Фильм

Фильм Мне двадцать лет

1965, СССР, Россия, IMDb: 7.8

7.1
7.8
Мне двадцать лет – афиша
1/12

Трехчасовая эпопея Марлена Хуциева

Трехчасовая киноэпопея о советской молодежи начала 60-х годов ХХ века и о проблемах этого поколения. Специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции в 1965 году.

СтранаСССР, Россия
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа 55 минут
Дата выхода18 января 1965
Дата выхода в России1 января 1965
Возрастное ограничение12+

Рецензия «Афиши» на фильм «Мне двадцать лет»

9

Молодой современник (Попов) дежурит по апрелю, курит ночами, делит с друзьями вино и сайру, молчит в телефон. Ищет бури в краткий век абсолютной гармонии мира, истории, юности и социализма.

Белая книга 60-х. Старинный букварь детских, шершавых в употреблении понятий: дом, весна, дружба, честь и Родина, работа, вера, глагол. Карусель лестничных пролетов, бутерброды в кармане, поэты в Политехническом. Длинные тени на зябком утреннем солнце, дым горелой листвы, куранты, пятера с балкона. Тайный орден ровесников, повязанных майским настроением, большим прошлым и солдатской фотографией на стене. Артистический треп, обрываемый спросом в упор, к чему двадцатилетний русак середины века должен относиться серьезно. Первое понимание невыносимой легкости. «Как жить?» — спрашивает тень погибшего на фронте отца советский Гамлет, познавший в двадцать три сиротство, голод, женщину, любовь, нужду, гнев, счастье, победу, своих и врагов, книги, разлуку, войну и мир, постигший главное и оторопело тормознувший перед пропастью холостого повтора. Азартным и мудрым нечего делать в мире после тридцати — это открытие столь напугало авторов, что они задвинули его в глубокий конец трехчасовой эпопеи.

Почти три часа в кадре — утро 64-го. «День был светлый и свежий. Людям нравилось жить».

1 мая 2006
10

Художественно-лирический киноочерк об инфантильном поколении 60-х, воспитанном на лживых протестных идеалах и колониальной нацистской пропаганде "Застава Ильича", в котором сюрреалистичность многих сцен с метафорой войны, символизирующей трагическую отчужденность между людьми, вплетены в бытовой почти документальный сюжет о трех городских товарищах с идеалистическими взглядами на жизнь, которым скучно жить в этом искусственном и бессмысленном мире. где царят лицемерие, обман и подлость - это, пожалуй, самое неоднозначное и мрачное высказывание интеллигенции того времени об эпохе "оттепели" и ее кумирах. Фильм начинается и заканчивается кадрами с тремя таинственными фигурами молодых солдат-ополченцев или охранников-полицаев, шагающих по мертвой пустынной улице, которых олицетворяют их взрослые сыновья, для которых они являются семейно-историческим мифом. Простые рабочие парни с городских трущоб, которые не столько пинают во дворах мячи и друг-друга, как обычные пролетарии, сколько рефлексируют и рассуждают, воображая себя героями модных "западных романов" и посещают вечеринки богемной молодежи с поэтическими диссидентскими вечерами для московских студентов. То есть, попросту говоря, при трезвом взгляде на вещи, являются призрачными воображаемыми личностями, не существующими в реальной действительности. Но при этом являются самыми обычными городскими пижонами, которые выделываются друг перед другом и пытаются скрыть за показной характерностью (интеллектуальностью) свою жалкую мещанскую сущность. Молодые артисты замечательно, на мой взгляд играют благополучных ленивых современников, стремящихся исключительно к выгоде и праздности, и живущих в моральном возрастающем по мере их взросления долгу перед теми, кто стали жертвами корпорационных доходных интересов и ушли из армейской зоны на гарантированную смерть. Поэтому напоминание им о совершенных их отцами преступлениях, они называют квасным патриотизмом, при этом считая себя наследниками "великих побед и свершений", культ которых ими поддерживается в кастовых целях. На службах они скучают. потому что там кроме показухи, интриг и начальственных причуд ничего нет. Вне работы кроме планетариев, стадионов, и ресторанов никаких других развлечений для трудовых яппи. которые ходят на митинги и футболы как на работу, не существует. Поэтому совершенно логично, что персонажи в итоге начинают ощущать внутренний нравственный кризис и нарастающее разочарование в себе самих и своих знакомых. . Поскольку их окружает духовно насыщенная пустота. А в такой атмосфере не может быть настоящих ни любви, ни дружбы. И звучащие за кадром пафосно-претенциозные и политизировано-агитационные стихи, в которых не больше смысла, чем во всех поверхностных и лицемерных отношениях между героями, тому только подтверждение.

1 апреля 2020
7

Наш чуть запоздалый растерянный неореализм, "сладкая жизнь" вывернутая наизнанку. Поэт-фронтовик Борис Слуцкий в свои 40 выглядящий на 60, сын расстрелянного Окуджава поет в фильме сына погибшего Хуциева. Ребята пьют, читают стихи, обличают подлецов и, конечно, болеют за "Торпедо"; беспомощная девушка смеется над поколением отца, желающим есть понятые на выставке натюрморты. Главный герой помнит революцию, песню интернационал и 1937-й. Заявив об этом скучающей молодежи, он уходит с дня рождения, чтобы побеседовать с погибшим на войне отцом. Жить неуютно, но, разумеется, придется. Финальный кадр с мавзолеем Ленина как бы подытоживает дискуссию поколений и классов бесклассового общества.

6 января 2013
7

Фильм немного перекликается с "Я шагаю по Москве", но смотрится несомненно более серьёзно. Да, здесь тоже Москва 60-х, герои - молодые ребята, а лирическая сюжетная линия вполне основательна. Но город показан не только парадно-выходной декорацией, но и ощутимо меняющимся и развивающимся, то есть смотрящим в будущее вместе с его жителями. Три друга - главных героя, не только жизнерадостные советские люди, ходящие на демонстрации и устремлённые в царство коммунизма, но и рефлексирующие, ищущие, думающие люди. Сцена разговора Сергея с отцом - вообще бомба для советского кино, недаром Хрущёв на неё взъелся. Единственно, всё-таки хронометрах полной версии великоват, по крайней мере при всём уважении к поэтам-шестидесятникам вечер в Политехе утомил. Несомненно один из важнейших фильмов 60-х, который постигла нелёгкая встреча с цензурой. и который, на мой взгляд, в своё время был недооценен.

6 апреля 2011
9

Геннадий Шпаликов для меня всегда останется примером неподражаемого мастерства. . Не думаю, что где-либо еще Вы можете найти такую атмосферу тех лет. Чуткие ненавязчивые диалоги идут рядом с понятными моральными принципами, считаю, что это главное достоинство фильма.

16 марта 2011
9


… - Просто мне кажется, что меняются только дороги. В школу. В институт. На работу. …

Была такая поэтесса Вероника Тушнова. Когда в 45-м году вышла первая книга её стихов, на Тушнову обрушилась волна критики. Причиной были затесавшиеся между привычными стихами о войне глубоко лиричные строчки о таком чувстве, как любовь. За эти "выбивающиеся из колеи" стихи поэтессу обвиняли в камерности, мелочности, и просили «не размениваться на чепуху», а писать как надо – про СССР, про трудящихся, про народ. Тушнова была талантом и про родину во второй книге написала очень неплохо. Рассказала про города необъятной страны, про различные профессии. А в конце – про то, о чём хочется. Про любовь. И этот десяток «лишних» стихов затмил собой всю книжку и прославил авторшу.

В последующих работах Тушнова плюнула на все советы и писала только про «мелочные чувства, лишние для советского человека». А время всё расставило по местам.

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.

Прошли годы. «Мелочные» стихи Тушновой теперь в «заметках» у каждой романтичной натуры. А фильм «Мне 20 лет» оказался, по моему мнению, лучшим фильмом эпохи СССР.
О чём это я? О фальши, о её недопустимости в искусстве. И вечности всего искреннего.

… - Я отношусь серьёзно к Интернационалу. К 37-му году. И к тому, что у нас, вот у нас всех, нет отцов…

Уверен, при чтении приведенной выше цитаты у вас в голове образовался образ такого пафосного монолога. А в фильме всего этого нет. Когда Сергей говорит эту фразу, ему веришь. Сразу и бесповоротно. Что он действительно относится к этому серьёзно. Сейчас стало модным говорить мол, «при СССР все за спиной держали фигу». Типа, никто серьёзно не воспринимал компартию и вождей. Ага, так и победили в войне: с фигой за спиной. Не верю. А верю Серёже. Потому что он говорит это от души. Как есть.
Этот фильм не пытается воспитать зрителя, удивить его, развлечь. Этот фильм про зрителя думает во вторую очередь. В первую очередь он просто хочет высказаться. Как поэт.
Зачем вообще поэты пишут стихи? Потому что не могут не писать (кто говорит другое никогда в жизни стихов и не писал). Так и авторы этого фильма. Ну не могли они его не снять. А слова «кассовые сборы» и «зрительский успех» здесь совершенно лишние.
Давно ли вы видели абсолютно искренний фильм? Когда автор не строит интригу, не удивляет спецэффектами, не смешит, не пугает, а искренне рассказывает о волнующих его вещах?


Москва. 60-е годы. Здесь нерегулируемые перекрёстки на пять полос. Здесь можно взять и скушать свежего снега. Вознесенский с Евтушенко читают стихи в Политехническом. Люди летают в космос. Идеология стабильна. Всё только начинается.
Прошли годы. В наше время есть свежий снег опасно для здоровья. Москва забита развязками. Поэты читают реп. Из космоса уже прилетели. Идеология смешна. Что происходит неясно. А одно осталось неизменным – люди задаются теми же вопросами что и главный герой фильма. Как жить? Надо ли над этим задумываться? А кого любить? С кем дружить?

Это фильм о людях.
Вот что поражает в этом фильм больше всего. В этом фильме прекрасные люди. Когда Сергей говорит «поступлю в энергетический» то сразу становится понятно, что он туда поступит, и закончит с отличием, и будет в своей области профи. Сознательность (в хорошем смысле) молодёжи такая, что просто завидно

… Сергей на кухне. В комнате мать разговаривает с сестрой и рассказывает про цену картошки в военные годы. Уже в друзьях Сергей говорит «Давайте выпьем за картошку». Оказывается, он всё слышал. И сразу же находится парень, понимающий его чувства, и сразу же критикующий их…

А какие живые здесь девушки! Холодная сначала Аня затем оказывается глубокой душой со своими переживаниями и проблемами. А контроллёр в трамвае! Весь фильм её показывают как некий символ настроений эпохи – улыбчивая, добрая, она легко флиртует с Колей. И вот, когда мы уже привыкли к данной функции персонажа, Коля в депрессии садится на трамвай. И начинает по душам говорить с этой девушкой. Они едут до последней остановки. Она пытается утешить его, попутно намекая на поход в кино. И тут трамвай неожиданно останавливается. Двери открываются. Девушка расстроена:
- Чего это он?
Коля собирается уходить. Девушка останавливает его:
- А как же этикет? Дама первая.
- К чёрту этикет. Вы хорошая девушка. Честно.
И он выходит.

Это фильм о мечтах.,
Каждый хотел поспорить в умной компании и уйти, оставив шлейф трагизма.
Каждый из нас мечтал идти по осеннему парку и тихо грустить о своём.
Каждый из нас мечтал танцевать с возлюбленной и, медленно уходя, в темноту говорить:
- А ты меня любишь?
- А ты меня?

Это фильм об эпохе.
Знаете, нельзя, конечно, ворчать «раньше трава была зеленее». Особенно если это «раньше» ты и не застал) А всё равно! Как хорошо тогда было. Это некое состояние общества, к которому надо стремиться. Когда единственная проблема у хороших людей – невыносимая лёгкость бытия. А какие люди тогда были! Даже откинув реальность фильма, останется реальность вокруг фильма. Уровень создателей чувствуется сразу.
К сожалению, у многих моих знакомых я сейчас замечаю презрение к советскому кино. «Та ну, там всё было политизировано, цензура властвовала. И вообще, там о каких-то сорокалетних снимали». И за собой такое замечал. Всё это чепуха. Вещи, высказанные в этом фильме, мучают меня уже давно, и только тут я нашёл друзей по несчастью, а не у Финчера или Германики. Так что всем советую – смотрите. Про технический уровень не волнуйтесь. Здесь есть диалог минут на 20. Герои просто сидят в комнате. Поставлен он так, что эти минуты просто пролетают. Играет музыка, меняются планы, освещение. Потрясающий разговор перетекает из одной плоскости в другую. Меняется отношение героев друг к другу. Так сейчас режиссировать мало кто умеет.

А звук. Просто потрясающая работа звукорежиссёра. Звуки улиц, закадровые монологи, затихание других голосов. Все эти вещи даже сейчас считаются новаторскими. Актёры здесь как люди в документальном кино. Камера просто следует за ними, а они живут. А оператор просто снял камеру со штатива и понёс в руках. Получился шедевр операторского искусства.

Я давно читал рецензию на какой-то артхаус. Там в конце были такие слова: «Это фильм обо всём. И ниочём». Мне было 18. Я фыркнул. «Что за бред. Смысл или есть, или его нету.». И вот мне 22. Пришло время понять, что жизнь не делится на жанры. И нужно в ней искать смысл. Он иногда есть. Иногда его нет. О чём я? Обо всём. И ниочём.




18 мая 2014
Все отзывы
Читайте также
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80
фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20
советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость