Праотец православного фэнтези, сконструировавший канонический образ анемичной и благостной русской природы, Михаил Нестеров прожил творческую жизнь от Серебряного века до начала Второй мировой, при этом был и членом черносотенного Союза русского народа, и лауреатом Сталинской премии. Приуроченная к его юбилею выставка — самая значительная монография в ГТГ в этом году и, надо думать, самая массово посещаемая: даже страшно немного за Третьяковку — как повернет она эту крайне противоречивую фигуру.
Все странности Нестерова сейчас не спишешь на прерафаэлитославянофильскую сентиментальность: и судя по названию этой полной, собранной по музеям и частным коллекциям выставки — «В поисках своей России», — некоторый повод для волнений все же присутствует: что это за поиски своей России, какая она, Россия Нестерова, который принадлежит к художникам, которые все больше вытесняют, нежели изображают. Хотя, казалось бы, изображать дотошней, чем Нестеров, едва ли возможно: пейзаж его подробен, как гербарий. В его картинах преимущественно одна и та же погода — прохладное лето средней полосы России, и всегда одно и то же время суток — тусклое предсумеречное состояние, когда все бледное становится еще бледнее, черное — еще чернее, и неяркие краски русской природы начинают проявлять ее зловещие качества. Уравновешенность и равномерность аккуратного благолепия — луг, овраг, за оврагом холм, на холме церквушка, и все такими плоскостными кулисными планами, без глубины — держится на самом деле при большом напряжении сил. Не зря конек Нестерова — синтез этого самого характерного пейзажа и портрета: разные святые, русские философы-любомудры и другие персонажи — кто в клобуках, кто в черных сюртуках, но все как один волевые. Они так сдержанны, что делается тревожно от их непреклонности и тайного мистического знания о некоей, по-видимому, национальной загадке, которое не выражается экспрессивно, а как-то неприятно чернеет изнутри.
Широка русская душа...сколько в ней места для любви, красоты, духовности. Это, пожалуй, одна из самых что ни на есть "русских" художественных выставок настоящего русского художника, с русской душой, с присущей ей живописностью иллюстрирующей близость человека к Богу, красоту природы русской и людей-открытых, красивых, увлеченных, задумчивых...Выставка работ Михаила Нестерова удовлетворит не только любителей живописи, но и архитектуры-ведь художник посвятил себя ряду работ, связанных со строительством и реставрацией. Картины буквально пронизаны тонким чувством художника к русской жизни: здесь и духовные наставники и одинокие скитальцы, и красота одиночества русской природы, ее тихого пасмурного утра, и знаменитые люди, окружающие художника на протяжении всего его творческого пути и жизни-люди увлеченные, посвященные своему любимому делу.Художнику с необычайной простотой показаны вдумчивый скульптор Мухина, устремляющая пытливый взгляд к совершенствованию, "отец" русской биологии Павлов узнаваем из соседнего зала-настолько реалистично изображены его поза, взгляд...все картины М.Нестерова будто готовы высвободится из обрамляющих их рамок, сойти схолста и раскрасить наш мир чистыми чувствами, о которых мы порой забываем. Эта выставка помогает нам вернутся к истокам, к началу нашей истории-истории ни страны, ни эпохи, к истории нашей души-чистой и лишенной предрассудков.
Найти Бога в себе и Вселенной. Хотя, скорее только в себе. После этого там же открывается и вся Вселенная, и весь Космос. Бог, который повсюду: внутри и снаружи, в тебе, людях вокруг, природе, твоей стране и всём мире, Бог в искусстве, говорящий с тобой через художника Его изобразившего. Только Бог ведёт рукой талантливого человека, даже если талант этот неоднозначен, непонятен. Прекрасное не может создаваться без его помощи. Разве не так?
Выставка Михаила Нестерова "В поисках своей России" для меня больше не о поиске России, а поиске Бога в ней и в себе. Бога, который несмотря ни на что, страну нашу любит. В картинах Михаила Нестерова это чувствуешь явно. Потерявв Бога на перепутье времён, но сохранив веру в недрах подсознания, бережиливо выхоженную, вскормленную в годы лихолетья, мы всё же не потеряли Его. Страна, когда-то назвавшая себя "Русь Святая", наверно, не смогла бы по-другому. Эту веру передают картины Михаила Нестерова. Не всегда сразу цепляющие меня работы, сдержанные и порой мрачноватые, с лицами без лишнего румянца, они всплывают в памяти чуть позже, иллюстрацией к вопросам, которые шлейфом тянутся после просмотра. О стране, Боге и искусстве - как его выражении.
Художник, создавший цикл картин о житие Сергия Радонежскоого с юных лет до глубокой зрелости, и в Советском Союзе не отказался от центральной темы своего творчества, в которой Россия и вера неразделимы. И, конечно, это особенно удивительно. Уцелевший тогда, только закончивишй монументальный труд аккурат к революции "На Руси(Душа народа)" он остался верен русской природе и всему, что он видел в ней. Говоря "Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну - родину нашу!" он не лукавил.
Написала вчера, но ничего не сохранилось.... Вторая попытка
Наконец дошла до Нестерова, понимая, что необходимо посмотреть, но нелюбовь к Третьяковке на Крымском давала себя знать. Каково же было мое изумление - выставка отличная, картины видно, развешено логично и разумно, ранний период удачно сопровождается личными фотографиями, письмами, архивными документами. Фрески и эскизы к росписям отлично выставлены. Работы Нестерова знаю и люблю, многое раньше видела (в Москве и Киеве), просторы и пейзажи Абрамцева, Радонежа, Сергеева посада тоже близки и хорошо знакомы ( лето и не одно на даче в поселке художников напротив дома Нестерова, в котором тогда жила его дочь) порадовала любимая солнечная Италия ( мысли о предстоящем отпуске), и волшебные картины, и прекрасные портреты родных и друзей. Но самое сильное впечатление от выставки - жизнь и судьба автора - длинная, трагическая и сложная. И тот волшебный мир, который он создал в своих работах - светлый, добрый, печальный. Неожиданно остановилась у картины и черными монахами на фоне осеннего пейзажа, рядом всадники на белых конях,несущиеся по белым облакам - как в фильмах о странствиях хоббитов. И портрет сына ( светлым мальчиком позировавшего для ряда картин) в испанском костюме, как портрет Дориана Грея. И совершенно, как палехская шкатулка, портрет палехского ученика Корина, и Лица детей, жен, друзей и подруг - восхитительный мир, созданный мастером. И конечно, модерн так и виден, и проглядывают прерафаэлиты - все связано между собой. До закрытия еще есть десять дней - вперед!
Долго ходил от картины к картине, чтобы разгадать одну загадку. Потом читал биографию, но тоже не помогло.
Где-то примерно после 1900-го года у него падает уровень мастерства. Вот растет-растет, лучшие произведения как раз в в это время. Само собой "Видение отроку Варфоломею", но не менее достойные "Пустынник", "Великий постриг", "На горах", "Дмитрий царевич убиенный". Казалось он нашел свой индивидуальный стиль, ему чуть больше 30-ти, вся творческая жизнь впереди, надо дальше все это развивать. Он стал бы великим русским художником, который через светскую живопись выражает глубинную духовность русской культуры. Причем, возможно, она была бы доступна для понимания не только для русских. Но что-то, видимо, в его жизни происходит...
Из замеченного. Примерно в это время он стал много расписывать храмы, а там техника другая, но что-то интуитивно подсказывает, что причина не в этом . В 1905-м вступил в "Союз русского народа", но это, скорее всего, уже следствие. Я так эту загадку не разгадал.
Так резко вниз! Остаются отличные замыслы ("Всадники", "Лисичка"), удаются лица и характеры ("Философы", серия портретов в 30-е, женские образы). Порой кажется, что лица пишет прежний Нестеров, а на остальную часть полотна его подменяют. Не то чтобы это халтура, но иногда это небрежность (напр., "Молчание") или плакатность ("Душа народа"). Его уровень как художника уже никогда не поднимается.
"Святая Русь", и особенно показательная "Душа народа" – это уже просто плохо написанные картины, особенно вторая. Явно не прежний уровень просто по художественному мастерству. На этих работах косяки в самом замысле, но это сложнее объяснить, а вот разницу в профессиональном уровне по сравнению с работами 1890-х годов видно лучше.
Ну а потом этот подход позднего Нестерова "творчески развил" Илья Глазунов, и мы сейчас через него показываем себя миру как народа-богоносца. Мир как-то не проникается.
Выставки-монографии в Третьяковке я всегда жду с особым интересом. Памятны Левитановская (2011) и Коровинская (2012). И вот – М.В. Нестеров.
В книге «История русского искусства» советских времён об этом художнике – менее страницы. А всё почему? Да потому что Русь Святую воспевал. А после того, как она ушла безвозвратно, писал только портреты, и отнюдь не Ленина-Сталина.
О самой известной, программной картине этого мастера «Видение отроку Варфоломею» и вовсе три строки, цитирую: «…бледный отрок с судорожно сжатыми в молитвенном экстазе тонкими руками». Что за отрок? Перед кем он молитвенно сложил руки? А отрок этот – величайший подвижник земли Русской Сергий Радонежский, до пострига – Варфоломей. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.
Картина – любимое произведение М.В. Нестерова. Расположена она в центре экспозиции. Именно с неё рекомендую начать знакомство с выставкой. Почему? Отвечает сам художник:
- Кому ничего не скажет эта картина, тому не нужен и весь Нестеров.
Думаю, вряд ли найдётся человек, для которого картина окажется безмолвной. Поэтому проследуем дальше.
Продуманна, логически грамотная экспозиция позволит вам пройти с художников весь его долгий жизненный и творческий путь, с трагедиями и радостями.
По словам Михаила Васильевича, самый счастливый день его жизни – день рождения дочери Ольги любимой женой Марией. Через сутки Мария умерла. Изображение сцена у постели умирающей потрясает.
Умиляют жанровые сценки, невозможно не улыбнуться над «Жертвой приятелей». Жаль, что автор отошёл от этого жанра, посвятив своё творчество изображению Руси с простыми людьми и духовными подвижниками, с её «застенчивой русской природой». Нестеровский пейзаж легко узнаваем: тонкоствольный берёзки и сосенки, ювелирно выписанные рябиновые кисти, листья деревьев, полевые цветы, былинки… Кстати, малахитовая полоска на заднем плане "Видения..." - это грядки капусты!
После революции ушла навсегда его святая Русь, новый порядок его не вдохновлял, а рука требовала кисти. Взялся за портреты. Но писал не партийно-государственных деятелей, а учёных, артистов, художников. Вспомним бесподобную «Амазонку», знаменитый портрет академика Павлова, портрет выдающегося философа, учёного С.Н. Дурылина, лучшего биографа художника, дружбу с которым он пронёс через всю жизнь (до сих пор зеленеет кипарис в музее С.Н. Дурылина в Болшеве) … Но и Русь писал, правда, для конспирации, ставил год создания дореволюционный.
К слову, с возрастом мастерство художника не утратило своей силы, наоборот. Искусствоведы считают, что его лучшие портретные работы созданы в преклонном возрасте. О старости же сам художник писал в одном из писем:
- Старость есть огонь на сквозном ветру.
Эта фраза из замечательного фильма «Пустынник», который демонстрируется в залах. И аудиогида советую взять – редкого качества текст, сопровождаемый хорошей музыкой.
Устроители продумали всё. Второй ярус зала не задействован. Нельзя находиться выше икон, а их немало в зале, этих тончайших образцов иконописи.
Мои родные и друзья, делясь впечатлениями после просмотра, не высказывали такого восторга, как, например, после, выставки Левитана. Мол, многовато религии. Но для того и пишу, чтоб каждый, как и я, направляясь на Нестерова, понимал: увидите именно Нестерова, с найденной им своей Россией.
Вполне приятная выставка, большая и информативная. На ней каждый человек тотчас же поймёт для себя, нравится ему Михаил Нестеров или нет, потому что этот художник в определённом смысле своеобразный.
Лично мне Нестеров пришёлся не по душе. Во-первых, потому что тема "самодержавия, православия, народности" далека от меня, а во-вторых, во многих картинах зрелого периода не чувствуется объёма, и цвет немного тусклый. С другой стороны, это описание никак не подходит полотну "Явление отроку Варфоломею", оно - настоящий шедевр, и ради него единственного выставку посетить стоило.
Были представлены работы всех периодов жизни художника, и очень интересно проследить развитие его творчества от академических лет до преклонных. Но, в замечание организаторам, очень тяжело разобраться, в каком порядке осматривать картины: описание периода в одном месте, а работы - в другом.
В заключение хочется сказать, что выставка помогает разобраться, кто же такой Михаил Нестеров, и отчасти проникнуться тем, что многие называют русскими национальными столпами.
Побывала на выставке Нестерова. Несмотря на некоторую толкотню и шумность, впечатление очень сильное. Во-первых, насколько я знаю, на ней собраны почти все значимые работы, написанные им в течение жизни. Во-вторых, до этого я очень многое видела только в виде репродукций, а это совсем не то. Интересно, что мое отношение к разным его работам несколько изменилось: я по-прежнему очень люблю его сергиевский цикл, а заволжский стал мне особенно дорог после прочтения Мельникова-Печерского, по-прежнему очень хороши его росписи храмов. По-новому я увидела его портреты, особенно, когда есть возможность рассмотреть их с близкого расстояния. Но вот духоподъемные программные полотна "про Святую Русь" как-то вдохновлять меня перестали. Может потому, что я вообще не очень верю в историософию (последние лет 20 у нас с ней туго), а может потому, что вся эта прекрасный Китеж-град через каких-нибудь десять лет утонет в звериной жестокости, мате, крови и дерьме.
Зато я наконец-то оценила Нестерова как пейзажиста. Так пронзительно и с такой любовью нашу среднерусскую природу умел писать разве что Левитан, но по-другому. У Нестерова ценно и прекрасно все: каждая хилая осинка, каждая молодая березка, каждый цветок иван-чая и полыни. И птички на дереве, и медведь в берлоге, и лисички на опушке - все в мире и гармонии. Русский бор как Эдем, освященный молитвой пустынников.
Интересные моменты: на соседних стендах висела картина "На Горах" из заволжского цикла, там, если помните, у девушки в руках ветки рябины с яркими ягодами; а рядом с ней висел эскиз к ней же - рука в рукаве, в руках те же ветки рябины - только цветущие нежными белыми цветами. Весна и осень, юность и зрелость, начало и конец, жизнь и смерть. И еще из "заволжского" - "Зима в скиту". Вокруг все белым-бело, с отдельными пятнами черного. На крыльце стоит девушка в темном плате и неожиданно ярком сарафане. Конфликт застывшего, скучного, неизменного скитского бытия с яркой молодой жизнью, которой "разгуляться негде" (помните, как именно на это жаловалась Флёнушка, эта старообрядческая Настасья Филипповна?). Обращает на себя внимание и то, что в картинах на "русскую тему" после 1917 года заметно меняется колорит и настроение. Нет больше мягкого зеленого лета, весны и ранней теплой осени. Здесь осень уже поздняя - травы, зелени, нет, листья пожелтели или вовсе опали. Много черного ,коричневого, охры, темных тонов. Небо затянуто темными, дождевыми облаками. Вместо покоя и умиротворенности - смятение, тревога, неизвестность, мрачные предчувствия. "Страстная седмица", написана в 1933 году и датирована 1914 годом - когда старый мир рухнул.
В общем, сходите, не пожалеете.
Мой интерес привлекла выставка известнейшего русского художника – Михаила Нестерова, проходящая в залах Третьяковской галереи на Крымском валу. Выставка юбилейная, специально подготовленная к 150-летию со дня рождения гениального живописца.
Переходя из одного зала в другой, разглядывая большое собрание живописи и графики художника, я могла легко и непринужденно проследить его творческий путь от раннего периода до позднего периодов. Кажется, что это самая крупная выставка художника. Действительно, тематический диапазон выставки богат и разнообразен. На ней представлены как самые ранние работы мастера, так и макеты мозаик для Спаса-на крови, эскизы Нестерова к росписям храма Абустамане в Грузии, большое количество женских портретов начала XX века, а также советский период творчества мастера.
В своих произведениях Нестеров умело мог создавать ощущение покоя и невероятного простора. Мастер придерживается нежных тонов в своей живописи, его палитра богата феерией красок, но при этом она не вычурна, а легка и воздушна. Как умело Нестерову удается сочетать и смешивать цвета, как живо он видит природу. Колорит художника невозможно сравнивать с работами других живописцев, он особенный и неповторимый. Смотря на его полотна, внутри меня все замирало. Кажется, что и ты как будто проживаешь тот или иной сюжет вместе с героем картины и нельзя здесь остаться равнодушным. Ведь его герои прекрасны своей томной печалью, они вот-вот сойдут с полотна мастера и расскажут нам о своих чувствах, о том, что их тревожит и о том, как они рады существованию на земле. М. Нестеров невероятно точно мог передать психологическое состояние своих героев. Его работы полны свежести и чистоты.
Экспозиция предоставляет нашему вниманию и еще одну сторону художника, малоизвестную публике. Нестеров предстает перед зрителями и художником – монументалистом, с его работами над росписями храмов в России, на Украине и в Грузии. И будучи художником – монументалистом мастер не изменяет себе. Его работы также гармоничны и величественны.
Из всего выше сказанного, я могу сказать, М. Нестеров – русский реалист, чье творчество будет навсегда в памяти людей. Он прекрасен и неповторим.
Рецензия невежды. На выставку попала случайно, ранее ничего об этом художнике не слышала. После посещения выставки желания познакомиться с ним поближе не возникло. Увы. Внимание привлекло всего несколько работ.
Кроме хрестоматийных картин художника ничего не видала. Выставка открыла мне другого Нестерова: большого мастера-портретиста, глубокого психолога, знатока русской души. Это знаменательное событие в культурной жизни столицы, которое оставит след в душе каждого, кто решит окунуться в мир чистого и честного искусства Нестерова.
Браво! Это потрясающе!!!! Получила массу удовольствия, особенно, когда взяла аудиогид. Крайне редко такое бывает, что аудиогид записан так качественно. Кроме того, для каждой картины звучит своя музыка, и ты как бы погружаешься в настроение полотна. Цикл "Роман в красках" можно наблюдать вечно. Я не оговорилась именно наблюдать, потому как это разные истории людей (в основном женщин) и ты наблюдаешь за их жизнью, в том числе и за моментом, в который их запечатлел художник. У каждой своя судьба до и после художественного "Стоп-кадра". И все это можно увидеть на картине, если включить немного воображения. Обязательно сходите на эту выставку, там найдется и пища для размышлений и удовольствие от цвета и формы, и загадки великих людей, изображенных художником на портретах.
На меня, человека, безумно любящего пейзажную живопись, выставка произвела очень сильное впечатление. Ранее я неоднократно видела репродукции картин Нестерова (доступных оригиналов его работ в музеях немного), но увидеть полюбившуюся живопись в "натуре" всегда как приятное эмоциональное потрясение.
Я также (как и некоторые рецензенты) заметила что в картинах Нестерова, изображающих природу Урала и средней полосы России, нет солнца, нет бликов от него, нет теней, но несмотря на это изображение не кажется плоским.
Любая картина любого живописца несет определенные эмоции, энергию. И картина становится от этого или близкой или далекой для тебя. Я сама совершенно не религиозна, но живопись Нестерова мне очень близка. Из представленных на выставке работ Нестерова (периода, когда он нашел свой творческий путь) мне понравилось почти все (за исключением эскизов к храмовым росписям - я к ним равнодушна).
Природа Нестерова и люди, вписанные в нее, духовно богаты, спокойны и уравновешены. Его живопись, будучи умиротворенной и созерцательной, производит такое же эмоциональное впечатление. Он сам писал что для него неприемлемо и невозможно писать бурные человеческие эмоции (наверняка, это относится и к природе, буйство которой могло быть для него напрягающим).
Некоторые из его пейзажей настолько притягательны, что хочется стать частью изображенного. Краски Нестерова приглушенные, от этого не раздражающие ни глаз ни чувств. Но красота большей территории России и есть такая - неброская, сложная. Было очень интересно рассматривать детали, мазки на его картинах. Дремучий лес на картине "Юность преподобного Сергия" навевает мысли о сказочном царстве Берендеевом.
Влажный прохладный воздух, которым так и веет от его картин (на которых обычно межсезонье - или ранняя весна или поздняя осень), бодрит своей явной ощутимостью по другую сторону полотна. И атмосфера, и природа на его картинах также чисты как и люди, изображенные на них.
Очень притягательны женские образы в живописи Нестерова (серия работ "роман в красках"). Его как гуманиста и человека, пережившего утрату любимой женщины (первой жены) очень волновали и интересовали чувства женщин, их мечты о любви и счастье, которые часто оставались нереализованными.
В поздних работах Нестеров также себе не изменял, и рисовал то что ему дорого и интересно (на портретах 30-40-х годов изображены люди, которые по нравственным качествам были ему близки: здесь и хирирг Юдин, и академик Павлов, и иконописцы Корины, и живописец Виктор Васнецов).
Очень позабавили письма, которые Нестеров писал своим любимым: дочерям и жене. Все они содержат очень красочные зарисовки - мест, которые он посещал, случайных прохожих. В одном из писем содержится подробный и красочный рисунок женской фигуры в пальто с вопросом к адресату: сколько необходимо ткани на подобный фасон. Это характеризует Нестерова как заботливого и внимательного по отношению к своим близким людям человека, ну и конечно как человека адекватного своему времени и неравнодушного к такому направлению творчества как мода.
Ментальность, бестелесность, утонченность, кисть которая уловила пелену эфира.
Как здорово, что радость от понимания этих картин разделят с тобой малый круг людей... Сокровенность понравившегося сохраняется...
P.S. Для контраста можно сходить в зал современного авангарда... Кто-то говорил, что нынешнее искусство, мол "кусок дерьма с вишенкой сверху". Так вот, в этом зале вы поймете, что вишенки на самом деле нет.
Выставка очень понравилась! Впечатлений масса!
Мы совершенно случайно попали на экскурсию по выставке ( начало экскурсии в 13:00), за билет заплатили 120 рублей.
Экскурсия длилась 2 часа, объясняли всё очень подробно и доступно)
Нестеров как схимник, монах. Задача старца, наставника вести свою паству к лучшему в нас самих, обращаться к тем струнам души, которые часто задавлены повседневностью и грубостью. Отец не будет журить нас за проступки и недостатки наши, а попытается обратить внимание на хорошее в нас самих. Так и творчество Михаила Васильевича будит в наших душах светлые чувства, надежду и радость. Смотря на его произведения, мы чувствуем гордость за нашу страну. Да! это было тогда и будет актуально и сейчас. Все стремятся видеть только худшее в России, выявлять ее проблемы и тыкать носом в грязь, но зачем? Не правильнее ли будет обратить свое внимание на лучшее? Возрождение самосознания не произойдет от того понимания, что у нас плохая страна.
Во времена Нестерова тоже было достаточно обличителей, но он все же избрал свой путь - Одухотворения России, ее природы, ее особенностей. Нестеровские пейзажи, русские девушки, прекрасные в своей самобытности, чуткие, тонкочувствующие, светлые души, старцы, немного грозные, но такие родные русскому сердцу, не таящие в своих душах зла.
Самый большой подарок, который мы можем сделать памяти Нестерова – сходив на его выставку, попытаться проникнуть в его светлый мир Одухотворенный России. Будучи в заграничной поездке по Италии, беседуя с множеством иностранцев он спорил о том, что в России все таки есть культура, духовность и искусство. Его произведения лучшее тому доказательства. Давайте сходим на эту выставку и попытаемся поверить в то, что Россия – наша Родина, прекрасная и светлая, спящая красавица, которую надо разбудить не пинком, да поцелуем..
Третьяковка на Крымском валу традиционно радует летними выставками ВЕЛИКИХ. Нестерова буквально заново открыла для себя. Видела его работы разрозненно, впервые-в Абрамцево. Красота Российских просторов, православная живопись,добрый и величавый свет глаз героев полотен Нестерова- все привлекает,возвышает над суетой. Пейзажи ,этюды , работа в соавторстве с архитекторами над фресками Владимирского Собора в Киеве, портреты современников,автопортреты.....столько всего! На выставке традиционно предлагают услуги аудигида.Жаль,что нельзя фотографировать,не увидела каталога выставки. Не все желающие могут посетить её,а каталог помог бы восполнить этот пробел.
Выставка, на мой взгляд, вполне достаточна. Если бы, как предлагал кое кто из рецензентов, был занят второй этаж то люди оказались бы выше икон, потому что все эскизы оформления храмов там поместились бы навряд ли. Это с одной стороны.
А с другой она даёт полное представление о жизненном пути Михаила Васильевича, как о предопределённом жёстко, и иллюстрирует эту предопределённость достаточно.
Первые ученические картины, юмористические, жизнерадостные, современные скетчи, и почти сразу смерть любимого учителя, и потребность искать свой творческий мотив полностью самостоятельно. Нестеров находит этот мотив в истории России.
Счастливый брак, и, точно так же, меньше чем через год после свадьбы, через два дня после рождения дочери, смерть любимой первой жены. Художник, и без того религиозный, сначала пишет портрет монахини в котором различимы черты ушедшей. Потом нашедшего покой в монашестве пустынника. Затем сочетает уже найденный исторический мотив с религиозным в серии современных икон, портретов Сергия Радонежского, а затем почти совсем уходит в роспись храмов.
Лучшие из храмовых фресок, сверхсовременные головы апостолов крупным планом, гибнут при транспортировке из Италии в Россию из за Первой Мировой. Михаил Васильевич пишет монументальную На Руси, на которой слепой солдат ближе по плану чем Достоевский и Толстой.
Революция перечёркивает все труды Нестерова, он вынужден уничтожать собственные картины. Художник сначала пишет портреты родных, а потом близких в которых чувствует то, истинное, начало. Да, у него нет возможности написать Спасителя, Творца, апостола, святого, и даже показать зрителю вообще написанное до революции духовное полотно. Однако он может написать спасающего жизни хирурга, творящего скульптора, он может написать философа, учёного, и сделать так чтобы через эти портреты, вопреки всему, просвечивал тот, главный, образ, чтобы он складывался из них.
Время и возраст начинают забирать близких. Михаил Васильевич пишет Осень В Деревне, в которой Тот просвечивает через сам пейзаж. И мог бы продолжать писать и дальше, но это было исключено по причинам которые вне человеческих возможностей.
Так вот, выставка называется "В поисках своей России", но Россий у Нестерова, как можно видеть, две. Одна это та которую он писал, а другая это та которая жёстко, а порой и крайне жестоко, делала его тем кем он становился и вынуждала его писать ту Россию которую он писал. Какая же из двух настоящая и своя? Пусть сам художник решает.
"Свою Россию" Михаил Нестеров искал всю жизнь и находил каждый раз... в образе священников, старцев (1900-е), философов Флернского и Булгакова, академика Павлова (1930-е). Менялась манера письма, менялась страна, но каждый портрет, пейзаж показывал "свою Россию" и каждая из этих Россий была достоверной.
Эта выставка - уникальный шанс увидеть работы Нестерова ГТГ, Русского музея, из Минска и Уфы в оном месте. Уникально оформление серии "церковная роспись", где работы выставлены на рейках, напоминающих леса, и даже едва различимый аромат древесины дает возможность зрителю "дышать" его работами. В пешей доступности от ГТГ находится Марфо-Мариинская обитель. не пожалейте времени, посетите и ее чтобы увидеть оригиналы его росписи в Храме.