Киноафиша Москвы

Фильм «Андеграунд»

Underground (1995, Югославия, Германия, Франция)

7.9
оценить
Кино: «Андеграунд»
Кино: «Андеграунд»

Трагикомедия Эмира Кустурицы

В дни Второй мировой войны подпольщики-антифашисты организовали в Белграде целую фабрику по производству оружия. Война давно закончилась, а они продолжают свою деятельность. Все эти годы наверху жизнь течет своим чередом, а в подполье — своим.

Актеры

Режиссер фильма «Андеграунд»

64 года Фильмов: 28

Сербский режиссер, который продолжает считать себя югославским: его политические взгляды и отношение к боснийской войне нашли отражение в таких фильмах, как «Андеграунд» и «Жизнь как чудо». Другая любимая тема Кустурицы — цыгане, им он посвятил две картины: «Время цыган» и «Черная кошка, белый кот». Но свой лучший фильм он снял в Голливуде, когда в Колумбийском университете читал лекции о кино: доработанный сценарий студента Дэвида Аткинса лег в основу «Аризонской мечты» с Джонни Деппом и Фэй Данауэй. Любимый прием Кустурицы — совмещение смешного и трагичного, и на поле трагикомедии ему, пожалуй, нет равных. Еще одна страсть режиссера — музыка. Он известен как участник фолк-рок- группы The No Smoking Orchestra. Основатель этнодеревни Дрвенград, в которой каждый год Кустурица проводит международный фестиваль музыки и кино «Кустендорф».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
245
9

Любовь к красавице Наталье (Йокович) и ревность к другу и сопернику Черному (Ристовски) толкают Марко (Манойлович) на неслыханный обман: 40 лет кряду он убеждает скрывающихся от нацистов в подвале партизан, что мировая война продолжается, а маршал Тито велел им ждать и готовиться к Армагеддону.

Герой и подлец Марко не соврал: стоит кому-то из детей подземелья вырваться на свет божий, как они оказываются то на съемочной площадке партизанского «юговестерна», то в пылающем Сараево-1994. Если вам кажется, что война закончена, обратитесь к окулисту. Разгулявшаяся залихватская бойня так же неудержима, как балканская свадьба, а единая Европа — наш общий подвал: по обжитым шестиполосным тоннелям шастает неистребимое племя тех, кто кормится смертью. Кустурица из их числа — веселый людоед, слышащий пленительную музыку насилия. Гекатомбы XX века он переделывает в шлягер, оперетку, балаган. Словно перекладывает на музыку Sex Pistols знаменитую речь Черчилля «Я обещаю вам кровь, пот и слезы» — так же, как озвучивала похороны маршала Тито «Лили Марлен». Он заставляет подпольщиков кривляться, как братья Маркс, инвалидную коляску с пылающими трупами — танцевать вальс, а обезьяну из разбомбленного зоопарка играть Грету Гарбо. Помирать, так с музыкой — единственная мораль, которую его кощунственный шедевр извлекает из истории.

4
0
3 мая 2007

Лучшие отзывы о фильме «Андеграунд»

Фото tieko
отзывы:
40
оценок:
413
рейтинг:
41
9

«Андеграунд» - фильм великого югославского режиссёра, который был снят Кустурицей в 1995 году. В разговоре о фильмах Кустурицы, всегда сложно сказать нечто определённое, когда речь заходит о жанрах. «Чёрная кошка, белый кот» (1998), например, ближе к комедии (да и, скорее всего, является таковой), «Жизнь как чудо» (2004) – тонкое балансирование на грани, трагикомедия. «Андеграунд»... в большей степени печальное кино (на ум сразу приходит финальная сцена фильма, во время которой половина зала заливается слезами, а другая - умирает от хохота). Назвать этот фильм драмой язык не поворачивается, но совершенно очевидно, что минорных аккордов в этой картине больше, чем мажорных. Хотя сюжет этого фильма, пересказанный в нескольких предложениях, мог бы сойти за сценарий для американской комедии.
Действие начинается во время Второй мировой войны, в Белграде. Два кума - бандита решают стать партизанами: они грабят банки и ювелирные магазины, покупают оружие, а вырученные деньги пропивают. И угораздило их влюбиться в одну и ту же театральную актрису. В борьбе за её сердце Марко прячет своего соперника и некоторых соотечественников в подполье, где им будет суждено провести долгие годы. Люди живут с иллюзией, что война продолжается, изготовляют оружие, которое Марко продаёт, наживая при этом изрядную прибыль…
Писать о фильме «Андеграунд» сложно. Потому что речь захлёбывается в превосходных степенях: великий режиссёр, гениальный фильм…Очередная попытка Кустурицы осмысления судьбы своей прекрасной и многострадальной родины, страны, навсегда оставшейся в прошлом (хотя, на вопрос о своей национальности Кустурица неизменно называет себя югославом). Если пытаться провести какие-то кинематографические параллели, то можно смело сказать, что эта картина ни на что не похожа. Есть, конечно, что-то от А. Петровича и его «Скупщиков перьев» (герои Петровича и Кустурицы, разбивающие руки в кровь, и нюхающие кокаин прямо с рельс, очень похожи), что-то от Милоша Формана (см. финальную сцену «Бала пожарных»), но, собрав воедино собственные мысли и обрывки чужих настроений, Кустурица создал очень самобытное и неповторимое полотно. Как признаётся сам режиссёр, в этом фильме он стремился показать, что оба друга воспринимают войну просто как некую шумовую помеху, как что-то назойливое, потому что подобное же отношение к войне он видел и в жизни. И действительно, когда смотришь фильм, невозможно не удивляться, насколько органично вписана война в жизнь этих людей, «сумасшествие, связанное с войной, стало одним из ингредиентов жизни».
Картина получила "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, но была воспринята очень неоднозначно (особенно негативно - в Боснии). Критика с удовольствием обсуждала позицию режиссера, но не художественные достоинства фильма, обвиняла его в неполиткорректности. Как будто автор думал о политической корректности, снимая эту историю народов, книгу смеха и забвения, повесть о жизняночке и умиранке!

4
0
24 февраля 2008
Фото Sensirita
отзывы:
25
оценок:
387
рейтинг:
45
9

"Андераунд" ("Подполье" - второе название фильма) заслуживает тех наград, которые он получил, в том числе и Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля!
Что можно ожидать от фильмов Кустурицы? Ощущение полной шизофрении, сумбур, трагизм и комизм переплетены, новый обескураживающий взгляд на войну, иногда полное непонимание ситуации у зрителя... Вот такой он, Кустурица...

2
0
27 января 2008
Фото Melissen Master
отзывы:
55
оценок:
97
рейтинг:
92
9

Это философская притча и одновременно эксцентричная комедия, получившая высшую награду Канского кинофестиваля.
Экспрессивным сербским молодцам все ни почем. Они проживают историю своей страны от Второй мировой войны до Американских бомбежек Югославии. В процессе жизнь оказывается штукой сложной и непредсказуемой. Никогда не знаешь где найдешь где потеряешь: друзья предают, родина исчезает с лица земли и многое другое.

1
0
21 августа 2009
Фото Анастасия Зарецкая
отзывы:
53
оценок:
66
рейтинг:
17
7

У этой истории не будет конца

«Всегда с болью, печалью и радостью мы будем вспоминать нашу страну и будем рассказывать нашим детям, нашим внукам бесконечные сказки с одним и тем же началом… Жила-была одна страна, и столицей в той стране был Белград».

На самом деле, продолжить эпиграф к фильму можно было бы и иначе: жила была одна страна, и имя той страны было… Германия, Корея, Украина и. т. д.

В 1995 году Эмир Кустурица создал, свой лучший, по мнений многих критиков, фильм, во-первых, благодаря его неугасающей актуальности, связанной с цикличностью истории и цикличностью человеческой глупости, а во-вторых, потому, что именно в этом фильме гротескный трагикомичный стиль режиссера, балансирующий на грани противоположных настроений, получил убедительное оправдание в виде сюрреалистического подполья, обособленного мира, в котором существует большая часть персонажей (и даже те, что живут наверху, все равно тесно связаны с подземельем). Это не только метафора на политическую ситуацию в многострадальной стране, где многие, до сих пор ощущают себя носителями величественного, но, переставшего быть настоящим, прошлого, но и насмешливый взгляд режиссера-бога на своих нелепых и трогательных творений. И богу этому не чуждо человеческое. С другой стороны, в данном театрализованном зрелище можно разглядеть и плевок или кивок в сторону запада, который, вместо водки и медведей, хотел видеть секс, войну, еду, цыганскую музыку и пьянки, короче говоря что-то традиционное. Кустурица оправдал ожидания, но, в отличии от многочисленных российских режиссеров, которые продолжают потчевать зрителя, в том числе западного, унылостью пьянством и безысходностью, подал недостатки колорита собственного народа в заводном задорно-надрывном виде того национального, чего уже нет смысла стыдится, а поэтому можно и возгордиться.

Не смотря на кровь боль и непрекращающеюся войну, плавно переходящею из одной в другую, фильм пропитан пацифизмом и явным пониманием бессмысленности и нелепости любого кровопролития. Не даром первая война начинается в зоопарке, беспощадно обрушиваясь на беззащитных животных.

«У этой истории не будет конца». Увы, Кустурице, как и всем нам, известно, что полнейшего мира и человеческого единства никогда не будет на нашей земле. Остается лишь отколоть от нее кусок и создать иллюзию счастья, которое, впрочем, слишком неустойчиво и слишком мало. Но только на этой отколотой земле брат сможет простить брата, друг — друга, и только там обезьянка по имени Сони будет всего лишь обезьянкой, а не единственным не способным на предательство существом.

0
0
12 мая 2015
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Второй шедевр Кустурицы опосля «Папы в командировке». Послабше, конешно, энтого самого «Папы», но все-таки «Золотая пальмовая» и тут абсолютно законна. За буффонаду с героями, становящимися сначала старше, потом еще старше, а потом – аж и стариками, конешно, не след выдавать какие-либо там ветки. Однако за великолепное начало с дудками (и вообще за эти дудки, то и знай звучащие в фильме: саундтрек к «Андеграунду» – по-любац лучшее, что сделал за свою жизнь Брегович); за восхитительно бодрый антифашистский комедийный боевик («Бесславные ублюдки» решительно отдыхают), показываемый в первой – и лучшей – из трех частей данного «Андеграунда»; за обаятельнейших и натуральнейших трех главгеров (один из которых – сурприз! – тот самый папа из Кустурицыной командировки десятилетней давности); за громоподобный в своей превосходной пафосности, как это нередко бывает у Кустурицы, финал – короче, за всё это именно как раз след выдавать всевозможные ветки. Окончательно убеждает в шедевральности «Андеграунда» именно его упомянутый финал – до него, если честно, многое здесь казалось оч далеким от геньяльности. Третью из трех частей (только ее название я запомнил – «Война») и вовсе с трудом возможно было лицезреть – столь многое там казалось досужим, постылым и чуть ли не пошлым. Но финал – бля, Кустурица, конешно, умеет отдыхать красиво. И за это напрочь утраченное всеми прочими нынешними режиссерами уменье ему, Эмиру, конешно абсолютно справедливо достались все эти, бля, почести. Уж это вам не Коппола – который свою первую из тоже двух веток получил ваще за хуй знает чё («Разговор» – жалкое подражание «Фотоувеличению»; причем «Фотоувеличенье»-то тоже было [, к счастью,] награждено «Золотой пальмовой»), а не за фильм.

0
0
4 декабря 2011

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: uliss