Одессит-эмигрант Петр Нилус не так хорошо известен, как какие-нибудь Коровин, Григорьев, Яковлев и даже Фешин, к которому Нилус ближе, чем к первым трем, по своему стилю, эклектично-мастеровитому, реалистическому в основе, но с напылением разных оттенков модернизма. В этой очень ремесленнической, но трогательной живописи мерцают очень поздние (Нилус эмигрировал в 1920-х, а умер в начале 1940-х) модуляции мирискусственничества и постимпрессионизма, интересные именно своей очевидной запоздалостью.
Живопись, Графика |
Новое для меня (и видимо не только для меня) имя. Хотя, конечно, знакомое по любимому стихотворению И.Бунина "Одиночество". Внук генерала, участника войны 1812 года, друг Бунина. Нилус - фамилия отчима. Выставка хорошая, работы очень интересные, особенно понравились в Белой серии "Белый сервиз", "Белый сервиз и нарциссы", а также "После дождя", "Буживаль зимой", "Дама в красном", "Синяя ваза с белыми цветами", "Синий натюрморт с апельсинами". Фотографировать - нельзя (не Лувр же). В картинах некий секрет - то отражение вазы с цветами на полированном столике - ваза - есть, цветов - нет, то тени, падающие на пейзаж - от паровоза, которой не нарисован... На выставке около 50 работ парижского периода, можно кое-что посмотреть в интернете. Советую посетить выставку, а то придется ехать в Воронеж. Народу - немного, в новогодние каникулы все стремились попасть в основное здание Третьяковки.
На выставке «Петра Нилуса», проходящей в ГТГ , можно проследить творческий путь художника. Петр Нилус - Воронежский художник, малоизвестный современной публике. На выставке представлены его живопись, акварель, пастель. Но основное собрание его работ, состоящее из 73 произведений, находится в основном фонде Воронежского областного художественного музея им И.Н. Крамского. Известно, что Петр Нилус учился И.Е. Репина, но, на мой взгляд, в его работах не прослеживается никакого влияния этого гениальнейшего мастера. В работах мастера уже сформировалась творческая индивидуальность.
Художник работает в основном акварелью и маслом. И наблюдается такая тенденция: его картины маслом получаются намного темнее, суровее, нежели же акварельные работы, полные жизни и свежести.
Творческий путь мастера долог и непрост. Автор сменяет несколько стилей, прежде чем найдет то, что, на мой взгляд, больше всего ему подходит. В 1890- е годы он ориентируется на передвижников, затем он переходит от реализма к индивидуализму. Зенитом же его творческой карьеры я считаю символико-романтический или «ретроспективный» стиль. Необыкновенны его акварельные работы, главными героями которых являются галантные кавалеры и их дамы, гуляющие в парках и встречающие рассвет на природе. Работы сочные, возможно, не такие динамичные, как хотелось бы, но это и придает им особый шарм; за счет особого цвета и некой камерности образы получаются чуточку игрушечными, но которые дышат полной грудью.
Работы Петра Нилуса 30-х годов «современны». Пейзажи и натюрморты в основной своей массе написаны в темных тонах и от них веет пессимизмом. Городские работы же имеют особое настроение: радость и ритм жизни, чувственность. Примером этого являются следующие картины «Шоссе де ля Мюэтт», «Строящийся дом». Мне бы хотелось выделить несколько работ, а именно: « Поэт осенью», «Берег моря в снегу», «Одинокая прогулка». Все они относятся к 1930 – м годам, и от них веет неумолимым одиночеством, романтичной меланхоличностью; у них темный колорит, но они не отталкивают своим настроением, а наоборот притягивают зрителя.
Творчество Петра Нилуса заслуживает внимания. Оно самобытно, «ярко» в тоже время «полно темноты». Его мир безгранично разнообразен: в нем с одной стороны, присутствует юношеская романтика, а с другой стороны мистичность. Две разные стороны одной медали сочетаются в нем достаточно гармонично.
Эта выставка одна из лучших, если не самая лучшая, что проходят в Москве. Когда хожу на выставки, то всегда выбираю две-три работы, которые хочется «унести» домой. Бывает, что брать нечего. А с выставки Нилуса хочется забрать с собой почти все.
Прекрасны работы, относящиеся к так называемой «белой серии»:
«Большой натюрморт», блистательный «Белый сервиз», Снежные пейзажи с укрытыми от морозов кустами роз…
Морские пейзажи… «Порт» с очень запоминающимися лодками, выпирающими из правого угла картины.
Все работы, представленные на выставке, написаны художником, когда он жил в эмиграции. При всей живописности, в них чувствуется трагизм и холод.
Я смотрел на «Автопортрет в котелке» 1935 года, и думал – почему в эмиграции лица русских художников, особенно мужчин, меняются. Не только годы откладывают отпечаток, но еще что то существенное, какая то внутренняя боль, и это «что-то» доносится до нас сквозь время.
«Видно каждый человек должен жить и умереть на Родине, только тогда его жизнь будет настоящей», писал П. Нилус в одном из писем
Но, на мой взгляд, самая - самая нилуская работа, это «Синий натюрморт с апельсинами», 1929 года. Она как привет из одесского периода жизни художника. Ведь существует два Нилуса - до эмиграции, в 1919 году, когда художнику было 50 лет и после отъезда из России, то есть из Одессы. Тот, первый Нилус, в большей степени является «поэтом живописи». И « Синий натюрморт» притягивает, завораживает и опьяняет.
«А че так мало?!», прочитал я самый краткий и емкий комментарий в Книге отзывов о выставке картин Петра Нилуса.
Александр Двизин
Хорошая эмигрантская живопись,не такое сильное впечатление,как от Фешина,но прекрасный отдых.Ощущение сильного одиночества,может быть,это ощущение вызвано
стихотворением Бунина,посвященного Нилусу.Понравились натюрморты "Белая серия",городские пейзажи,фигуры женщин в красных платьях.Можно было бродить
по выставке,погружаясь в каждую работу,получая удовольствие от увиденного.