Еще одна порция недавнего прошлого, которое хочет догнать и укусить тебя («землетрясение на Гаити, это когда было?»), заразив невеселой мыслью, что, в общем-то, ничего не меняется в единственном из миров и ничего-то тебе не светит. Как не светило и в прошлом году, и в позапрошлом. И, надо думать, и в будущем тоже. Не землетрясение, так наводнение; не мор, так глад; не насилие в семье, так уличная преступность, войны вот только почему-то нет, удивительно, будто и не было ничего такого в прошедшем 2010-м. Что, впрочем, нисколько не сказалось на числе трупов, развозимых по миру очередной выставкой лучших фоторепортеров. Которым в руки будто и не фотоаппарат достался вовсе, а какой-то ящик Пандоры. Щелк, щелк — и какое там ролан-бартовский punctum, тонкий укол наносится в самое твое существо, исподволь, почти нечаянно и лично тебе напоминает о достоверности изображенной на снимке реальности. Тут тебя из всех сил херачат битой по лбу: на, на! И лучшей фотографией года признается портрет обезображенной афганской селянки Аиши, которой муж по приговору шариатского суда отрезал уши и нос и оставил умирать в горах за околицей (18-летняя женщина пыталась бежать из мужниной семьи, где ее регулярно избивали свекровь плюс десять деверей). Та, однако, не умерла, и снимок южноафриканской репортерши Джоди Бибер попал на обложку июльского Time с многозначительным комментарием «Вот что будет, если мы уйдем из Афганистана». Явный ремейк «афганской Джоконды», знаменитейшей обложки National Geographic 1985 года с нежнейшим портретом афганской девочки, поразившей в самое сердце весь мир тревожным и испуганным взглядом прозрачных глаз, теперь как бы повзрослевшей, вышедшей замуж, ага, плюс нынешний комментарий Time (Time сейчас почти или даже вообще не публикует фоторепортажи, но мнение их бильдредактора, как видим, по-прежнему имеет вес в фоторепортерском мире), и дальше Джоди Бибер может сколько угодно говорить о красоте своей модели и что ее фотография посвящается тяжкой доле женщин вообще: ее фотография отныне — серьезный аргумент в политической пропаганде по вполне определенному поводу. А уж никак не «вообще». То есть, если в этом году и обошлось без боевых снимков афганских и иракских дел, это не означает, что там стало тихо. То есть, конечно, немножко стало, и спасибо нам за это, но еще не совсем. И вот что начнется, стоит нам только уйти из Афганистана. «Именно таким и был прошедший год», — суммировал порцию прошлогодних напастей один из членов жюри, но забыл напомнить, что не лучше будет и будущий, если мы уйдем из Афганистана и бла-бла-бла. Возражения насчет продуманности подобных вроде бы невинных заявлений, как и о чистоплотности подобных вроде бы невинных манипуляций отлетают, как мертвые гаитянские дети, выбрасываемые на задний двор за руки, за ноги работником переполненного морга в Порт-о-Пренсе (первое место в номинации «General news, stories» — Оливье Лабан-Маттеи, «Франс-пресс»).
Аиша, кстати, перебралась в Нью-Йорк, где учит язык; фонд ее имени спонсировал пластическую операцию, так что теперь она и нюхает, и слышит хорошо — и, значит, хоть кому-то от всего от этого стало легче.
Всё таки, этот мир стоит того, чтобы умирать.
Из всех работ, 75% говорят о жестокости и насилии, о смерти и страданиях, как человеческих, так и животного мира.
Смотришь на это, и понимаешь, что фотографам прессы нечего нам показать, как только убийства, смерти в тюрьмах, последствия землетрясений и разливов нефти.
Смерти от СПИДа, и смерти от человека.
И фотографии с ярмарки из Ирландии, воспринимаются, как глоток мега позитива, особенно хороши две старушки.
Я конечно понимаю, что пресса хочет обратить внимание на насилие в мире, как-кто умирает, но только ли это двигает ею, наверное - показ жестокости, чем жёстче, тем больше будет спрос.
Но зачем, на конкурсе фотографии выбирать 85% негатива?
Ведь фото - это так прекрасно, и можно соблюсти баланс.
А так, после выставки, остаётся ощущения ушата помоев, который вылили на тебя.
Но одна мысль, после просмотра, самая важная, и самая позитивная, какая радость, что мы родились тут, а не где-нибудь в Афганистане, или Сомали, или Нигерии.
Так много прекрасных фото с улыбками, но по всей видимости, они не интересны для Ворлд Прессы.
Если человек собрался идти на эту выставку, значит, он знает, на что идет. Все повторяется из года в год - страдания, смерть, боль, несправедливость, даже в спорте - боль и трагедии. Перед зрителем - слепок несчастий года: Польша, Гаити, Испания, Мексика... Фотоаппарат документалиста - жестокий инструмент, он фиксирует все не приукрашая, не замарывая, не упуская ни одной детали. Всё как есть. Но в этом и есть сила данной выставки, когда перед зрителем предстает застывшее мгновение горькой правды.
Я прошла уже почти всю выставку, когда поймала себя на мысли, что здесь нет ни одной работы, которая зафиксировала бы радостное событие, счастье, надежду. Если не наблюдать за своей реакцией, то в душе остается ощущение, что этих чувств вообще нет на Земле!!! Вы только вдумайтесь - вообще нет. Даже более-менее нейтральные снимки женщин-борцов и природы не дают светлого чувства желания жить.
Итог: я ушла с выставки со сложной комбинацией чувств: как я могу чувствовать себя несчастной, находиться в плохом настроении и так далее, когда у меня есть крыша над головой, пища, пара купюр в кошельке? И второе соображение: неужели для того, что бы поразить зрителя, нужно использовать только несчастья, а счастливые мгновения так не задевают зрителя? Неужели люди недостойны радости и надежды?
"О Боже.... какой ужас" думала Я проходя вдоль стендов с фотографиями и чем дальше я двигалась,тем больше не возможно было сдерживать слезы!!!!
Не знаю какие эмоции хотели получить авторы этих снимков,но быть на их мести и видеть все в реальности Я бы не хотела точно.....
Мы и не задумываемся о том, что так бывает,что страдают дети, женщины, многие живут в жутких и не приспособленных для нормальных в нашем понимании условиях...Природа и стихии безжалостно стирают все живое на своем пути.....Из-за наркотиков и оружия люди без жалости валят друг друга, средь белого дня на глазах у детей и женщин....
На эту выставку точно надо сходить тем,кто думает, что только у Него в жизни все плохо и только Он один страдает за все человечество!!! :-))))
Выйдя от туда....Я стала благодарить Бога за то, что это всего лишь выставка,а не моя обыденная реальность.........
Сказать, что я была в шоке, покинув Этажи, значит ничего не сказать. Эти фотографии ... эти лица людей долго еще были у меня перед глазами. Когда слишком много горя, насилия, жестокости, смерти, становится страшно жить на этом свете.
Выставленные работы победителей конкурса репортажной фотографии World Press Photo - почти 2/3 из них вызывают только ужас и сострадание. С одной стороны можно понять журналистов, которые ищут громкие сенсации, кто ради выгоды, а кто ради того, чтобы привлечь внимание к тому, о чем возможно никто никогда и не узнает. Но столько боли выливать нельзя. В этом мире есть и любовь, и радость, и счастье. Они тоже заслуживают того, чтобы их увековечить в фотографии.
Незаконные аборты в Кении, 18 лет жизни со СПИДом, последствия природной катастрофы на Гаити, беженцы, самоубийца, который поджег себя и прыгнул с моста, матадор, которого пропорол рогом бык ...... И среди всего этого улыбающиеся Ирландские старушки, лебеди-кликуны на льдине слегка, но ненамного разряжают обстановку.
Но остается надежда, что как бы не был жесток этот мир, все не так уж и плохо, и возможно впереди ждет что-то лучшее и прекрасное ... как игра на виолончеле среди нищеты и грязи в городе Киншасы, Конго ...