Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Осенняя соната» (Франция, ФРГ, Швеция, 1978)

7.2
оценить
Фото Алексей Васильев
отзывы:
918
оценок:
213
рейтинг:
1695
9

Великая пианистка (Бергман), утомившись напряженными гастролями и ухаживаниями богемных фатов, вспоминает, что в Норвегии, в домике над фьордом, у нее живет взрослая дочь (Ульман), и решает провести каникулы у семейного очага.

Ингмар Бергман, который в своих киноисследованиях проблемы лица и маски достиг таких глубин, что его имя стали упоминать в печати не иначе как между Кьеркегором и Ясперсом, в «Осенней сонате» впервые за годы избежал абстракций и снял фильм о живых людях. Виной тому его однофамилица и соотечественница, ставшая кинолегендой в Голливуде 40-х. Ингрид всегда говорила, что мечтает сняться у Ингмара, но, как только дошло до съемок, смеялась над претенциозными диалогами, издевалась при всей группе над целыми кусками сценария, объясняя, что так люди не разговаривают, переписывала сцены. Ингмар, привыкший сам садировать актрис, впервые оказался объектом унижений; Ингрид, чьи поздние роли — идеальный баланс остроумия и человечности, накренила еще одну бергмановскую жестокую аллегорию в сторону гуманизма. Получилась глубокая, любовно погруженная оператором Свеном Нюквистом в экономные северные пейзажи история о вечном конфликте: приносить ли человеческие чувства в жертву искусству? Бергман, переигравшая в дуэте-дуэли Лив Ульман и перетянувшая симпатии на сторону своей героини, доказала, что да — по ту и по эту сторону объектива.

3

Отзывы пользователей

Фото Melodika
отзывы:
481
оценок:
531
рейтинг:
611
9

На самом деле фильм очень жесток, он как ножом режет все самое живое и больное.
Отношения матери и дочери - больной узел, завязавшийся так, что и распутать не видно возможности.
Может ли дочь ненавидеть мать настолько, что считает что та сломала всю ее жизнь и должна понести наказание? Может ли мать измениться и принять свои ошибки?
На эти вопросы ответить невозможно...

Так ли безобидны ошибки воспитания, или это то, чего не допускать ни при каких обстоятельствах?

Кто прав, а кто виноват - решать зрителю...

Режиссерская задумка гениальна и выполнена по всем стандартам наивысшего мастерства - браво!

1
Фото Nina_Simone
отзывы:
1
оценок:
12
рейтинг:
1
9

Потрясающий фильм. Тонкий, талантливо сыгранный..После таких фильмов не хочешь смотреть современное кино вообще. Современный мир находится в постоянной нехватке душевной теплоты, в лености поиска ответа на вопросы "как мне помочь?", "как мне простить?", "как в этом безумном-безумном мире не забыть о своих близких?" и т.д.

Ингрид - королева. Но ее партнеры по фильму ей не уступают - характеры раскрыты полностью.

Вердикт: рекомендую.

1
Фото Таня Родригес
отзывы:
20
оценок:
20
рейтинг:
32
9

что я безумно люблю в Бергмане?
то, как допытливо держит он под прицелом камеры (своего внимания) безумные страсти истерзаных душ, мыслей, страхов. каждый раз, даже пересматривая, удивляюсь острейшему скальпелю крупных планов, которым Бергман вскрывает эти души, характеры. Потрясающая Ингрид Бергман и божественная, сатанински талантливая Лив Ульман...

он бывает безмятежным, ласкающим наблюдателем ("Молчание").

"Осення соната"- третий фильм (пока третий, их десятка просмотренных мною), где я улавливаю так интересущий режиссера надорванный нерв отношений матери и ребенка.

как все это детально анализируется, вскрывается, обнажается и просто прорывается безумной скорбью по ошибкам прошлого, не отданной и не полученной любви, осознанию собственного эгоизма, казалось бы, такой творческой натуры!

сам Бергман - отец 8 детей от разных женщин. могут ли быть все эти попытки важнейшего анализа взаимоотношений, которые он вновь вложил в уста женщин, его личным переживанием, или через эту призму он смотрит и на себя-родителя?..себя-актерствуещего и не могущего одновременно быть и тем и дургим, но обладающего даром смотреть извне?

бесконечно могу, подыскивая новые и точные слова, описывать тончайшие параллели мизансцен и их смыслов!

так в "Сонате": Шарлота - мать (Ингрид Бергман)- на пике разрушения воспоминаниями сердца своего и дочери, ссылаясь на боль в спине, ложится на пол... в эту минуту точнейший Бергман бросает на пол второго этажа её больную дочь Хелену. она пытается пересилить болезнь, корчась ползет к двери в попытках связать звуки собственного голоса в давно необходимый ей крик "мама, приди!"... и Шарлота в эту минут корчится от того, что слышит от дочери Евы (Лив Ульман)...

Бергман сделал это незаметно, ненавязчиво... но твой пытливый и жадный до каждого кадра глаз схватывает эту связь...


Полезла читать "Картины". вот что пишет сам Ингмар о том приоде:

"Набросок "Осенней сонаты" написан 26 марта 1976 года. Предыстория его
связана с делом о налогах, свалившимся мне на голову в начале января: я
попал в психиатрическую клинику Каролинской больницы, затем в Софияхеммет и,
наконец, на Форе. Через три месяца обвинение было снято. Из преступления
дело превратилось в банальный налоговый вопрос. Моя первая реакция была
эйфорической.
Вот что написано в рабочем дневнике: Ночью, после оправдания, когда я
не мог заснуть, несмотря на снотворное, мне становится ясно, что я хочу
сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен
взять Ингрид Бергман и Лив Ульман - их, и только их. Возможно, найдется
место и для третьего персонажа. Вот как это примерно должно выглядеть:
Хелена отнюдь не прекрасна, 35 лет, замужем за милым пастором, которого
зовут Виктор. Они живут в пасторской усадьбе недалеко от церкви, живут
мирной жизнью прихожан, следуя смене времен года, с тех пор как их маленький
сынишка умер от необъяснимой болезни. Ему было шесть лет, и звали его Эрик.
Мать Хелены, выдающаяся пианистка, разъезжающая по всему свету, вот-вот
должна нанести ежегодный визит дочери. Вернее, она уже не была здесь
несколько лет, поэтому в пасторской усадьбе переполох, радостные
приготовления и искреннее, хотя и боязливое ожидание. Хелена страстно
мечтает о встрече с матерью. Она тоже играет на рояле и обычно берет у
матери уроки. Всеобщая, искренняя радость перед встречей, которой и мать, и
дочь ждут с некоторым страхом и энтузиазмом. Мать в великолепном настроении.
По крайней мере, ей удается изобразить прекрасное настроение. Все для нее
устроено наилучшим образом, даже деревянная доска (для спины) на кровати в
комнате для гостей не забыта. Она привезла из Швейцарии гостинцы и т. д. и
т. п."

многое в итоге отразилось не так в сценарии и в фильме.

вот эти его слова мне безумно нравятся:

"Я люблю Тарковского и восхищаюсь им, считаю его одним из самых великих.
Мое преклонение перед Феллини безгранично. Но мне кажется, что Тарковский
начал делать фильмы под Тарковского, и Феллини в последнее время создал
один-два феллиниевских фильма. А вот Куросава не создал ни одной картины под
Куросаву. Мне никогда не нравился Бунюэль. Рано обнаружив, что придуманные
им ухищрения возводятся в особого рода бунюэлевскую гениальность, он стал
повторять и варьировать их. Занятие оказалось благодарным. Бунюэль почти
всегда делал бунюэлевские фильмы.
Итак, настало время посмотреть на себя в зеркало и спросить: что же
происходит, неужели Бергман начал делать бергмановские фильмы? Пожалуй,
"Осенняя соната" - печальный тому пример. Но вот чего я никогда не узнаю:
каким образом вышло так, что этим примером стала именно "Осенняя соната"?
Если долго носить в себе какую-то историю или круг тем, как в случае с
"Персоной" или "Шепотами и криками", то потом легко проследить, как картина
развивалась и получилась такой, какой получилась. Но почему вдруг возникла
"Осенняя соната" именно в данном своем облике, словно греза. Возможно, в
этом и кроется ошибка: она должна была остаться грезой. Не фильмом грез, а
киногрезой".

<...>

" Что-то загадочное скрывается во фразе о том, что дочь рожает мать.
Здесь прячется чувство, которое я не смог выявить до конца. Внешне готовая
картина производит впечатление наброска, но это глубоко неверно. Я бурю
скважину, но - или ломается бур, или я не отваживаюсь бурить достаточно
глубоко. Либо у меня нет сил, либо я не понимаю, что надо бурить глубже. И
тогда я вытаскиваю бур и говорю, что удовлетворен. Это недвусмысленный
симптом творческого истощения, к тому же весьма опасный, ибо не вызывает
боли"

1
Фото Елизавета
отзывы:
743
оценок:
1108
рейтинг:
565
9

Фильм вкусный..
мне Лив понравилась больше, чем Ингрид..
правда дочери лично мне ближе..
фильм оч. хороший, но вот что отметила бы - актрисы играют лучше, чем Эрланд Юсефсон - так понимаю, это муж дочери? он такой бесцветный, именно по игре..
мне кстати больше понравилось, как играла на рояле героиня Лив.. у героини И. технично-холодн. игра..
и вообще Ингрид играла лицом - потрясающе, хорошо, как Марина Неелова, в таком стиле.. но мне больше нравится стиль Лив..
фильм совершенно не грузящий, хотя и не развлекательный.. он правильный - оставляет ощущение свежести, ветра в лицо.. хочется как говорил в сериале Вустер пробежаться по осеннему парку.. и это замечательно!

1
Фото Dmitriy Alekperov
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
2
9

отличный сценарий, великолепное противостояние идей и желаний матери и дочери. фильм кончается, и всё продолжается в голове.

0
Фото Елена Дубеник
отзывы:
32
оценок:
32
рейтинг:
11
9

Как же здорово, что в Москве есть "Иллюзион"...
И дело не только в уютном фойе с огромной хрустальной люстрой, ароматом кофе, стильной мебели и белом рояле, звуки которого умиротворяют и вырывают из тисков суеты, настраивая на восприятие искусства...
Дело прежде всего в репертуаре...
Где еще можно посмотреть Бергмана на большом экране.
"Осенняя соната" в очередной раз убеждает в хрупкости и парадоксальности человеческих чувств.
Мать и дочь...
У каждой не только своя правда, но и собственные диаметральные ощущения от взаимоотношений друг с другом.
Диалог Бергамана заставляет задуматься не только над тем, как научиться любить самых близких людей, но и над тем, как сделать так, чтобы любовь эта не обрекала на страдания и не причиняла боли, проносимой через всю жизнь...

0
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
9

Один из самых известных и популярных поздних фильмов Ингмара Бергмана, будто лезвием скальпеля погружающийся в болезненную рану отношений дочери и матери. Знаменитая пианистка Шарлотта (последняя большая роль великой Ингрид Бергман), после долгих лет странствий и концертов, а также тщательного и успешного процесса избегания встречи с собственной дочерью, решается навестить Еву (Лив Ульман) в ее доме. Дочь несказанно, вроде бы, радуется приезду матери, мать, кажется, наконец-то счастлива увидеться с дочерью. Но в воздухе витает какая-то электрическая нотка напряжения, которая разражается зарядом, когда Ева говорит, что в ее доме живет также и ее сестра, вторая дочь Шарлотты, Хелена (Лена Нюман) – тяжелобольная нервным заболеванием молодая девушка, которая с трудом говорит и практически не передвигается. Шарлотта старалась всю жизнь держать подальше от своей больной дочери, и эта встреча искрой взрывает в женщинах скопившийся за годы порох.

Съемки этого фильма Бергман завершил в Осло, пребывая в состоянии обиды относительно налоговой службы собственной страны. Причем «Осенняя соната» была завершена до первого показа предыдущей ленты Бергмана «Змеиное гнездо». Продюсеры и прокатчики советовали режиссеру снимать все на английском языке, чтобы картина получила более широкий прокат, однако Ингрид Бергман была против этого, и хотела говорить на шведском. Впрочем, главное тут то, что Бергман возвращается к любимой форме яростно эмоциональной камерной женской драмы, после относительно неудачной, хотя и интересной масштабной исторической постановки.

В этом фильме Бергман нашел идеальный баланс между безостановочными, колкими диалогами и чувственными, выразительными крупными планами. Этими самыми крупными планами режиссер буквально разгоняет до максимума основной двигатель фильма, которым становится дуэт Ульман и Бергман, их конфликт, который вовлекает все вокруг. Дополнительно этот прием создает атмосферу клаустрофобии. Ключевой сценой этого противостояния становится одна из довольно ранних сцен, когда Ева и Шарлотта по очереди играют Шопена. Их манера игры и реакция на игру друг друга полностью раскрывают природу обоих женщин, а также векторы и веса их отношений. Бергман, конечно, мастер невероятного таланта, весь фильм дальше и до этого - лишь дополнение и раскрытие этой сцены.

Впрочем, у фильма есть еще одна грань – третья женщина, Хелена, сыгранная максимально убедительно актрисой Леной Нюман. Ее героиня – этакий символ парализованной и скрученной эмоциональной жизни Шарлотты, и та это прекрасно понимает, судя по всему. Плюс ко всему, она придает драматургической карте картины большую экспрессию и острые края, чего так сильно не хватает во время первой половины фильма, когда мать и ее здоровая дочь, порхают вокруг друг друга, боясь тронуть хоть как-то звенящую струну. Конечно, потом все оборачивается тем, что позволяет назвать картину одной из самых интимных и болезненных картин в фильмографии Бергмана (и Бергман тоже). И одной из самых сложных. Обвинить или простить все грехи героине Ингрид Бергман не так просто.

0
Фото Саша Гримак
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
0
9

Будто-ведь неясное прячется в фразе о книга, будто станция рождает мама.
Тут скрывается эмоция, что я никак не сумел обнаружить по баста. Снаружи отделанная
головка изготовляет ощущение очерка, однако наверное углубленно ошибочно. Я ураган скважину, однако - либо разламывается шарманка, либо я никак не осмеливаюсь добиваться довольно углубленно. Или у меня недостает мощи, или я никак не разумею, будто нужно добиваться поглубже. И дальше я достаю шарманка и разговариваю, будто ублаготворен. Наверное ясный
признак креативного истощения, к этому ведь очень страшный, потому что никак не призывает валяйся"
Три метра над уровнем неба 2 онлайн Повелитель в собственный очередь выставлял доводы, будто я намереваемся бродить с большой суммой средств, бросать их в жилплощади дьявол никак не намеревается, ежели в наше неимение тихо имеет возможность препожаловать владелица. И безвыездно его инстинкты элементарно вопят о надобности обладать около себя четы-трехрублевку лезвий в любой вариант. И вообщем, в отсутствии орудия дьявол ощущает себе голым.

В конце концов я поладили в книга, будто дьявол поймет с с лица вотан изо ножей, кой разрешено полностью незначительно утаить перед курткой и кой никак не станет прощупываться около контакте с людами (к примеру, в заполненном автобусе). Я собственно выяснила итог, однако думаю, будто дьявол безвыездно ведь меня натренькал, поэтому будто деятельно хватать его я никак не отважилась.Три метра над уровнем неба 2 смотреть онлайн Перед ироничным взором короля чуть-чуть поаплодировала его сообразно горбе и бокам и безвыходно вздохнула:

0
Фото Anastasia_Stavrogina
отзывы:
162
оценок:
166
рейтинг:
265
9

Это очень гармоничное, построенное, как хорошая пьеса, кино. Выполненное по всем правилам шведской драматургии. До предела ясные, отточенные, законченные полноценные образы, хотя сама ситуация и кажется выстроенной. Я хочу сказать, что этот фильм очень близок к литературе. Это переосмысленная действительность. Это взгляды и оценки, а не максимально-объективная реальность.
Это фильм матери-дочери. Ева, чей сын утонул, живущая с больной сестрой, приглашает к себе мать как будто специально для того, чтобы сказать ей наконец о своей невыносимой ненависти. При этом, пока она ждет мать, она очень старается привести дом в порядок, сделать его как можно более уютным и опрятным. И это очень искренне. Горькая складка поперек лба у нее закладывается почти сразу же, как только она увидела мать. Они не виделись 11 лет.
Дивная сцена, когда во время семейного ужина они играют одно и то же произведение Шопена, если я не ошибаюсь. Ева сама настаивает, чтобы мать ее послушала и сама требует, чтобы та сказала свое мнение. И она говорит. В качестве ответа она просто начинает играть, по ходу давая свои комментарии. Причем, сначала вам будет казаться, что Ева сыграла вполне сносно, не будь исполнения Шарлотты, вы бы не заметили изъянов. Да это и изъянами-то назвать нельзя. Шарлотта играет иначе. Гораздо глаже и четче, пожалуй динамичнее, но Ева играет с большей искренностью. Может, несколько более задумчиво и медлительно, чем нужно, но можно чувствовать, что произведение ей дорого.
Вечером Ева пьет, чтобы говорить с матерью. И потом говорит, говорит, словно кто-то заставляет ее. Сначала ты слушаешь слова, но потом замечаешь, что, скорее всего, Ева акцентируется на тех событиях и переживаниях по инерции, это, скорее, рационально. На самом же деле те события для нее давно изжиты. После смерти сына она изменилась, и многое из прошлого потеряло значение. Кстати, она не любит мужа, и всегда он он этом знал. Они живут хорошую жизнь.
Ева говорит, что она обожала Шарлотту, что она боготворила ее, что никого для нее не было прекраснее, что она всегда была в ее тени, что Шарлотта всегда подавляла ее своим величием. Ей не было до нее с сестрой никакого дела, они всегда были предоставлены отцу, который тоже был в тени Шарлотты, которого та считала неудачником. Потом, то ли из-за профессиональной неудачи, то ли еще из-за чего-то Шарлотта решила приехать домой и заботиться о них. И это было еще страшнее, потому что всю свою нерастраченную энергию она обрушила на неготовую к этому Еву. Она решила, что Ева близорука, и надела на нее безобразную оправу, что волосы слишком тонкие и некрасивые, и надела на нее тяжелый обруч, она создала образ новой Евы, сутулой, неуклюжей девочки-неудачницы. Ева говорила, что когда она видела Шарлотту, один ее вид, так ее парализовывал, что она не могла вымолвить ни слова, в то время, как внутри у нее все переворачивалось от боли и отчаянья. Потом наступил кошмар. Ева влюбилась, и впервые в жизни захотела принять свое решение. Она была беременна, но Шарлотта вынудила ее сделать аборт. --Ты не можешь обвинить меня в этом. Если бы ты действиетльно хотела этого ребенка, ты бы его сохранила.
Потом Шарлотта плачет и рассказывает свою версию, куда более короткую. И ты понимаешь, что между ними нет разницы, как нет ее между болтливой поверхностной Альмой и мрачной немой Элизабет в "Персоне". Они--одно существо, которому трудно было делить жизнть в одном теле.
В это время наверху дико и страшно кричит Лена, зовущая мать, выпавшая из своего кресла и в судорогах пытающаяся доползти до двери.
На следующий день Шарлотта уезжает.

0