Москва

Фильм
Тучи над Борском

1960, СССР, Россия, IMDb: 6.1

оценить
16+
1 час 26 минут
Дата выхода в России
1 января 1960

Советский фильм 1960 года — история десятиклассницы, угодившей в секту

Фильм рассказывает о трагической судьбе десятиклассницы, попавшей в секту.

В ролях
Режиссер фильма «Тучи над Борском»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Тучи над Борском»

Фото киноисторик
Фото киноисторик
отзывы: 120
оценки: 120
рейтинг: 0
10

Художественный психологический репортаж "Тучи над Борском" - это предельно реалистичная хроника мрачного быта русской феодальной провинции. Из цензурных соображений события происходят в глухом рабочем поселке, в которой всем заправляют законспирированные коррумпированные полицаи-старосты из семей бывших управляющих помещичьих имений и чиновно-купеческой среды, блюдущие крепостные (классовые) законы своих хозяев-богачей. Из метрополии приезжает молодая учительница, типичная голливудская (скандинавская) блондинка, чей внешний вид и манеры сильно контрастируют с убогим сельским антуражем. И это вовсе не идеологическая "клюква", а смысловой элемент для ориентации зрителя в сути описываемых событий, которые в действительности происходят не где-то в глубинке, а в мегаполисной среде. Директор местной школы, которая больше похожа на кадетскую семинарию, где девочки и мальчики строго соблюдают кодекс послушников-комсомольцев — типичный камер-юнкер с выправкой и манерами нацистского офицера, зорко следящего за соблюдением монастырских административных общеобразовательных правил. Поэтому он публично унижает простую наивную девушку, влюбившуюся в манерного дворянского сынка, который использует ее искренние чувства самым корыстным и подлым способом. Десятиклассница становится жертвой умелых интриг хитрых манипуляторов, которые совершенно безнаказанно доводят ее до сумасшествия и преступления (эпизоды, где она находится в состоянии экзальтации и явно под воздействием наркотических веществ, с кадром "распятия на кресте", последовавшем после бредовых обвинений в нелепых злодеяниях), Ее отец, единственный не двойственный, честный трезво мыслящий персонаж фильма, который не похож на социального оборотня, занимает ответственную должность на производстве, и своей принципиальностью чем-то помешал хозяйственно-партийной мафии. И поэтому его доводят до инфаркта и кладут в больницу, где он скорее всего умирает. В результате квартиру, где они проживали, забирает себе сосед-хозяин с его группой молельщиц-паломниц, шантажирующих прошлыми "подвигами" местных жителей, чтобы те выполняли все указания их шефа-чекиста.
Неслучайно, романтический кумир главной героини называет профессию своей эксцентричной чопорной тетки, проживающей, кстати, в роскошных для скромных служащих апартаментах, и распевающей за игрой на фортепьяно революционные интернациональные демократические псалмы в духе: "поднимайся на борьбу смиренный народ" (замечательная сатира на якобы преследуемых тоталитарной властью диссидентов-оппозиционеров — криминальных агентов-провокаторов жандармских колониальных служб, чьи права всегда были защищены институционально) — работник госстраха. Поскольку свободный доступ к личной информации обо всех жителях могут иметь только сотрудники карательно-сыскных органов — носители грязных личных секретов и тайн (сокращенно — сектанты). Кем на самом деле являются "заговорщики-подпольщики" остроумно показано и рассказано в эпизоде с тайным собранием в амбаре, когда во время коллективного зачитывания (пародия на партийные сборы) говорится о проекте разных языков, на которых все спасенные должны общаться. Точный намек на военно-мародерские операции прусско-османской хунты,члены которой поделили всю оккупированную территорию на лагерно-полицейские трудовые сырьевые анклавы-гетто, где установлен жесткий паспортно-учетный этно-полицейский режим для крестьян-колхозников и всех жителей.
Персонаж Владимира Ивашова (играющего "найденного чудом сына", росшего в казарменном детдоме и являющегося, судя по всему, агентом-соглядатаем), пляшущий на столе в рыцарских хуторских доспехах (с ведром на голове) — явная отсылка к фильму "Александр Невский" 1938 года, в котором очень красочно изображен под видом немецкого тевтонского ордена белый монархический казачье-пиратский вермахт, ведомый прусско-османской хунтой. А фраза в исполнении главного героя - самого интеллектуального (читай — знатного) ученика — "иди — доноси!"; — точно характеризует лицемерной суть так называемой громкой борьбы с "пережитками царского режима", мракобесием и предрассудками. В сценах с участием юного Никиты Михалкова, изображающего типичного ряженного ростовщика-купца, подсчитывающего прибыль от торговли разными музейными безделушками, а также в эпизоде с техническим трюком "плачущей иконы", когда подростки-техники демонстрируют суть шоу-цирковых "чудес" - авторы картины прямо говорят, что никаких религиозных и антирелигиозных учений не существует. А есть инженерно-политические технологии и репрессивно-полицейская машина с карательными методами психо-манипуляции сознанием . Жуткая и сильная сцена с доведенными до безумия людьми в запертом помещении, которые не столько молятся и медитируют, сколько пребывают в состоянии панического страха из-за неминуемой гибели - это отсылка к галицийским карательным операциям, когда сжигали целые деревни, чтобы не оставалось свидетелей пьяных зверств со стороны мародерских красновских мотоциклетных бригад. Неслучайно Петр Константинов говорит, что сектанты — это "верующие, которые отошли от официального церковного института"; - то есть те, кто формально являются открытыми противниками, но находятся на одной фундаментальной платформе.
И все идеологические антагонисты — это элементы одной властной системы. Фильм в целом довольно откровенный даже по меркам "продвинутых 60-х", поскольку в нем показано полное отсутствие защищенности простого населения от произвола военно-лагерной системы. Судьба бывшей школьницы-сироты в действительности трагична, на это намекается в кадрах, где она одиноко бродит по местности и спеша на встречу к своему "другу"; сталкивается с пьяным матросом на причале. Она либо стала прислужницей в местной лавке, либо прституткой со всеми вытекающими из этого асоциальными последствиями. Поселковая молодежь (особенно парни) в основном дебильные и невежественно-трусливые, полностью зависящие от воли комсорговского бюрократического начальства. прикрывающего "гонимых иноков из бывших" под видом уважения частной жизни и конституциональной свободы вероисповедания ( то есть совершенно законного навязывания населению фашистских полит-установок) . Любопытен персонаж волевой неистовой сектантки-интриганки, одержимой "провидческими" пропагандистскими идеями и страстью к управлению и контролю жизни всех обитателей городка. И напору которой подчиняется даже самый главный местный "поп"-шериф. Несмотря на ее крестьянский внешний вид, актриса замечательно передает чиновно-тираническую суть своей героини. Это блестящая пародия как на рядовых функционеров-карьеристок в юбках из числа личной дачно-бордельной прислуги влиятельных членов жандармско-купеческих кланов, изображающих из себя "пролетарских женщин-руководителей. выдвинувшихся по демократической социалистической лестнице". Так и на помешанных на власти и своих родовых традициях дегенератских курляндских датско-шведских помещиц-"монахинь" - спонсоров разных светских (антисоветских) мероприятий, увлекавшихся от скуки и невежества оккультизмом, спиритизмом и прочей кабалистикой-мистикой, безумно модной сегодня в среде нацистской арт-тусовки.
"Тучи над Борском" — это настоящий документ эпохи, который следует изучать как исторический материал наряду с другими такими же киношедеврами, раскрывающими подлинную суть не только административно-педагогической системы всеобщего образования, но и всего колониально-наместнического уклада в целом.

0
0
...
3 марта 2020
В духе «Тучи над Борском»