Москва

Фильм
Застава Ильича

1965, СССР, Россия, IMDb: 7.8

7.3
оценить
Режиссер:Марлен Хуциев
12+
2 часа 55 минут
Дата выхода в России
1 января 1965

Трехчасовая эпопея Марлена Хуциева

Трехчасовая киноэпопея о советской молодежи начала 60-х годов ХХ века и о проблемах этого поколения. Специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции в 1965 году.

В ролях
Режиссер фильма «Застава Ильича»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Денис Горелов
Фото Денис Горелов
отзывы: 48
оценки: 40
рейтинг: 194
9

Молодой современник (Попов) дежурит по апрелю, курит ночами, делит с друзьями вино и сайру, молчит в телефон. Ищет бури в краткий век абсолютной гармонии мира, истории, юности и социализма.

Белая книга 60-х. Старинный букварь детских, шершавых в употреблении понятий: дом, весна, дружба, честь и Родина, работа, вера, глагол. Карусель лестничных пролетов, бутерброды в кармане, поэты в Политехническом. Длинные тени на зябком утреннем солнце, дым горелой листвы, куранты, пятера с балкона. Тайный орден ровесников, повязанных майским настроением, большим прошлым и солдатской фотографией на стене. Артистический треп, обрываемый спросом в упор, к чему двадцатилетний русак середины века должен относиться серьезно. Первое понимание невыносимой легкости. «Как жить?» — спрашивает тень погибшего на фронте отца советский Гамлет, познавший в двадцать три сиротство, голод, женщину, любовь, нужду, гнев, счастье, победу, своих и врагов, книги, разлуку, войну и мир, постигший главное и оторопело тормознувший перед пропастью холостого повтора. Азартным и мудрым нечего делать в мире после тридцати — это открытие столь напугало авторов, что они задвинули его в глубокий конец трехчасовой эпопеи.

Почти три часа в кадре — утро 64-го. «День был светлый и свежий. Людям нравилось жить».

13
0
...
1 мая 2006

Лучшие отзывы о фильме «Застава Ильича»

Фото киноисторик
Фото киноисторик
отзывы: 119
оценки: 119
рейтинг: 0
10

Художественно-лирический киноочерк об инфантильном поколении 60-х, воспитанном на лживых протестных идеалах и колониальной нацистской пропаганде "Застава Ильича", в котором сюрреалистичность многих сцен с метафорой войны, символизирующей трагическую отчужденность между людьми, вплетены в бытовой почти документальный сюжет о трех городских товарищах с идеалистическими взглядами на жизнь, которым скучно жить в этом искусственном и бессмысленном мире. где царят лицемерие, обман и подлость - это, пожалуй, самое неоднозначное и мрачное высказывание интеллигенции того времени об эпохе "оттепели" и ее кумирах. Фильм начинается и заканчивается кадрами с тремя таинственными фигурами молодых солдат-ополченцев или охранников-полицаев, шагающих по мертвой пустынной улице, которых олицетворяют их взрослые сыновья, для которых они являются семейно-историческим мифом. Простые рабочие парни с городских трущоб, которые не столько пинают во дворах мячи и друг-друга, как обычные пролетарии, сколько рефлексируют и рассуждают, воображая себя героями модных "западных романов" и посещают вечеринки богемной молодежи с поэтическими диссидентскими вечерами для московских студентов. То есть, попросту говоря, при трезвом взгляде на вещи, являются призрачными воображаемыми личностями, не существующими в реальной действительности. Но при этом являются самыми обычными городскими пижонами, которые выделываются друг перед другом и пытаются скрыть за показной характерностью (интеллектуальностью) свою жалкую мещанскую сущность. Молодые артисты замечательно, на мой взгляд играют благополучных ленивых современников, стремящихся исключительно к выгоде и праздности, и живущих в моральном возрастающем по мере их взросления долгу перед теми, кто стали жертвами корпорационных доходных интересов и ушли из армейской зоны на гарантированную смерть. Поэтому напоминание им о совершенных их отцами преступлениях, они называют квасным патриотизмом, при этом считая себя наследниками "великих побед и свершений", культ которых ими поддерживается в кастовых целях. На службах они скучают. потому что там кроме показухи, интриг и начальственных причуд ничего нет. Вне работы кроме планетариев, стадионов, и ресторанов никаких других развлечений для трудовых яппи. которые ходят на митинги и футболы как на работу, не существует. Поэтому совершенно логично, что персонажи в итоге начинают ощущать внутренний нравственный кризис и нарастающее разочарование в себе самих и своих знакомых. . Поскольку их окружает духовно насыщенная пустота. А в такой атмосфере не может быть настоящих ни любви, ни дружбы. И звучащие за кадром пафосно-претенциозные и политизировано-агитационные стихи, в которых не больше смысла, чем во всех поверхностных и лицемерных отношениях между героями, тому только подтверждение.

0
0
...
1 апреля 2020
Фото воронин дмитрий
Фото воронин дмитрий
отзывы: 51
оценки: 253
рейтинг: 38
7

Наш чуть запоздалый растерянный неореализм, "сладкая жизнь" вывернутая наизнанку. Поэт-фронтовик Борис Слуцкий в свои 40 выглядящий на 60, сын расстрелянного Окуджава поет в фильме сына погибшего Хуциева. Ребята пьют, читают стихи, обличают подлецов и, конечно, болеют за "Торпедо"; беспомощная девушка смеется над поколением отца, желающим есть понятые на выставке натюрморты. Главный герой помнит революцию, песню интернационал и 1937-й. Заявив об этом скучающей молодежи, он уходит с дня рождения, чтобы побеседовать с погибшим на войне отцом. Жить неуютно, но, разумеется, придется. Финальный кадр с мавзолеем Ленина как бы подытоживает дискуссию поколений и классов бесклассового общества.

0
0
...
6 января 2013
Фото scheet
Фото scheet
отзывы: 615
оценки: 616
рейтинг: 101
7

Фильм немного перекликается с "Я шагаю по Москве", но смотрится несомненно более серьёзно. Да, здесь тоже Москва 60-х, герои - молодые ребята, а лирическая сюжетная линия вполне основательна. Но город показан не только парадно-выходной декорацией, но и ощутимо меняющимся и развивающимся, то есть смотрящим в будущее вместе с его жителями. Три друга - главных героя, не только жизнерадостные советские люди, ходящие на демонстрации и устремлённые в царство коммунизма, но и рефлексирующие, ищущие, думающие люди. Сцена разговора Сергея с отцом - вообще бомба для советского кино, недаром Хрущёв на неё взъелся. Единственно, всё-таки хронометрах полной версии великоват, по крайней мере при всём уважении к поэтам-шестидесятникам вечер в Политехе утомил. Несомненно один из важнейших фильмов 60-х, который постигла нелёгкая встреча с цензурой. и который, на мой взгляд, в своё время был недооценен.

0
0
...
6 апреля 2011
Фото Михаил Заикин
Фото Михаил Заикин
отзывы: 183
оценки: 316
рейтинг: 365
9

Геннадий Шпаликов для меня всегда останется примером неподражаемого мастерства. . Не думаю, что где-либо еще Вы можете найти такую атмосферу тех лет. Чуткие ненавязчивые диалоги идут рядом с понятными моральными принципами, считаю, что это главное достоинство фильма.

0
0
...
16 марта 2011
Фото Антон Савченко
Фото Антон Савченко
отзывы: 15
оценки: 17
рейтинг: 10
9


… - Просто мне кажется, что меняются только дороги. В школу. В институт. На работу. …

Была такая поэтесса Вероника Тушнова. Когда в 45-м году вышла первая книга её стихов, на Тушнову обрушилась волна критики. Причиной были затесавшиеся между привычными стихами о войне глубоко лиричные строчки о таком чувстве, как любовь. За эти "выбивающиеся из колеи" стихи поэтессу обвиняли в камерности, мелочности, и просили «не размениваться на чепуху», а писать как надо – про СССР, про трудящихся, про народ. Тушнова была талантом и про родину во второй книге написала очень неплохо. Рассказала про города необъятной страны, про различные профессии. А в конце – про то, о чём хочется. Про любовь. И этот десяток «лишних» стихов затмил собой всю книжку и прославил авторшу.

В последующих работах Тушнова плюнула на все советы и писала только про «мелочные чувства, лишние для советского человека». А время всё расставило по местам.

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.

Прошли годы. «Мелочные» стихи Тушновой теперь в «заметках» у каждой романтичной натуры. А фильм «Мне 20 лет» оказался, по моему мнению, лучшим фильмом эпохи СССР.
О чём это я? О фальши, о её недопустимости в искусстве. И вечности всего искреннего.

… - Я отношусь серьёзно к Интернационалу. К 37-му году. И к тому, что у нас, вот у нас всех, нет отцов…

Уверен, при чтении приведенной выше цитаты у вас в голове образовался образ такого пафосного монолога. А в фильме всего этого нет. Когда Сергей говорит эту фразу, ему веришь. Сразу и бесповоротно. Что он действительно относится к этому серьёзно. Сейчас стало модным говорить мол, «при СССР все за спиной держали фигу». Типа, никто серьёзно не воспринимал компартию и вождей. Ага, так и победили в войне: с фигой за спиной. Не верю. А верю Серёже. Потому что он говорит это от души. Как есть.
Этот фильм не пытается воспитать зрителя, удивить его, развлечь. Этот фильм про зрителя думает во вторую очередь. В первую очередь он просто хочет высказаться. Как поэт.
Зачем вообще поэты пишут стихи? Потому что не могут не писать (кто говорит другое никогда в жизни стихов и не писал). Так и авторы этого фильма. Ну не могли они его не снять. А слова «кассовые сборы» и «зрительский успех» здесь совершенно лишние.
Давно ли вы видели абсолютно искренний фильм? Когда автор не строит интригу, не удивляет спецэффектами, не смешит, не пугает, а искренне рассказывает о волнующих его вещах?


Москва. 60-е годы. Здесь нерегулируемые перекрёстки на пять полос. Здесь можно взять и скушать свежего снега. Вознесенский с Евтушенко читают стихи в Политехническом. Люди летают в космос. Идеология стабильна. Всё только начинается.
Прошли годы. В наше время есть свежий снег опасно для здоровья. Москва забита развязками. Поэты читают реп. Из космоса уже прилетели. Идеология смешна. Что происходит неясно. А одно осталось неизменным – люди задаются теми же вопросами что и главный герой фильма. Как жить? Надо ли над этим задумываться? А кого любить? С кем дружить?

Это фильм о людях.
Вот что поражает в этом фильм больше всего. В этом фильме прекрасные люди. Когда Сергей говорит «поступлю в энергетический» то сразу становится понятно, что он туда поступит, и закончит с отличием, и будет в своей области профи. Сознательность (в хорошем смысле) молодёжи такая, что просто завидно

… Сергей на кухне. В комнате мать разговаривает с сестрой и рассказывает про цену картошки в военные годы. Уже в друзьях Сергей говорит «Давайте выпьем за картошку». Оказывается, он всё слышал. И сразу же находится парень, понимающий его чувства, и сразу же критикующий их…

А какие живые здесь девушки! Холодная сначала Аня затем оказывается глубокой душой со своими переживаниями и проблемами. А контроллёр в трамвае! Весь фильм её показывают как некий символ настроений эпохи – улыбчивая, добрая, она легко флиртует с Колей. И вот, когда мы уже привыкли к данной функции персонажа, Коля в депрессии садится на трамвай. И начинает по душам говорить с этой девушкой. Они едут до последней остановки. Она пытается утешить его, попутно намекая на поход в кино. И тут трамвай неожиданно останавливается. Двери открываются. Девушка расстроена:
- Чего это он?
Коля собирается уходить. Девушка останавливает его:
- А как же этикет? Дама первая.
- К чёрту этикет. Вы хорошая девушка. Честно.
И он выходит.

Это фильм о мечтах.,
Каждый хотел поспорить в умной компании и уйти, оставив шлейф трагизма.
Каждый из нас мечтал идти по осеннему парку и тихо грустить о своём.
Каждый из нас мечтал танцевать с возлюбленной и, медленно уходя, в темноту говорить:
- А ты меня любишь?
- А ты меня?

Это фильм об эпохе.
Знаете, нельзя, конечно, ворчать «раньше трава была зеленее». Особенно если это «раньше» ты и не застал) А всё равно! Как хорошо тогда было. Это некое состояние общества, к которому надо стремиться. Когда единственная проблема у хороших людей – невыносимая лёгкость бытия. А какие люди тогда были! Даже откинув реальность фильма, останется реальность вокруг фильма. Уровень создателей чувствуется сразу.
К сожалению, у многих моих знакомых я сейчас замечаю презрение к советскому кино. «Та ну, там всё было политизировано, цензура властвовала. И вообще, там о каких-то сорокалетних снимали». И за собой такое замечал. Всё это чепуха. Вещи, высказанные в этом фильме, мучают меня уже давно, и только тут я нашёл друзей по несчастью, а не у Финчера или Германики. Так что всем советую – смотрите. Про технический уровень не волнуйтесь. Здесь есть диалог минут на 20. Герои просто сидят в комнате. Поставлен он так, что эти минуты просто пролетают. Играет музыка, меняются планы, освещение. Потрясающий разговор перетекает из одной плоскости в другую. Меняется отношение героев друг к другу. Так сейчас режиссировать мало кто умеет.

А звук. Просто потрясающая работа звукорежиссёра. Звуки улиц, закадровые монологи, затихание других голосов. Все эти вещи даже сейчас считаются новаторскими. Актёры здесь как люди в документальном кино. Камера просто следует за ними, а они живут. А оператор просто снял камеру со штатива и понёс в руках. Получился шедевр операторского искусства.

Я давно читал рецензию на какой-то артхаус. Там в конце были такие слова: «Это фильм обо всём. И ниочём». Мне было 18. Я фыркнул. «Что за бред. Смысл или есть, или его нету.». И вот мне 22. Пришло время понять, что жизнь не делится на жанры. И нужно в ней искать смысл. Он иногда есть. Иногда его нет. О чём я? Обо всём. И ниочём.




0
1
...
18 мая 2014
В духе «Застава Ильича»