Фильм

Фильм Ночь охотника

The Night of the Hunter (1955, США), IMDb: 8

6.9
8
Предоставлено пользователем: Sergey Degtyarev
1/8

Страшная сказка Чарлза Лотона

Триллер про сыновей преступника, казненного за грабеж и убийство, которым в наследство от отца достались 10 тысяч украденных долларов и один враг, знающий об этих деньгах.

СтранаСША
РежиссерЧарлз Лотон
Продолжительность1 час 33 минуты
Дата выхода25 июля 1955
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Ночь охотника»

9

«Однажды жили-были двое маленьких детей, очень похожие на Гензеля и Гретель, и когда их папа умер, мама вышла замуж за злого человека (Митчем), который делал вид, что он хороший. На пальцах одной руки у этого человека было вытатуировано слово «любовь», а на пальцах другой — «ненависть».

Так описывает сюжет этого фильма Стивен Кинг, небезосновательно считающий «Ночь охотника» фильмом-вехой — из тех, «что пугают нас, потому что пугают». Эту картину могли бы, доживи они до люмьеровского изобретения, снять братья Гримм — но снял Чарлз Лотон, шекспировской закалки лицедей, игравший у Хичкока и исполнивший заглавную роль в «Кентервильском привидении». Этот фильм оказался единственным режиссерским опытом Лотона, что не помешало ему стать классикой. Безумный герой Митчема, в прошлом священник, а ныне отчим-ведьмак, охотится за золотом, спрятанным настоящим отцом малюток, и в своей одержимости превращается в оборотня, а точнее — в злого Волка из настоящей волшебной сказки. Сказки, как и полагается, неадаптированно жуткой и вряд ли предназначенной для детских глаз.

1 мая 2006
9

Довольно обычный день довольно обычного мальчика Джона и обычной девочки Перл омрачает ужасное происшествие – во двор врывается окровавленный отец, только что совершивший ограбление и убивший при этом парочку человек, подбегает к сыну, вручает ему увесистую пачку денег, велит не верить никому и на веки исчезает из их жизни.

Некоторое время спустя пареньку приходится на практике проверить, что значили последние слова отца – в городе появляется обаятельный и красноречивый пастор Гарри Пауэлл (Роберт Митчам), имеющий на пальцах татуировку «LOVE» и «HATE» и поразительную историю на эту тему. В проповедника влюбляется все население небольшого городка, в том числе и мать ребятишек. Да что там, даже махонькая девчушка склонна верить, что «новый папа» очень хороший и милый. Не верит ему только Джон и вскоре оказывается прав.

У сидевшего в одной камере с отцом Джона и Перл пастора Пауэлла есть свои цели, почему он находится в этом небольшом городке. И связаны они с деньгами, которые отец явно передал своим детям. Но кому и как они их спрятали – не ясно, да и надавить как следует не получается, вечно мешается то мамаша, то еще какие деревенщины. А когда выпадает шанс выбить всю дурь из мелких негодников и выяснить, наконец, где же деньги – те и вовсе убегают и, судя по всему, со всеми деньгами.

Так начинается полное страхов и надежд путешествие маленького Джона и еще более маленькой Перл вниз по реке Огайо, преследуемых по пятам готовым пойти на все Гарри Пауэллом, который добился бы своего, если бы не случайная встреча беглецов с гордой, сильной и непоколебимой женщиной преклонного возраста Рейчел Купер (Шелли Винтерс). Таким образом между деньгами и алчущим преступником встает еще более высокая стена.

Единственный фильм, снятый важным актером своего поколения Чарльзом Лоутоном, к сожалению был снят не вовремя. «Классическая американская готика», «один из самых важных и захватывающих фильмов своего времени» и прочие подобные эпитеты картину облепят многие годы спустя. Но ни критики, ни зрители в момент появления фильма в прокате, внимания не уделят. И все эти прекрасные экспериментальные экспрессионистские кошмары, холодящие кровь визуальные приемы, сложный повествовательный крой – все это, как оказывается, предназначалось для более благодарных и воспитанных зрителей будущих поколений. Впрочем, к таким выводам можно прийти и самому, глядя фильм и держа в памяти основной поток картин тех лет.

Необходимо так же отметить и смелость Роберта Митчама, рискнувшего сыграть столь непопулярного, психически опасного, буквально одержимого демоном проповедника. Впрочем, ему было и самому интересно попробовать воплотить образ довольно известного убийцы того времени, попавшего сначала в герои отлично распродававшейся книги писателя-дебютанта Дэвиса Груба, а потом и фильма режиссера-дебютанта Чарльза Лоутона. Кстати говоря, именно митчамовский образ маниакального убийцы стал прототипом для многих синематографических маньяков, в том числе, например, и Высокого Человека из «Фантазма», а его наколки на пальцах «L.O.V.E.» и «H.A.T.E.» где только не цитировались – от фильма «The Rocky Horror Picture Show» до «Симпсонов».

Шикарную работу проделали так же и оператор Стенли Кортез, работавший в свое время с самим Орсоном Уэллсом и построивший столь мощную и яркую картинку для этого фильма, а также композитор Уолтер Шуманн, на счету которого не только музыка к этому фильму, но и практически все, что звучит, поется или просто пугающе позвякивает с экрана. Однако никто, как уже упоминалось, даже номинирован на Оскар не был. Впрочем, такая вопиющая несправедливость с главной киношной наградой случается не в первый и не в последний раз.

Фильм оказался в свое время невостребованным, несмотря на обилие кинематографических достоинств, на самом деле понятно почему. Во-первых, тематика картины была этически сомнительна, да и не слишком популярна (кому интересен фильм, где обаятельный проповедник, в исполнении популярного актера, пытается убить парочку милых детишек для того, чтобы отобрать у них деньги, которые украл их отец). Во-вторых, фильм был черно-белый и снят в стандартных пропорциях, в то время как в моде уже был цвет, а кинотеатры переходили на широкий формат. Ну и образ Гарри Пауэлла, чуть ли не буквально сочащийся педофилией и психопатической агрессией, был слишком смелым для своего времени.

По своей стилистике картина привычно для фильмов нуар наследует как ранним немым американских картинам (особенно готического уклона), так и световому контрасту и выразительности немецкого экспрессионизма. По большому счету, фильм был настолько «черно-белый» и настолько сакцентирован в постановке на тенях и полутонах, что на фоне всепобеждающего цвета в те годы, выглядит как минимум архаичным. А весь этот поэтический символизм и чуть ли не сюрреалистические сцены кошмаров – это не то, к чему стремился зритель того времени, но именно то, что так сильно любит избалованный киноман сегодня.

Единственное жаль – судя по всему, из-за того, что режиссерский дебют Лоутона «не удался», он так в ближайшее время больше ничего и не снял, а через семь лет умер, лишив нас потенциальной возможности посмотреть что-то подобное фильму «Ночь охотника».

21 марта 2011
Все отзывы
Читайте также
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80
фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
Скандинавское фэнтези «Три орешка для Золушки»: каким получился норвежский ремейк старой сказки?
Скандинавское фэнтези «Три орешка для Золушки»: каким получился норвежский ремейк старой сказки?
Скандинавское фэнтези «Три орешка для Золушки»: каким получился норвежский ремейк старой сказки?
Почему мультсериал «Человек-паук» (1994–1998) гораздо круче, чем фильм «Человек-паук: Нет пути домой»?
Почему мультсериал «Человек-паук» (1994–1998) гораздо круче, чем фильм «Человек-паук: Нет пути домой»?
Почему мультсериал «Человек-паук» (1994–1998) гораздо круче, чем фильм «Человек-паук: Нет пути домой»?
11 отличных детских фильмов, снятых не в Голливуде
11
отличных детских фильмов, снятых не в Голливуде
11 отличных детских фильмов, снятых не в Голливуде