Москва

Все отзывы о выставке «Сальвадор Дали»

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
17 августа 2011
Хороший плохой Дали

Дали — это настоящий кошмар искусствоведа. Ну хорошо, мы готовы терпеть его ранние работы. Допустим, до конца 1930-х, когда сюрреализм имел еще какой-то смысл. Но он ведь прожил до 1989 года. И все это время писал, писал и писал. Как по-настоящему оголтелый консерватор и подражатель (всю жизнь он только и делал что подражал — Пикассо, Вермееру, кому угодно), совершенствовал свою знаменитую технику. К несчастью, он был чудовищно трудоспособен. «Научитесь сначала писать, как старые мастера» — этой его фразой до сих пор тыкают в глаза начинающих живописцев.

Никто не знает, как расценивать его поздний период (года где-то с сорокового, когда ему оставалось еще сорок лет ежедневного и высокотехничного холстомарания). Мы просто не понимаем, что с этим делать — со всем этим анатомически правильным, идеально скомпонованным, блестяще написанным псевдогаллюцинаторным кичем. В истории искусства места для него, во всяком случае, не находится. Ведь уже в конце 1940-х в Париже все, что связано с сюрреализмом, молодые послевоенные авангардисты второго призыва презирали от начала и до конца. Бретон — отец-основатель и идеолог сюрреализма — к тому времени стал для настоящих радикалов конъюнктурным жупелом, образцом конформизма. Сюрреализм считался общим местом, выродившимся, иссякшим с точки зрения авангардизма — то есть с точки зрения производства нового. Но именно когда он умер для истории искусства, он родился для народной любви.

Дали — святой покровитель всех плохих художников. Он и сам плохой художник. Правда, он и очень хороший художник одновременно. Даже если говорить только о его поздних вещах, которые традиционно считаются худшими и вываливаются на ходу из мчащейся вперед истории стилей. Хороший, потому что для многих и многих по сей день живопись Дали — последний предел эстетического восприятия, за которым современное искусство начинает отторгаться. И он этот предел безошибочно нащупал.

Что в итоге? Одни ждут эту выставку с искренним нетерпением. Другие пойдут на нее, чтобы убедиться, как он плох. В Пушкинский из построенного самим Дали в своем родном городе Фигерасе музея привезут работы не только поздние, но и ранние, даже предсюрреалистические. Приедут знаменитые губы Мэй Уэст, а декоратор Борис Мессерер позаботится о том, чтобы экспозиция выглядела как можно театральней, как любил художник. И если уж идти в Пушкинский, не стоит пытаться отделить хорошего Дали от плохого: когда эти двое едины — они непобедимы, а главное — абсолютно демократичны. И потому стоят выше таких условностей, как актуальность и вкус.

47
0
7
сергей коновалов
1042 отзыва, 1341 оценка, рейтинг 665
14 ноября 2011
Нереально близкий Дали

Выставка поражает прежде всего своей ангажированностью: очередь перед ГМИИ стоит на протяжении более чем двух месяцев, каждый божий день, вплоть до самого дня закрытия (я попал туда 11 ноября). Примерно как на Пикассо. Собственно, сеньор Гала-Дали представлен в трёх номинациях: графика, живопись и фотография + небольшое количество стереоскопически-театральных экспериментов. Перемещаясь по залам от одной замороченной картины к другой (ещё более замороченной, с каким-нибудь вычурным - но честным! - названием из четырёх строк), толпы людей с аудиогидами (250 руб/час) погружаются в бессознательное, подвергаясь прямому воздействию параноидально-критического метода художника. Расплавленные часы, показывающие неизменные без десяти минут семь (кстати, именно в это время по иронии судьбы он и умер!), мухи, атакующие маленького мальчика, тени прошлого и полутени настоящего - мир Дали не так уж и замысловат, но заборист. Чтобы хорошенько пообщаться с мастером и вникнуть в информационные таблички и детали, необходима пара часов - не меньше!

0
0
5
Артём Станкевич
348 отзывов, 380 оценок, рейтинг 481
13 ноября 2011

Дали - невероятный художник, единственный в своём роде. Как он сам говорил:"Сюрреализм - это я!". Выставка с его работами из его дома в Фигерасе довольно неоднозначна: несколько картин, безусловно, гениальных, куча не особенно интересных эскизов и иллюстраций и диван. Но всё не так плохо, но не хватает одной, но очень важной вещи - самого Фигераса. И без него всё бессмысленно, точнее, очередь.

0
0
7
Anna U.
412 отзыва, 630 оценок, рейтинг 388
12 октября 2011

Хорошая выставка,правда,маловата.Часика хватило,чтобы просмотреть все картины,увидеть графические наброски Дали и оценить фотографии,на которых он запечатлен.Да,картины шикарны,рисунки тоже красивы,особенно те,которые он нарисовал для книги "Дон Кихот",пластиковые губы тоже весьма впечатляют своим объемом)
Но войти туда-целая проблема!Мы отстояли на улице очередь полтора часа,под дождем!Да это еще ничего,знакомые говорят,что приходилось и по три часа стоять.Народу тьма тьмущая,даже несмотря на то,что пускают группами.У каждой картины человек по 7 стоит,ничего нормально в принципе увидеть невозможно,все обрывками и дальше-дальше.А выставка то идет уже полтора месяца,но каждый день через этот музей проходит огромное количество людей.Сейчас даже часы работы продлили до 9 вечера,хоть это радует.
Вообще советую идти где-то после 18.Мы пришли в 15.15,зашли в музей около 17,а вышли в начале седьмого-на улице никого!
Хорошо,что у меня есть студак,и вход для меня стоил 100 рублей.Все-таки 300 р. немного дороговато.Но Дали,конечно,того стоит,что уж там говорить.
Выставка проходила в рамках года Испании в России,что ж,теперь стоит туда поехать,чтобы увидеть родину Дали воочию,а также посетить все места,связанные с ним.

1
0
9
Tati
185 отзывов, 203 оценки, рейтинг 278
5 октября 2011

Я бы не сказала, что меня прямо так уж прет от Воображариума сеньора Дали, но человек моего психотипа, наверно, не может оставаться равнодушным к такому полету фантазии и духа. На выставке представлены картины разных лет, от почти ученических до "закатных". Все по-своему интересны, хотя, допустим, "Нос Наполеона, превращающийся в беременную женщину бла-бла-бла"... или картина, в которой можно разглядеть 3 портрета Ленина и одного бенгальского тигра... нуу, скажем так, видеть-то я это все отлично вижу, но какой-то невозможной радости по этому поводу не испытываю и за сердце не хватаюсь.
Очень понравились 2 картины. Одна - "Вознесение Святой Цицилии". Если у нее постоять спокойно и в тишине, начинаешь слышать ее внутреннюю музыку. Это совершенно удивительное чувство, но картина поет. Что-то типа органа в современной обработке... протяжные звуки, прерываемые мгновениями какой-то серебряной тишины... и сама картина, и эта музыка создают ощущение какого-то пульсирующего объема.
Но все-таки для меня эта выставка другой картины - "Рассвет, полдень, закат, сумерки". Я сначала немножко поругаюсь, а потом расскажу. Она НЕПРАВИЛЬНО ВИСИТ!!! В неправильном месте: под прямым углом к кубическим "Трем Лениным и Одному Тигру", которых все пытаются разглядеть, отмеряя от картины то два метра, то три и совершенно закрывая обзор на прекрасную "Рассвет, полдень..." А ее хочется разглядывать издалека, долго и так, чтобы тебе никто не мешал. Погружаться в нее, чувствуя все нюансы ее многомерного пространства... По части визуального эффекта она превосходит Носы Наполеона, Лениных и Тигров, вместе взятых... это засасывающее тебя по какой-то невероятной кривой между пятью фигурами 3D изображение . И тянет куда-то далеко-далеко за центральную, самую крупную и теплую фигуру... Оно даже не совсем трехмерное, а с какими-то воздушными пустотами, островками и чуть ли не омутами. Вот на нее как раз надо смотреть метров с 4-5, тогда она открывается во всем своем великолепии. Но этого места-то и НЕТ!! Ей надо было выделить какое-то отдельное пространство выставки, потому что не все готовы ждать, пока появится какая-то брешь в цепи посетителей и можно будет ей полюбоваться всласть. Я лично возвращалась в зал три раза, прежде чем урвала свои несколько минут счастья.
Ну, и отдельно стоит сказать, что картина эта написана по мотивам другой, под названием "Анжелюс" Жана-Франсуа Милле, в которой Дали видел много скрытых тем и мотивов, которые, судя по всему, он постарался (пере)осмыслить и донести до простых смертных.

2
0
7
DarkSud
179 отзывов, 270 оценок, рейтинг 269
12 ноября 2011

Отличная выставка и очень понравилось её оформление в стиле музея из которого и прибыла основная часть коллекции. основная часть произведений это иллюстрации сделанные Сальвадором Дали к различным книгам. Их стоит рассматривать с близкого расстояния. т. к. они очень небольшого размера. Многие картины если посмотреть с другого ракурса вмешают в себя множество других образов и картин. И конечно главным образом для Дали остается его жена Гала. Так же на выставке можно посмотреть фильм об основных этапах творческой и просто жизни художника.
Конечно много людей и придется отстоять очередь, что при такой погоде не очень хорошо. Билет простой стоит 300 рублей, а для пенсионеров 100 рублей из РФ и стран СНГ.

0
0
3
Влад Дунаев
135 отзывов, 193 оценки, рейтинг 263
6 ноября 2011

Стоять 3 часа в очереди на Дали - верх глупости ! Привезли ОЧЕНЬ мало картин ! Ни одного шедевра ! Я расстроен ! Зря сходил !

Моё краткое мнение:

Дали даже не скрывает того, что он сумасшедший человек и признаёт себя сам Гением и чуть ли не богом, и открыто пишет об этом в своих постулатах, которые вывешены прямо на стенах в музее !

Вообще рисует Дали очень точно и красиво. Если, например, Пикассо даже абстракцию не умеет рисовать нормально, то Сальвадор, по крайней мере Абстракцию рисует красиво.

На выставку не привезли ни одну его шедевральную картину ! Проще зайти в интернет и там посмотреть его работы ! Не тратьте время и деньги !

0
0
1
LadyKiskis
61 отзыв, 408 оценок, рейтинг 250
17 октября 2011
Хочу чаю горячего.

Я все таки решила пойти на Дали, хотя терпеть его не могу, но все таки. Спустя месяц после открытия очередь стала кажется еще кошмарнее. Дался всем этот Дали?

Через час я поняла, что мне не выстоять, выставка требует подготовки: во первых, нужно утепляться - шерстяные носки, пуховик и термос с чаем, во-вторых - еда с собой, если взять горячую, и как следует завернуть, есть шанс поесть комнатной температуры, ибо за три часа стояния силы покинут кого угодно, в третьих - надо взять чем себя занять - толстую книгу, плеер, морозоустойчивого и терпеливого друга итд. Из вышеперечисленного у меня была только книга "Жизнь Сальвадора Дали, описанная им самим" - чтение мутное и раскрывающее Дали достаточно хорошо, чтобы укрепиться к плохом отношении к нему.

В общем, я сломалась и ушла в очередь на "Парижскую школу". Я такая была не одна. Время подходило к закрытию билетной кассы, и очередь занервничала - особенно те, кто у дверей. И тут рядом с нами пристаиваются какие-то подлецы, в очереди не стоявшие. Мощный дядька лет 45 решительно двинулся на гомосексуального вида переньков и высокого грузина со словами: "Вы пройдете только после меня!". Те испугались, и поняли, что "возможно их будут бить даже ногами", но все равно лезли.

Когда я попала внутрь, я ощутила счастье. Тепло!!! Выставка хорошая. Хотя гениев в такой высокой концентрации трудно переварить, особенно авангардистов, кричащих яркими красками с каждого полотна, восприятие сумбурное - в этом смысле персональные выставки выигрывают. Хочется как то разбить на части, сидеть в каждом зале подолгу, и в разные дни, чтобы не забивать впечатления от Кислинга Шагалом. Мухи отдельно - котлеты отдельно.

Но таки всем велико стоящим в очереди на Дали - терпения.

4
0
7
Vitlena Vol
103 отзыва, 232 оценки, рейтинг 222
3 ноября 2011
Знакомьтесь, у нас в гостях Дали!

Пушкинский музей остается верным и неизменным себе: длинная очередь на новое собрание произведений искусства. В осеннюю пасмурную погоду, даже полчаса выстоявшие, могут считать себя почти героями. В залах свежо, но нереальное количество народу не позволяет замерзнуть и подойти сразу к той или иной картине.

Экспозиция занимает не так много места, как хотелось бы. Но раньше, чем за полтора часа обойти всё и прочитать не удается. Отдельные картины поражают как ни странно своей легкостью и необычностью. Если у Пикассо склонность к пышным женским формам, то Дали наоборот будто снимает кожу и обнажает мышцы скелетоподобных созданий.

Радуют глаз графические эскизы к Дон Кихоту. Муза Гала, правда, предстает обычной приземленной женщиной. А склонность к театральности и эпотажу - это те качества, которые никогда не позволят забыть о "параноидально-критическом методе" Сальвадора Дали. Его самоуверенность не знала границ, но только так и добиваются признания.

Остается только завидовать его неизменной верности своей жене, что даже подписи и печать носят их совместные инициалы, олицетворяя единое целое.

0
0
9
Дмитрий Трепольский
76 отзывов, 1344 оценки, рейтинг 152
27 октября 2011

Мне приятно, что изучая творчество Дали на протяжении многих лет я все же увидел невиданное мне доселе не только в книгах, передачах, выставках, но и в живую. Всего несколько картин, но они такие живые и фантастические. Меня впечатлила темная комната с красной женщиной и персиком -) , диванами, ну и рядом необъяснимых субъектов, которые завлекли надолго к себе, в иную реальность..Приятного всем погружения! Гениально я ставлю Дали, а не выставке -)

2
0
7
Ксения Романова
210 отзывов, 341 оценка, рейтинг 116
4 ноября 2011

Я не пытаюсь его понять. Не потому что меня не получиться, а потому что я не вижу в этом смысла. Ведь Дали дает пространство для воображения. Это как раз то случай, когда мы видим творцов находящих кумиров в классике возрождения творящих абстракцию внутри своего мозга. Да, Дали предварительно выстраивал свои композиции. Но это было только из любви к точности, к золотому сечению, что изобрел Миккелеанджело которого он почитал и отдавал ему должное в искусстве. Можно много и долго отдаваться психоанализу, на что особенно сподвигает его картина с пустой кроватью с очертаниями женской фигуры и мужской фигурой в кресле на которой присутсвует колонна с рубиновым наконечником. Если бы я была законченным Фрейдистом, то мое воображение переносет ментальный образ фаллоса в естество женщины в мыслях сидящего в кресле фигуры мужчины. Что дает таким образом почувствовать, как для Дали были важны отношения с Гала в которой он искал свою энергетическую и коммерческую подпитку. Могу ошибаться, но не могу охарактиризовать Галу великодушной женщиной - она до конца смерти злилась на свою дочь которая продала одну из картин дали чтобы добыть себе пропитание во время войны, во Франции, была охотчива до молодых вьюношей ждущих продажной любви, в общем та еще штучка- но это как раз тот случай когда чья-то жадность толкает кого-то на что-то. Под кем-то я подразумеваю Дали. И сейчас не ясно был ли он по настоящему гению либо человеком который давал обществу то что оно хотело получить - он долго и упорно работал со многими известными дизайнерами и кутюрье. Вспомнить хотя бы картину "Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа", чья репродукция венчала упаковку духов от Шанель. Главное он находился в гармонии с собой.

0
0
3
Marylyn
108 отзывов, 166 оценок, рейтинг 107
9 октября 2011

Резюме: Я ПОТРЯСЕНА.

Но отнюдь не работами художника.
Я потрясена тем, что огромная очередь обвивается вокруг музея, в то время как в соседнем здании слева проходит великолепная и богатейшая выставка "Парижская школа", а в соседнем здании справа - выставка Кандинского и немецких экспрессионистов, поход на которую я также с восторгом предвкушаю.

Кроме того, в самом Пушкинском, в других залах, проходит выставка "Датские мастера". На ней почему-то народа практически нет, хоть ее и можно посмотреть по тому же билету. Дания не очень-то известна с художественной стороны, и мне было весьма интересно побродить по этим залам...

А теперь о самой выставке Дали...

Начну с того, что толпы перед каждой картиной такие, что приходится долго ждать, чтобы подойти и посмотреть. Я честно ждала и подходила к каждому полотну.

Так вот, я так и не поняла: ОТКУДА ТАКОЙ АЖИОТАЖ кроме разве что того, что Дали - это бренд, это модно?

Картины привезли далеко не шедевральные - в основном, эскизы и графика. Любимая жена и муза Дали, котрая присутствует на доброй половине его работ - совсем не симпатична, если говорить откровенно. Даже неприятна.
И вообще у меня сложилось впечатление, что Дали и рисовать-то особо не умел.
Да-да-да. Стоит свернуть в любой из залов основной экспозиции Пушкинского, чтобы почувствовать разницу.

Да, фантазия у него богатая, но непосредственно художественного таланта, даже искусной техники исполнения - я не увидела.

Образы, в большинстве своем, не очень-то выразительны, особенно если сравнивать с недавними впечатлениями от Модильяни, несколько картин которого, как я уже говорила, выставляют в соседнем здании...

Вывод у меня один: Дали - это модно и круто. И выставки в Пушкинском - тоже.
Иначе я не могу объяснить эту огромную очередь, а также то, что несколько лет назад, когда в Пушкинском была выставка Модильяни, очередь была такая же, но сейчас, когда его картины можно увидеть в соседнем здании, очереди на него нет. Конечно, там не так много его полотен, как здесь - Дали, но там же еще Пикассо, Шагал и многие другие, да и на выставку одной картины в Пушкинский тоже бывают толпы.

5
0
3
Julia Alexandrova
38 отзывов, 129 оценок, рейтинг 95
27 октября 2011

И вот стоишь ты два часа в очереди на выставку. И ждешь чего-то такого, чтобы "Ах". Ведь привезли из Фигейроса, всего на три месяца, и вообще Дали в этом году по-моему трендовый стал. Поэтому и в дождь, и в холод два часа стоишь, наивный москвич.
Да вот зря это все. Те поклонники Сальвадора, которые давно уже посетили и музей в Фигейросе, и деревню Кадакис, и дом Галы, лишь разочарованно вздохнут. К нам привезли ничтожно мало настоящего Дали. Все лучшее осталось в Испании. Скудно. И жалко смотреть на людей, которые приходят с надеждой в глазах, и с той же надеждой вглядываются в не самые лучшие полотна мастера. А эти цитаты из книги на стенах? кому вообще нужна эта книга, в которой Дали только восхваляет себя и все. Эта книга - не часть его творчества, для меня это - позорище. Художник он был прекрасный, сумасшедший и прекрасный, и этого нам достаточно! Я бы эту книгу вообще сожгла)
Печально мне за всех этих людей, ждущих невероятного. И себя жаль, потому что тоже ждала хоть чего-то. Знала бы, что выставка ужасна, не потратила бы 3 часа жизни.

0
0
9
ДМИТРИЙ ДЖАМБАКИЕВ
74 отзыва, 104 оценки, рейтинг 75
23 октября 2011

Отличная выставка. Картины и оформление очень понравились. Обязательно надо читать развешанные на стенах выдержки из книг Дали. Стояли в очереди час. Плюс на выставке 2 часа.

0
0
7
Bartolomeo Lanzetti
47 отзывов, 51 оценка, рейтинг 72
2 октября 2011

Выходной день. В Пушкинский музей с самого раннего утра толпилась очередь. К счастью, продвигалась она достаточно бодро, поэтому после получаса ожидания мы в музей попали. Так вот, чтобы не возвращаться уже к этой теме, хочу сказать, что зал музея катастрофически не вмещает всех желающих выставку увидеть. И то, что будет ажиотаж, какой, предположим, был и с экспозицией Диор, и с Пикассо, руководство прекрасно понимает. Руководство музея в курсе всей этой ситуации. Почему нельзя пойти по примеру той же Третьяковки и сделать зал как на Крымском валу, который был бы более вместительным? Или, ежели уж очень хочется проводить выставки в именно историческом здании, ограничивать время для каждого посетителя половиной часа, как делается на популярных выставках в зарубежных музеях, том же д'Орсе? Да, тогда очереди станут длиннее, но зато появится возможность с комфортом рассматривать картины. Потому что в тех условиях, которые есть здесь и сейчас, идея говорить о том, чтобы любоваться живописью, может прийти в голову только законченному идиоту. Давка, тяжелое дыхание в спину, малоинтересные комментарии и бесконечно снующие перед глазами головы - это лишь малые крохи того, что вам предстоит испытать, дабы прикоснуться к высокому искусству. И это ранним утром. Когда мы покидали музей, ситуация выглядела намного хуже. Я уже боюсь предположить, что творится там ближе к середине дня.

Но да ладно. Собственно, сама по себе выставка к посещению обязательна. По крайней мере для тех, кто не бывал в Испании и не имел возможности посмотреть работы Дали непосредственно на его родной земле. Конечно, понятно, что привезенное к нам - это крохи. Капля в море-океане, тем более, что и художник сам был более, чем плодовитым. Но представление составить можно. В одном из залов представлены с десяток его живописных работ, отражающих самые разные периоды творчества. Не могу сказать, что мне безумно понравилось все, но некоторые вещи, конечно, исключительные. Например, "Странности". Или, вот, "Нос Наполеона...". Это же такие вещи, которые можно рассматривать очень подолгу, были бы для того возможности. Какие-то картины я четко представлял себе как конверт лонгплея одной из психоделических групп. Скажем, Love или Grateful Dead. Другие бы прекрасно смотрелись в качестве принта на модной футболке. В общем, помимо исключительно художественной ценности, применения работам Дали можно найти просто безграничное множество.

В коридоре над лестницей, что соединяет первый и второй залы экспозиции, представлено очень много графических работ, в частности иллюстрации к "Дон Кихоту" Сервантеса. Конечно, они отражают еще одну грань таланта художника, но лично мне, не являющемуся поклонником творчества, более интересно смотреть полотна, нежели выискивать удовольствия в мелких деталях. Все-таки, это скорее занятие для увлекающихся, а не для широких масс. Напротив, еще одна очередь выстроилась неподалеку от пластиковых губ Мэй Уэст, чтобы заглянуть в маленькую коробочку, где ее же лицо использовано в качестве сюрреалистической комнаты. А под огромной декорацией к балету "Лабиринт" можно видеть десятки фотографий из архивов Дали, начиная от карточек с изображениями его родителей, заканчивая теми, где художник уже в возрасте корпит над своими произведениями.

Если подводить какой-то итог, то в очередной раз, увы, приходится говорить о том, что хорошую выставку способна испортить только плохая организация. Поэтому, будьте благоразумны: если у вас есть возможность, то приходите в будний день, или же в выходной, но с утра пораньше. Иначе рискуете испортить себе впечатление, чего делать определенно, определенно не следует.

2
0
7
Светлана Семёнова
33 отзыва, 126 оценок, рейтинг 57
30 сентября 2011

Сальвадор Дали... Великий и непонятный... Вне всяких сомнений, стоит посетить данную выставку хотя бы потому, что редко предоставляется шанс увидеть оригинальные произведения Дали в Москве, да еще и в немалом количестве. Есть определенная магия в его работах, что-то, что притягивает взгляд и заставляет смотреть на них снова и снова.

Однако большое количество посетителей очень мешает созерцанию, постоянно думаешь не о прекрасном, а о том, как бы пробраться поближе к шедевру. Хотя я, наверное, должна быть горда за собственную страну, точнее за моих соотечественников, которые так рьяно проявляют интерес к искусству даже в рабочее для большинства людей время - 3 часа дня в пятницу.

0
0
3
SA
47 отзывов, 223 оценки, рейтинг 56
5 ноября 2011

Выставка маленькая и скучная. Не тратьте время. К тому же народу вокруг столько, что рассмотреть что то можно с трудом.

2
0
5
Тина Балерина
54 отзыва, 216 оценок, рейтинг 56
29 сентября 2011

В следующий раз пойду сдаваться к Глазунову - там простор и
ощущение, что тебя ждут...
Толпы народу... Еще в графике хоть как-то можно посмотреть и есть, что оставить в памяти.. Жизнь Бенвенуто Челини - иллюстрации хороши
А так... как сам Дали выразился - " систематизация бредовых и безличных явлений".
И туда же его Декларацию независимого воображения и прав человека на свое собственное сумасшествие... Бредятина..
и детей поберегите - не водите их туда. это небезопасно..

0
0
3
Татьяна Миронова
25 отзывов, 28 оценок, рейтинг 51
24 сентября 2011
Пушкинскому явно не хватило своей Гала - музы для достойного проведения выставки...

Ставить оценку Дали нет никакого смысла, его можно любить, даже не понимая; признавать гением пиара и саморекламы; проклинать последними словами или долго и философски рассуждать о творческом пути главной фигуры сюрреализма - не важно, за вы или против. Важно то, что остаться равнодушным к этому яркому персонажу и не попасть под гипнотическое влияние его фантазий представляется крайне сложным. А посему выставка работ Дали - событие для любого города, претендующего на достаточный культурный уровень своих жителей, событие знаковое, такие не пропускают, вот и на Волхонке с самого начала осени по понятным причинам многолюдно, ажиотаж раздут вокруг мероприятия нешуточный, нынче не очутиться в нетерпеливом изнывании в очереди у Пушкинского - эдакий моветон. Оказалась в этом самом скоплении жаждущих впечатлиться и я, отстояв положенные пару часов, уже как минимум чувствуешь себя героиней. Попутно чувствуешь гордость за соплеменников - вечером буднего дня увидеть толчею у музея, признаться честно, приятная редкость. Продолжая политику беспристрастности в оценке самих экспонатов, хотелось бы больше внимания уделить самой организации (ей, в отличие от виновника события, объективно смело можно ставить низкий балл) выставки. Прошло достаточное количество времени с момента, когда в Пушкинский привозили Пикассо, но с того неудачного (в организационном смысле) дебюта, мало что поменялось, демонстрировать объекты такого масштаба нам еще учиться и учиться. Работником культурной нивы столицы хотелось бы посоветовать в корне менять подход к делу, система явно не готова. Еще задолго до начала сентября, когда в прессе появлялись самые первые анонсы предстоящего чуда, сразу становилось понятно - спрос будет велик, падок народ на фамилии мирового масштаба и возможность лицезреть оных в пределах родного города, не выезжая в заморские края. Поэтому, площадку-счастливчика, которая достойно сможет явить изумленным очам диво, стоило выбирать посредством конкурса на тендерной основе, рассматривая проекты и предложения, кто сможет представить лучший концепт проведения, кто обладает для этого наиболее подходящими идеями, ресурсами и людьми. А поскольку никто данной проблематикой вовремя не озадачился, все вышло как оно вышло - то бишь, крайне непродуманно. Примерами недоработок можно привести следующие неудобства. Во-первых, в шок поверг вид эскурсоводов, юных и неопытных студенток, непрофессиональных да еще и с невразумительными навыками риторики, явно весьма приблизительно знакомых с особенностями творчества Дали и лишь заучивших скучные рассказы про каждую из картин (из серии "здесь вы видите зеленый цветок в горшке"...без комментариев); при этом они еще и умудрялись беспардонно отттеснять в сторону посетителей, расчищая место для собственной группы (явно можно было бы решить проблему превитативно, выделив для групп отдельные часы посещения); кстати сказать, больно было лицезреть знающих толк в своем деле искусствоведов, огибавших очередь на улице с предложением своих ндивидуальных услуг (их грамотная работа работниками музея внутри не приветствуется). Во-вторых, деление самого пространства не приспособлено для комфортного осмотра, графика вывешена на узких балконах, сами картины размещены в зале так, что при большом везении их можно рассмотреть издалека, прочитать подписи уже проблематичнее, хотя они довольно малоинтересные, многого не потеряете. В-третьих, проекционная видеопанель (одна на всю выставку) расположена где Бог послал - рядом очередь, чтобы заглянуть в миниатюрную комнату по мотивам лика голивудской звезды, шумно, негде сесть и посмотреть фильм о художнике спокойно; куда эффективнее было бы отвести под кинопоказ отдельный зал со стульями. В-четвертых, грустно наблюдать антирадушное поведение смотрительниц зала, все-таки в святая святых, где люди встречаются с прекрасным, должны работать приветливые люди, преданные своему делу; зашли на экспозицию работ датских художников, где за 20 минут до закрытия музея, был бесцеремонно погашен свет и слышались выкрики "Где охрана? Тут посетители!", не уместнее ли бы было вежливо сообщить нам о времени, которое летит порою незаметно. Грустно, что создавая и подогревая интерес в прессе к выставке Дали, устроители не задумываются о качестве своей работы, превращая подход в формальное зарабатывание и коммерцию (при этом даже не пытаясь пойти навстречу посетителям и продлить часы работы в будни, чтобы снять нагрузку в выходные; а также о регистрации в интернете, уменьшив очереди на входе). А еще печально от того, что в множестве замечательных выставочных залах, помимо нашумевшего с Дали, совсем не было народа, пустынно и ни души, мода не обошла своим влиянием и искусство...
Вообщем, Дали вне оценок и в шоке на том свете от творящегося в Пушкинском, а последнему твердый "неуд." (накидываю 1 балл в надежде, что исправятся и проведут работу над ошибками).

0
0
7
DMfan
67 отзывов, 124 оценки, рейтинг 51
4 сентября 2011

Креативно оформленная, но как уже выше написано небольшая по объёму выставка гениального художника, по большому счёту состоящая из иллюстраций и набросков картин. Жаль что самые псевдогаллюцинаторные картины на этой выставке отсутствуют. Но со всей глубиной можно прочувствовать любовь Дали к Гале, своей музе, модели, жене, наибольшее количество представленных картин с её участием.

1
0
5
Yuliya Tarasenko
25 отзывов, 138 оценок, рейтинг 49
9 ноября 2011

‎"Давай под конец пойдём, там уже никого не будет", - если бы так рассуждали Фродо и Ко, неизвестно, чем бы закончилась битва за Средиземье. А чем закончился наш поход на Дали в будни днём известно: 2 часа стояния в очереди и полное онемение всех конечностей (и начальностей тоже). И ещё, знаете, 6-е чувство - это ни фига не интуиция. Это, ребята, стадное чувство.

Ведь знали же, что на выставке будет представлена лишь малая (и, имхо, наименее интересная) часть того, что есть в Фигеросе (где, к слову, были - небо и земля), а туда же...

В общем, кто еще не ходил - и не надо. Оно того не стОит.

1
0
9
Леонид Каяниди
15 отзывов, 35 оценок, рейтинг 40
26 октября 2011
Видали ль вы Дали вдали?


Можно до хрипоты спорить о том, насколько удачна представленная в Пушкинском экспозиция Дали. Нравится она кому или нет, оправдала ли она ожидания тех, кто решился-таки отстоять часовую очередь в промозглый осенний день и заплатил 300 рублей за входной билет, – одно несомненно: Дали в России – это событие. Всё-таки лететь в каталонский Фигерас и затратней, и хлопотней. А живое созерцание легендарных полотен не заменят никакие эрзацы из интернета.
Размещение эксцентричных полотен классика сюрреализма в храмовых интерьерах музея создаёт завораживающий, колдовской эффект. Погружение в фантастический мир Дали начинается с лестницы, над которой гигантскими колпаками свисают венецианские маскарадные костюмы, созданные по эскизам Дали. Точно такими же, в баутах (белая венецианская маска с длинных носом) и нарядах арлекино, были участники «вечеринки века», которая гремела одной из ночей 1951 года в венецианском дворце. Полумрак лестницы освещён тусклым блеском светильников в форме яиц (к которым Дали питал иррациональную страсть), расставленных между дорическими колоннами. Интерьеры Пушкинского диктовали кураторам требование поместить авангардиста в классические декорации. Диктат необходимости редко заканчивается чем-то прекрасным и целостным. Но с Дали вышло с точностью до наоборот. Скульптуры, поставленные в зале с живописными полотнами испанца, не остаются только средством для заполнения пустого пространства. Что общего между живописной стенограммой галлюцинаторных видений Дали и Венерой Милосской или Нарциссом? Аллюзии (поклонник старых мастеров с постмодернистским рвением пользуется древними образцами как строительным материалом для стереоскопической композиции «Матадора») и мироощущение (нарциссизм Дали – не только в его самолюбовании, но и в тяге к объективации бессознательного: бреда, видений, галлюцинаций).
Оформление выставки (вполне в духе карнавальных традиций) иронично по отношению к своему объекту. Дали предстаёт искусным фокусником, который вводит зрителей в состояние гипнотической отрешённости, всевластия буйного сновидения. Но его чудаковатые видения никогда не смогут завладеть сознанием полностью. Добровольно поддаваясь магии Дали, ни на секунду не забываешь о её иллюзорности, нацеленности на внешний эффект, эпатажной напыщенности. Музейные интерьеры как нельзя лучше оттеняют блеск и нищету великого мастера, средиземноморскую безудержность его воображения и замкнутость мировоззрения в искусственных рамках бесконечного психоаналитического балагурства. На фоне величественных стен музея-храма, в соседстве с монументальным изяществом античных скульптур вспышки фантазии Дали оказываются мнимыми величинами, рябью на воде, блёстками блуждающих огней, тоской по реальности.
Вкрапления импрессионистских, фовистских, кубистских работ художника усиливают контраст между ученичеством и творческой зрелостью Дали. Избегая хронологической прямолинейности, организаторы расположили раннего Дали в начале и в конце экспозиции, будто стремясь, с одной стороны, показать, на каком фоне взмыл ввысь фейерверк творчества каталонского визионёра, а с другой – подчеркнуть, до какой степени старомодной стала художественная эстетика начал XX века (от которой оттолкнулся Дали) и какой путь проделал патриарх постмодернизма за почти вековое житие.

1
0
7
Александра Иванова
12 отзывов, 20 оценок, рейтинг 38
24 ноября 2011

К этой выставке можно отнестись двойственно: с одно стороны можно полностью погрузиться в сюрреалистический ненормальный мир художника, смотря на его полотна, как в окна в другое измерение, либо сохранить трезвый взгляд и попытаться оценить выставку в целом, ее организацию и окружающее настроение.
Но о художнике мы знаем много, знаем о цели его творчества. Как сам говорил художник: » На самом деле я всего лишь автомат, бесстрастно и с максимально возможной точностью регистрирующий то, что диктует мне мое подсознание: сны, видения, галлюцинации и любые облеченные в конкретную форму иррациональные проявления темного волнующего мира, открытого Фрейдом». У него много почитателей, не меньше критиков, кто-то считает его гением, кто-то психопатом, но никто не сможет отрицать его огромный вклад в искусство. Гораздо больший интерес вызывает то, насколько качественна были переданы нужная атмосфера и мысль мастера. Появилась редкая возможность увидеть в одном пространстве его живопись, графику, наброски и фотографии, сделанные в разные периоды творчества известно испанца. В экспозиции музея свое место нашли отражение почти все этапы его творчества: от раннего, когда художник искал себя в разных направлениях, как, например, импрессионизм, фовизм, кубизм, до более позднего, когда в его работах начинают доминировать черты академизма и появляется интерес к классическим полотнам таких мастеров как Рафаэль и Веласкес. На мой взгляд, полотна представлены не самые яркие и знаменитые, несмотря на то, что все они выполнены его рукой, живописи было не так уж и много, как хотелось.
Особое место отведено графике Дали, который много и охотно иллюстрировал произведения мировой литературы. На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина наиболее полно представлены две серии: иллюстрации к первой части романа М. де Сервантеса «Дон Кихот» и рисунки и акварели к «Автобиографии Бенвенуто Челлини» . Эти великолепные работы демонстрируют несравненное мастерство Дали-иллюстратора. Важно подчеркнуть, что художник не иллюстрировал текст, а переосмысливал его, выражая на листе бумаги собственные ощущения от образов.
Вспомним одно высказывание, наверно, самое известное: »Сюрреализм-это я!» Смотреть работы можно лишь хорошо зная художника, историю его жизни, поскольку его творчество неразрывно связано с его биографией и личным восприятием мира! Однако, на мой взгляд, передано это не было.
Оформлением экспозиции занимался московский художник Борис Мессерер, который старался воссоздать образ музея-театра в Фигерасе, используя в качестве элемента оформления узнаваемую линию музейного карниза, где яйцевидные объекты чередуются с призматическими конструкциями.
Что меньше всего понравилось: отсутствие хронологии, возникло ощущение, что полотна, как колода карт, были перемешаны в чьих-то грубых руках и разбросаны по стенам. Смешались периоды, тематика, смешалось все, потеряв в этом хаосе все свое очарование и нужное впечатление. Постоянно приходилось «перепрыгивать» с мысли на мысль, не в силах ухватить нить повествования. Казалось, что все эти работы были созданы разными художниками, а не одним, в этом зале терялся сам Дали… В зале, где висели его многочисленные работы, не чувствовался его особенный мир, не чувствовался он сам. Чего-то явно не хватало для полноты ощущения, для погружения в сюрреалистическую атмосферу бытия. И из-за этого вся выставка потеряла свой смысл.

0
0
9
Юлия Есёк
49 отзывов, 128 оценок, рейтинг 38
11 октября 2011

Одно слово - ГЕНИЙ! все остальное лишнее.
У каждого создается свое впечатление о творчестве Дали. Знаю и тех, кому не понравилась эта выставка и тех, кто сравнивал при кухонных разговорах Дали с Малевичем и Ван Гогом. Иногда поражает необразованность нашего народа :'(

0
0
5
satishabunc
34 отзыва, 76 оценок, рейтинг 30
5 октября 2011

Ни одна - слышите - ни одна выставка в мире не стоит того, чтобы стоять больше трёх часов под дождём и холодом. Стояла, так как очередь двигалась неровно - то быстро-быстро, то долго-долго.
В будни работающим по графику не пойти, в выходные - вот такая жесть.
Спасибо Пушкинскому музею за идиотскую организацию.
А выставка - на два с половиной зала, сумбурная и почти целиком - графика.

3
0