Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Овод

СССР, Россия, 1955Смотреть в
Реклама
О фильме
  • Овод – афиша
  • Овод – афиша
  • Овод – афиша
  • Овод – афиша
  • Овод – афиша
Экранизация, Драма
0+
Александр Файнциммер
12 апреля 1955
12 апреля 1955
1 час 42 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Александра Файнциммера

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

5
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 400
3 мая 2013

В том, что советская экранизация романа Этель Лилиан Войнич стала хитом проката в 1955 г., нет ничего удивительного. Сама книга — это классика стран советского блока, взращенных на революционных легендах, и есть подозрение, что идеологическое наполнение романа менялось от страны к стране и от экранизации к экранизации, учитывая фактор пространства и времени. Так, фильм Файнциммера, если очистить его от итальянских имен и церковных званий, вполне себе мог сойти за пролетарскую притчу о бытности революционеров в Российской Империи где-нибудь в Гаграх. Режиссер, видимо в угоду партии, освободил фильм даже от такой формы ложного сознания, как любовь, и Джемма для Артура стала просто «товарищем», а не любовью всей жизни, и с этой маленькой лжи рождается ложь крупнее, которая бросается в глаза даже тем, кто не читал оригинальную книгу.

Советская ли это наивность, полагающая, будто итальянские страсти кипят так буквально, что глаза закатываются каждые две минуты, а голосовые трели взлетают до небес, или же режиссер намеренно привнес в фильм театральную условность, но «Овод» образца 1955 года даже не претендует ни на историческую, ни на драматическую достоверность. Это спектакль, разыгранный труппой провинциального театра, которая пытается вжиться в роль итальянских борцов за независимость, насмотревшись аппенинских драм.

В какой-то момент, принимая всю ту условность и тот эмоциональный регистр, в котором играют актеры, начинаешь концентрироваться на сюжете, и понимаешь, что Файнциммер мыслил скорее авантюрный роман в духе «Графа Монте-Кристо», чем патриотическую повесть, и нашел компромисс в том, что в авантюрную канву добавил патетичных патриотических вскриков и дерзких памфлетных строк. Если приключения предназначались для преимущественно аполитичной публики, то пассажи Овода» независимости страны скорее для цензурного комитета, и оттого в них был сделан упор на мощь и силу итальянского пролетариата, шпильки в адрес Церкви и восхищение самим Оводом, олицетворяющим мессию, который необходим обществу, как в свое время советским людям понадобились товарищи Ленин и Сталин.

«Овод» Александра Файнциммера — это интереснейший для анализа развлекательно-идеологический продукт и хороший образец советского кинематографа 50-х годов. Сегодня этот фильм бы окрестили трэшевым, но в исторической ретроспективе он является прекрасным документом эпохи, позволяющим много понять о зрителях того времени, более чем благосклонно принявших «Овода»: что им было интересно, на чем они воспитывались, к чему стремились и где при всем при этом находились власть и художник.

0
0

Подборки Афиши
Все