «Груза 200») 1984 год. Вновь страна, которой больше нет, — Германская Демократическая Республика. Штази (Министерство государственной безопасности) лютует: ищет потенциальных перебежчиков, помощников перебежчиков и помощников потенциальных перебежчиков — проклятая интеллигентская сволочь вовсю валит через стену на Запад. Честный драматург-социалист Георг Дрейман (Себастьян Кох) старается сохранить баланс между сочувствием друзьям-диссидентам, верой в светлое будущее и порядочностью. Его возлюбленной актрисе Кристе-Марии грозит отлучением от сцены похотливый министр культуры (бывший чекист). Не без участия последнего за Дрейманом устанавливается слежка. Следить поручено проницательному гэбисту с холодным сердцем Вислеру (Ульрих Мюэ).

Несмотря на шпионские страсти: прослушка разговоров, перлюстрация почты, черные списки и печатная машинка с красной лентой (ее вероятно, занесло из известного восточногерманского политического анекдота — другой и тоже смешной цитируется в фильме прямо), это вовсе не кино про ужасы тоталитаризма. Даже если «не было таких диссидентов и не было таких гэбэшников, и машинки никто так не прятал, а крамольные статьи — так не передавал», как утверждают некоторые очевидцы, что с того. Видеть в работе Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка исключительно кинодоклад по новейшей истории, значит упускать то, что называется экзистенциальным планом. Историю не про разум и чувства даже, а про того самого человека без свойств Вислера, Гренуя своего времени, который внезапно сталкивается с физически невыносимым ощущением отсутствия жизни, проступившим сквозь отголоски жизни других. Только вместо того, чтобы красть чужие, он отчего-то решает эти жизни сберечь. В реконструкции этой обреченной попытки фон Доннерсмарк столь наивно искренен, что никакие чрезмерности и сомнения в исторической достоверности не вызывают протеста. Ни чекист, который во время прослушки плачет под исполняемую Дрейманом «Сонату для хорошего человека» (тут же, почти превращая драму в фарс, драматург цитирует слова Ленина об «Апассионате» Бетховена!). Ни похищенный тем же Вислером из квартиры Георга томик Брехта. Потому что в какой-то момент начинаешь вдруг сочувствовать желанию режиссера верить в то, что хорошим человеком становятся не в силу убеждений, осознания или переосмысления, а вследствие нехватки, извините, человеческого тепла и потребности в том, чтобы кто-то, глядя в глаза, сказал тебе, что ты хороший человек. А верить в такое можно только вопреки здравому смыслу и чувству меры.

13
0
26 июля 2007
Фото Джон Сильвер
отзывы:
198
оценок:
198
рейтинг:
216
7

Хочется быть оригинальным и сказать, что «Жизнь других» - унылое дерьмо. Но не получается. Это отличный фильм. Впрочем, унылый.

Возможно, «Оскара» ему дали из-за антикоммунистического пафоса, однако фильм – совсем не об этом, а о том, как человек принимает решения. Герд Визлер, капитан «Штази», мастер допросов и дознаний, получает команду день и ночь следить за драматургом Георгом Драйманом – власти подозревают его в неблагонадежности. Квартиру Драймана начиняют жучками, что позволяет Визлеру слушать, как литературный гений недоувлетворяет свою любовницу, исполняет классическую музыку и рассуждает на гуманные темы. Уверенный в правоте СЕПГ (и товарища Хонекера лично), постепенно Визлер убеждается: драматург совсем не враг, он просто – другой человек. Ну, и что делать солдату социализма в такой ситуации? Засунуть свои открытия в задницу – или измениться? Что выберет Визлер?

Эволюцию бесстрастного чекиста Флориан Хенкель фон Доннерсмарк (дал же бог имечко!) показывает настолько мягко, насколько это вообще возможно. Психологически, Визлер вызывает доверие. Фактологически, вопросы есть. Знатоки реалий «Штази» утверждают: в условиях этой организации, где все просвечивалось насквозь, нереально было поступить так, как поступил Визлер. «Но фильм хороший», - добавляют поспешно. И тут мы возвращаемся к тому, с чего начинали. Не о «Штази» это кино. И поэтому фантазии о «Штази» простить можно. «Штази» - не персонаж, а инструмент для создания экстремальной, пограничной ситуации, когда последствия поступков особенно чреваты. И цена решений поэтому – невероятно высока. А значит, и герои более героичны.

Фильм – о человеке. И вот в изображении человека Доннерсмарк хорош. Он три года пестовал и лелеял эту идею – писал сценарий в аббатстве своего дяди в Венском лесу, снимал, монтировал. Мучения принесли плоды - фильм получил «Оскар» и «Феликс», и это – лишь вершина призового айсберга. Как и любой немец, Доннерсмарк страдает некоторой напыщенностью, несколько театрален – но это искупается его стремлением к честности и позитиву. И отличным пониманием человеческой души, где смесь темного и светлого постоянно смешивают и встряхивают, как будто в насмешку.

2
0
30 апреля 2011
Фото Евгений Шмуклер
отзывы:
90
оценок:
90
рейтинг:
193
9

Про ненаших

Германия – самое молодое крупное европейское государство, предпоследнее в Европе, перед Российской империей, на территории которого сохранялось крепостное право. В XX в. начала обе мировые войны. В 1949–1990 г. была разделена на ГДР и ФРГ. Министерство Государственной Безопасности ГДР – Штази (от Staatssicherheit) сделало общество ГДР самым прослушиваемым в мире, с наибольшей в мировой истории долей тайных осведомителей госбезопасности на душу населения.
Об авторе
Биография Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка –история успеха. Родился в Кёльне, в семействе Хенкель фон Доннерсмарк, известном с XIV в. По матери - потомок генерала фон Блюхера, победившего Наполеона при Ватерлоо, в честь которого в России помещик дал фамилию крепостному, прадеду Василия Блюхера. С 4 лет жил в Нью-Йорке, где впервые заинтересовался кино, затем в Брюсселе, Франкфурте и Западном Берлине. Закончил с отличием одну из престижнейших гуманитарных гимназий ФРГ. Два года изучал русскую литературу в Ленинграде, получил диплом преподавателя русского языка как иностранного, степень Мастера Искусств в Оксфорде, диплом режиссёра в мюнхенском Университете Телевидения и Кино. Свободно говорит по-немецки, по-английски, по-русски, по-французски и по-итальянски.
В 1996 г. работал с Ричардом Эттенборо над фильмом «В любви и войне» по роману Хемингуэя «Прощай оружие». Первая самостоятельная работа, в которой он выступил продюсером, сценаристом и режиссёром – 4х минутный фильм «Доберман», побила рекорды его киношколы по количеству наград студенческому фильму. Первая полнометражная режиссёрская работа получила «Оскар» как лучший иностранный фильм 2006 г.
Экспозиция
1984 г. Восточный Берлин. Офицер Штази, Герд Визлер (Ульрих Мюэ), человек со стальным взглядом, напоминающим взгляд второго и четвёртого президента РФ, допрашивает подозреваемого в содействии бегству некоего немца на запад. Допрос длится около 40 часов, через какое-то время подозреваемый умоляет дать ему поспать. Некоторое время спустя Визлер использует сделанную запись, преподавая искусство допроса врагов социализма молодым сотрудникам Штази. Объясняет слушателям, что невиновный человек будет агрессивен, возмущённый несправедливостью происходящего. Виновный, осознающий, что его взяли за дело, будет жаловаться и рыдать. Человек, говорящий правду, будет всякий раз формулировать иначе. Повторение показаний слово в слово - другой признак заранее выученной наизусть лжи. Одному из слушателей используемые методы кажутся бесчеловечными, напротив его имени Визлер ставит маленький крестик. Именно этот, вероятно обречённый на увольнение из органов слушатель, замечает, что показания несчастного повторяются слово в слово на протяжении бесконечных часов допроса. В эти первые минуты фильма уже вполне явственно ощущается дух романа «1984». Имя главного героя - Герд Визлер становится известным зрителю далеко не сразу. И в нём для знатоков кино содержится аллюзия - главный герой "одного из главных немецких фильмов о Второй мировой войне" по мнению Afisha.ru, "Собаки, вы хотите жить вечно?", носит имя Герд Виссе. Этот фильм снят Франком Висбаром в 1959 г. Главный герой - оберлейтенант Вермахта, попадая в Сталинград, под давлением обстоятельств осознаёт ничтожность всего, во что его приучили верить.
Завязка
Гауптманн Герд Визлер получает исходящее от министра культуры ГДР, в прошлом высокопоставленного функционера Штази, "неофициальное" задание организовать прослушивание квартиры театрального режиссёра, до сих пор бывшего у партии на хорошем счету, казалось бы вполне благонадёжного. Сюжет фильма легко дробится: экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка. Здесь есть всё, что полагается классическому произведению: конфликт личности со средой, борьба, постепенное изменение позиции, нравственный выбор, отказ от установок и преображение. Ключевую роль в развитии сюжета играют любовь, похоть и предательство. Визлер, сидит на чердаке дома, в котором живёт сценарист Драйманн и слушает. Он убеждается в его плохо скрываемой неблагонадёжности и одновременно в его порядочности, Визлер знает, что охота на Драйманна ведётся только потому, что министр культуры положил глаз на его любовницу – известную актрису. Упрятав режиссёра в тюрьму похотливый хозяин жизни надеется устранить помеху в доступе к самке.
Перипетии
Подслушивая фигуранта, Визлер невольно сравнивает его жизнь и свою, и это сравнение оказывается совсем не в пользу стража системы. Пытаясь понять, чем живёт наблюдаемый, агент читает его книги, открывая для себя поэзию, начинает сочувствовать фигуранту и это сказывается на том, что он пишет в свои протоколы.
47-летнего в 1984 г. Визлера играет 53-летний в 2006 г. Ульрих Мюэ. Известный в ГДР театральный, кино- и телевизионный актёр. Его исполнение - одна из главных причин успеха фильма. Мюэ был важной фигурой в процессе объединения Германий - он был среди организаторов массовых демонстраций 1989 г., выступал перед полумиллионом демонстрантов 4 ноября 1989 г., незадолго до падения Берлинской стены, на Александрплатц. Его супруга, с которой он затем развёлся, в течение 6 лет доносила на него Штази, что подтвердилось раскрытыми материалами агентурных донесений. Скончался на следующий год после выхода "Жизни других", в 2007 г. Попытка Визлера защитить фигурантов стоит ему карьеры, но когда шеф предполагает, что ему предстоит следующие 20 лет вскрывать письма на почте, на сиденье рядом с Визлером лежит газета с новостью о назначении Горбачёва генсеком – Берлинской стене остаётся только 4 года.
Кульминация
Уже в "Дивном новом мире" объединённой Германии, в 1991 г. бывший фигурант Драйманн встречается с одним из прежних "Огненосных творцов", тем самым, что когда-то сломал его жизнь. Из разговора с ним он узнаёт, что его квартира прослушивалась, не понимая, почему это не привело к аресту его самого и людей его круга. Вернувшись домой, он начинает выдирать из-под обоев квартиры провода жучков. Эту немую сцену можно считать одной из кульминаций фильма. В ней есть что-то хирургическое, герой как будто препарирует собственную жизнь, вытаскивает наружу внутренности.
Развязка
Драйманн приходит в бывшую штаб-квартиру главного управления разведки Штази, которая годом ранее была захвачена берлинцами в ходе мирной революции и превращёна ими в исследовательский и мемориальный центр, он просит показать ему его досье. Пожилой усач прикатывает целую тележку с папками протоколов прослушивания, со словами: «моё почтение» - посетитель, на которого у Штази было столько материалов, очевидно достойный человек. Сцена в штаб-квартире Штази показывает то, чего в своё время не захотели потребовать россияне. Безоружные немцы завоевали себе возможность знать о себе правду. В Москве здание на Лубянке никто никогда не штурмовал.
Оценка
Картина не похожа ни на дебют, ни на картину 33-летнего режиссёра, ни на картину 2006 г. Форма подчёркнуто классическая, нисколько не новаторская. Она вызывает ассоциации с шведским кино, с тонким психологизмом и большой ролью пауз и умолчаний. Метаморфоза героя не сопровождается признаниями, читается или домысливается лишь по его взгляду, и совершаемых молча и скрытно поступках. Внутренний мир угадывается, но так и не раскрывается, как угадываются, но не раскрываются немцы вообще.
Драматургия «Жизни других» почти театральная. Музыка за кадром напоминает «17 мгновений весны». Очевидно фильм обращён к широкой аудитории и к аудитории старших поколений. Говоря о «Жизни других», на первое место выходят вопросы, который ставит этот фильм, его тема. Одна из интереснейших рецензий принадлежит Петру Вайлю, который замечает: «Главное: почему такой, подобный, фильм не снят в России?».
Хенкель фон Доннерсмарк вглядывается в людей, которые едва успев освободиться от одной диктатуры и ужаснуться сотворённому ими, сразу же построили следующую. Его взгляд позволяет узнать черты, до боли знакомые тем, кто успел застать СССР. У власти – циничная посредственность. Забрать могут любого в любой момент. Естественная защита – смешаться с толпой, стать незаметной серостью, прикинутся веником. Интеллигенты, не желающие этого, по-своему очень наивные, но искренние. Должно быть внимательно присмотревшись к себе человек или народ получают возможность измениться, и это объясняет, зачем автор разворачивает историю к широкой публике, зачем, кроме личного интереса получить премию, делать заведомый фильм-призёр. Для немецкого народа было необходимо совершить то, что не удалось русскому - ужаснуться собой.
Вторая половина XX и начало XXI в. для Германии стали временем непрерывного покаяния за грехи свои и отцов. И продолжая выплачивать компенсациями старикам, когда-то эвакуированным перед наступающей немецкой армией, они уже каются за следующие грехи, гораздо менее известные, но от этого не менее страшные. Видимо, это важное отличие немецкого народа от россиян. Лев Рубинштейн, «Духи времени»: «историко-культурная амнезия, это не болезнь, это такое здоровье». Пётр Вайль, «Жизнь своих»: «Нельзя не говорить о том, что Германия (и Япония) сделала покаяние основой национального самосознания, в результате построив свое социально-экономическое процветание, по сути дела, на комплексе вины и раскаяния. Что в сегодняшней России — при всем восторженном почитании Толстого и Достоевского — никто не покаялся ни в чем.»
Нас в 1953 г. не водили по лагерям ГУЛАГа, как провели немцев по их лагерям. Мы не ужаснулись себе ни тогда ни потом. Историко-культурная амнезия распространилась в обществе, родившиеся в 90-е почти ничего не знают даже о самой недавней истории нашего общества. В Германии «По «Закону о документации „Штази“», принятому в 1991 г., граждане ГДР получили доступ к своим досье, собранным из информации, обеспеченной «неофициальными сотрудниками». Эти досье доступны для всех людей, которые были в прошлом жертвами осведомителей, часто показывая, что друзья, коллеги, мужья, жёны и члены их семей шпионили за ними для госбезопасности. Все сохранившиеся архивы были переданы «Комиссии Гаука» — названной по имени пастора, бывшего диссидента, которому доверили управление доступом к документам» (Wikipedia).
23 марта 2012 года пастор Йоахим Гаук стал президентом Германии.

4
0
12 февраля 2013
Фото Василий Авсеенко
отзывы:
281
оценок:
2229
рейтинг:
130
7

Отличный фильм. Немного рафинированная историческая действительность в ГДР, излишне "чистые" характеры - правильный автор, женственная и слабая актриса, подлый и глупый чиновник СБ, пактриотичный и честный контр-разведчик… НО! При всем этом, очень сильная драма простого человека - героизм честности и справедливости против госудрственной машины... Драма выбора актрисы, зависимой от государства и сцены...

1
0
6 мая 2008
Фото Анастасия Дорчи
отзывы:
119
оценок:
132
рейтинг:
128
9

Очень хороший фильм, после "Голливудского конвеера" фильм смотрится замечательно, но при этом не занудно, не затянуто как смотрится неформат. До его просмотра было убеждение, что немцы хорошо умеют снимать только порно, приятно было убедиться что оно оказалось ложным. Всем советую посмотреть.

1
0
1 августа 2007
Фото Aлександр Николаевич Безукладников
отзывы:
147
оценок:
66
рейтинг:
103
9

Я только,что вернулся с фильма и хотел бы поделиться переполняющими меня впечатлениямию.Фильм о сложном времени, практически военном С самого начала, во-первых этот фильм мне понравился своей откровенностью и открытостью, фильм смотрится на одном дыхание. С одной стороны он очень предсказуем, с другой строны предсказать практически ни чего нельзя. Как быстро идет время, сейчас все можно, а тогда тебя могли "сгноить", за то,что ты читаешь не тот журнал или газету. Мне кажется у Европейцев среднего возраста это осталось и они этого очень боятся и аытаются притупить это чвство в себе. Так же я хотел бы сказать несколько положительных слов о игре актеров, гениальная игра. Прекрасная картинка, декорации, костюмы, все очень здорово. После просмотренного фильма, было однавременно и приятное чувство и очень много вопрос на которые давольно трудно ответить самому, ясно одно если бы я был в комиссии по принятию решения, дать этому фильму Оскар или нет,я бы сказал "ДА". Прияного Вам просмотра.

0
0
21 июля 2007
Фото Fortel
отзывы:
55
оценок:
183
рейтинг:
101
7

Очень хорошо, неспешно и неброско рассказанная история, в основе которой выбор, стоящий перед человеком: "ЖИТЬ" или "СУЩЕСТВОВАТЬ".
Чрезвычайно скупой на краски, на эмоции и на харизматичных героев фильм. По атмосфере можно сравнить с "Ложным искушением", но "Жизнь других" - на порядок лучше. И в первую очередь лучше тем, что этот фильм - живой. Он для тех, кто выбирает "ЖИТЬ".

Резюме: в качестве развлечения фильм категорически не рекомендуется!

1
0
1 августа 2007
Фото Melissen Master
отзывы:
55
оценок:
97
рейтинг:
93
9

Магнетический, завораживающий, красивый фильм про спецслужбы Восточной Германии, повествующий о бесчеловечной стороне того социалистического рая, который сейчас воспевают апологеты СССР.

Давайте вспомним, кем была создана та система, в которой живут действующие лица данной ленты. В первую очередь автором режима был усатый вождь народов Иосиф Джугашвили (Сталин), по кличке Коба. Он правил СССР почти 30 лет, и за это время создал комунистические диктатуры в Восточной Германии (ГДР), Чехословакии, Польше, Румынии, Болгарии, Литве, Латвии, Эстонии, но его система была фактически создана в первые десять лет царствования, когда в России было раскулачено, расказачено тысячи людей, многие из которых стали пионерами ГУЛАГа. При Сталине СССР стал сверхдержавой, которую все боялись, была произведена индустриализация и электрофикация, был создан научно-промышленный комплекс, но при Сталине с 1930 по 1939 год было осуждено 2,8 миллиона человек, из которых 1,5 было осуждено в течении 1937-1938г., а расстрелено за те же десять лет было 724,4 тыс, из которых 684,2 тыс.расстреляли за 1937-1938г. Сталинские репрессии против граждан продолжались и во время войны, и после войны, и когда он умер, готовилась новая волна репрессий.

Однако СССР запустил первого человека в космос (всякие там исландии и японии - не способны были на такое) но не смотря на это экономическая система СССР при этом была не способна сравняться с возрастающей КПД капиталистической экономики. Например в 80-х годах США тратили на ВПК всего 6 % ВВП, а СССР тратил 25 % ВВП. Скорость компьюторизации СССР при этом уступала колосально: когда в СССР было 400 тыс компьютеров, в США их было 30 миллионов.

Вот такая вот предыстория к фильму. Действие в "Жизнь других" происходит перед самым избранием Горбачева генеральным секретарем КПСС СССР в стране, где так успешно стал полковником Владимир Путин - Восточной Германии.

Главный герой фильма, опытный следователь Штази, идеалист который искренне был предан системе, и точно так же по убеждению ее предал. Именна эта эволюция главного героя и стоит в центре всей истории. Однажды ему поставили задачу следить за жизнью известного драматурга, который был искренним сторонником комунизма, и найти в его действиях крамолу, предательство, чтобы навсегда избавиться от него. Делалось все это из-за его девушки, знаменитой актрисы. Она очень нравилась министру государственной безопасности Восточной Германии. Министр уже давно запугал несчастную девушку так, чтобы она спала с ним пару раз в неделю. Ненавидя себя за это, она тем не менее делала все что хотел министр, потому что боялась...

Следователь Штази разочаровывается в социалистической утопии, следя за мечтательным драматургом, меняясь вместе с объектом своей слежки, видя как загнанный в угол человек встает на путь государственной измены. Невыносимые условия, в которых оказывается творческая интелегенция восточной германии оказывают дополнительное воздействие на писателя. Наступает момент, когда драматург, переступает черту и начинает писать антисоветские статьи в западные газеты. Однако до самого падения комунизм драматург так и не узнает, что полностью был под колмпаком и обязан тому следователю, который рискнув всем, спас его.

Когда следователь услышал от начальника, что такие как его драматург после обыноквенной профилактической беседы больше никогда ничего не пишут, следак решил любой ценой спасти несчастного. Ему он ничего никогда не скажет.

Уже после объдинения Германии, используя архивы, драматург, восстановит цепь событий и узнает, что остался жив, благодаря тому, кто следил за ним по указанию министра госбезопасности, что его жизнь спас в тот страшный год неизвестный герой, и напишет роман, который посвятит этому следователю штази.

Мне очень понравился даилог драматурга и министра, который руководил Штази, диалог, который состоялся уже после объединения Германии. Бывший министр вспоминает ГДР с ностальгией, а о ФРГ говорит: не за что бороться, нет того, проти чего можно протестовать! Ужасный человек этот министр, и философия его тоже ужасная!

3
0
5 января 2012
Фото Ольга  Брезгина
отзывы:
57
оценок:
209
рейтинг:
88
9

Завершенный и правильный фильм. Фильм о жизни. О "той" западной жизни,
мало нам знакомой. О жизни Германии в 80-е годы. ГДР и ФРГ. Все мы знали
о том, что они когда-то были.. Но что было там "внутри", мало кто
представляет.
Фильм - спокойный. Ассоциируется с человеком, сдерживающим свои эмоции,
но внутри у которго все кипит.
Сдержанные тона, сдержанный ритм, минимум пейзажев и городских улиц. И
только музыка пронзает душу своими аккордами.
Фильм - просто история. История жизней людей на фоне истории страны.
История жизни людей того времени. Людей, которые живут, любят, дружат,
творят. Поразительно простые, но такие нужные каждому отношения между
мужчиной и женщиной.
Все просто, без перегрузок - но все в самую точку. В нужную точку.
Даже основная линия - вездесущее недремлющее око внутренних служб,
наблюдающее за героями, постепенно сходит на нет.. А как может быть
по-другому?? Ведь наблюдающий - тоже Человек, глубина души которого
неожиданно открывается по мере развития сюжета.
Шикарный финал, замкнувший весь этот круг событий и судеб. Правильный
финал. И, наверное, от этого выходишь из зала не с тяжелым сердцем, а с
каким-то грустным умиротворением. Умиротворением от того, что доброе,
светлое, разумное, живущее в каждом из нас, победило в Человеке. В
каждом из них.. В каждом герое по-своему..

4
0
24 февраля 2008
Фото
отзывы:
87
оценок:
357
рейтинг:
88
7

ГДР. Последние годы Варшавского договора. Штази пока ещё на коне, Штази - "щит и меч партии". Как сообщают предваряющие фильм титры - 100 000 штатных сотрудников и 200 000 - внештатных, то бишь стукачей. Другими словами "попасть" можно за любую неосторожную фразу. Работают ребята на совесть, тщательно - знают про своих сограждан всё и вся. Проблема в том, что высшее руководство позволяет себе "щит и меч партии" использовать для решения личных проблем.
Ход не то чтобы очень оригинальный. Из относительно не старых фильмов на ум сразу приходят "Враг государства" и "Правдивая ложь" (которая в свою очередь римейк французского фильма). В отличие от американцев и французов, которые сделали экшн и комедию, немцы решили сделать на этом материале психологическую драму. И разыграли её умело и профессионально.
Оригинальный ход всё же есть. В некотором роде ход артистический. Фильм не о том, что главного героя, сотрудника Штази, заклинило на вышеуказанном противоречии, то есть не о том, что он "прозрел", то есть не об обличении "гнилого режима". Ну разве самую малость. Фильм камерный, о личной драме одинокого человека, который проникся жизнью тех самых "других" и попросту пожалел их. Отдельный плюсик за два нормальных анекдота (в фильмах, не знаю уж почему, обычно травят какую-то херню, а тут смешно было). Под конец авторы позволили себе несколько эффектных, немного надуманных сюжетных поворотов, которые, впрочем, меня не покоробили.

1
0
2 января 2008
Фото AkselPervolnen
отзывы:
57
оценок:
65
рейтинг:
82
3

Сценарист Куросавы как-то сказал: "Всякий фильм начинается со сценария. Игра актеров и режиссура следуют потом. Они определяют фильм, но если сценарий изначально плох, фильм уже ничто не спасёт".
К Жизни Других это относится в полной мере. Игра актеров, цвет и камера создают атмосферу.
Но сюжет отвратный. Хотите знать, что снимали про СССР и ОВД в Голливуде или Западной Германии в годы холодной войны? Тогда можно с равным успехом посмотреть советские агитки "антиимпериалистического" содержания, фильмы про Рембо или такое вот "интеллектуальное" заказное кино. Пошив один и тот же.
Дополнительный повод нелюбить фильм появляется, когда узнаешь о лестном приеме в США или например, прослушав хвалебные реляции с тенденциозного EuroNews.
Граждане, такое немецкое кино нам не нужно! )))
А пока сходите на Реквием, который не собрал и трети кассовых денег этого монстра, и ждите новых лент из Европы.

0
0
20 августа 2007
Фото Александр Моисеев
отзывы:
18
оценок:
30
рейтинг:
69
9

Друзья, Оскаров всё-таки не просто так дают. По крайней мере за Лучший иностранный фильм. В этом году этой награды был удостоен немецкий фильм "Жизнь других" о ГДР 1984 года. Про то время, когда о падении режима и Берлинской стены ещё никто даже не мечтал. Фильм потрясающий. Гениальный. Шокирующий. Правдивый. И очень тяжёлый.
Давно слышал про него, всё хотел посмотреть, но всё никак не удавалось. А тут меня пригласили на закрытие Международного фестиваля фильмов о правах человека "Сталкер". Сами фестивальные картины я пропустил, но на закрытие пришёл. Удивительное совпадение - спонсоры фестиваля - исключительно иностранные посольства, ООН, ЮНЕСКО. Видимо только иностранцам интересна тема прав человека в нашей стране. И не случайно, когда автор цикла фильмов "Свобода по-русски" Андрей Смирнов, получая награду, произнёс совсем не стандартную речь, как это принято на подобных мероприятиях, а обличительную и критическую в адрес нынешней власти. К сожалению, у меня не было с собой диктофона, чтобы её записать (уверен, она появится в сети в ближайшее время). Но произвела она колоссальное впечатление на публику и была удостоена авациям.
И вот начался сам фильм. Некоторые покидали зал после первых кадров допроса. Никаких пыток, никакой жестокости. Всё, как есть. Кто-то уходил в середине картины. Я же не мог оторваться от экрана. Фильм о страхе, о благородстве, о любви, о предательстве. И об этом страшном режиме, в котором находилась не только ГДР, но и вся Восточная Европа и наша страна. Бурные авации в конце.
Когда я уже одевался, ко мне подошла женщина преклонного возраста и произнесла в слух мои мысли точь в точь, которые я испытывал:
"Как Вам фильм? По-моему - потрясающий! Давно не видела чего-то подобного. И главное - как всё верно подмечено. Ведь у нас было тоже самое. Мы боялись быть откровенными даже в постели со своими жёнами и мужьями, потому что боялись за себя и семью. Но если в Германии всё закончилось, то мы к этому возвращаемся. А люди даже не хотят увидеть это. Они просто уходят из зала."
Тут я вспомнил Бегбедера и его последний роман "Идеаль":
"В сущности, КГБ никуда не делся, он просто сменил согласные в своём названии. Свергнув с пьедестала статую Дзержинского перед зданием ФСБ, вы выбрали себе в президенты образцового служащего этой организации. Подобная преемственность - источник всех ваших бед: вы не перерезали пуповину с мучителями. России - страна безнаказанных преступлений и сознательной амнезии."
Можно закрывать глаза, затыкать уши (как это делал главный герой), пока вас лично это не коснётся. Но мой вам дружеский совет - на всякий случай - держите на готове загранпаспорт. Возможно скоро он вам очень пригодиться. И я буду счастлив, если я ошибаюсь.
РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ!

3
0
15 декабря 2007
Фото Кайзер Сузе
отзывы:
26
оценок:
26
рейтинг:
66
9

Не читайте никакие реценции! Любая рецензия, любая инфа о сюжете этого фильма задаст тот или иной настрой, а это смажет весь эффект. Просто поверьте мне - фильм очень стоящий. Конечно, моя рекомендация годится только тем, кто еще не разучился думать.

1
0
3 января 2011
Фото Рома Левентов
отзывы:
164
оценок:
482
рейтинг:
56
7

"Жизнь других" похожа на "Эквилибриум": драма с элементами триллера про режимщика, пустившего в душу прекрасное и ставшего двойным агентом.

Актеры играют хорошо, но сюжету не хватает правдоподобности.

3,5 из 5

0
0
28 октября 2013
Фото Валерия Брасле
отзывы:
61
оценок:
138
рейтинг:
56
9

Из встреченной в сети аннотации: "Погружение в жизнь других - в любовь, литературу, свободу мысли и слова - приводит Вислера к острому осознанию скудости его собственного существования и открывает ему совершенно новый образ жизни, противостоять которому становится все сложнее..."

Думаю, причина и суть не в осознании Вислером скудости его собственного существования и притягательности образа жизни или образа мысли его "подопечных". Произошедшие с ним перемены вообще, по-моему, не поддаются никакому логическому обоснованию. Быть может, то, что случилось с ним, было чудом, внезапно снисшедшим озарением?..

На первый взгляд кому-то может показаться, что "Жизнь других" - это лишь ряд иллюстраций к агонии политического строя, на фоне которой разворачивается драма отношений принадлежащих к разным "религиям" людей, но мне этот фильм представляется историей об этапном поступке, на который некогда так и не хватило решимости всаднику в белом плаще с кровавым подбоем; Сонатой о хорошем человеке, или о человеке вообще - вспоминающем-таки о том, кто он есть, ищущем себя и возвращающем себе - себя, человеческое существо. Это и новое прочтение истории превращения Савла в Павла, если угодно.

Всегда, во все времена существовала проблема нравственного выбора, и во все времена человеку предстояло её как-то решать - при наличии способности хотя бы задумываться над этим вопросом. Вислер свой выбор совершил.

"Жизнь других" - прекрасный фильм, к которому, посмотрев однажды, стоило бы вернуться ещё раз. :-)

0
0
13 июля 2012
Фото Vened
отзывы:
51
оценок:
240
рейтинг:
48
9

Согласен с тем, что временами фильм немного наивен, особенно в части коммунистической атрибутики и риторики. Направленный на "буржуазную" аудиторию, фильм излишне доходчиво объясняет господам, что на Востоке было так плохо. Местами это очень сильно веселит зал. Особенно, упоминания Ленина, гласности и иных, еще недавно так часто используемых, понятий. Но, пожалуй, это единственная, на мой взглд, претензия, которую можно предъявить фильму. В остальном - очень качественная лента. При той теме, которую освещал режиссер, фильм не лишен юмора и сарказма!

И еще одно наблюдение по фильму: ощущуение мерзости существования в авторитарном гсоударстве режиссер передал. И, к сожалению, это ощущение сродни тому, что посещает многих и сейчас в наше время в нашем "славном" г...ве.

PS. Два великолепных фильма Себастьяна Коха за год (Черная книга и Жизнь других) - замечательный показатель для актера. Дай Бог, чтобы он не сбавлял. Удивительно, как в кинематографе появляются новые лица, причем будучи уже не мальчиками... Ему отдельно желаю удачи. Для себя я отметил очень сильного актера, не известного ранее .

1
0
4 августа 2007
Фото inya_rek
отзывы:
37
оценок:
118
рейтинг:
40
7

Знаковая до невозможности дата – 1984 год. Талантливый писатель и драматург Георг Дрейман непостижимым образом верен социалистическим идеалам, из-за чего недосягаем для госбезопасности, к досаде министра культуры. Министр полагает, что на кой черт нужно такое служебное положение, которое не позволит заполучить красивую женщину (конкретно – гражданскую жену драматурга, актрису Кристу-Марию Зиланд). В итоге квартиру драматурга аккуратно нашпиговывают микрофонами, а за прослушку инициативно берется впечатленный спектаклем Дреймана сокурсник руководителя отдела культуры, Вислер, отказывающийся сесть за стол для руководства в столовой, потому что «где-то же должен быть социализм».
Идеально блеклый и тщательный работник штази Вислер учит студентов эффективно допрашивать врагов государства, безупречно проводить все сорок часов дознания и правильно свежевать табуретки с образцами запаха для служебных собак. После того, как средней высокопоставленности товарищ Вислера уточняет, что это они помогают министру устранить соперника, тот как-то теряет трудовой запал и даже заимствует у Дреймана томик стихов Брехта.
А после сообщения о самоубийстве своего друга, режиссера, лишенного права на постановки, сомнения в безупречности государственной машины возникают и у самого писателя. Дрейман начинает писать статью о статистике самоубийств для публикации на Западе, Вислер – переписывать реальные разговоры в квартире в правдоподобную пьесу о пьесе к сорокалетию ГДР. Так исполнительный нетопырь из штази последовательно становится сначала зрителем, затем драматургом и, наконец, deus ex machina – наблюдая, вмешиваясь и перепрятывая улики.
После публикации статьи Кристу-Марию логичным образом заставляют подписать документы о добровольном (каком же ещё) сотрудничестве, после чего она, кстати, погибает, а Вислера понижают до не имеющей, наверное, названия должности вскрывателя конвертов, на которой он, спустя четыре с лишним года, узнает о разрушении Стены.
Спустя ещё два года Дрейман выясняет все же масштабы слежки, когда в музее штази ему прикатывают перегруженную протоколами на его имя тележку и вычисляет имя и координаты Вислера. Чтобы написать свою первую после объединения Германии работу под названием «Соната о хорошем человеке» с посвящением агенту HGW XX/7.
Ну да, соната о хорошем маленьком человеке. Вероятно, можно не быть сволочью, работая в штази, весь вопрос в том – как долго можно работать там с таким дефектом.

3
0
24 сентября 2009
Фото Александр Лефёров
отзывы:
16
оценок:
221
рейтинг:
37
9

Кино не претендует на "гениальность", но оценку 5 однозначно заслуживает.
Как уже говорилось, картина отчасти "слишком правильная", но это неплохо, когда устаешь от бесконечной тупости современного голливуда.
В ЭТОМ фильме действительно КАЧЕСТВЕННЫЙ сюжет, игра актеров, концовка и т.д.
Однозначно НЕ рекомендуется фанатам голливуда, способных заснуть на любой минуте без стрельбы или разрушений.
Однозначно РЕКОМЕНДУЕТСЯ тем, кто готов впитывать каждую секунду фильма, наслаждаясь его безупречностью и достоверностью.

1
0
29 июля 2007