Фильм

Фильм Бриллиантовая рука

1968, СССР, Россия, IMDb: 8.4

8.5
8.4
Предоставлено пользователем: Zeka Samedova
1/11

Классическая комедия Гайдая про Семена Семеновича и гипс

В южном городке орудует шайка валютчиков. Один из ее членов Граф по заданию Шефа отправляется в туристическую поездку за рубеж и в дороге знакомится с экономистом Семеном Семеновичем. По иронии судьбы бриллианты, которые Граф должен был привезти на родину, оказываются у ничего не подозревающего Семена Семеновича.

СтранаСССР, Россия
ЖанрыКомедия
Продолжительность1 час 34 минуты
Дата выхода2 февраля 1968
Возрастное ограничение0+
Советский и российский кинорежиссер, который делит славу народного комедиографа с Эльдаром Рязановым. Родился на Дальнем Востоке, участвовал в Великой Отечественной войне, награжден медалью «За боевые заслуги». После окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре и режиссерский факультет во ВГИКе. Уже первая сатирическая комедия «Жених с того света» навлекла на Гайдая недовольство начальников. Только сняв идеологическую картину «Трижды воскресший», режиссер смог вернуться к тому, что умел лучше всего: комедиям. Дальше были короткометражки «Самогонщики» и «Пес, Барбос и необычный кросс», которые ввели в пантеон советского фольклора Труса, Балбеса и Бывалого. Большинство фильмов Гайдая становились лидерами проката и расходились на цитаты: «Деловые люди», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82». Гайдай в своих комедиях, построенных во многом по голливудским лекалам, показывал на советских экранах то, о чем говорить было не принято: песни Высоцкого, дефицит, глупость начальства, даже эротику. Но главная их особенность — человеческая симпатия режиссера к героям, даже к самым непутевым.

Рецензия «Афиши» на фильм «Бриллиантовая рука»

9

Из заграничного круиза старший экономист «Гипрорыбы» Семен Семеныч Горбунков (Никулин) возвращается в гипсе с ошибочно замурованными в нем драгоценностями, что делает его приманкой для профнепригодных контрабандистов Геши Козодоева (Миронов) и Лелика (Папанов). Далее, как говорил один мой знакомый, покойник, я слишком много знал.

Фильм так любим, что не может быть по достоинству оцененным. Описывать любовь можно цифрами (только в 1969 году его посмотрели 76,7 миллиона зрителей, то есть треть страны), а можно цитатами, на которые он с легкой руки сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского разошелся, — но это мало что объясняет. Явно кризисный для Гайдая, уже исчерпавшего оригинальные маски Шурика и блудливой троицы, но еще не пришедшего к экранизации классики, которая его и погубит, фильм ускользает от определений. Ни эксцентрическая, ни сатирическая комедия его не исчерпывают; скорее всего, это фильм-житие, фильм об искушении. Семен Семеныч с честью проходит все плотские испытания: заграницей, развлечением (на рыбалке), алкоголем (с трудом; в ресторане «Плакучая ива»), сексом (легко; в лице Светланы Светличной). Но беда в том, что его жертвы никому не нужны: жуликов возьмут не так, не там, не поэтому. Видимо, Гайдай знал, что советский человек все пройдет, все выстоит, но роль, отпущенная своему великомученику родиной, все равно будет только одна — роль наживки.

1 января 2001
9

Этот фильм я могу смотреть в любом настроении.
Он похож на хорошее коллекционное вино,оставляя привкус своего времени, усиливаемого ностальгией по ушедшему детству.Фильм просто гениален.Хотя вроде как может быть гениальной даже очень хорошая пародия на советские детективы?
С самого детства я смеялся над нелепыми контрабандистами,нереально прозорливыми милиционерами,ядовито-завистливой общественнице,и,само собой,бесконечно трогательного своей простотой клоуна-актёра Никулина. Конечно ,после бесчисленных просмотров фильма скулы не сводились от смеха,как после фильмов о Шурике.После него оставалось удивительное тёплое , лёгкое чувство . Я никогда не задумывался, в чем секрет этого чувства,ведь фильм был любим всеми окружающими меня людьми с самого моего рождения.
Конечно, на поверхности лежат остроумные цитаты из фильма,ставшие крылатыми фразами, отличная игра великих актёров, прекрасная режиссура.Но сколько же фильмов с такими данными не вызывали этого чувства катарсиса!
А ведь все очень просто.Великий клоун сыграл просто честного,порядочного ,глубоко неидеологичного человека.И честность его,и порядочность была не плакатно-картонной, как в стольких фильмах того времени ,а имело глубокие корни в самой натуре героя.Он никого не призывает любить Родину ,жену,детей,жизнь. А зачем ?Для него это также естественно,как дышать.
Ему и в голову не может прийти мысль присвоить себе чужие стекляшки .Не потому что братва или государство голову оторвет, а просто не его они, и все.Он даже слегка флиртует с молодой красивой женщиной, но ему и не может прийти мысль о том,что её интересует не продажа халата с перламутровыми пуговицами,а что-то другое.И в то же время он не Павка Корчагин,не бесплотный ангел, а самый обычный советский человек,один из миллионов.Великий клоун сыграл клоуна наоборот.
Совок! Совок он,воскликнет молодой зритель.И ошибётся. В том-то и секрет обаятельности образа Горбункова, что он живет параллельно идеологии.Он квинтэсссенция всего хорошего ,что было в советских людях. Если так уж вам нравится это слово,он светлая сторона образа совка( одну из бесчисленных тёмных его сторон с таким же бесконечным обаянием сыграли Папанов и Миронов).
Именно такие люди,привычно пропуская мимо ушей очередной выверт генеральной линии партии, просто вставали утром и шли работать, чтобы прокормить свою семью,одеть своих детей.Именно они встали грудью на защиту своей страны,когда сгорели в пламени первых ударов врага с таким трудом и кровью собранные танки и самолёты, когда казалось что всё,так разрекламированное до войны пропагандой ,рушилось.Недаром Никулин так же гениально сыграл в фильмах о войне.
Да, можете его называть Горбункова лохом, да как угодно можете его называть.Ему все равно.Он соль земли .Без него глиняный колосс любой идеологии рассыплется при малейшей смене температур.Пока в обществе есть минимальный процент таких людей,те паразиты что смотрят свысока с циничной ухмылкой могут восседать на своих партсобраниях ( или ездить на свои Куршавели).
А чтобы стать действительно быдлом-пиплом достаточно одного шага.Достаточно убить в себе эту святую простоту.
PS. Своим родителям посвящаю.

27 января 2009
9Чья рука самая бриллиантовая?

Величайшую комедию смотрю каждый год, пересматриваю. Искрометный юмор, неординарные актеры, незабываемая сюжетная линия заставляют пересматривать фильм каждый год в очередной раз. Фильм, снятый в разных местах, в разное время очень грамотно смонтирован великим Леонидом Гайдаем. На экране он сделал потрясающую историю про бриллианты, спрятанные контрабандистами в руке, которую хочется видеть каждый год в своем телевизоре. Смотришь вроде уже знаешь все, но все равно как-то свежо и прелестно на экране. Фильм радует и не надоедает. Наизусть выученные фразы все равно заставляют смеяться вновь и вновь, как в первый раз и по-новому. Недавно я задался вопросом, на каком одном актере держится фильм. Кого нельзя ну никак выкинуть из фильма. Раньше я думал всегда, что фильм держится на Юрии Никулина и сюжетной лини вокруг него. Сегодня смотря фильм я вижу другое, что фильм выстроен вокруг Андрея Миронова, именно его игра и делает фильм таким незабываемым, все его появления настолько безупречны и гениально сыграны, что диву даешься. Фильм, на мой взгляд, не стареет благодаря именно его игре, его шуткам, его мимике и эмоциям, его образу такого удалого чудаковатого неунывающего афериста, который может выйти из любой ситуации. Сегодня при повторных просмотрах ленты Юрий Никулин уже не смотрится свежо и интересно, а кажется уже постаревшим и уставшим. Если посмотреть фильмографии актеров, то у Андрея Миронова и после Биллиантовой Руки будет ряд удивительных работ, а у Юрия Никулина скорее нет. Несомненно, будущим поколениям зрителей, которые не видели картинку очень повезло, они откроют для себя первоклассную комедию на все времена.

10 февраля 2013
9

Гайдай… Такого больше не родится... Когда я в очередной раз пересматриваю «Бриллиантовую руку», всегда ловлю себя на мысли: возможно ли превзойти то, что он сделал? И как сформулировать это «то»? Вопрос!

Во-первых. Помогал и спасал. Эпоху. От скуки и серьезности. Хотя бы на время, изредка легким движением загипсованной вместе с бриллиантами руки вырывал массы из пафоса «светлого будущего» коммунизма, двух и трехгодичных пятилеток, всеобщей благости, положительности, серьеза, неулыбчиво-поучительной атмосферы газеты «Правда». Как это верно сказано о советском времени — время серьезности! А еще — жизни как положено, а не как хочется или как придется. И уж точно не легкомыслия и ветрености…

А во-вторых…
Со стопроцентной, неоспоримой (в том числе и документально) уверенностью о никулинско-гайдаевских киношедеврах можно сказать одно — «чемпионы проката». Все остальное – тайна за семью печатями. Вот как раскрыть тайну «Бриллиантовой руки» — этого долговечного феномена отечественного кинематографа? Почему столь простой и непритязательный фильм смотрят до сих пор не уставая? Откуда столько радости и простоты, милого наива, ведь даже соцзаказ и конъюнктура здесь только умиляют — не претят. А Юрий Никулин, если помните, играет именно идеального советского гражданина без единого пятна на репутации и совести…

Думаю, все дело в юморе. Для Гайдая – смех не самоцель. Он не только смешащий, но и умиляющий, и сострадающий, и мудрый, и терпеливый, и любящий. Он способен функционировать в очень широком эмоционально-смысловом диапазоне – от вражды, агрессии — к освобождению, снятию оков серьеза, рамок правильности, канонов приличий; от валяния дурака и глума (наши древние национальные формы смеха) — к утверждению и созиданию.

Смехом можно любить человека, а не только издеваться или критиковать, выставляя наружу все его пороки и недостатки. У Гайдая (которого я остерегусь называть сатириком, для меня он теплый юморист, который смеется не плача, а, как и положено, без причуд — просто улыбаясь) всегда больше животворящего и утверждающего смеха. И именно в минуты такого смеха над идиллическими сценами наивной жизни С. С. Горбункова, его Нади и милых ребятишек у меня каждый раз сжимается сердце от легкой ностальгирующей боли-воспоминания о советском семействе дедушки и бабушки, без возврата канувшем в прошлое.

Никулин как художник смеха, как гений комедии, как сердечный юморист непревзойденно чист. Лишен двусмысленности, тяжеловесности подтекста, логизма, расчета, назидания. Чисты его герои – злодей так злодей (свой, с утепляжем, с очаровательной и глупейшей улыбкой, с вечной детской распахнутостью в общем-то грустных, китоновских глаз), герой так герой (свой, родимый, не подведет, не предаст и не выдаст, правда, не знает как падать, не ломая руки, и куда прятать пистолет тоже не знает, так ведь это опять по-нашему – падать, так биться, быть откровенным – так уж до конца, до пистолета в авоське с дырочками). В мире его героев мы в кругу чистейших первообразов, а с недавних пор еще и мифологем «советского национального» характера.

Но даже когда этот самый характер выветрится из нас без остатка и без надежды на возвращение, смех Гайдая все равно останется, потому что он не актуален, а вечен, как и святая способность человека смеяться над собой, как мудрое понимание: быть идеальным – стагнация и смерть. Да. Мы такие – неидеальные, смешные, вечные чудаки, Иванушки-дурачки, Семен Семенычи Горбунковы. Тем, кто ими хотя бы изредка быть не хочет или не может, сочувствую.

18 декабря 2011
9

"Бриллиантовая рука" - это хитроумный сюжет, лучшие актёры и кладезь метких цитат! Погоня за бриллиантами не приводит контрабандистов к желаемой цели, а обличает их и наказывает во имя добра и справедливости. Их приключение очень весёлое, местами фантастическое, но очень-очень смешное. Время просмотра этого фильма пролетает незаметно... Классика вечна!

29 августа 2015
9

Одна из мои любимых комедий нашего русского кино. Сколько не смотрю ещё и ещё смотрела бы )) Лёгкий фильм!

13 апреля 2015
Все отзывы
Читайте также
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80
фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
2 апреля 2020
Лучшие комедии (на все майские)
Лучшие комедии (на все майские)
6 мая 2021
10 любимых фильмов режиссера Петра Буслова
10
любимых фильмов режиссера Петра Буслова
26 сентября 2018
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
27 февраля 2015