Фотография, Живопись, Графика, Инсталляция, Новые медиа |
Второй год подряд государственная премия в области современного искусства «Инновация» как будто специально подбирает шорт-лист таким образом, чтобы иметь как можно меньше общего с негосударственной премией Кандинского. Например, у «Кандинского» в номинацию «Проект года» попали три подчеркнуто политизированных художника: Алексей Беляев-Гинтовт, Дмитрий Гутов и Борис Орлов. (Для тех, кто не в курсе: закончилось все скандалом вокруг «фашиста», получившего-таки премию, — Беляева-Гинтовта.)
Список «Инновации» супротив этого выглядит чрезвычайно лиричным. В главную номинацию, «Произведение визуального искусства», попали романтический концептуалист Никита Алексеев, меланхолик и эстет Виктор Алимпиев, певец природы Николай Полисский, «предметный» фотограф Владислав Ефимов и — видимо, из уважения — Илья Кабаков вместе со спутницей жизни Эмилией. Скандал из такого премилого набора может образоваться лишь при выборе последних. Не дать премию 75-летнему классику как-то некрасиво. А дать — Кабакову, человеку-бренду, обладателю множества европейских наград и орденов от японского императора и российского президента Медведева, — дать ему премию под названием «Инновация» будет просто смешно. Правильнее было бы наградить Кабакова спецпремией «За творческий вклад в развитие современного искусства». Дело тут, видимо, в том, что вес заслуженного художника, помноженный на архитектурный шедевр (гараж Мельникова), начинающего галериста Дарью Жукову, заслуженного олигарха Романа Абрамовича и примерно два миллиона долларов, дал в итоге событие такого масштаба, что отделаться простым признанием заслуг жюри поостереглось.
Кабаковы — не единственная странность премии. В номинации «Региональный проект», созданной специально для поддержки провинциальных кураторов и художников, выдвинуты московский галерист Марат Гельман и сенатор Сергей Гордеев с пермским проектом «Русское бедное» — и московский же, как ни парадоксально, коллекционер Пьер-Кристиан Броше с передвижническим проектом «Будущее зависит от тебя» (выставка в течение года путешествовала по российским аэропортам и городам). Рядом с ними скудный проект из традиционно причисленного к провинции Петербурга «Непокоренные» выглядит нелепо.
В остальных номинациях, впрочем, силы примерно равны. Перед развязкой всех интриг и завязкой возможных обид и скандалов — традиционный парад номинантов в ГЦСИ. В этом году сумбурный набор плазменных экранов и амбициозных объектов в кои-то веки может обернуться хорошей выставкой. Уровень номинантов, а также архитектурное оформление Юрия Аввакумова — если не гарантия, то уж точно повод для удачной экспозиции.