Киноафиша Москвы

Фильм «Охотник на людей»

Manhunter (1986, США)

4.6
Кино: «Охотник на людей»

Психологический театр жестокости Майкла Манна

Первая экранизация книг Томаса Харриса о Ганнибале Лектере. Майкл Манн в своем третьем по счету фильме достиг тех высот мастерства, которые и по сей день позволяют ему оставаться, возможно, самым важным американским режиссером. Его экспрессионистский «Охотник на людей» будучи квинтэссенцией эпохи 1980-х, тем не менее, не утратил с тех пор ни грамма своей силы.

Актеры

Режиссер фильма «Охотник на людей»

75 лет Фильмов: 11

Влюбился в кино, увидев «Доктора Стрейнджлава», но путь в большой кинематограф начал с телевидения. На ТВ имел репутацию режиссера, склонного к излишней художественности. Снял посредственную криминальную драму «Сделано в Лос-Анджелесе», а затем ее легендарный киношный авторемейк «Схватка» про противостояние Роберта Де Ниро и Аль Пачино — причем с Пачино потом сделал не менее выдающегося «Своего человека» про журналистскую этику. Запустил несколько культовых сериалов, среди которых «Криминальная история» и «Полиция Майами: Отдел нравов», однако вопреки всеобщему заблуждению был не автором этих шоу, а исполнительным продюсером. Зато в середине нулевых собственноручно поставил холодный киноремейк «Полиции Майами», после которого превратился в брутальную цифровую версию Терренса Малика. Гениально снимает перестрелки, поэтому туговат на ухо — как он сам говорит, на его фильмах слишком много и громко палят.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Ф.Ростоцкий
отзывы:
195
оценок:
81
рейтинг:
411

Каждое полнолуние неуловимый и безжалостный маньяк методично уничтожает семью за семьей — не иначе ему и впрямь нравится, как выглядит кровь под бледным свечением Лилит. Единственный, кто может разобраться в этом деле — фэбээровец Уилл Грэм (Петерсен). Единственный, кто может ему помочь, — Ганнибал Лектер (Кокс), который сидит в тюрьме. Но на каждую разгаданную загадку Ганнибал задает свою, еще заковыристее.

Кажется, что режиссер Майкл Манн, помимо того что умеет снимать хорошее кино, способен еще и заглядывать в будущее. «Охотник» снят за семь лет до «Молчания ягнят» и за пятнадцать до «Ганнибала» — и снят так, будто режиссер как в зеркале увидел, что произойдет с его последователями. Скуповатая манера повествования не имеет ничего общего ни с изощренным кошмаром Демме, ни тем более с аляповатым бурлеском Скотта. Налицо все атрибуты поточного полицейского триллера, а на душе все равно не по-хорошему тревожно. И сердце стучит, поторапливая экранные события не потому, что желательно поскорее узнать, чем дело кончится, а из нетерпения совсем другого рода: чтобы все это поскорее кончилось вообще, в принципе. И Лектер тут какой-то не такой (да и не Лектер еще, а Лектор). Вместо острослова, эстета и смакователя чужого ливера — мрачный, неровно вырубленный человек с руками мясника и глазами, в которые лучше не смотреть. А приходится. Именно такое кино Манн должен был снять до охватившей мир людоедской свистопляски. Именно его все должны были забыть или вовсе не заметить. Чтобы сейчас вынести на свет божий и небезосновательно объявить «лучшей экранизацией романов Томаса Харриса». Взявшись за историю Ганнибала первым из киношников, Манн многому научился у своего героя. Ему-то лучше других известно, что кровь под полной луной выглядит непроницаемо черной.

Отзывы пользователей о фильме «Охотник на людей»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Каким-то образом самый не известный, но один из самых лучших, и уж точной первый фильм по книгам Томаса Харриса, в которых рассказывается о Ганнибале Лекторе. Первая книга, в которой пребывающего в заслуженном отпуске детектива ФБР Уилла Грэма (Уильям Петерсен) просят вернуться на службу и помочь в поимке неуловимого маньяка, которого прозвали «Зубная фея» по причинам, которые лучше не знать. Грэм, будучи в затруднении понять, что и зачем делает убийца, просит о встрече с другим пойманным маньяком – профессором психоанализа Ганнибалом Лектором (Брайан Кокс). Тот со скуки начинает беседовать с детективом, параллельно, разумеется, копаясь в мозгах своего собеседника, доводя того периодически до белого каления. Дело в том, что в отпуск он ушел как раз после поимки Лектора, из-за психического расстройства. Так иди иначе, без гениального психоаналитика ему не обойтись, поэтому он терпит все и постепенно приближается к жестокому убийце, разгуливающем на свободе и планирующем новое убийство. Для этого ему нужно понять, что же общего у все убитых семей. Прекрасный фильм, единственный минус которого – отсутствие Энтони Хопкинса.

После оглушительного провала в прокате последней ленты Манна «Крепость», его подход к выбору материала для работы резко изменился. Он долгое время не мог сам решать, что ему делать, и с головой погрузился в создание телевизионного сериала «Полиция Майами», которая оказалась настолько популярной, что в течении года вернула доверие продюсеров к режиссеру. Правда, в течении этого времени, Манн был вынужден отказаться от ряда интересных ему проектов. И только в период перерыва между сезонами, он смог найти время и средства для работы над новым фильмом. Выбор его пал на пугающий бестселлер Томаса Харриса «Красный дракон», первой книги из знаменитой трилогии. Конечно, бешеная популярность книгам пришла все равно после успеха и шумихи вокруг другого фильма о Лектере – «Молчание ягнят», но уже в середине 80х о книге знали многие, и на фильм хотели бы сходить.

Впрочем, название ленты пришлось изменить. По мнению студии «Красный дракон» с одной стороны напоминал нашумевшую только что картину Майкла Чимино «Год дракона», а с другой, мог заставить зрителя неправильно думать, что это лента о восточных единоборствах. Как обычно для Манна, команда, работавшая над фильмом, провела бесконечные часы, изучая подробности работы полицейских во время расследования дел серийных убийц. При этом режиссер отправил актеров тщательно изучать то, что им придется играть – серийных убийц и слепых. Сам сценарий остался настолько близок к тексту книги, насколько это возможно, хотя некоторые сюжетные линии, все-таки, пришлось выбросить – ограничение для игрового кино в пару часов не позволяло втиснуть без вреда в одну ленту всю книгу целиком. При этом, если сравнивать с остальными экранизациями, то эта стала одной из самых сложных и насыщенных (как минимум не хуже в этом плане великого фильма «Молчание ягнят»).

В этом фильме Майкл Манн впервые четко и однозначно следует своей любимой четырех-актной структуре. Намеки на это были и в самых ранних работах, но тут сценарий четко разбит на четыре части – подобный принцип он будет применять практически во всех своих дальнейших работах. Сама основная идея, лежащая как в книге, так и в фильме, оказалась буквально воплощением тем и идей, которые двигали творчеством режиссера. Эстетика картинки, визионерства строит картину о визионере, который поставлен в контраст с героиней, которая лишена зрения. Образы, пленки, наслаждение происходящим на экране – все это и есть квинтэссенция творчества Майкла Манна, если говорить о его визуальной составляющей целиком и полностью. Жанрово же фильм получился довольно сложной смесью ужастиков (особенно поджанра «слэшеров»), нео-нуара (эстетическая стилизация погружения детектива в сомнительные моральные амбиции).

Ради роли Ганнибала Лектора прослушивание проводили с огромным количеством актером, впрочем, сегодня это уже все равно не важно, ведь в мировом сознании образ гениального маньяка все равно будет ассоциироваться с обликом Энтони Хопкинса. Можно бесконечно сравнивать эту работу Майкла Манна и остальные экранизации книг Томаса Харриса, но одно остается бесспорным – лучше Хопкисна никто Лектора не сыграл. А вот визуально эта лента есть что предложить для сравнения, в этом Манн всегда был специалистом. Оператор Данте Спинотти использовал различные цветовые фильтры для работы над разными сценами. Синие, зеленые, пурпурные. Все они придавали не только нужный эмоциональный окрас происходящему, но и служили дополнительным механизмом связи между героями. А уж тот синий цвет, который периодически заливает кадр – это и есть тот самый фирменный цвет, по которому вы всегда можете узнать почерк Майкла Манна.

Критикам фильм в целом скорее понравился. Сложные моральные структуры, даже маньяк показан скорее жертвой социальной жестокости. А уж как неприятно и дискомфортно проведены параллели между садистом-убийцей и тем, кто его ловит. Подобная глубина не была особо характерна для мейнстрима триллеров середины 80х. Да, в итальянских «джалло» это было, и в «Молчание ягнят» отголоски эха подобного сравнения будут, но не так, как тут. Сборы у фильма были изначально скромные, но позже свои деньги лента собрала. Многие до сих пор считают эту картину лучшей экранизацией Харриса. А уж как ей благодарны создатели современных полицейских процессуальных драм!

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена Rodnya Studio

Первая экранизация книг Томаса Харриса о Ганнибале Лектере. Майкл Манн в своем третьем по счету фильме достиг тех высот мастерства, которые и по сей день позволяют ему оставаться, возможно, самым важным американским режиссером. Его экспрессионистский «Охотник на людей» будучи квинтэссенцией эпохи 1980-х, тем не менее, не утратил с тех пор ни грамма своей силы.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить