Уилльям Тернер (1775–1851) был настоящим англичанином. Учился в Королевской академии в Лондоне; не достигнув тридцатилетнего возраста, стал академиком, а следом — профессором в академических классах. Приходил на чай по расписанию, вел себя с дамами как джентльмен, пускался в «сентиментальные путешествия» по Уэльсу и Европе, рисовал акварелью натурные романтические пейзажи, повсюду таскал за собой этюдник. При всем этом его репутация среди современников сомнительна. С одной стороны, академия и многочисленные почитатели восхищались его ранними готическими пейзажами в духе Лоррена, чувством цвета и свободным владением кистью. С другой — академия же стыдилась художника до того, что скрывала его особо выдающиеся картины, обманывая тем самым многочисленных поклонников. Уилльям Тернер был настоящим сумасшедшим. Рисовал с натуры, но ощущал себя не английским романтическим пейзажистом вроде Констебля, а модернистом и визионером вроде Кандинского. Его поздние картины — чистой воды авангард, фактическая абстракция. Естественно, никто вовремя бедного отщепенца не понял: Малевич еще не родился, канон не отменил — последователей не нашлось. Пришлось ждать почти полвека, пока французские импрессионисты не изберут Тернера своим кумиром, найдя его живописную манеру весьма и весьма занятной. Свои работы художник завещал Великобритании, где они так и находятся практически все до единой и носу оттуда не кажут. В российских собраниях Тернера, соответственно, нет, а выставка в ГМИИ — сегодня единственный шанс увидеть его работы. Собрание везут представительное: 40 картин, 70 акварелей, 2 гравюры. Между прочим, самая дорогая выставка в истории Пушкинского музея. Сей факт сообщаем намеренно: цена для современного зрителя — вопрос первоочередной, а зритель — это святое. В отсутствие точной суммы, тем не менее, придется обратиться к содержанию. Особый повод для гордости — программная «Метель. Переход Ганнибала через Альпы» 1812 года, где мелкие фигуры пропадают под натиском стихии, заполняющей почти всю картину, ни о каком натурализме тут и речи нет. Или «Замок Норэм» 1845 года: растворяющиеся друг в друге разноцветные пятна — это современникам Тернера вообще не показывали, боялись разочаровать зрителей слишком свободной игрой цвета. Зато теперь зритель сплошь подготовленный, видевший и романтиков, и импрессионистов, и модернистов, и даже всяких «постпост». Пожалуй, лишь англичанина и сумасброда Тернера для полной картины мира и не хватает. Хотя обнаруживать, что тайное знание о самодостаточности цвета (без учета формы и сюжета) было известно кому-то двести лет назад до нашей главной гордости, авангарда, и даже до нашей второй по значимости гордости, собрания постимпрессионистов из Пушкинского музея, — непросто и даже как-то всерьез обидно.
Удивительно, какая интересная и хорошо одетая публика ходит на выставки. Лица светятся, много молодых пар. Мне доставило большое удовольствие наблюдать за публикой. Куда бОльшее, нежели самого Тернера, хотя, если узнать его биографию, знать саму англ. живопись, его манеру, предвосхитившую импрессионистов - короче, если быть в курсе всех этих "но" - тогда да, интересно. Но ведь если ты не академик, все просто - нравится - не нравится. Не особенно. На мой взгляд, лучше бы выставка была поменьше, но работы были бы более отобранные. Уровень "эскизов", "набросков", "намалевок", гордо именующихся "этюдами" - нельзя вывозить за границу. Дома - пожалуйста, его там любят, ценят и поймут.
В Москве - "недоделанную работу дуракам не показывают"...
Но какая публика, ей-богу!
Среди английских художников необычайным колоссом поднимается удивительная фигура одного из гениальнейших представителей мирового искусства - Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера. Ему было всего 15 лет, когда появились его картины в Королевской академии. Английская живопись начала XIX века знала несколько замечательных художников. Констебль и Тернер стали главными представителями течения романтизма той эпохи. Романтики стремились отобразить в своих произведениях непознанную таинственность окружающего мира. Оригинальность английского романтизма, для которого характерно глубокое чувство природы, представленной не в статике, а в движении, и нередко дополненной присутствием человека, наиболее полно проявилась в жанре пейзажа. Тернер был тем пейзажистом всецело романтического склада, который смог постичь художественную передачу сил неукрощенной природы. Его смелые по колористическим и световоздушным исканиям пейзажи отличаются необычными эффектами, красочной фантасмагорией сил природы.
Разносторонний талант, умение самостоятельно пробить себе дорогу в сочетании с глубоким постижением традиций старых мастеров привели его к всемирному успеху, почти невозможному для художника-пейзажиста в XVIII веке.
Тернер родился в самой гуще тесных переулков Лондона, на берегу Темзы, 23 апреля 1775 года. Здесь мальчик ощущал пульс жизни огромного торгового города. Его отец имел цирюльню, среди постоянных посетителей которой было немало художников и граверов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что отец Тернера развесил в лавке и акварели своего сына, когда тому едва исполнилось двенадцать лет, и стал продавать их по два-три шиллинга за штуку. Это были сначала копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона. Отец рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка. В конце XVIII века в Англии были весьма популярны топографические зарисовки, затем переводимые в гравюры, иллюстрирующие всякие путеводители и описания. По рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачисляют в декабре 1789 года в бесплатные ученики Королевской академии. Когда Тернеру было всего 15 лет, один из его рисунков был принят на выставку в академии.
Уильям Тернер впечатлил с самой первой картины, написанной в 21 год «Рыбаки на море». Глубина картины заставляет смотреть на неё снова и снова. Пройдя два раза по всей выставке, я находил в каждой картине что-то новое, открывал другие ипостаси импрессионизма, но дольше всего стоял у этой картины. На сколько приближенно и откровенно отображена морская вода. Как сильно он отражает маслом происходящее действие. Ощущаешь, что сам сидишь в этой лодке и прилагаешь все усилия в борьбе с волнами. Был приятно удивлен своим состоянием после выхода из зала.
Упс Великий Тернер
мне посчастливилось узнать о Тернере от своих учителей по живописи, учились они в Питерской Академии 1915 года вплоть до революции и после и были такими щёголями и фанатиками живописи и общались естественно в кругу тех, кого принято называть великими русскими художниками, мнения о Тернере там постоянно высказывались и это очень интересно.
Чем велик Тернер ? Своим быстрым и хлестким широким живописным приемом, очень многие художники завидовали манере "широкой быстрой кисти" и стремились к не всю жизнь, Тернер опередил многих но это тоже не всё, он внес в живопись тему валерных отношений цвета, легких оттенков переходящих друг в друга и при широкой манере это создавало новые вселенные, огромные пространства его работ.
Можно так же сказать, что истинная живопись стремится в почти музыкальным средствам выражения реальности и вот это наше всё - Тернер.
При том, что Тернер был пионером в его работах остается академический вес цветовых отношений, Тернер не уходит от отношений тона, он переходит на новый уровень - его цвета чисты и звеняще открыты, но в то же время академичны, он очень аккуратно позволяет добавлять импрессионизм в краски - например в картине волны что то там бьющие о берег 1837 года посмотрите на пляж там среди сепии очень деликатно проступает киноварь, открытый цвет но очень мало очень деликатно, очень взвешенно, в этом весь Тернер - очень точный вес цвета, очень точные отношения цвета, за счет них очень широкий прием не ломает реалистичный мир а передает динамику, световые лучи, дымы, движения воздуха и волн, почти кинематографично, вот такой Куросава живописи, с ветром и воздухом в кадре, перемешанным с солнцем.
Тернер один из первых понявший уровень детализации художественного приема перешел к очень широкой манере письма, добавляя детализации очень мало, чтобы не терять музыкальность и она НЕ ПОТЕРЯНА это супер! Очень многие художники после него и современники "приканчивают" живопись доделывая что то, давая лишний штрих кисти, Тернер позвоночником чует, что более ненадо и оставляет в той степени прохода кистью, чтобы свободная музыка оставалась живой.
Картины развешаны на выставке плохо, вперемешку рядом 1805 1812 1826 1837 года
нужно пройти выставку три раза, чтобы понять когда Тернеру приходят в голову идеи широкой манеры и свободной кисти, понимание достаточности НАСТРОЕНИЯ и сначала попыток выражения настроения а затем мастерства, где то с 1812 начало идей 1826 уверенные эксперименты и 1835 просто фантастика.
Для наших русских академистов особенно ценными были его работы, где он не прописывал детали, а выражал настроение широкой манерой, кстати как ни странно в работах Тернера отмечалась сила убеждения, которую прямо перенял не кто иной как Ван Гог, повторяя например по своему сюжет с регатой.
Если походить и присмотреться к работам, то никакого сумасшествия, все эксперименты с живописным приемом максимально выразительны и передают реальные движения воздуха и лучей света, для акцента на движении света нужны очень смелые действия художника, чтобы не рисовать каждый лучик как рисовали многие замороженные посредственности а писать ткань пространства романтичную и обманчивую в реакции на свет и движение воздуха но РЕАЛЬНУЮ, посмотрите подольше на вид на Темзу очень реалистичный пейзаж, обобщения очень условны но крайне четко реалистичны.
И так практически академичным цветом очень широкой манерой письма, обобщениями, музыкальностью настроения, смелостью эксперимента, настоящим пофигизмом к тупому общественному мнению и свободой можно зарядиться сейчас у полотен Тернера. А если кто понимает и видит, что значит истинный цвет в живописи а не придуманная краска то еще и очень точному цвету и валерным отношениям выверенным по отношению к большому полотну, ни одной случайной краски, все прочувствовано от и до.
Что можно посоветовать - приходите на выставку несколько раз. Тернер, чтобы понять новые принципы прошел через годы практики и у него серьезная академическая база, давшая ему уверенность на старте. Увидеть все это сразу очень сложно, за несколько раз шанс повышается, пока картины не увезли попробуйте и если у Вас получится только спасибо скажете !
(если Вы не чужды импрессионизма после Тернера зайдите и посмотрите этюды Иванова к картине Явление Христа в третьяковке и поймете что импрессионизм появился немного раньше, чем его предполагают искусствоведы :)
При всем этом удивительно ведь Тернер пробивший такую тему был старше нашего Пушкина, такой ранний старт удивителен, что повлияло на Тернера, какие идеи, воздух романтизма? Китайщина с широкой манерой дзенской живописи, что то безусловно направило попытаться чувствовать движение мира непосредственно через картины, через краски, через незамкнутость, через не убитую свободу ну и ему все это удалось.
Вот и мой черед настал написать рецензию. Пошел с другом в будничный день, когда на выставке были одни "рафинированные пенсионеры", школьники, студенты и несколько "лиц, как бы приобщившись к искусству". Перед посещением выставки У. Тернера я заранее ознакомился с его творчеством, о чем не скажешь про моего друга, который, и толком то не выговаривает Уильям Тернер.
Хочется написать рецензию академически, но наверно не получится... Идет экспрессия мысли. Выставка оказалась так себе (три бала). И дело не в том, что моему другу было ничего не ясно, и даже некоторые картины вызывали дурной смех. А я смеялся вместе с ним... И даже не в том, что мой друг ничего не понимает в искусстве. В принципе, и я тоже многое не знаю. Но знаю одно, что меня произведение должно поразить, эмоционально возбудить интерес. Я должен стоять как вкопанный и ощущать на своем теле мурашки. Я должен думать днями и ночами и восхищаться этой работой. Зайдите в музей Алексея Толстого (Москва, М. Никитская, 6/2, в усадьбе Рябушинского). Там есть одна картина, которая вас заворожит. Для меня было потрясение… Чего, не могу сказать про работы У. Тернера, представленные на московской выставке. Я не хочу уйти в профессиональное обсуждение работ У. Тернера. Разбирать свет и цвет. Изменения цветовых гамм в его полотнах. Да. Он качественный художник. Но меня в общем «не ударило», «не тюкнуло», «не заворожило». Кто-то из рецензиатов сказал про Айвазовского («Разом хочется забыть Айвазовского..»). Ребята. Да вы что. Лучше Айвазовского воду никто не рисовал. Посетите хоть раз его картинную галерею в Феодосии. Там есть одна картина без кораблей – одно бушующее море. И как она написана! А посмотрите на море в работах У. Тернера. Оно же «мраморное», «застывшее». Там одна статика, и нет динамики. Даже его современники критиковали его за это. Мне У. Тернер был интересен, прежде всего, его творческой деятельностью с середины 1830-х годов и до конца его смерти. До этого был период становления и поиска своего неповторимого стиля. После – попытка уйти от пейзажных шаблонов, выйти за рамки традиционализма и вздохнуть творческой свободой. Жаль, что на выставке я не увидел, многие его картины, которые мне понравились при просмотре альбомов работ У. Тернера. Так, на мой взгляд, потрясающие акварели «Лодки на море» (ок. 1835-1840), «Появление цвета» (1819), Цветовые круги (не исключаю, что может я и не увидел их в московской экспозиции). Не увидел я и работы «Невольничье судно. Работорговцы бросают за борт мертвых и умирающих. Надвигается тайфун (Корабль с рабами)» (1840), «Интерьер Петворта» (ок. 1837), «Пожар в Лондонском парламенте, 16 октября 1834» (1835), «Стаффа. Пещера «Фингала» (1832), Последний рейс корабля «Отважный» (1838) и «Дождь, пар и скорость. Западная железная дорога» (1844), «Война. Изгнание. Скала Лимпет» (1842) и др. Без этих работ в целом трудно оценить творчество этого незаурядного художника.
Из работ, представленных на выставке, хочу отметить, прежде всего, его «Автопортрет» (1799). Эта работа потрясающая. В 24 года! Я бы эту работу назвал «Рассвет. Лучи солнца проходят через утренний туман, когда земля начинает дышать…». Интересна работа «Вечный покой. Похороны в море» (1842), посвященная другу и его сопернику – Дэвиду Уилки, который скончался на борту корабля, возвращавшегося из путешествия из Ближнего Востока. При прибытии в Англию, власти отказались спустить труп Д. Уилки на землю, из-за боязни болезни (вроде тифа). И если я не ошиваюсь, то его просто бросили в воду, привязывав груз к телу… Но тут даже дело не в идеи сюжета. А в красках, соотношения света и цвета, блика, «идеи домысливания». Можно было еще рассказать о его «экспериментальных работах», но думаю, это тема отдельного рассуждения.
Если отойти от творчества У. Тернера, и поговорить о представленной экспозиции в Пушкинском музей (ГМИИ им. А.С. Пушкина), то, по моему мнению, выставка организована плохо. Может быть «первый блин комом»? Во-первых, в Москву привезены часть картин работ У. Тернера и только из Галереи Тейта (Лондон), что говорит о не полном представлении творческого наследия этого художника. Во-вторых, картины и в самом деле развешаны вперемешку по датам, о чем тяжело любителю искусства, да и просто неподготовленному человеку, разобраться в творческой деятельности У. Тернера. В-третьих, не надо забывать, что часть работ художник комментировал в виде стихотворений. Этого не было сделано, при составлении экспозиции. И, в-четвертых, некоторые названия картин не совпадают с оригинальным названием картин автора (в частности, картина «Снежная буря…., когда Ариэль отчалил из Хариджа», на самом деле «…Ариэль отчалил из Харвича») и др. Может кому-то, это покажется и ерунда. Но если Малевич назвал свою картину «Черный квадрат», никому в голову не прейдет назвать ее «Серый квадрат» или как-то по другому… А может дело просто в другом, поэтому так многие восхищаются его работами, не понимая в чем их смысл, и в чем красота.
Выставка очень достойная! Художник был уникальный для того времени и одаренный ( особенно, если учесть, что в 21 год он был принят в Академию)! Его новаторские шаги просто потрясают - эксперименты с красками, передачей света, линией сюжета или явным визуальным отсутствием как таковой. Являясь свидетелем многих значимых для того времени событий, он старался задокументировать их в свои альбомы и впоследствии уже выразить бури эмоций на полотне, как например, "Пожар Лондонского Парламента".
Удивительно, но под 70 лет он написал абсолютно модерновые для того времени работы - "Чудовища" или рыбы на берегу (кто что увидит тот о том и говорит!).
Теперь понятно на кого ориентировался Клод Моне с Руанским собором. Даже по акварельным работам Тернера мы можем ощутить предвестие импрессионизма во Франции (здание Колизея, акварель).
Каждый раз видя его работы открываешь для себя нового Тернера. Его манера написания и сами картины представляются легкими и воздушными. Удивительное отображение неба!
Вообщем сплошной релакс и удовольствие от посещения выставки!
Общегородское событие из разряда "надо быть", которое касается всех классов, от продавцов мобильных телефонов и офисных крыс, до гламурной прокладки и крупных буржуа. Совет: предварительно почитайте об искусстве XVIII века и импрессионистах. Хотя бы пару статей в Википедии. Идите в ГМИИ в будний день к 10-00, чтобы не стоять в очереди и не толкаться у полотен великого художника.
Была в будний день - народу много, но не слишком.
Очень люблю импрессионистов,поэтому Тернер,конечно, восхитил. Те же принципы, но на сто лет раньше. Картины прекрасны до умопомрачения, особенно то, как он изображал небо. Самое прекрасное то, что Тернер рисовал свет, вот так просто и ясно -рисовал свет. Больше ничего к этому не прибавишь - у него даже расположения персонажей на картинах сделаны так, чтобы посредине был огромный луч света. И этот луч света светит в души. Вот и все
В один из последних дней выставки, когда двери музеи были открыты до 21.00, а толпы посетителей - без преувеличения - ломились в главный музейный корпус, я и прошествовал внутрь. Внутри меня кипел вопрос, что это за человек, лауреаты премии которого получают их за слоновий навоз (Крис Офили) и прочие прелести совриска. Я нашел ответ на одной из картин, увиденной мною как предтеча абстрактного экспрессионизма, в которой Тернер перешел за грань света. Выставка его картин - как путешествие - от английских пейзажей к белоснежной Венеции, от землистых оттенков и желто-белой гамме, от морских акварелей к масляным краскам. Столь любимый авангардом яркий свет нашел пророческое исполнение в работах английского мастера. Британский Айвазовский, Уильям Тернер, белым пятном вливается в зрачок.
Выставка Тернера в Пушкинском музее - это самое прекрасное, что я видел в последнее время!
Почти все картины видишь впервые, самые известные знаешь по репродукциям, но когда видишь все это великолепие вживую, сталкиваешься с ним воочию - эффект превосходит все ожидания!
Поздний Тернер - это потрясение! Смотришь на полотна и говоришь сам себе, что это СОРОКОВЫЕ ГОДЫ 19 СТОЛЕТИЯ!!! Не было еще даже барбизонцев (они только-только начинались!), не говоря уж об импрессионистах, постимпрессионистах и Кандинском с Малевичем. Зато Тернер писал так, что чуть ли не все последующие поколения художников называли его своим предтечей.
Великолепно и гениально!
Совершенно не впечатлил... Вроде все неплохо написано, симпатично, но - пустой внутри, абсолютно пустой. Ни-о-чем.
Сходил с удовольствием. Но - в начале о минусах.
Первый: списка картин к билету не прилагается. Был каталог выставки, но теперь его нет и в продаже, обещали снова завезти с 15-го января. Для справки, стоить он будет около 900 рублей.
Второй: выставка прекрасная! богаче, чем могла бы быть, но не настолько, как хотелось бы. Нет картин: "Поезд. Туман. Пар", "Последний рейд фрегата Отважный", "Пожар парламента" представлен акварельными набросками, "Пещера Фингала".
Третий: расположение "знаковых" работ очень неудачно. Общепризнанная "Снежная буря" висит в углу, что мешает внимательному осмотру, так как создает толкотню среди посетителей. Так же расположены и картины: "Ангел в световом столбу", "Вечер перед потопом", "Переход Ганнибала через Альпы". Зато акварельные наброски висят очень свободно. Скажем так, смотрибельность выставки была принесена в жертву дизайну.
Тем не менее, это - Тёрнер. Он и в галерее Тейта, в Лондоне не часто выставляется, а для Москвы... уникален :) Идите и смотрите.
PS. Картина "Похороны в море" в ужасном состоянии. Я не искусствовед, но похоже что её долго держали в восьмиугольной раме, а потом переставили в обычную. Но сохранились угловые треугольники, краска там значительно светлее... и более детальна. Что не может не служить поводом о сожалении, как это полотно выглядело сто пятьдесят лет назад. Каким мы его больше не увидим.
Тернер явно опережал события. И не удивительно, что критики не понимали художника. То, как он использует цвет и работает с ним поражает. Если не знать, что перед табой картины 19 века, то легко можно подумать, что это импрессионизм, а иногда и абстракционизм. Его акварели божественны, они захватывают своей невесомостью и легкостью, еле видными очертаниями...
Очень большое внимание Тернер уделяет небу, в котором можно раствориться: прозрачное небо, затянутое туманом или легкой дымкой, небо на восходе или закате, небо, охваченное снежной бурей... Всего не перечислишь и не передашь словами. Да это и не надо. Лучше сходить на выставку, пусть и отстояв очередь, а не читать разнообразыне рецензии.
Вот ведь странно как. Вижу, что гений, оторваться от картин невозможно. Особенно краски. Бирюзовый с чёрным. Лунный свет в небе и на воде. Сама вода. Но самое главное - это его жёлтый. Вот именно такого жёлтого мне не хватало всю жизнь. (Это Чехов "Три сестры". Могут быть неточности. "Мне всю жизнь не хватало вот таких вот цветов!" Могу переврать. Если кто поправит, буду благодарна.) Но несмотря на это, он мне тоже кажется неряшливым, как тем академикам...
Не хочу заканчивать эту реплику словом "неряшливый", всё-таки Тёрнер гениальный художник!
Отличная выставка! Тернер действительно прекрасен. Являясь поклонницей французской живописи начала ХХ века, а именно, импрессионистов, была поражена тем, что Тернер писал так еще в начала-середине века XIX. Его "Пароход отходит от пристани...", "Переход Ганнибала через Альпы" с невероятным небом поражают. Спасибо Пушкинскому за "вечера в музее", благодаря которому удалось избежать выходных очередей и насладиться шедеврами вечером четверга!
Pre: Alessandro Smirnoff,вы не имеете никакого права так называть людей.В вашем случае-действительно,лучше сидеть в викпедии и не выходить из дому.
--Сперва увидев только наброски и акварели,я разочаровалась:ожидала намного большего от работ(не всемрино известных полотен Тернера,а других,невидимых широкому потребителю)...НО потом...в главном зале, я увидела самые притягательные,самые теплые, самые волшебные картины. Ты стоишь перед "Fishers at sea" и не можешь оторвать взгляда от чудесной лодочки,света,волн. Цвета у Тернера поистине английские. Манера особая, но в тоже время необычайно породистая.
Уильям Тернер может утопить зрителей в самом маленьком этюде, заставляя вместо морской воды глотать сладковатые потеки акварели; закрутить сухим порошком снежной бури, замешенным на жидкой краске, убив всякую материальность и предметную сущность. Разом хочется забыть Айвазовского, слишком уж рафинированными кажутся его волны, штормы и паруса, как будто вылепленные пальцами из жирного воска и застывшие навсегда.
Типичные для эпохи романтизма монстрообразные мистические образы Тернера - как дань времени, когда в английской литературе оживали «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Вампир» Лорда Байрона, будучи исполнены в чувственной технике свободной акварели, не кажутся достаточно выразительными. Уж очень органичен и предсказуем этот художественный прием для передачи валёров мистики. Гораздо более мощными, с точки зрения концентрации впечатлений внутри, выглядят пейзажные решения. Забытые развалины, угрюмые суда, стремящиеся облака и не думали о том, что могут стать у Тернера неописуемыми чудовищами, устрашать зрителей и завораживать их. Он олицетворяет самые невыразительные ситуации, переживая их в себе и выпуская обратно в окружающую действительность через рассеивающую линзу красочных потеков, полутонов и лихих растирок. «Увидеть тут корабли, можно только обкурившись», - слышится голос за моей спиной из гуляющего по выставке красного свитера. «Ну, или просто пытаться что-то чувствовать» – думаю я.
Несколько раз проезжала мимо - пугала большая очередь на вход. Пошла в будний день, ближе к вечеру - народу было не много. Живопись произвела очень светлое впечатление, ощущение искренности этого человека. В его работах я увидела много света и работу именно над светом, индивидуальное и очень самобытное ощущение пространства.
Но катрины смотреть было несколько проблематично. В который раз я удивлена устроителям выставки - вешать большие полотна и оставить рядом пятачки для зрителей... Неужели произведения искусства не нуждаются в индвидуализированном отношении к себе? Ведь умение показать - это тоже сродни искусству. По правилам смотреть картину нужно с расстояния от 1,5 до 2,5 диагоналей картины. Именно в этом диапазоне не происходит явного искажения перспективы и композицию можно рассматривать как целиком так и разглядывать по частям. Увы, такой возможности в Пушкинском создано не было, и зрители толпились на расстоянии метра у полотен диагональю 3-5 метров... неужели невозможно создать комфортные условия? Это как пережиток советских времен - некая уравниловка... все привозные выставки располагаются в этих залах... без вариантов))
Дамы и господа, прежде чем вставать в очередь у Пушкинского,
а потом недоуменно пялиться на лист картона с блеклыми неясными расплывами... простите, на "божественные, изумительные акварели", которые
"захватывают своей невесомостью и легкостью, еле видными очертаниями..." или натужно воображать себе "спектакль миросотворения"
в разводах грязной краски и белил... простите, в "ошеломляющих полотнах" и
убеждать себя, что ты в двух шагах от просветления,
поднимете информацию в интернете и наройте картинок в хорошем разрешении, посмотрите на них.
Без всяких сахарных рецензий вам станет ясно, трогает вас это или нет, хотите вы увидеть это вживую или нет.
Поскольку все эти дифирамбы выше, мягко говоря, очень сомнительны и попахивают
дешевым завлекаловом для овец и навязыванием ложного представления о значимости разных персон в мировом искусстве, удобного для известных целей, конечно, да и художественный вес работ этого автора и его профессионализм и мастерство - очень и очень спорные показатели, даже независимо от времени их создания.
От меня лично:
Не бойтесь иметь свое мнение и будьте честными. Вспомните народную поговорку про надпись на заборе.
Это всего лишь человек, который пытался рисовать, но получалось плохо. Во что это превратилось со временем благодаря другим товарищам - совсем другой вопрос.
Про это можно прочитать абзац в энциклопедии и забыть.
Чувства смешанные. Но, наверное, преобладающее – это не восхищение, не ощущение какого-то открытия, не разочарование и не неприязнь, а просто осознание факта посещения этой выставки. Думаю, причиной тому тайна, которой так и остался для меня Тернер. Да, многое известно про его раннее начало, про революционные переломы в манере письма, про непринятие (а как же иначе, таков был закон – только наша современность славится тем, что надолго или не очень принимает все, радуется всему, восклицает «О, как же это инновационно!», глядя на «синий параллелипипед»). Неприятие это доходило до того, что Академия стеснялась выставлять его работы…
Мне оказалось мало, хотелось узнать больше и о самом человеке, и о картинах, о каждой, о том, как и почему она была написана, что художник при этом чувствовал, что происходило в этот период в его жизни, кто был с ним рядом. Может плохо искала, но именно этой информационно-эмоциональной подоплеки мне не хватило. А ведь каждое его полотно именно такое – полное эмоций и скрытых переживаний…
Ни в коем случае не возьмусь судить о качестве работ, об умении и гениальности. Он писал именно так, он оставил после себя именно эти полотна, он является неотъемлемой частью Английской Классики, а она, как известно, идеальна, не терпит подделки и проверена временем. Вот, наверное, основное ощущение после посещения выставки – классическая музейная атмосфера, классическая публика, классические разговоры… А так как на некоторое время оторвалась от искусства и посещения выставок, от этой получила удовольствие. С намерением приоткрыть для себя тайну художника в будущем…кланяюсь)
Нарисовано весьма посредственно. Если Тернер и предвосхитил импрессионистов, то, наверное, от безысходности - рисует он неважнецки, его картины выглядят карикатурно, если на них присутствуют люди.
Потеря времени и денег.
Дамы и господа! Безусловно сейчас в Пушкинском проходит выставка года! Тернер...К своему стыду могу сказать, что, не имея возможности видеть полотна этого художника "живьем", считал, что его слава изрядно преувеличена. Поэтому, попав на выставку и начав осмотр с раннего Тернера, начал было утверждаться в своем мнении. Ряд картин, конечно,("Снежная буря", например) заставил задержаться, но в целом все казалось весьма ожидаемым. А дальше началось нечто невообразимое. Сначала изумительные акварели, а затем - поздний, 40-х годов 19-го века, Тернер - Мастер Рассеянного Света. Ошеломляющие полотна, так на мой взгляд и не превзойденные импрессионистами, буквально на грани абстракции...Писать, одним словом, можно долго, но всей гаммы впечатлений не передать все равно. Одного посещения такой выставки мало, поэтому от всей души советую не тянуть с первым походом (конечно, если вы еще не были).
Выставка занимает два зала и небольшую галерею между ними. Я начал осмотр как раз с нее. Там представлено большое количество этюдов и набросков, поэтому поначалу даже расстерялся, всерьез подумав, что англичане не доверили известные картины музею. Но как только вошел в большой зал, сразу наступило облегчение: здесь и "Переход Ганнибала через Альпы", и "Десятая казнь египетская", а также другие не менее знаменитые работы. К сожалению, большинство экспонатов - картины с неясными расплывчатыми изображениями, пятна или зарисовки. Многие картины в плохом состоянии, краска облупилась, а на некоторых даже видны следы сгибов. Законченных работ с понятным сюжетом не так много, но те, что есть, заставляют задержать свой взгляд на них. Очень необычная манера художника, смесь романтизма и натурализма, а также некоторые элементы, характерные для импрессионистов (на то время еще не существовавших) создают необычный синтез, такого вы не увидите больше ни у кого.
Людей очень много, советую сходить одному, либо вдвоем, чтоб не толкаться. Также придется отстоять довольно большую очередь (я был там в четверг), охрана пускает партиями по 25 человек. Цена приемлима: 100 рублей для студентов и 200 без льгот.
В целом выставка доставила приятные впечатления.
Он хорош. Между лучезарностью Лоррена и кропотливой жизненной подробностью голландцев, между старой школой и импрессионистами, между романтическим безумием и островным патриотизмом, между небом и морем, на совсем не видимой грани он снова и снова репетирует спектакль миросотворения.
И чем Тёрнер действительно отличается от импрессионистов - даже не по исполнению, а по сути - так это ощущением неслучайности происходящего на наших глазах. Неспроста закат, неспроста буран, не просто так тонущие в дымке горы, не просто дым, не просто - что уж говорить - плывущий корабль и молчащий замок. Твёрдая пуританская вера Альбиона хороша именно осознанием этой неслучайности. Кто-то там, наверху, задумал и написал весь этот мир за шесть дней. Радуйтесь же ему в рассветных лучах на озерах вашей туманной родины.
...а последние его слова были "The sun is God".
Придите и убедитесь сами.
Первый день выставки. Первый снег. Первая за мою жизнь очередь, человек 40, в музей. В Москве…, в наши-то дни… Даже приятно, хоть и холодно, осознавать, что такое количество людей терпеливо ждут не обещанной колбасы, а новых познаний и вдохновения. И ожидание того стоит. Пейзажист высшего уровня, гордость Британии, можно сказать первый абстракционист, предшественник импрессионистов. Уильям Тёрнер отправляет зрителя в нок аут. Прямо из картины выходит луч неземной красоты! Сразу возникает вопрос КАК? КАК он добился такого сияния, внутреннего света? Экспериментируя с цветом, Тёрнер отлично знал законы оптики и физики света. 12 разновидностей желтого было обнаружено в его мастерской! Именно его именем названа одна из самых престижных премий в области современного искусства. Выставка организована Пушкинским музеем и лондонской галереей Tate. Самая дорогая выставка в истории нашего самого большого музея искусств запомнится москвичам надолго. Было бы преступлением даже подумать, что эта огромная сумма потрачена зря.