Киноафиша Москвы

Фильм «Игла»

(1988, СССР)

6.8
Кино: «Игла»
Кино: «Игла»

Виктор Цой в криминальной драме времен перестройки

Перестроечная криминальная драма о рокерской молодежи конца 80-х прошлого века, которая крепко сидела на игле, слушала Виктора Цоя и требовала перемен.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Семеляк
отзывы:
696
оценок:
70
рейтинг:
476
9

«Игла» — первый советский фильм, убедительно доказавший, что отечественных рокеров можно снимать не только как черно-белые документы эпохи («Рок» Алексея Учителя) и не столько в виде цветных иллюстраций к социальным проблемам («Взломщик» Валерия Огородникова), но и в качестве вполне самостоятельных артистов. Цой стал актером года по опросу «Советского ­экрана», Мамонов сделал первый весомый шаг к будущему триумфу в «Такси-блюзе». Казахский ученик Соловьева Рашид Нугманов снял превосходное тревожное кино, суровую и элегантную песчаную драму с мультипликацион­ными искорками из глаз и элементами радиопостановки; фильм, полный не только цитат из прошлого, но и прозрений в будущее.

Фактически именно «Иглу» с ее подростковой романтикой и крепкими афоризмами — «люди делятся на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги» — стоит считать родоначальницей всей новой питерской криминальной волны («Мама не горюй» и «Апрель»). К тому же Цой отлично сыграл нашего Мишеля Пуаккара — с двухкопеечной монеткой на нитке (чтобы вытаскивать из платного телефона-автомата после разговора), словечком «трахает» на устах и умением жить на последнем дыхании.

5

Отзывы пользователей о фильме «Игла»

Фото Ceban Sergiu
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

Я поклонник группы КИНО и Виктора Цоя ( http://forexmd.narod2.ru/), поскольку с малых лет прожил и вырос с его песнями. (http://forexmd.narod2.ru/birje.html), и до сих пор слушаю его с удовольствием (http://forexmd.narod2.ru/program.html)

1
Фото кино умерло
отзывы:
40
оценок:
57
рейтинг:
101
9

Последний герой на последнем дыхании

В связи со всем известными событиями последних недель, перед страной вроде как бы замаячила перспектива неких перемен. Что уж там случится, перестройка-2, оттепель-3 или революция две тысячи такого-то года — неизвестно, пути Господни, как водится, неисповедимы. Очевидно одно, с новыми лицами, людьми, способными представлять, символизировать и, собственно, творить эти долгожданные преобразования, пока туго, новых героев нет. В связи с этим захотелось вспомнить человека, ставшего глашатаем предыдущей отечественной эпохи перемен, последнего героя перестроечного романтизма, Виктора Цоя. Вдоволь наслушавшись альбомов «Кино», я пересмотрел и знаменитую «Иглу», ленту, целиком посвящённую фигуре музыканта, вокруг него строящуюся и без него невозможную.

Эта картина Рашида Нугманова, птенца гнезда Сергея Соловьёва, провозвестника «казахской новой волны», а ныне политика, — одна из тех лент, что я смотрел ещё в далёком детстве. Смотрел, был впечатлён, хотя и ни черта не понял. Да и что тут было понимать? На экране настоящий Цой, показывающий факи, дерущийся и невозмутимый даже после ножевого ранения. Фильм был любим уже за это. Однако если бы этим достоинства «Иглы» исчерпывались, она бы безусловно канула в лету. Минуло же n-ое количество лет, а фильм не постарел. Как и песни «Кино», он по-прежнему производит сильное впечатление.

Фильм прекрасен тем, что при вполне ясном и однозначном сюжете, многочисленными намёками и недосказанностями даёт разгуляться фантазии зрителя, подталкивает его додумывать-допридумывать детали, и, тем самым, формировать свои, индивидуальные смыслы. Нугманов любит подчёркивать, что у большинства эпизодов картины нет и не может быть единой трактовки, и понимать происходящее на экране стоит только так, как подсказывает собственное чутьё. Подобная свобода восприятия в сочетании с талантливым исполнением позволяет картине одновременно быть и просто «одной печальной историей» одного молодого человека, и масштабной трагедией, вместившей судьбу нескольких поколений огромной страны, и «профессионально беспомощным» опусом ученика, и изысканной работой большого мастера. Каждый волен видеть «Иглу» такой, какой она ему больше нравится.

Вышедший из ниоткуда человек в чёрном (Виктор Цой), направляется, как нам сообщают, неизвестно куда. В городе N этот герой хочет стребовать с сумасшедшего дружка-наркомана (мастер импровизирования абсурдного монолога Александр Баширов) должок. Попутно обнаруживается, что бывшую девушку героя (непрофессиональная актриса Марина Смирнова) местный Айболит (лидер «Звуки Му» Пётр Мамонов) любезно подсадил на «морфина гидрохлорид». Попытка вылечить подругу двухнедельной поездкой к умирающему Аральскому морю с треском проваливается. Герой мстит Айболиту, наркомафия, с которой тот подвязан, мстит герою. Человек в чёрном разбитой походкой возвращается в никуда.

В этой трагической истории, начавшейся из ничего, и кончившейся тоже вроде бы ничем, отчётливо проступает «правда жизни», причём, как подчёркивает сам Нугманов, «правда жизни» в понимании, близком к пониманию Дзиги Вертова. Отличие от вертовской трактовки «правды жизни» состоит, пожалуй, лишь в том, что в «Игле» столкновение романтики с реальностью заканчивается торжеством последней. Герой времени, смахивающий разом на Роберта Смита и Сида Вишеса, на персонажей Клинта Иствуда и Брюса Ли, чужой среди чужих, при всём желании и при всех умениях, не способен противостоять жёсткой реальности. Погибает ли персонаж Цоя или остаётся жив, это никак не влияет на мир, не утрачивающий безумия.

Сумасшествие мира (и его реальность) передаются различными оригинальными, в духе Годара, способами, к примеру, через уморительно жужжащие отовсюду СМИ: уютный женский голос на радио представляет персонажей фильма, безмятежность наркоманки после очередной дозы поддерживает довоенный Айболит, а уроки итальянского сопровождают расправу над врачом-поставщиком наркотиков. Парадоксально, но реальные люди этого мира безумны, к примеру, врач, подсаживающий людей на наркотики, или убогий чудик, мнящий себя вождём. В такой кампании обычный человек, желающий сохранить себя и свои принципы и впрямь становится героем, романтиком, разумеется, неуместным.

В реальной жизни Цой тоже был романтиком, и тоже героем, и тоже последним. Собственно в «Игле» он и не играет, он просто живёт, как жил каждый день. После трагедии 15 августа 1990 г. эта единственная лента с Цоем в главной роли окончательно утвердилась для меня в качестве метафоры его пути (да как и пути почти любого русского поэта). Он трагически, но вовремя ушёл, не сумев изменить этот мир, но сумев остаться собой. То же — в «Игле».

1
Фото Кирилл
отзывы:
74
оценок:
92
рейтинг:
110
9

Никак не могу понять, что меня так привлекает в этом фильме. Так же как и в Ассе. Да и во многих других фильмах этого периода. Возможно, их снимали люди, которые чувствовали дух свободы. Дух перемен. Того, что скоро все изменится. Вот и показывали тех героев, которые больше делают, чем говорят. Для которых правда одна. Вера в себя и свои силы. И то, что если не ты, то никто.
Не знаю, кто как понимает это все. Но для меня это лишь подтверждение того, что мир меняется только тогда, когда ты начинаешь менять его сам, вокруг себя.

1
Фото сергей коновалов
отзывы:
857
оценок:
1000
рейтинг:
638
7

Кино про "Кино"

Культовый советский преданалог "Реквиема по мечте" с шикарным музыкально-танцевально-актёрским треугольником: Цой-Мамонов-Баширов. Фильм стёбно посвящяется советскому телевидению - отсюда рваный монтаж с элементами анимации, временные отключения и переключения программ, а также неожиданное появление балерин после какого-нибудь укола морфия. Надо сказять, выглядит всё довольно мрачно и нежизнеутверждающе для 1988 года - алматинские нарки и гопники, "где стекло?", разложившаяся медицина, заброшенные парки аттракционов, ржавые корабли и высохшие моря. Что-то изменилось с тех пор? Пересмотрите Балабанова:)

P.S. Всё начинается с сигареты ("В 12 часов дня он вышел на улицу и направился в сторону вокзала. Никто не знал, куда он идёт. И сам он тоже.") - и заканчивается ей же. Вот он, морфий. На все режимы и времена.

1
Фото moscourouge
отзывы:
1
оценок:
83
рейтинг:
1
3

Р.Нугманов снял фильм «Игла» (по сценарию А.Баранова и Б.Килибаева), во многом напоминающий «Ассу» и снятую им же двумя годами раньше «Йя-хху». Из «Йя-ххи» были взяты элементы радиопостановки; эпатажность, ритмы рока, актер-музыкант В.Цой объединяют все три фильма. Ударение в фильме «Игла» ставится на две проблемы: наркоманию, разгул молодежных банд и взрослого криминала, оттого картина вышла мрачной и утомительной. Самое лучшее, что есть в фильме – это игра П.Мамонова и В.Цоя (и его музыка), которая придает более глубокий культурный контекст картине. В «Игле» запечатлены перестроечный криминальный хаос, жизненная разладица и, что гораздо более значительно, – главный рок-музыкант и поэт времени В.Цой.

1

Галерея