Из поколения независимых семидесятниц, тех художниц, чье становление пришлось на подъем женского движения, немка Ребекка Хорн (у нее в венской Академии, между прочим, обучалась наша перформансистка Елена Ковылина) — самая спектакулярная и поэтическая, но вместе с тем скромная и немедийная — в отличие от той же Абрамович она почти не дает интервью. И образ у нее совсем другой — достигнув в своей карьере «почетной фазы», она не прикидывается нестареющей ведьмой и не путает людей, насаждая культ собственного магического и архаического всесилия. Наоборот, Хорн берет своим цивилизационным бессилием: если верить биографическому апокрифу, главную свою тему она нащупала после долгой изматывающей болезни. Ее центральная линия — это слабость человеческого тела, нуждающегося в функциональных продолжениях-подпорках, которые вместе с тем являются ограничивающими, дисциплинарными устройствами.
Внешне Хорн немного напоминает Изабель Юппер — рыжая тонкая женщина, очевидно воспитанная в очень рациональной европейской просвещенческой традиции, которую и развивает, не забывая про де Сада и Фуко. Ее работы хоть и метафоричны, но вместе с тем довольно сухи. Первым инструментом Хорн было ее собственное тело, но она никогда не ходила раздетая по улице и не занималась агрессивным самовредительством, то есть не пыталась шокировать зрителя фактом собственной разверзающейся телесности. При этом нагота в ее искусстве присутствует, но в очень первертном виде — только чтобы быть дополненной искусственными надстройками вроде утыканной карандашами маски или лифчика-намордника — устройствами, которые одновременно помогают и ограничивают. Со временем она позволила этим искусственным устройствам начать отделяться от своего тела. Надставки-продолжения, которые изначально были очень просто устроены, эмансипировались и превращались в отдельные объекты и целые инсталляции. Они усложнялись и даже научились двигаться — Хорн стала делать моторизованные устройства, которые сохраняют воспоминания о том, что когда-то были связаны с телом, но теперь самостоятельно живут в выставочных пространствах: веера-крылья, кисти, плавно по кругу движущие краску, пульверизаторы, которые подменяют собой живописца. Хорн из тех авторов, которым можно простить красоту, и приезд ее прекрасных самодвижущихся машин (в сопровождении фильмов и видео с перформансами) — редкое событие.
Я все жду, жду и жажду, когда же меня тронет современное искусство. Из месяца в месяц, или хотя бы раз в квартал, посещая разные выставки.
И вот, последней каплей стала выставка Ребекки Хорн. Узнала про нее из журнала Interview, наткнувшись на статью о ней - ее мысли, восхищение Пушкиным, да и возгласы фанов, все в тот момент сыграло роль.
Время выделено, настроение приподнятое, арт-музей-вход-очередной билет-первая экспозиция, и сразу миленькая, уже в преклонном возрасте, смотрительница музея, бежит ко мне со словами - Не работает, тут кажется, усы должны "выезжать".
Идем дальше - тут 2х секундная скрипка, тут тени-деревья, а вот тут, тут-то я как раз и понимаю, ВСЕ! Хватит с меня современного "искусства", наш роман закончен.
Ушла я кстати, по-английски)
Очень понравились экспонаты. Механизмы, образы, материал...на все было интересно смотреть. И безусловно заслуживает внимания
Действительно любопытная экспозиция состоит из нескольких инсталляций, определенно заслуживающих внимания и непременно вызывающих желание обсудить увиденное.
Вчера была на выставке. Не скажу. что я под сильным впечатлением, возможно, потому что не было много времени. Выставка состоит из нескольких экспозиций. Более всего меня тронула экспозиция с деревьями (кладбище). Свет зажигается только тогда, когда кто-то входит в зал. Далее все начинает двигаться. Привлекают внимание ботинки умерших уже людей-ремесленников. Они очень разные и с них можно считать профессию человека, которого уже нет...
Много механизмов: все шумит, работает, свистит и.... по задумке Ребекки именно это без рук человека и есть искусство.
Дедушка из зала (смотритель) долго рассказывал, как Ребекка сама следила за установкой механизмов с немецкой тщательностью и педантичностью без перерывов.
Это, конечно, не Абрамович Марина, но тем не менее интересно. Возможно, кое-что Вас тронет.
Советую сходить, тем более, что кроме этой выставки Вы можете посетить еще три.
P S ночь в музее не сильно рекомендовали друзья - говорят очереди нереальные.