Несмотря на то, что уже несколько десятков лет Никонов живет в деревне, срубы и бревна для него были и остаются живописным мотивом, и художник как никто далек от патриотических обобщений, которые у мн огих из этих бревен следуют. Выставка в «Ковчеге» будет немаленькой, и ее организаторы ставят задачей показать больше не «деревенского» художника, а другого, романтического модерниста (будет, например, акварельная версия тех самых «Геологов» и «Пейзаж с космонавтом»), человека-живописца, чья кисть совсем уже не отделяется от руки: особенно это проявляется в его стремительных натюрмортах, жанре, в котором Никонов не так уж известен.
Живопись |
«Ничего новенького нет и не предвидится» — такова нынешняя максима Павла Никонова в отношении собственного искусства. Что, с одной стороны, странно — ведь Никонов напрямую наследует модернизму (из первого русского авангарда его живопись больше всего похожа на земляные, геологически слоистые колоризмы трагического Древина), чья единственная традиция — это «традиция нового». А с другой стороны — закономерно, потому что «старый», «этический» авангард может жить и выживать только за пределами массовой логики новинок. Эта традиционалистская верность модернизму провела Никонова через все переломные для страны моменты, позволив ему не стать ни эзотерическим нон-конформистом в 60-х, ни почвенником-русофилом в 90-х. Никонов является безупречным примером художественной незапятнанности — и именно эта строгая этика «чистой» жизни в искусстве привела к формированию целого выводка просто «хороших живописцев» (взять Евгению Буравлеву и Павла Отдельнова), вышедших из его мастерской: чтобы в наше время позволить себе без иронии писать маслом по холсту, надо занимать по отношению к современности непритворную позицию аскета. Одной позой тут не обойдешься, и, очевидно, чему-то такому Никонов может научить. Несмотря на то что живет он уже несколько десятков лет в деревне, срубы и бревна для него были и остаются живописным мотивом, и Никонов как никто далек от патриотических обобщений, которые у многих из этих бревен следуют. Выставка в «Ковчеге» будет немаленькой, и ее организаторы ставят задачей показать больше не «деревенского» художника, а другого, романтического модерниста (будет, например, акварельная версия тех самых «Геологов» и «Пейзаж с космонавтом»), человека-живописца, чья кисть совсем уже не отделяется от руки: особенно это проявляется в его стремительных натюрмортах, жанре, в котором Никонов не так уж известен.