Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Эксперимент

Das Experiment, Германия, 2001
О фильме
  • Эксперимент – афиша
  • Эксперимент – афиша
  • Эксперимент – афиша
Триллер
Оливер Хиршбигель
7 марта 2001
2 часа
dasexperiment.de
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Оливера Хиршбигеля

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Михаил Брашинский
503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1026
1 декабря 2001

20 здоровых мужчин за небольшое вознаграждение соглашаются поучаствовать в медицинском эксперименте: на две недели их поместят в условия реальной тюрьмы и предложат выжить в соответствии с обстоятельствами. Разделят на группы, восьмерым дадут в руки дубинки, двенадцати — номерные робы, и вперед, время пошло. На пятый день, согласно отчету, двое заключенных — в больнице, один в депрессии, у остальных наблюдается чувство беспомощности, утрата ощущения реальности, дезориентация, готовность к повиновению, способность к насилию и полная потеря собственного «я».

События, подобные этим, произошли в 1971 году в Стэнфордском университете в Калифорнии и известны в истории психиатрии как «Стэнфордский тюремный эксперимент». Тогда испытания пришлось остановить на шестой день: обращение «надзирателей» с «заключенными» достигло опасной черты, и как только пациенты стали проявлять признаки обостренной депрессии, их выпустили на волю. Немецкий «Эксперимент» идет гораздо дальше — и шестого дня, и депрессии. Потому что источник вдохновения у него другой: не мягкотелые американские опыты, а «реальное телевидение». «Последний герой за стеклом одиночки». И видеокамеры имеются: доктора наблюдают, пока им дают. Настоящий ужас начинается — не когда проливается первая кровь, а когда граница между реальностью и игрой стирается. От реальности нельзя ожидать, что она будет играть по правилам. От нее можно ожидать всего. Если смотреть фильм как комментарий к звериности нашей натуры, то он слишком предсказуем. Скорее, это предупреждение об опасности подглядывания. Только вот предупреждать уже особенно не о чем: «реальное ТВ» в Европе — это уже прошлый сезон. Очень быстро оказалось, что все-таки гораздо приятнее смотреть, как какой-нибудь идиот выигрывает миллион, чем как он чистит зубы, чешет зад и мочится на сокамерника.

0
0

Отзывы

9
Александр
46 отзывов, 106 оценок, рейтинг 222
20 июля 2009

Замысел фильма великолепен - показать реальную картину человеческого сознания, нашего сознания.
Мы наблюдаем лавинный рост насилия и вседозволености только стоит дать человеку почувствовать безнаказанность.
Есть некоторые ляпы, по сценарию, которые слегка раздражают, например, как можно было ставить такой эксперимент не имея охраны, хотя профессор, задумавший это не производит впечатление вменяемого человека.
Потом, официальный запрет насилия, который не подтверждается при первых же попытках его применения выглядит как-то глупо.
Фильм жесткий, местами жестокий, сцены насилия сняты на 5+ очень реалистично.
Принцип "нельзя официально, но если очень хочется, то можно" в России очень распространен.
Ситуация, в которой одним очень добрым людем дают дубинки и полные полномочия, а других сажают в камеры, понятна и предсказуема. Заключенных превратят в
"лагерную пыль", быстрее, чем они этого ожидают.
Фильм лишний раз это подтверждает.

2
0
7
Егор Лем
10 отзывов, 10 оценок, рейтинг 14
14 марта 2009

Посмотреть немецкий фильм «Эксперимент» мне довелось на волне эмоций после «Новой земли». Темы, в общем то схожи. Однако «Эксперимент» смотрится тяжелее, да и режиссура здесь несколько иного уровня. И снова у меня не возникает желания разбирать технические стороны картины. Фильм Оливера Хиршбигеля гораздо жестче русского собрата. Вывереннее и четче. Удар в челюсть с методичным добиванием лежачего. И конечно, такой фильм могли сделать и сыграть только немцы. С их железной педантичностью и вниманию к мелочам.

События выстраиваются в последовательную схему, неспеша давая прочувствовать весь ужас ситуации. И это при том, что нельзя глаз оторвать от экрана. Камера не стесняется показывать насилие, его здесь много. И оно разнообразно. Смотреть на все это мучительная и почти невыносимая пытка. На ум так и приходят строчки песни Пикника и Вадима Самойлова — «Не кончается пытка». Насилие здесь не так сладостно, как у Лилианы Кавани, оно противоестественно с одной стороны и обусловленно человеческой природой с другой. Не будите лихо, пока оно тихо.

Науке неведом страх перед неизвестным. Учеными движет одна цель — Исследовать, доказать, изучить, препарировать. Но это наука исключительно в лабораторно-пробирочном состоянии. Оторванная от настоящего мира. Идеальная. А в реальной жизни, все несколько иначе. Не стоит провоцировать человека, в этом виде он вам не понравится. Дикий инстинкт, дремлющий в нас с вами, только и ждет часа, чтобы вырваться наружу, сея хаос и безумие.

Немаловажную роль играет и психология человека. Она может быть либо хищника, либо жертвы. Люди, в нашем многоликом и подавляющем очень много в человеке мире, становятся все скрытнее, злобнее и опаснее. И если выпадает шанс выпустить эту злобу и ненависть, будьте покойны, он этим шансом не преминет воспользоваться. Если выражаться языком комиксов — выпустит своего Халка наружу. И окружающим не поздоровится. Эксперимент — опасная игра без правил. Игра с огнем, который будет погасить сложнее, чем разжечь.

И все это осложняется чувством безнаказанности. В этом состоянии, рамки общества сносятся с пути и воцаряются законы гораздо более древние, чем те, по которым мы сейчас живем. А тот, кто эти законы понимает, тот и правит. Неслучайно у фильма существуют определенные ассоциативные параллели с событиями имевшимы место быть в Германии лет так 70 назад. От фашизма немецкое общество еще толком и не оправилось. Тот эксперимент был глобальнее. Это лишь уменьшенная его копия. Но если брать ситуацию в целом, подобные эксперименты происходят с человечеством постоянно, а выводов адекватных ситуации как не делалось, так и не делается. Грабли одни и те же.

Еще один немаловажный фактор — в чьей шкуре окажется человек. История знает немало примеров подлых и трусливых вождей, замещающие зияющие дыры жесткостью и кровожадностью. И другая сторона — смелые до безрассудного рабы. Ролевая ситуация может меняться в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Но по сути она универсальна. Паршивая овца найдется в любом стаде.
«Эксперимент» — это не кино в чистом виде, а пресловутый эксперимент (да простится мне это тавтология) над зрителями. И предупреждение, что не надо лезть туда, куда не стоит. Ибо инстинкт самосохранения должен быть превентивным по отношению к чувству любознательности. Хотя бы надо быть поосторожней на этом пути. Есть вещи о которых лучше только догадываться.

2
0
7
Corvin
54 отзыва, 59 оценок, рейтинг 84
28 августа 2013

Вариации на тему "Повелителя мух" - не частый гость на общемировых экранах. Сомнений в том, что людям не нравится, когда их детские фантазии вытаскивают на свет Божий, ни у кого нет. А в Голливуде и подавно. Так и плетутся, подбирая крохи незаезженности и свежих идей, уже начинающих попахивать. И ладно бы сделали лучше, нет, у "наших американских партнеров" - все, как всегда. Поэтому говорить будем про немцев.

Можно, конечно, проводить параллели с Фукасаку, но там планка безнадежно рухнула в сторону менталитета. Однотипные персонажи, невнятная идея. Еще один камень для пирамиды, разделяющей наши мировоззрения. Занавес уже поднят, но каменные лица молодой поросли абсолютно ничего не выражают. В топку, и побольше дров.

Однозначно другим, более взрослым должен был стать новый опус на старую тему. И стал. Гарантированный смысл внутри клетки - сколь узок барьер, отделяющий мыслящую личность от части взвизгивающей, истекающей своры ублюдков, резко забывших принципы гуманизма. Эффект толпы - как курок на взводе. Никогда не знаешь, когда количество перейдет в качество. Нам четко дают понять - достаточно малейшего послабления, и все полетит в тартарары. В реалиях нашего существования - можно просто выключить свет.

Крамольная мысль не дает покоя: совсем не важно, с какой стороны находишься ты. Повлиять на ситуацию можно. Если ты привязан к стулу, твой выбор невелик - инстинкт выживания найдет тот правильный путь, за который не будет стыдно.

Чувствуя за спиной смрадное дыхание зомби, минуту назад бывших людьми, тебе не нужно выбирать. Они уже все решили. Они тебя поддержат. Они - стадо. Точка невозврата - это не место, это состояние души. И выглядит она именно так.

Хватит ли тебе мужества бросить биту и уравнять шансы?

1
0
9
Татьяна Таянова
188 отзывов, 236 оценок, рейтинг 369
30 марта 2013

Дааааааааааа… Фильм дает богатую пищу для ассоциаций и воспоминаний разного толка. Кому-то, может быть, вспомнятся «Бесы» Достоевского, кому-то одно из набивших оскомину реалити (типа «Дома-2»), кому-то знаменитые экспериментаторы Булгакова (Персиков, Преображенский), кому-то сам ад… Мне вспомнился мой детский садик, эпизод, когда воспитательница оголила провинившегося мальчика и поставила его на высокий-высокий, как мне тогда казалось, стол. Получилось что-то вроде статуи позора – и страшно, и стыдно, и неповадно. Думаю, Чернышевскому было легче стоять у позорного столба…

Что стало с этой воспитательницей, не знаю. Меня из этого сАда быстро забрали, т.к. рассказывать сгущая тона я уже тогда умела … И только потом, повзрослев, я поняла, что же это было. Со всеми нами. И с униженным мальчиком, и с остальными – смотревшими. Насилие. Обычное, повседневное, человеческое - слишком человеческое - н а с и л и е. Инициированное маленькой властью мелкого, слабого, страшного существа. Властью, раздутой в больной бабьей голове до гигантских размеров.

Слабость и сила… Почему слово наСИЛие включает в себя последнюю? Это неверно!
Помните, кого отобрали в охранники для эксперимента? Правильно, слабых.
Неспособных долго выдерживать психические и физические перегрузки, не способных благородно страдать, мужественно переносить боль, не ожесточаться до зверства…

А сильный… он даже когда стоит голый на коленях, чистит собственной рубашкой унитаз, слушает насмешки, оттирая ногтем присохшее к нему г…но, знает, уверен, что победа… будет. Она уже есть, раз так велико, раздуто и откровенно желание его унижать. Раз велик страх перед ним…

Только слабость завоевывает покорность унижением, только слабость доказывает власть насилием, только она много говорит и суетится, добиваясь исполнения приказа, только слабость отнимает свободу, только она – испуганная, издерганная и униженная ежедневным, болезненно невыносимым узнаванием самой себя – насилие.
Страшное, обычное, человеческое.

Я не знаю, хотели ли авторы «Эксперимента» «прокачать» темы вины экспериментаторов, ответственности распорядителей и хозяев этой вышедшей из-под контроля игры. Наверное. Но не эти темы главные.
Важно другое: каждый ответственен за то, что попал в страшный подвал-темницу. Каждый с легкостью дал согласие быть охранником или заключенным. Каждый был уверен: я справлюсь, ведь это всего лишь игра. А для кого-то даже игра в игре, двойная (помните очки главного героя и скрытую в них камеру?). И каждый заплатил за то, что относился к игре слишком поверхностно и наивно-легкомысленно. Ведь любая игра становится явью, если в нее очень сильно поверить, или очень сильно возненавидеть, или очень сильно испугаться ее… Она питается нашими самыми сильными чувствами, инстинктами, подавленными стремлениями, желаниями, комплексами, страстями, страхами… И чем больше у нее подобных подпиток, тем более она жизнь.
И страшно то, что кого бы мы ни играли, мы неизбежно остаемся собой. В любом вымысле. Из собственной шкуры не выпрыгнешь, это и по Станиславскому правда, и по Фрейду, и даже по пословице "горбатого могила исправит". Не игра уж точно.

И вот «горбатость», то есть слабость, оказавшись в шкуре силы, возомнив о себе многое, начинает террор-месть за саму себя. И мстит она, конечно же, прежде всего силе - номеру 77. Еще мальчиком семьдесят седьмой, преодолевая страх наказания темным замкнутым пространством, противостоял деспоту-отцу, терроризировавшему его запретами. И вот все повторяется. Но он выдерживает. И не только. Он ломает замкнутое пространство - черный ящик долго мучивших его страхов. И вырывается. И спасает всех, даже своего главного мучителя. И выходит из эксперимента не потому, что он закончился, не потому что не смог, а потому что победил и игру, и рожденные ею страх, месть, ненависть, преодолел насилие в себе. И стал по-настоящему свободным человеком. Аллегорией этой свободы становится необъятная морская даль, которую 77-й вместе со своей любимой девушкой созерцает в финале.

Меня до сих пор мучает мысль, что стало с самым непослушным мальчиком в нашей группе, оскорбленным «силой» воспитательницы. Вырвался ли он из этого страшного педагогического эксперимента? Нашел ли свою свободу? Или эксперимент для него продолжается? И тогда кто он в этой затянувшейся игре?..


1
0
7
Иван Васильевич
410 отзывов, 538 оценок, рейтинг 200
17 декабря 2009

Жестокий фильм. Замысел великолепен. После просмотра почему-то вспомнил армейскую дедовщину, где юный "дух" сразу примеряет на себя робу заключённого, а на последних месяцах службы, когда становится "дедом" ведёт себя как надзиратель. Это инстинкт, если тобой командуют - надо подчиняться.

1
0

Подборки Афиши
Все