Фильм

Фильм Покаяние

1987, СССР, Грузия, IMDb: 8.3

7.1
8.3
© Грузия-фильм

Политическая фантасмагория про грузинского диктатора

Политическая фантасмагория про грузинского диктатора, чье тело сразу после похорон выкопала из могилы женщина, отца которой он когда-то погубил. Гран-при жюри и приз FIPRESCI на МКФ в Каннах.

СтранаСССР, Грузия
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа 33 минуты
Дата выхода1 мая 1987
Возрастное ограничение0+
9

"Покаяние" Тенгиза Абуладзе, рецензии пользователей: сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

А в 1987-м, когда фильм вышел, спустя три года после производства, очереди в кинотеатры вытянулись как в Мавзолей. И люди в них стояли с чувством выполнения миссии. "Это надо смотреть". Гражданский долг и всё такое. А теперь вот "сюда пока никто не добрался". Боже, как я стар...

О "Покаянии" было известно, что это завершающая часть трилогии, составленной им с фильмами "Мольба" и "Древо желания". Эти первые два фильма большинство тогда не видели, но о них шли слухи, что это что-то страшное. И наконец все до последнего знали, что "Покаяние" был "положен на полку", а теперь "снят с полки". О лучшем маркетинге в советском союзе можно было и не мечтать. Но ладно очереди, мы выходили с чувством обретения чего-то, за чем пришли. Т.е. картина вполне оправдывала самые высокие ожидания.

Такая характерная грузинская монтажная фразировка фильма, колористика. Неспешный ритм повествования, мутный, невыносимый "грузинский саспенс", какая-то неповторимая эпичность. Сочетание предметов из разных эпох, рыцарские латы и автомобили, отсутствие привязки к месту и времени. Небольшой, хотя и совершенно грузинский городок, находится вне времени и пространства. В 2010 г. воздействие, которое оказывал фильм "Покаяние" в 1987 г., называется "крышу сносит". Художественная форма фильма, начиная с его названия, полностью соответствует его социальной роли в момент выхода - это икона.

Иконы, так же, как и всё остальное, со временем могут терять свою силу, другие наоборот, как будто бы вбирают её от молящихся на них, чтобы узнать, как это с "Покаянием", надо посмотреть этот фильм сейчас, 23 года спустя.

Пышными похоронами бывшего городского головы, который уже много лет как отошёл от дел, руководит сын покойного - уважаемый человек, но которому весьма далеко до усопшего. Наутро, впрочем, покойник как ни в чём ни бывало стоит, прислонённый к дереву на лужайке напротив дома своего сына. Об этом извещает понятно истошный вопль его супруги. Теперь его закапывают уже тихо, но на следующее утро он стоит у того же дерева, продолжая потихоньку портиться. На этот раз в дело вмешивается полиция, впрочем, толку от неё никакого. Над могилой ставят клетку, после чего наутро покойник уже не стоит у дерева на лужайке, а сидит за столиком на городской площади.

На кладбище оставляют многочисленную засаду. Она никого не поймала бы, эта засада (неподалёку знакомый накрыл пышный стол, городок-то грузинский), но внук Варлама Аравидзе, по собственному почину и незаметно стерёг гробокопателя. Он-то и подстрелил из ружья человека в чёрном и с лопатой. Который, когда на него кинулись разъярённые люди с ружьями и собаками, оказался местной кондитершей.

Есть такая, как всё в Грузии, древняя традиция - бросать тело врага на расклёв птицам (по-своему экологично), и в данном случае речь идёт именно об этом обычае.

Легко раненная и потрясающе эффектная дама начинает суду свой рассказ о том, почему она не даст Варламу Аравидзе спокойно истлеть в земле. Действие полностью переносится в то время и к тем героям, о которых она говорит. Это и есть основная история "Покаяния". История, которая потребует от зрителя куда большего мужества, чем "Обыкновенный фашизм" или "Нюрнбергский процесс". Потому что там речь - об уже случившемся. Потому что за кадром звучит такой родной и такой дружественный Михаил Ромм, который рядом, и напоминает - это случилось, но мы здесь и живы. А в историю госпожи Баратели погружаешься с головой, забываешь о том, что есть куда выйти. Переживаешь не "за" героев, но вместе с ними, оказываешься среди них и одним из них. Что рассказывает госпожа Баратели, - узнает тот, кто посмотрит, если только ему хватит силы.

Трудно сказать, как воспримут этот фильм родившиеся в 90-е. Нет, как они его восприняли бы, если бы они его увидели, потому, что у большинства времени на это старьё уже не найдётся ("Аватар", опять же). Конечно, в любые годы сосуществуют разные группы одного возраста, но немалая часть зрителей из разных поколений понимали, что при всей своей нарочитой гротескности - это история их жизни. И выходя из кинозала они попадают именно в этот городок, из которого нет выхода, как из "Города Зеро". Или, по-другому - мрачный вариант "Дня Сурка", без хэппи-энда. В этом, быть может, и крылась суть дела.

Сын своего отца, даже если бы и захотел, не в силах помешать "решению вопроса", - признанию госпожи Баратели сумасшедшей. А его собственный сын, внук вечно-выкапываемого, стреляется из подаренного дедом ружья, потому что верит тому, что до сих пор предчувствовал.

Сыну Варлама, Авелю, ничего вроде бы уже и не отстаётся, как самому выкопать батюшку и сбросить его с обрыва в пропасть, к чёртовой матери. Благо пропасти в Грузии - на каждом шагу, такое уж место - обрывистое.

Даже пересказав сюжет более подробно, пересказав, слова госпожи Баратели, в данном случае ничего не крадёшь у потенциального зрителя. Не более, чем пересказав сюжет "Моны Лизы" Леонардо, или 40-й симфонии Моцарта. Самое страшное, что в этом фильме есть - совсем не события. Не слова и не действия людей, но сама атмосфера полной безвыходности. Блеск в стёклах очков. Улыбка кукловода. Отведённый в сторону взгляд.

Убеждён, что этот фильм следует показывать детям в школе, хоть это и взрослому... Не всякому по плечу. И, отчасти, именно поэтому. В старших классах. Всем и обязательно. Вместе с "Нюрнбергским процессом" и "Обыкновенным фашизмом". Это прививка. И чтоб не отлынивали. Да, Петров, на "камчатке", - тебя это тоже касается!

17 марта 2010
Все отзывы
Читайте также
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20
советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
21 апреля 2021
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
14 октября 2021
Гид по ФАНК: что смотреть с детьми на фестивале нескучного научного кино
Гид по ФАНК: что смотреть с детьми на фестивале нескучного научного кино
23 сентября 2021
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5
мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
16 сентября 2021