Фильм

Фильм Матрица: Революция

The Matrix Revolutions (2003, США, Австралия), IMDb: 6.8

6.8
6.8
1/16

Заключительная часть трилогии братьев Вачовски

Настает день решающего сражения между армией механических кальмаров и обороняющими Зион людьми. Нео тем временем полфильма пытается разобраться в себе, а вторую половину вершит самоотверженные подвиги. Братья Вачовски в заключительной части трилогии довели до абсурда библейские мотивы и совсем забыли про кунг-фу.

СтранаСША, Австралия
Продолжительность2 часа 9 минут
Дата выхода3 ноября 2003
Возрастное ограничение16+

Режиссеры фильма «Матрица: Революция»

Рецензия «Афиши» на фильм «Матрица: Революция»

Пятого ноября 1715 года окончательно разочаровавшийся в человечестве Лемюэль Гулливер вернулся из плавания в страну гуигнгнмов, которое стало для него последним. Без малого полтора столетия спустя из Нью-Йорка в Геную отправилась бригантина «Мария Селеста», экипаж которой бесследно исчез; судьба его осталась одной из главных загадок в истории мореплавания. В тот же день в 1929 году в Москве открылся первый в СССР планетарий, в 1996-м Борису Ельцину сделали операцию аортокоронарного шунтирования, а в 1999-м судья Верховного суда США Томас Пенфилд-Джексон признал компанию Microsoft виновной в монополизации рынка операционных систем PC и вынес вердикт о принудительном ее разделении. Всего через несколько дней к этим событиям добавится еще одно, на фоне которого все предыдущие бледнеют: 5 ноября навеки станет зеленым (на черном фоне) днем календаря.

Джордж Лукас, помнится, предварил свою «Призрачную угрозу» оптимистическим девизом: «Каждая сага имеет свое начало». Рекламный слоган фильма Энди и Ларри Вачовски «Матрица: Революция», напротив, звучит по-екклесиастовски скорбно. «Все, что имеет начало, имеет и конец». Конец «Матрицы» наступит 5 ноября — заключительная часть трилогии будет выпущена на экраны по всей планете в одно и то же время. Невиданная ранее дистрибьюторская авантюра предполагает, что первый сеанс пройдет в 6.00 в Лос-Анджелесе, в 9.00 в Нью-Йорке, в 14.00 в Лондоне, в 17.00 в Москве — и еще в пятидесяти странах по местному времени. В тот же час премьера третьей «Матрицы» состоится и в кинотеатрах системы IMAX, где соответствующим образом отформатированные блокбастеры по обыкновению появляются с опозданием.

Образ мира, где сотни миллионов людей в час назначенный собираются вместе, дабы узнать, что они на самом деле не существуют, впечатляет, пожалуй, не меньше, чем сама исходная идея «Матрицы»: мир — не более чем виртуальная иллюзия. Странно, что постструктуралисты из компаний Warner Brothers и Village Roadshow не пошли дальше и не обязали потенциальных зрителей поститься, соблюдать дресс-код или, на худой конец, синхронно подпрыгнуть за пять секунд до начала. Потому что и пост бы держали, и приоделись, и подпрыгнули бы — очень уж хочется узнать, чем там у них дело кончилось. Несколько месяцев назад мир расстался с «Матрицей» на изумленном полувздохе. Досидевшим до конца финальных титров «Перезагрузки» и увидевшим анонс третьей части стало известно, что действие «Революции» будет происходить преимущественно в (относительно) реальном мире, в котором безжалостная механическая армия атакует Сион. Умные и бесчеловечные машины вступят в противоборство с повстанцами в апокалиптическом антураже, напоминающем сладкий сон футуриста Маринетти. И летающий пролетарий Нео (Кеану Ривз) под слишком уж проливным, чтобы быть натуральным, ливнем помчится навстречу агенту Смиту (Хьюго Уивинг), чтобы столкнуть кулаки в самой невероятной рукопашной, которую когда-либо видел мир.

Кажется, что для братьев Вачовски обязательная синхронизация зрительских эмоций — единственный шанс доказать, что они действительно знают, о чем говорят. Если перед премьерой «Перезагрузки» анонсировался как минимум немыслимый апгрейд спецэффектов, то про «Революцию» не известно, в сущности, ничего, кроме того, что на ней-то все и закончится. Навечно, навсегда. Откроется вся правда, точки над “i” будут расставлены окончательно и бесповоротно. В такой ситуации у матричных братьев было всего два выхода. Либо закрыть третью серию на продюсерский замок и не показывать ее никому — даже друг другу. Либо явить ее городу и миру в один ослепительный момент — чтобы оградить Новейший Завет от преждевременных восторгов и/или инвектив. Разумеется, со спецэффектами в любом случае все будет в порядке. И вообще, в «Революции» будет сказано все, нужно только прийти в кинотеатр точно в срок.

Но идти туда боязно. В сложившейся ситуации верить нельзя никому. Может статься, что все трейлеры и спойлеры — фикция. И пред взором «сотен миллионов» в час ноль появится совсем не Ривз, а до боли знакомая зеленая морда. И демонически расхохочется на всех языках мира одновременно: «Внимание! С вами говорит Фантомас!»

И времени больше не будет.

22 октября 2003

Нэо понимает главный закон построения матрицы. Это единство и борьба противоположностей, т.е. там где есть плюс должен быть и минус, где есть добро, там есть и зло.
Поэтому существуют два мира, два антипода друг другу. Если ты умираешь в одном мире, то соответственно ты умираешь и в другом мире. 6 млрд. людей, живущих в матрице, уравновешиваются теми людьми, которые находятся в коконах. А 250 000 жителей Зиона уравновешиваются 250 000 охотников, которые идут на штурм города.
Соответственно, задачей архитектора является поддержание равновесия между мирами, а не победа машин над людьми. И когда Смит стал крушить матрицу, одновременно, пропорционально этому событию, Архитектор был вынужден разрушать Зион.
Далее, реальный мир (Зион) является тоже матрицей. Люди тоже программы и подчиняются Архитектору, только «по условиям игры» им об этом не говорят. Соответственно использование людей вместо батареек и вообще весь конфликт между людьми и машинами – бутафория и неизбежное последствие закона единства и борьбы противоположностей. Нэо это окончательно понимает, когда во время схватки с Бейном слепнет и видит Смита (не Бейна, прошу заметить, а Смита) в желтом матричном фоне, подобно тому, как он раньше видел насквозь людей в зеленом свете в матрице. Ярко желтый фон и есть реальный вид Зиона.
Предшествующий диалог с семьей Сати, когда Нэо узнает, что программы тоже имеют человеческие чувства, подтверждает догадку Нэо о том, что он тоже программа, целью которой является спасение всей системы. Это же ему говорит гадалка, когда он спрашивает ее, как он смог остановить спрутов в реальном мире.
Нэо и Смит связаны друг с другом. Смит является антиподом Нэо, и пока Нэо жив, будет жить и Смит, и наоборот. При этом по условиям «игры» Нэо является неуничтожимым ни в матрице, ни в «реальном мире». Смит это прекрасно знает. К примеру, когда Бейн (Смит) пытался зарезать Нэо во второй части, то перед этим ему пришлось порезать себе вены, чтобы смертельно ранить себя и соответственно нанести смертельную рану Нэо.
В финале нам показывают, как остатки Нэо забирает движущаяся платформа. Все в желтом цвете, т.е. показан реальный вид Зиона, а не то что якобы видит Нэо.
По результатам войны, Архитектор сделал «правильные выводы», т.е. решил проблемные уравнения и нашел способ перестроить матрицу. Это видно в конце. Также понятно, по итогам всей трилогии, что реальности, т.е. материального мира, не существует вообще. Т.е. оба матричных мира (матрица и Зион) находятся вне времени и пространства. Ну, к примеру, до большого взрыва, сотворившего вселенную, или много позже, когда все галактики сожмутся обратно. Поживем - увидим...

4 декабря 2003
3

3/10
Взгляд из прошлого.
впечатление от 10 ноября 2003.
---
Я с нетерпением ожидал второй "матрицы", так как считал, что на основе такого благодарного материала и имея такой бюджет, талантливые люди не имеют никакой возможности сделать плохо.
---
"Перезагрузка" реально подгрузила на тему - хороший ли это фильм в общем, и удачное ли продолжение, в частности.
Конечно, спецэффекты поражали всякое воображение, но где динамика для этого хайтекбоевика? Ее нет вообще.
Помнится, я даже задремал в паре мест «Перезагрузки» в первой половине фильма.
Ни динамики, ни драйва, ни реального сопереживания героям на всем протяжении фильма не возникло ни разу.
Да и откуда ему (напряжению и сопереживанию) взяться, если в первой "матрице" появление агентов вгоняло героев в ступор. Они улепетывали поджав хвосты, а потому бой с агентом Смитом и вышел столь напряженным.
---
В "перезагрузке" же, агентов просто «на раз» щелкает не только Нео, но и его сотоварищи...
Диалоги в своей попытке разжевать и так несложные принципы, надерганные Вачовски’ми из кучи поп-культов 20 века, вообще способны оскорбить даже ребенка.
НО, оставленные тут и там пустоты, недоговоры, недообъяснения происходящему на экране заставили автора этой рецензии в поисках ответов и смысла сходить на это чудо кинематографа не единожды (да-да, кидайте в меня камни!).
---
Даже был сделан вывод о том, что братья специально задебилили, упростили и замолчали сюжетную канву трилогии, чтобы в последней части истории просто разорвать мозг зрителям шокирующей развязкой, на которую намекали события "перезагрузки", а вся реклама и маркетинг "революции" только на этом и держались.
---
НО, тяжеловесный и абсолютно безосновательный пафос «Революции», полное отсутствие чувств юмора и меры, как у фильма, так и у его создателей, явная вторичность и беспомощность самого сюжета, перемудренность в деталях и вакуумная пустота содержания этого титаника в исскустве кино заставили меня всерьез задуматься на тему - а зачем было городить огород и ставить вопросы, на которые сами и не можете ответить?
---
Конфликт цивилизации машин и горстки повстанцев, которые желали освободить человечество, не то, что не продвинулся в своем решении вперед, но и сделал шаг назад. Если раньше "машины" "боялись" хакеров во главе нео, а хакеры питали надежду благодаря своим способностям переломить неблагоприятный для людей ход истории, то по итогам трилогии «машины» пощадили жалких беспомощных людишек исключительно в благодарность за то, что нео уничтожил порождения агента смита.
---
Другими словами - не стоит искать в этом фильме смысла, так как его там просто нет.
Да, в отличие от "Перезагрузки" - здесь все понятно, что происходит на экране, но радости от этого немного. Создатели так и не захотели ответить на ряд вопросов, засвеченных во второй части, не захотели развить интересные идеи, лежащие на поверхности сюжета.
---
В общем, если непродуманный, недодуманный и нелепый сценарий, отсутствие динамики и драйва даже в боевых сценах, актеры, которые окончательно запутались - кого же они играют - вас все еще привлекают, то, конечно, можно и посмотреть этот фильм, представляющей собой вопиющую ошибку создателей.

28 февраля 2009

Фильм слабый, сюжета нет. Несмотря на обилие безумных битв, перемещений в пространстве, адское количество злостных вражеских "осьминогов"-убийц - никакого ощущения реального, даже нереального, движения, развития. Про актерскую работу в таком фильме говорить излишне. Их роль стремится к ничтожной. Самый яркий персонаж - главный злодей, который единственный вызвал эмоции. Остальные выглядели еще более скудно и беспомощно.
Аудитория, которая, видимо, оценила фильм по достоинству - подростки до 20 лет и заядлые поклонники компьютерных игрушек. Из общей продолжительности фильма интерес держат 15 - 20 минут, затем просто скучно и смешно.

17 ноября 2003

Можно много всего наговорить по поводу "Матрицы", и чем больше и подробнее, тем больше будет понятна степень необразованности, неначитанности и прочих качеств человека. Во всем фильме целиком - а я воспринимаю его целиком - без разделения на части, я вижу старые добрые философские размышления, огромное количество проявлений символизма. При этом под каким бы соусом все это ни было подано, будь то боевик, сам экшн - все это отсеивается, как шелуха, остаются основные мысли, фразы, жесты, операторские акценты - кстати, они там очень важны. В общем, имеющий уши, да услышит, и наконец, каждый воспринимает все вокруг себя в соответствии со своим полем знаний: чем больше прочитал, а прочитать стоит многое, начав с философов, ну и классических же "Фауста" Гете, Шекспира; чем больше слышал, сопоставлял сам или читал критику, тем свободней оперируешь множеством понятий. Кстати, в третьей части даже я увидел такие типичные, но от этого не менее удивительные примеры символизма, как ослепление Нео, уничтожение Смита путем самопожертвования Нео... Вообще, если делить на части, то третья - наименее предсказуемая, и завершающая, несмотря на большое количество экшена, - наиболее интересная для меня часть.

27 ноября 2003
7

Пересмотрел Матрицу Революция еще раз. Скажу так, нравится мне этот фильм. Косяков полно. приятно так их находить. И не с той целью, чтобы сказать как всё плохо, нет, просто это очень весело и забавно. Есть такие сайты, где эти косяки описаны. Вобщем, с одной стороны, я ожидал от этого фильма большего, с другой стороны, я сам бы лучше не сделал!

8 апреля 2011
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про боевые искусства
Лучшие фильмы про боевые искусства
Лучшие фильмы про боевые искусства
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13
неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10
недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года