Киноафиша Москвы

Фильм «Застава Ильича»

(1962–1964, СССР)

6
Кино: «Застава Ильича»
  • 12+ 2 часа 55 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Трехчасовая эпопея Марлена Хуциева

Трехчасовая киноэпопея о советской молодежи начала 60-х годов ХХ века и о проблемах этого поколения. Специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции в 1965 году.

Актеры

Режиссер фильма «Застава Ильича»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Денис Горелов
отзывы:
48
оценок:
40
рейтинг:
287
9

Молодой современник (Попов) дежурит по апрелю, курит ночами, делит с друзьями вино и сайру, молчит в телефон. Ищет бури в краткий век абсолютной гармонии мира, истории, юности и социализма.

Белая книга 60-х. Старинный букварь детских, шершавых в употреблении понятий: дом, весна, дружба, честь и Родина, работа, вера, глагол. Карусель лестничных пролетов, бутерброды в кармане, поэты в Политехническом. Длинные тени на зябком утреннем солнце, дым горелой листвы, куранты, пятера с балкона. Тайный орден ровесников, повязанных майским настроением, большим прошлым и солдатской фотографией на стене. Артистический треп, обрываемый спросом в упор, к чему двадцатилетний русак середины века должен относиться серьезно. Первое понимание невыносимой легкости. «Как жить?» — спрашивает тень погибшего на фронте отца советский Гамлет, познавший в двадцать три сиротство, голод, женщину, любовь, нужду, гнев, счастье, победу, своих и врагов, книги, разлуку, войну и мир, постигший главное и оторопело тормознувший перед пропастью холостого повтора. Азартным и мудрым нечего делать в мире после тридцати — это открытие столь напугало авторов, что они задвинули его в глубокий конец трехчасовой эпопеи.

Почти три часа в кадре — утро 64-го. «День был светлый и свежий. Людям нравилось жить».

Отзывы пользователей о фильме «Застава Ильича»

Фото cycloper
отзывы:
15
оценок:
17
рейтинг:
8
9


… - Просто мне кажется, что меняются только дороги. В школу. В институт. На работу. …

Была такая поэтесса Вероника Тушнова. Когда в 45-м году вышла первая книга её стихов, на Тушнову обрушилась волна критики. Причиной были затесавшиеся между привычными стихами о войне глубоко лиричные строчки о таком чувстве, как любовь. За эти "выбивающиеся из колеи" стихи поэтессу обвиняли в камерности, мелочности, и просили «не размениваться на чепуху», а писать как надо – про СССР, про трудящихся, про народ. Тушнова была талантом и про родину во второй книге написала очень неплохо. Рассказала про города необъятной страны, про различные профессии. А в конце – про то, о чём хочется. Про любовь. И этот десяток «лишних» стихов затмил собой всю книжку и прославил авторшу.

В последующих работах Тушнова плюнула на все советы и писала только про «мелочные чувства, лишние для советского человека». А время всё расставило по местам.

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.

Прошли годы. «Мелочные» стихи Тушновой теперь в «заметках» у каждой романтичной натуры. А фильм «Мне 20 лет» оказался, по моему мнению, лучшим фильмом эпохи СССР.
О чём это я? О фальши, о её недопустимости в искусстве. И вечности всего искреннего.

… - Я отношусь серьёзно к Интернационалу. К 37-му году. И к тому, что у нас, вот у нас всех, нет отцов…

Уверен, при чтении приведенной выше цитаты у вас в голове образовался образ такого пафосного монолога. А в фильме всего этого нет. Когда Сергей говорит эту фразу, ему веришь. Сразу и бесповоротно. Что он действительно относится к этому серьёзно. Сейчас стало модным говорить мол, «при СССР все за спиной держали фигу». Типа, никто серьёзно не воспринимал компартию и вождей. Ага, так и победили в войне: с фигой за спиной. Не верю. А верю Серёже. Потому что он говорит это от души. Как есть.
Этот фильм не пытается воспитать зрителя, удивить его, развлечь. Этот фильм про зрителя думает во вторую очередь. В первую очередь он просто хочет высказаться. Как поэт.
Зачем вообще поэты пишут стихи? Потому что не могут не писать (кто говорит другое никогда в жизни стихов и не писал). Так и авторы этого фильма. Ну не могли они его не снять. А слова «кассовые сборы» и «зрительский успех» здесь совершенно лишние.
Давно ли вы видели абсолютно искренний фильм? Когда автор не строит интригу, не удивляет спецэффектами, не смешит, не пугает, а искренне рассказывает о волнующих его вещах?


Москва. 60-е годы. Здесь нерегулируемые перекрёстки на пять полос. Здесь можно взять и скушать свежего снега. Вознесенский с Евтушенко читают стихи в Политехническом. Люди летают в космос. Идеология стабильна. Всё только начинается.
Прошли годы. В наше время есть свежий снег опасно для здоровья. Москва забита развязками. Поэты читают реп. Из космоса уже прилетели. Идеология смешна. Что происходит неясно. А одно осталось неизменным – люди задаются теми же вопросами что и главный герой фильма. Как жить? Надо ли над этим задумываться? А кого любить? С кем дружить?

Это фильм о людях.
Вот что поражает в этом фильм больше всего. В этом фильме прекрасные люди. Когда Сергей говорит «поступлю в энергетический» то сразу становится понятно, что он туда поступит, и закончит с отличием, и будет в своей области профи. Сознательность (в хорошем смысле) молодёжи такая, что просто завидно

… Сергей на кухне. В комнате мать разговаривает с сестрой и рассказывает про цену картошки в военные годы. Уже в друзьях Сергей говорит «Давайте выпьем за картошку». Оказывается, он всё слышал. И сразу же находится парень, понимающий его чувства, и сразу же критикующий их…

А какие живые здесь девушки! Холодная сначала Аня затем оказывается глубокой душой со своими переживаниями и проблемами. А контроллёр в трамвае! Весь фильм её показывают как некий символ настроений эпохи – улыбчивая, добрая, она легко флиртует с Колей. И вот, когда мы уже привыкли к данной функции персонажа, Коля в депрессии садится на трамвай. И начинает по душам говорить с этой девушкой. Они едут до последней остановки. Она пытается утешить его, попутно намекая на поход в кино. И тут трамвай неожиданно останавливается. Двери открываются. Девушка расстроена:
- Чего это он?
Коля собирается уходить. Девушка останавливает его:
- А как же этикет? Дама первая.
- К чёрту этикет. Вы хорошая девушка. Честно.
И он выходит.

Это фильм о мечтах.,
Каждый хотел поспорить в умной компании и уйти, оставив шлейф трагизма.
Каждый из нас мечтал идти по осеннему парку и тихо грустить о своём.
Каждый из нас мечтал танцевать с возлюбленной и, медленно уходя, в темноту говорить:
- А ты меня любишь?
- А ты меня?

Это фильм об эпохе.
Знаете, нельзя, конечно, ворчать «раньше трава была зеленее». Особенно если это «раньше» ты и не застал) А всё равно! Как хорошо тогда было. Это некое состояние общества, к которому надо стремиться. Когда единственная проблема у хороших людей – невыносимая лёгкость бытия. А какие люди тогда были! Даже откинув реальность фильма, останется реальность вокруг фильма. Уровень создателей чувствуется сразу.
К сожалению, у многих моих знакомых я сейчас замечаю презрение к советскому кино. «Та ну, там всё было политизировано, цензура властвовала. И вообще, там о каких-то сорокалетних снимали». И за собой такое замечал. Всё это чепуха. Вещи, высказанные в этом фильме, мучают меня уже давно, и только тут я нашёл друзей по несчастью, а не у Финчера или Германики. Так что всем советую – смотрите. Про технический уровень не волнуйтесь. Здесь есть диалог минут на 20. Герои просто сидят в комнате. Поставлен он так, что эти минуты просто пролетают. Играет музыка, меняются планы, освещение. Потрясающий разговор перетекает из одной плоскости в другую. Меняется отношение героев друг к другу. Так сейчас режиссировать мало кто умеет.

А звук. Просто потрясающая работа звукорежиссёра. Звуки улиц, закадровые монологи, затихание других голосов. Все эти вещи даже сейчас считаются новаторскими. Актёры здесь как люди в документальном кино. Камера просто следует за ними, а они живут. А оператор просто снял камеру со штатива и понёс в руках. Получился шедевр операторского искусства.

Я давно читал рецензию на какой-то артхаус. Там в конце были такие слова: «Это фильм обо всём. И ниочём». Мне было 18. Я фыркнул. «Что за бред. Смысл или есть, или его нету.». И вот мне 22. Пришло время понять, что жизнь не делится на жанры. И нужно в ней искать смысл. Он иногда есть. Иногда его нет. О чём я? Обо всём. И ниочём.




Фото воронин дмитрий
отзывы:
51
оценок:
253
рейтинг:
38
7

Наш чуть запоздалый растерянный неореализм, "сладкая жизнь" вывернутая наизнанку. Поэт-фронтовик Борис Слуцкий в свои 40 выглядящий на 60, сын расстрелянного Окуджава поет в фильме сына погибшего Хуциева. Ребята пьют, читают стихи, обличают подлецов и, конечно, болеют за "Торпедо"; беспомощная девушка смеется над поколением отца, желающим есть понятые на выставке натюрморты. Главный герой помнит революцию, песню интернационал и 1937-й. Заявив об этом скучающей молодежи, он уходит с дня рождения, чтобы побеседовать с погибшим на войне отцом. Жить неуютно, но, разумеется, придется. Финальный кадр с мавзолеем Ленина как бы подытоживает дискуссию поколений и классов бесклассового общества.

Фото scheet
отзывы:
596
оценок:
597
рейтинг:
96
7

Фильм немного перекликается с "Я шагаю по Москве", но смотрится несомненно более серьёзно. Да, здесь тоже Москва 60-х, герои - молодые ребята, а лирическая сюжетная линия вполне основательна. Но город показан не только парадно-выходной декорацией, но и ощутимо меняющимся и развивающимся, то есть смотрящим в будущее вместе с его жителями. Три друга - главных героя, не только жизнерадостные советские люди, ходящие на демонстрации и устремлённые в царство коммунизма, но и рефлексирующие, ищущие, думающие люди. Сцена разговора Сергея с отцом - вообще бомба для советского кино, недаром Хрущёв на неё взъелся. Единственно, всё-таки хронометрах полной версии великоват, по крайней мере при всём уважении к поэтам-шестидесятникам вечер в Политехе утомил. Несомненно один из важнейших фильмов 60-х, который постигла нелёгкая встреча с цензурой. и который, на мой взгляд, в своё время был недооценен.

Фото Михаил Заикин
отзывы:
177
оценок:
308
рейтинг:
357
9

Геннадий Шпаликов для меня всегда останется примером неподражаемого мастерства. . Не думаю, что где-либо еще Вы можете найти такую атмосферу тех лет. Чуткие ненавязчивые диалоги идут рядом с понятными моральными принципами, считаю, что это главное достоинство фильма.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить