Александр Рогожкин называет свои фильмы либо очень длинно («Особенности национальной охоты в осенний период»), либо одним словом. Во втором случае ему обычно удается передать в названии не только краткое содержание (быт аэродрома на Чукотке, через который американские союзники перегоняют самолеты для Советской армии), но и квинтэссенцию произведения. «Перегон» в этом смысле — один из самых убедительных примеров: после просмотра трудно отделаться от химического смысла названия; режиссер берет основные давно интересующие его мотивы и перегоняет их через змеевик своего разгоряченного ностальгией по советскому кино воображения. «Небесный тихоход» — первое, что обнаруживает на поверхности опытный зритель, распаковывая по наводке Рогожкина свой нехитрый синефильский багаж. А без такой ретроспекции воспринимать «Перегон» труднее: это кино старомодного покроя, ловко подделывающееся под фильмы того периода, когда происходит действие; но, как и в «Кукушке», идущая где-то своим чередом Вторая мировая война служит всего лишь предлогом, под которым в замкнутом пространстве оказываются люди, не понимающие языка друг друга. То, что незнание языка не помеха пониманию, а знание, наоборот, не подмога, и является темой «Перегона», несколько раз меняющего жанровую ориентацию: начинается фильм как казарменная комедия, оступается несколько раз в мелодраму, робко тянется порой к психологическому триллеру (в основном благодаря лучшему в картине актеру Алексею Серебрякову, играющему контуженного коменданта аэродрома), а заканчивается как философская киноповесть, причем если сличить первые пять минут и последние, трудно признать, что видел один и тот же фильм. Впрочем, пшеничное зерно и жидкость, получаемая на выходе из самогонного аппарата, тоже сильно различаются на вид.
Фильм «Перегон» рассказывает о человеческих отношениях, судьбах, показывает людей какими они были во время Великой Отечественной войны и советской власти.
Место действия происходит на Чукотке на русском аэродроме, куда союзники американцы поставляют самолеты для борьбы с фашистами. А русские, перекрасив американские звездочки в красный цвет, перегоняют их на фронт бомбить фашистов. В центре фильма показаны судьбы очень разных людей, отношения между ними, как они попали сюда, чем занимаются, что ищут и ждут, как им быть в сложившихся условиях. В фильме явно прослеживается русский вопрос Что делать? Каждый герой фильма находит ответ по-своему, а кого-то из них и так все устраивает.
Страна не дает возможности развиваться людям, и они сходят с ума от этого, они ощущают выход бессознательно. Все понимают, что в режиме жить невозможно, Но никто об этом не говорит напрямую. Это видно из действий и поступков людей. Каждый хочет по-своему выйти из игры.
Картина показывает настроения и метания русских талантливых людей в оковах тоталитарного режима. Видно, что в те времена наша большая страна не могла содержать талантливых людей, не находила им применения. Кроме того, как отправить в ссылку на Колыму, заставить выращивать цветы или превратить в поваров. Только бы они не мешались со своими гениальными идеями. Но талантливый человек талантлив во всем!
Cистема не может применить их идей, она живет в своем замкнутом мире. Тоталитарный режим управляет населеним, его сознанием и не хочет, чтобы люди как-то выделялись и развивали страну, так как тогда смогут разорвать оковы режима и создать новый мир. Герои фильма пытаются выкарабкаться из сложившихся условий, что-то делать, как-то развиваться и что-то менять, каждый по – своему.
В картине показаны несколько сюжетных линий и интересных персонажей.
Алексей Серебряков играет коменданта аэродрома Юрченко, который приехал с женой Ириной (Анастасия Немоляева) с большой земли. С течением времени у него съехала крыша и перед нами он предстает душевно неуравновешенным человеком, который много пьет, мечеться, на всех кричит и не дает покоя, пытается как-то решать проблемы, но у него это плохо получается, ему самому все надоело. Его жене преподавательнице английского языка все надоело, и она крутит роман с капитаном Лисневским (героем Даниила Страхова), тоскует по прошлой молодости и былому.
Сюжетная линия отношений русских летчиков с американскими летчицами весьма забавна. Наши летчики не понимают английского, но им настолько нравятся летчицы американки, что некоторые из них начинают изучать язык самостоятельно, а кто-то ходит обучаться к жене коменданта. При этом стремления к американкам можно рассматривать и как тягу к новому, возможность вырваться из страны.
На Чукотке живут чукчи и в картине они тоже присутствуют. Причем показаны они весьма умными и понимающими людьми, а не глупыми как в анекдотах. У парня Василия (его играет Алексей Петров) очень хорошо построена речь, он один из немногих знает английский, развивается, всем интересуется, и умудряется даже побыть на Аляске перебравшись туда в ящике. Он помогает своей семьи, которая живет в юрте, американцы привозят ему патроны для охоты. В картине показаны два репрессированных персонажа один из них врач, который занимается теперь выращиванием цветов, а другой великий конструктор, который варит на кухне еду (его сыграл Юрий Орлов). Люди весьма образованные и даже помогают походу фильма проявляют себя в разных ситуациях, решая разные проблемы и дела.
Герой Серебрякова настолько всем надоел, что в итоге его находят мертвым. Слишком многим он переступал дорогу и вмешивался не в свои дела. Расследовать убийство посылают лейтенанта НКВД очень похожего на Адольфа Гитлера. Это еще один интересный персонаж в этом фильме, который сходу все и про всех узнает. В итоге он находит убийцу, но авторы фильма дают возможность зрителям самим решить, кто же на самом деле убийца.
В картине Вам понравятся диалоги и яркие образы героев, прекрасная игра всех актеров. Как будто Вы будете, читаете великого русского писателя. Потрясающий язык общения, атмосфера. Русская душа показана во всей красе и глубине.
Надеюсь что, несмотря на небольшую рекламу, фильм все равно найдет своего зрителя. Фильм понравится любителям картин военной тематики и человеческих отношений. Приятного просмотра!
Оценки
Сюжет +
Музыка –
Диалоги +
Экшн –
Смысл +
Игра актеров +
Работа оператора +
Сценарий +
Режиссура +
Эффекты –
Оценка фильма 7 баллов
Оная фраза некоего робота рефреном звучала в голове во время оного произведения отечественного кинематографа, ибо просмотр "Перегона" требует недюжинной усидчивости и терпения, так что в кинозале пришлось отозваться о фильме посредством "голосования ногами". Фильм наполнен шаблонными характерами, дурной игрой, нелепыми режиссерскими решениями и ретроспецэффектами. Зэк, стилистически заимствованный из "Холодного лета", злой непойми-кто-вроде-нквдшник, молодая летчицкая поросль из "В бой идут одни старики", лучший же актер - поросенок Тарсик в роли поросенка Тарасика. Даже главную изюминку фильма: старые Аэрокобры и Дуглас г-н Рогожкин умудрился практически не обыграть. Одного не пойму: при чем же тут охота на тюленей на Крайнем Севере?
3 часа (или больше!) песенка ни о чем, или день сурка, или ... "ружье на стене, которое так и не стрельнуло". Не уходили, потому как поспорили: будет хотя бы к концу фильма какое-то действие или нет. Лучше бы ушли сразу, ничего не было. Очень жаль потраченного времени.
Фильм смотрела воскрестным дождливым вечером, когда в принципе более интересное мероприятия придумать сложно. Как говорится - Сколько людей, столько и мнений, но от себя хочу сказать - Фильм мне понравился. Легкий, смешной, иногда заставляет задуматься. Поросенок Тарасик вызвал поистине большое умиление, а повар Денисыч некую тоску за то, что образованный мужик, который мог бы быть полезным на фронте, варит каши и печет Берлинские штруделя для молодых летчиков.
В фильме нагляднo показана жизнь простых людей, которые ограничены в маленьком мирке, с их ограниченными желаниями (приобрести чукче солнечные очки) и умению радоваться мелочам. Для них война протекает где-то в далеке, изредка донося её отголоски. Режиссер, как мне кажется, и не пытался показать суровую правду, он просто хотел раскрыть перед глазами зрителей одну из обстановок того времени.
Для тех, кто захочет просто и легко провести время, не заморачиваясь на крутые спец.эффекты и глубокий философский смысл, фильм вполне подходящий.