Отнюдь не молодая, но все еще привлекательная Джульетта (Джульетта Мазина) во время спонтанного празднования очередной годовщины свадьбы слышит голоса таинственных духов, которые говорят ей не очень-то приятные вещи, о которых она и сама догадывалась. А тут еще муж во сне бормочет имя какой-то Габриэллы, что не просто подозрительно, а способно довести любую женщину до ужасного. Джульетта нанимает частного детектива, чтобы убедиться в своих подозрениях, но правда вносит еще большую переполоху в собственную жизнь. Тем временем она знакомится с весьма странными людьми - совершенно сумасбродным психо-пророком, которая советует ей продавать секс, чтобы стать счастливой; эксцентричной нимфоманкой Сюзи, в спальне которой не только зеркальный потолок, но и спуск в бассейн; гипнотическим восточным гуру, приносящим непостижимо далекие плоды высших материй; а также целую вереницу совершенно незнакомых, и так знакомо чужих родных людей. Настоящий гимн внутреннему миру женщины, первый полнометражный цветной фильм итальянского маэстро, а также, по совместительству, один из самых символически насыщенных пунктов в фильмографии Феллини.
По большому счету, фильм можно считать прижизненным памятником прекраснейшей из актрис и очаровательнейшей из женщин - жене Федерико Феллини - Джульетте Мазине. Причем изначально фильм и планировался быть цветным, что положительно отличает первый опыт с цветом этого режиссера от многих, в том числе и весьма искусных, других авторов, чьи первые цветные фильмы можно рассматривать или как раскрашенные черно-белые, или просто эксперимент ради эксперимента. Феллини же умышленно создает необыкновенно яркий, насыщенный, богатый на образы внешний мир, который резко контрастирует с тем смятением, что творится в душе милой героини. То есть цвет уже тут сразу и прочно выполняет именно обильно нагруженную функционалом роль - именно с помощи цвета Феллини создал тот самый жизненно важный с точки зрения развития внутреннего конфликта героини мир.
В некотором смысле "Джульетта и духи" - это перевернутый из мужского в женское "Восемь с половиной", со всей рефлексией и попыткой каталогизировать все гендерные проблемы, связанные с моралью, обществом, долгом. Точнее, это "Восемь с половиной" по-женски. По крайней мере в той степени, насколько способен понять Феллини женский мир вообще. И зритель, который должен бы по задумке оказаться внутри беспокойного мозга Джульетты, оказывается внутри мозга Феллини, думающего, что он внутри головы Джульетты. Может быть поэтому чудесная Мазина так таинственно и многозначительно улыбается?
Третий, после 8 1/2 и Дороги один из самых самых любимых произведений Феллини.
Где он полностью раскрывает Джульетту Мазину как актрису.
В первую очередь на себя обращает внимание красочность. Причём она может как впечатлять например, условным наличием соседки Джульетты, вместе с причудливым её домом, гостями и занятиями, так и ощущением своего параллельного мира главной героини, который вроде подразумевается где-то внутри, но который можно почти физически пощупать. Операторская работа первой трети фильма восхитила, далее же уже не показалась сильно выдающейся. Несомненно сама Джульетта Мазина внешне крайне необычна, и её исполнение главной роли не сказать что очаровывает, но приковывает внимание. В целом же фильм весьма "феллинистый" в хорошем смысле слова, и до идеала ему не хватило ровности некоторых эпизодов, что впрочем не существенно.