Фильм

Фильм Красный круг

Le cercle rouge (1970, Франция, Италия), IMDb: 7.9

7.1
7.9
Красный круг – афиша
Предоставлено пользователем: Margarita Shubina
1/12

Ален Делон грабит ювелирный

Широко известный в криминальной среде вор Кори (Делон) помогает бежать из тюрьмы не менее именитому коллеге Фогелю (Волонте) — на том условии, что следующее дело они провернут вместе. Речь идет об ограблении ювелирного бутика на площади Вандом. Комиссар Маттеи (Бурвиль) об этом догадывается.

СтранаФранция, Италия
Продолжительность2 часа 14 минут
Дата выхода18 октября 1970
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Красный круг»

9

Широко известный в криминальной среде вор Кори (Делон) помогает бежать из тюрьмы не менее именитому коллеге Фогелю (Волонте) — на том условии, что следующее дело они провернут вместе. Речь идет об ограблении ювелирного бутика на площади Вандом. Комиссар Маттеи (Бурвиль) об этом догадывается.

Мельвилль в «Круге» довел свой стиль — минимум слов, максимум меланхолии, сто мелочей механизма преступления, пуля в лоб под титр «Конец» — до совершенства и нашел идеальную дистанцию между зрителем и своими героями. Вот Кори ждет бежавшего Фогеля в зимнем поле, курит у машины, поглядывает в сторону бензоколонки; мы наблюдаем за встречей двух мужчин метров с десяти, снег ухудшает видимость, долетают лишь редкие слова. Вот собравшаяся банда орудует в магазине: полчаса герметичный кадр, в котором творится молчаливое представление, замкнут прилавками и осветительными приборами, как обзор комнаты — периметром дверного глазка. Зритель наделен взглядом следящего сыщика, который в общих чертах видит все, но вынужден додумывать детали. Своих бандитов Мельвилль награждает грацией фокусников и грустью ангелов — чтобы зритель-сыщик принял решение: «Таких — не сдам никогда». В момент, когда это все же должно произойти, Мельвилль выпускает обойму трагического финала, избавляя нас от предательства, совершая его за нас. Как сама судьба.

1 января 2001
9

Крепкая криминальная драма, не 100%-ный экшн, и даже с нотками психологизма, но при этом выглядит породисто. Этому способствуют множество факторов. Режиссёр Мельвиль в своём "золотом" периоде творчества. Отличная троица главных героев-гангстеров: Волонте, Монтан, и это при молчаливом предводительстве самого Алена Делона. Каждый из этих персонажей ощущается весомой личностью, и вызывает глубокое уважение, несмотря на статус преступника. А тут ещё и Бурвиль - комиссар полиции. Определённые загадки сюжета, как то, случайно ли Кори встретил Вожеля, и на что же он всё-таки подписался, выходя из тюрьмы - придают прямолинейности повествования хорошие оттенки. Ну и конечно, налицо традиционные переживания: гладко ли пройдёт задуманная операция, удастся ли победить силам правопорядка своих достойных соперников, и какой ценой это произойдёт? Все ответы однозначны.

4 марта 2017
9

Красный круг – это такое место, в котором встречаются люди, которым предназначено встретиться самой судьбой, даже если они совершенно не знакомы друг с другом. «Красный круг» - это фильм великого французского эстета, в котором два незнакомых друг с другом человека – вор Кори (Ален Делон), который перед выходом на свободу получает весьма полезную информацию от охранника, что в городе можно неплохо обокрасть, и грабитель Фогель (Жан-Мария Волонте), сбежавший от перевозящего его комиссара Маттеи (Бурвиль) и волею судеб прячущийся в багажнике машины Кори. Вся полиция столицы отправлена ловить Фогеля, а тот, в это время, вместе с парой подельников Кори, замышляет и проворачивает нахальное ограбление ювелира. Еще одна идеальная картина Мелвиля, в которой все подчиняется единственной воле создателя фильма, желающего, чтобы все, что происходит в фильме, происходит элегантно и выверено, и у него это вновь получается.

Ведь даже то самое буддистское изречение в начале фильма имеет такое же отношение к буддизму, как и вступительные слова в «Самурае» к бусидо, то есть Мелвиль его попросту выдумал, чтобы все выглядело более красиво и изящно, глубоко. Что ж, Мелвиль – из тех режиссеров, которым обман прощаешь с легкостью, ибо он не дает забывать, что такое кино и для чего оно вообще нужно, отбрасывая все эти высокопарные размышления его коллег по ремеслу, в разное время пытавшихся так или иначе использовать кино в несколько иных целях. Простить получается и в этот раз, ибо фильм получился идеальным. Сложно сказать, лучше он или хуже «Самурая», у них разные оттенки, обертоны и мелодии, свои сильные стороны, но как минимум, он его не хуже, не менее важен и не менее эстетически безупречен.

Фильм можно смело рассматривать как подведение итогов всего творчества французского режиссера. Да, будет еще «Полицейский», но по эстетическому уровню и уровню мастерства именно «Красный круг» воспринимается как главный фильм в фильмографии Мелвиля. Да что там, режиссер изначально планировал задействовать в фильме всех своих главных актеров – Бельмондо, Мериса, Вентуру, но, кроме Делона, в результате никого в главной роли не снял. Тут стоит еще отметить смелое и удивительно сработавшее решение снять в очень серьезной роли комиссара полиции знаменитого комика Бурвиля, в оправданность поступка мало кто верил до появления фильма на экранах, но Бурвиль сыграл превосходно – «Красный круг» стал, наверное, единственной картиной с его участием, когда улыбаться при его виде совершенно не хочется.

Как и в «Самурае», в «Красном круге» Мелвиль устроил тотальное выхолащивание повествования и киноязыка до уровня образов – грабитель, полицейский, вор, кража, допрос, изо всех сил стараясь избегать каких-то переживательных или интимно-личностных моментов во всем, что касается раскрытия персонажей. Кроме того, режиссер старательно стирает грань между сном и реальностью, как между ложью и правдой – ведь все, что показано на экране это обязательно ложь, но и в свою очередь правда, только в своей кинематографической реальности. Так сделано и знакомство зрителя с персонажами Делона и Волонте, когда герой последнего засыпает в купе поезда, первый открывает глаза.

Законы логики здесь вообще не имеют никакой власти, но и в хаос картина не превращается – из кусочков казалось бы довольно сомнительных по вероятности происшествий Мелвиль выстраивает идеальную геометрическую фигуру. Только в кино можно попасть в далекую цель, отбросив штатив для винтовки только потому, что так будет просто круче. Именно в кино человек может выпрыгнуть из окна поезда, а потом, даже не прихрамывая, убегать от сотен полицейских. Это кино, и физика, как и логика, тут не всегда определяет события. Мелвиль создает свой собственный мир, элегантный и изящный. У него Фогель не будет снимать трусы, когда будет перебираться через холодную реку, хотя снимет все остальные элементы одежды – это же, в конце концов, было бы не очень красиво, согласитесь, а если в «Красном круге» может произойти что-то некрасиво, то это не произойдет.

8 июня 2012
Все отзывы
Читайте также
Фильмы про ограбления, которые украдут у вас только время
Фильмы про ограбления, которые украдут у вас только время
Фильмы про ограбления, которые украдут у вас только время
20 захватывающих фильмов-ограблений
20
захватывающих фильмов-ограблений
20 захватывающих фильмов-ограблений
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11
фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
9
фильмов «Марвел», которые вы не видели
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость