40 волонтеров выбрала Марина Абрамович, чтобы на глазах у всех за несколько дней до открытия выставки обучить их делать то, что, казалось бы, может только она. Терпеть, когда уже невмоготу, стоять, когда хочется сесть, сидеть, когда хочется встать, молчать, когда хочется говорить. Публично совершать акты, преисполненные мужества и требующие концентрации воли, — именно это восхищает в Абрамович и делает ее славу такой безусловной. Она делает жесты, которые выглядят эссенцией чистого беспричинного героизма. Ее преподавательское ноу-хау — учить людей делать вещи через силу в мире, где никто не хочет напрягаться.
Конечно, в каком-то смысле это будет вполне музейная ретроспектива. Не на пленке, не в записи, а в реальном времени, на живых людях можно будет увидеть знаменитые исторические перформансы Абрамович, принесшие ей славу в 70-х, — тот, в котором она лежала на полу голой под настоящим скелетом, или тот, где, опять же, нагишом стояла со своим соавтором и другом Улаем в дверном проеме, вынуждая публику проходить между ними. Плюс, разумеется, документация и артефакты. Вместе с тем, однако, складывается впечатление, что в «Гараж» едет не художник со своими произведениями, а какой-то всемирно известный целитель или маг (она правда обладает подозрительной способностью гипнотизировать своих интервьюеров). Абрамович любит поговорить о трансформирующей силе долгосрочных перформансов, о потоках энергии, восточных практиках, о загадочных переменах в сознании. Ей очень хочется доказать, что у вас в голове и правда что-то происходит, для этого она даже устроит «научный эксперимент», в котором могут поучаствовать все желающие. Сидеть напротив другого человека и играть в гляделки, пока хватит сил, с электронными датчиками на голове, фиксирующими ваши мозговые волны, — похоже на фокус с последующим разоблачением. Великая перформансистка зачем-то разоблачает самое себя: искусство, которому требуются псевдонаучные доказательства, — странная затея для женщины, которая может сделать произведение из одного своего присутствия.
Абрамович - гигантских размеров столп в современном искусстве, её перформансы удивляют, чем-то и просто так, главное, что производят какое-то впечатление, не остаются забытыми, а крепко въедаются в мозг в виде здоровой голой женщины в пилотке с кровавой звездой вокруг пупка или чёрно-белыми следами крови, оставленными после игры в ножик; понятна затея автора после прочтения информации о том или ином перформансе (голая девушка на велосипедном седле это не просто голая женщина на велосипедном седле, а кое-что ещё, свечение, а девушка под скелетом это тоже неспроста, и, наконец, голые девушка и парень, стоящие в дверном проёме - это тоже мысль, постоянно приходящая в голову, к кому же повернуться лицом и почему именно в эту сторону), но всё равно остаётся один вопрос: ЗАЧЕМ?!
Вот такое оно, современное искусство.
Неоднозначное впечатление от выставки.
С одной стороны очень известная женщина-художник и серьезные темы, которые она поднимает. С другой – методы, которыми она это проделывает. Очень тонка грань между самовыражением и эпатажем. Очень легко с обнаженным телом скатиться в пошлость.
АбрАмович не скупится на выразительные средства, но обнажёнка, кровь и скелеты всё таки зашкаливают. И если в одних её работах всё это уместно, символично и волнующе, то в других превращается в её собственное клише. И всё таки смысл всех её инсталляций – в её личном присутствии и обмене энергиями со зрителями. Тут ВСЯ идея - в интерактивности, в том, чтобы зритель взаимодействовал с художником вживую. А без художника вроде как и не на что смотреть, просто картинки и кино на стенах. Выставка неплоха, но без автора она как абажур с выключенной лампочкой: вроде бы красиво, но и воловину не так, как могло бы быть. Получилась действительно ретроспектива имени Абрамович.
Очень интересно и обязательно стоит посмотреть, хотя бы чтобы понимать, насколько она безумна. Будет что обсудить, будет о чем подумать и ощутить – легло на сердце или нет. Мне не легло, но просто не моё. Хотя она уникальна, эта Абрамович, и, безусловно, художник.
Очень понравилось видео с дыханием рот в рот и инсталляция с луком и стрелой, но зашивание рта и голые люди в каждом второй работе как-то смазали акценты, слишком много.
Организация выставки немного подкачала...
Таблички-описания на стенах иногда содержат просто названия, иногда описание того, что делал художник и почти никогда подоплеку работы, видение художника, его цель. Очень жаль. Потому что без понимания этого любой символизм становится просто непонятной картинкой.
В полутемном первом зале таблички не потрудились даже подсветить, и они не читаемы, слишком темно.
Немногие из объектов, с которыми можно взаимодействовать, не работают, сломаны или не настроены, а персонал не может объяснить что к чему.
На таких выставках людям обязательно нужно давать максимум информации о каждом объекте, иначе это просто бизнес.
Сказать вам, что я поражена? Сбита столку? Восхищена? Удивлена, обескуражена, воодушевлена, заворожена, переполнена противоречиями?..
Что я могу сказать?.. Да, я действительно поражена, сбита столку, восхищена, удивлена,.. Но, сколько бы я не перечисляла свои, полученные от Марины Абрамович, ее жизни и ее творчества впечатлений, я не смогу прийти к логическому концу цепочки того, что сейчас, вернувшись из «Центра современного искусства «Гараж»», испытываю.
Марина удивительный, малообъяснимый для моего понимания творец. У нее дар – дар совмещать противоестественные для человеческой сущности поступки и вещи с тем, что воспринимается, как норма. Она сама как-то сказала:
- Я всегда была одержимой, еще с детства, зажатая между суровой православной религией и коммунизмом. Это сделало меня тем, кем я являюсь. Мной точно заинтересовался бы Фрейд.
И это противоречие во всем.
Ее нельзя воспринимать объективно – только субъективное мнение, и то, желательно – глубоко внутри себя. Попробуйте, пройдите в узком коридоре между двумя полностью обнаженными «живыми перфомансами», и вы поймете, что ни одно – после – высказанное об этом мнение не отразит общего впечатления. Для каждого будет что-то свое.
Не отреагировать - невозможно. До сих пор под впечатлением от своего первого шока.
- Отключите, пожалуйста, мобильный телефон, - меланхолично попросила у меня девушка, что проверяла билеты на входе. – И, - очень серьезно добавила она: - Проходя мимо «живых перфомансов», проходите боком и снимите сумку с плеча.
Я, кивнув в ответ, вступила в полумрак коридора, что предварял выставочный зал, и… обомлела. Какие-то пару секунд я не решалась сдвинуться с места, потому что не понимала, как, ну, КАК можно протиснуться в узком проходе между обнаженными мужчиной и женщиной, которые живыми изваяниями замерли в проходе?!
Но красота в целом, и красота творчества Марины в частности заключается – это я уже поняла под конец выставки – в бесстрашии. Трус не может быть красивым. Страх искажает красоту, накладывает на нее темные пятна того, что «хочется, а нельзя».
Свой страх я преодолела. И выбор сделала: проходя, можно сказать более точно – протискиваясь между обнаженными людьми, тебе невольно приходится решить, к кому из них ты окажешься лицом, и на что именно, на какую часть тела тебе надо будет посмотреть.
Это психологический опыт. Для меня он заключался в осознании красоты человеческого тела, в его многогранности и загадочности, в его приятии на духовном уровне. И разве нельзя назвать искусством то, что вызывает подобные прозрения?
«С самого начала карьеры главным объектом перфомансов Абрамович было ее собственное тело, поэтому ее работы часто являются серьезными физическими и психологическими испытаниями и для нее самой, и для зрителя. Она переносила боль и страх в поисках духовного преображения. Занималась самоистязанием, доводила себя до обмороков, недели проводила без пищи, обнаженная висела на тросах под крышей галерейного зала» (с)
Пускай что-то покажется бессмысленным. Пускай такие вещи, как истязание собственного тела, которое сама же Абрамович возвела в ранг божественного, будут антигуманны, но подобное отношение к страху и боли, к чувствам и эмоциям призвано пробуждать людей от «бытовой» спячки, открывать им глаза на те вопросы, страхи и «стены», которые надо преодолеть, дабы узреть красоту, узреть талант, понять, что в этой жизни необходимо действие, движение, реакция. Ее «Балканское барокко» (1997 г.) более чем говорит об этом.
И в каждом перфомансе, в каждом видеоряде на аккуратных мониторах, что мелкими вкраплениями висят на темно-синих стенах выставочного зала, в каждой фотографии и в каждом описании будет присутствовать сама Марина. Все пояснительные «записки» будут идти от ее лица. Именно она будет предлагать пришедшим к ее работам - «попробуйте…». И ты будешь окутан этим загадочным, неповторимым, малообъяснимым миром, где страх привыкли преодолевать, а боль слушать, где ходит мнение, что руки нельзя отмыть от крови, но можно принять свои грехи и разрешить себе прощение, где рядом с культом «Смерти» ходит культ «Жизни», где человек – это «гордо», а человеческое тело – «красиво». Это – искусство. Настоящее, живое, а главное – честное, потому что выстроено на любопытстве и постоянном движении вперед. Не останавливайтесь – сходите к Марине. Она того достойна.
Ее не стандарт для москвичей - всего лишь проявление нашей с вами убогости восприятия! Надо работать над собой - учиться воспринимать необычные арт объекты .
Ее мировоззрение ломает наш мозг... Выставка не оставляет равнодушным.
Давно не встречал столько обнаженных в рамках одной комнаты. Упражнения Марины Абрамович приводят ее к эстетическим опытам над функцией телесного. Вход в пространство экспозиции проходит между современными адамом и евой или - если угодно - мариной и улаем. Так что искусство в буквальном смысле затрагивает каждого. Практиканты в белых халатах разбирают на детали анатомию и физиологию ее перформансов. Примечательна реакция зрителей: вместо пристального наблюдения за плотью они , словно ее не замечая, рассматривают что угодно - стены, видео, других - но не собственно обнаженную глубину. Эффект ли подглядывания тому виной или советская педагогическая практика в Восточной Европе - одному Фрейду известно. В соседней аудитории уже сама бабушка перформанса - не случайно ее появлении в последней серии прошлого сезона доктора Хауса? - напротив любого посетителя по записи играет в гляделки с визуализацией активности мозга. Вступить в прямой контакт с Другим - это пожалуй труднее любой обнаженки. Игры разума в белом кубе впечатляют.
Собиралась субботним вечером, так сказать, забежать на выставку - не тут то было!
Все выходные провела я с Абрамович. Большая по объему, не говоря уже по эмоциям выставка оставила довольно разносторонние впечатления. В первый раз, когда соприкасаешься с ее искусством и телами, с мощным энергетическом полем, которое исходит от людей участвующих в перфоменсе, в тебе просыпаются эмоции, начиная от возбуждения, а где-то до тошнотворного порыва.
Совершенно разная, ненормальная и в то же время притягивающая.
Во второй день свидания разум конечно берет вверх, ты уже спокоен, "переспал" и готов другими глазами посмотреть на всё.
Отправилась с намерениями "препарировать душу" (в двух залах установлены специальные столы, на которых Вы по желанию, можете этим заняться), но в итоге поучаствовала в Нейронаучном эксперименте - магия взгляда.
Невербальное общение, познание и понимание, а так же, момент хаоса)
Ну, а это, уже совсем другая история!
В очередной раз убедилась, что современное искусство - это не для меня. У входа на выставку стоит значок "+18", но забыли оставить заметку, что слабонервным также рекомендуется не смотреть.
Впечатлило? Да. Мощный заряд. Но, к сожалению, отрицательных эмоций. Печально, что современному искусству безразлично, какие эмоции вызывать, главное, чтобы они были. А вызвать негатив всегда гораздо проще положительных эмоций. Перформансы - это эксперименты Абрамович над собой, своим телом и над зрителем. Но все эти эксперименты сильно напоминают детское любопытство "а что будет, если сунуть пальцы в розетку", и к, сожалению, в этом мало художественного.
Внимание, придя на выставку, будьте готовы, пройти проверку на восприятие современного искусства и протиснуться между двумя обнаженными телами.
Видишь ретроспективу Марины - и идет матрица: соотнесение с этническими ритуалами "Балканского эпоса", темы индивидуальности, любви, героизма, протеста, подвига, смерти, человеческой энергии и энергетики. Поражает только то, что нет темы семьи. Тема одиночества, взаимоотношения двух индивидуальностей решается через противостояние. жестко, схоластично, без лирики, через преодоление, на грани человеческих возможностей.
Симпатично выглядел перфоманс на день рождения Марины - она, Улай и змея. Змея мне показалась слегка удивленной.
Сейчас у Абрамович новый эксперимент, и говорить о научности, псевдонаучности, околонаучности измерения магии взгляда и реакций человеческого мозга можно и так - это было в галлерее "Гараж"
Искусством перфоманса мало кого удивишь. Доступность и простота видео- и фотосъемки сняла эту человеческую мечту быть в центре внимания. Каждый получает свою минуту славы. в меру своего интеллектуального, социального и умственного развития. Любой частный снимок на мыльницу на фоне куротрного отеля, аэропорта, машины (чужой машины) - это уже и есть выражение потребности продекларировать свою "индивидуальность и исключительность", примитивный перфоманс, извините, перфоманс профанов - очень популярный жанр. И это не так уж и плохо.
Но перфомансы Марины Абрамвич приходятся на 70-е и понятно, почему она стала популярна. Сейчас перфомансы Абрамович демонстрируют волонтеры.
Перфоманс и инсталляции - жанр на любителя. Марина Абрамович - это, надо думать, очень специфическое направление внутри этого жанра, хотя и очень смелое. Смелое главным образом потому, что использовать собственное тело как объект для передачи своего творчество крайне сложно (если только это не бодиарта, а Марина Абромович это не бодиарт!), главным образом по тому, что мы привыкли ждать от нагого тела какой-никакой эстетики. И красота (в том числе красота тела) - без условно искусство и(или) огромная работа. Но если вы цените смелость выше красоты то можно и сходить!
Даже не хочу быть серьезным, зачем, если над вами откровенно стебаются. Видел разное, просто есть категория, которую даже обсуждать не нужно. Всопмнил Хрущева, очень в тему будет как мне кажется http://www.youtube.com/watch?v=QcFeSCGS6RQ&feature=youtube_gdata_player Да и еще, советую идти одному, если уж решили. Если с друзьями пойдете рискуете попасть в нирвану смеха безпричинного, будет стыдно. Ни в коем случае не с девушкой, особенно если ухаживаете, рискуете увидеть ее в последний раз, может не так понять.... Ну а с женой вообще противопоказано, сами понимаете почему. Если уж по пали, держитесь до последнего, говорите, что случайно, не знал и.т.д.
В отсутствии художника
У Марины Абрамович, несомненно, - гениальная воля к эксперименту. И гениальное чувство свободы.
Она - на фото и видеозаписях своих перформансов - невероятно убедительна. От нее, от того, что она делаЛа - даже через пленку, фотобумагу и проектор - идут мощнейшие энергетические волны, вызывающие в памяти, прежде всего, героический образ Жанны д'Арк, образ христианских мучениц и советской школьницы Зои Космодемьянской. В то же время практически все перформансы так или иначе стоят в одном ряду с духовными практиками, с аскезами, такими как обет молчания или столпничество, есть прямые ссылки на тибетские духовные практики, только в чуть более изощренных модификациях. Изощрение в данном случае и есть градус креативного – его дает не сама по себе аскеза. Марина Абрамович в комментариях говорит об исследовании собственных, ее, Марины Абрамович, возможностей в своих перформансах.
Вероятно, эстетический эффект здесь должен возникнуть также и из факту публичности такой практики - в момент восприятия "аскезы" зрителем, приглашенным в музей, галерею, то есть пространство, эстетически маркированное. Эстетический эффект провоцируется самой нацеленностью автора и главного героя перформанса на эстетический эффект. Сомнения же в том, что мы имеем дело с искусством, - когда речь идет о "Ритмах", например, возникает именно из-за отсутствия дистанции между исполнителем, автором и героем, как это имеет место, например, при истериях, всегда рассчитанных на театральный эффект. Но (фантазирую) эти сомнения тают по мере того, как обыкновенный человек с паспортом, родственниками, биографией и анамнезом начинает настолько убедительно репрезентировать себя как арт-объект, что все его родинки, морщинки и набираемый с годами лишний вес - само его тело - перестает что-либо значить в лучах сияния его духа. Я серьезно.
Удивительным образом, в очевидной, специально оговоренной дистанции между автором, исполнителем и героем (это три разные субстанции, тогда как в оригинале перформанса Марины Абрамович - одна и та же) эстетический эффект нивелирован. Нанятые Мариной Абрамович "исполнять", "представлять" идеи ее грандиозных действ, повторить публичную духовную практику/эстетическую акцию молодые люди и девушки, возможно, добиваются своих личных, не побоюсь сказать, интимных целей, старательно следуя указаниям гуру, но эстетического эффекта, увы, не производят никакого, скорее даже наоборот: то, что происходит в эти дни в "Гараже" очень напоминает аттракцион, лигитимирующий страсть толпы к жестоким и парасексуальным зрелищам.
"Искусственные" – от слово «искусство» - экспонаты, стопроцентные, на мой взляд, арт-объекты на этой выставке – серия, о которой не сказано даже на сайте Центра современной культуры «Гараж» - фотографии Абрамович, левитирующей на кухне в образе Святой Терезы, и очень смешной и чувственный видеотриптих, отсылающий к архаике и земледельческим мифам, выполненный в пестрых народно-югославских декорациях: на одном видео веселые бабы –старые и молодые - задорно скачут под дождем и задирают подолы, демонстрируя небу (ну и зрителю этой видеоинсталляции) оголенные лобки: такое поведение должно, по замыслу участниц шабаша, остановить дождь. На другом экране демонстрируется ритуал, направленный, напротив, на то, чтобы вызвать дождь: женщина крупным планом (сама автор, если не ошибаюсь) ласкает свою грудь. От этого видео – самое позитивное впечатление. Наконец, на третьем экране по зеленой лужайке разбросаны тела, попами к зрителю, к земле передом, точнее, передом как бы в землю: мужчины характерно двигают бедрами, совокупляясь с Землей и оплодотворяя ее – урожай будет на славу!
Наверное, правда: искусство не должно быть прекрасным.
Но никто ему не запрещает быть, например, смешным.
Смешное ведь точно лучше, чем недоужасное.
Марина это человек из другого измерения. Из того, на которое никогда не хватает времени и сил. Которое не дает ходить на работу и спать ночами, когда слишком большая доля искренности выбивает почву из под ног. Часто ли нам выпадает такой случай сменить кожу на более тонкую? Слишком редко, и это всегда неожиданность. Марина стоит и держит воду в руках, Марина сидит на коне с развивающимся флагом. Она раскинула руки на стене. Она чистит кости щеткой. Это все так же банально как смотреть друг-другу в глаза. Т.е прошибает и еще долго не дает отойти. Открыл для себя Абрамович и перформанс. Она невероятно сильна.
никогда в жизни я еще не испытывала такое смешаное чувство: любопытство и желание побыстрее уйти, интерес и отвращение, какой-то странный восторг и столь же странная ненависть. а главное - непонимание. непонимание, почему это называвется искусством. непонимание, почему есть люди, которые не только верят в такое искусство, но и участвуют в нем. перформанс на грани? нет, скорее просто сумасшествие, притягивающее и отталкивающее одновременно.
что нужно, чтобы страть знаменитой? просидеть 736 часов на стуле, вырезать у себя на животе звезду, разрешить зрителям делать с собой все что хочешь, растопить своим телом ледяной крест, кричать до по тери голоса, прыгать пока не упадешь без сознания, а главное - придумать красочные, философские описания перфоменсам, чтобы придать смысл тому, где его вообщем-то и нет.
зачем играть в ножички с перочинными ножами? нет, конечно не ради забавы. это делается для того, чтобы объединить прошлое и настоящее в одном месте - в месте пореза на пальцах. и да, если вы не знали, то ошибки прошлого синхоронизированы с ошибками настоящего, и игра в ножички именно об этом.
зачем разрешать зрителям резать себя, втыкать в живот шипы розы, бить хлыстом и проделовать все что угодно со своим телом на протяжении 6 часов? чтобы почувствовать боль? чтобы найти грань между нормальные поведением человека и агрессивным? чтобы проверить свою выдержку? думаю, что можно придумать сотню вариантов и все они подойдут. ведь должен же кто-то придавать смысл бессмысленному? и в основном эта миссия возлагается на зрителя.
зачем вырезать у себя на животе пятиконечную звезду, предворительно выпив красное вино с медом? "сейчас я смотрю на этот перформанс как на что-то биографическое: в нем смешалось все - коммунистическое прошлое, югославянское происхождение и православные корни, вино и мед" - да, как же я сама не додумалась. интересно, что же мне надо будет вырезать себе на животе, что бы люди назвали это не "сумасшествием", а "биографическим перформансом"?
я не понимаю это искусство. меня к нему тянет, как к чему-то необычному, но сразу же отталкивает, потому что пугает. сегодня мне было безумно страшно и противно ходить по залам, смотреть на фотографии и видео перформансов, смотреть на людей, лежащих голыми под скелетами, стоящих голыми в проходе, сидящих голыми на велосипедном кресле, прикрепленном к стене. это нездоровое искусство.
я бы хотела посмотреть абрамович в глаза. говорят, во время "в присутствии художника" много людей начинало плакать. "я пристально смотрела в глаза многим людей, которые несли в себе столько боли, что я мнгновенно видела ее и чувствовала. я стала для них зеркалом собственных эмоций". думаю, что я бы тоже заплакала. но только от жалости. от жалости к человеку, у которого явные психические отклонения, а он называет это искусством. от жалости к тем, что верит в такое искусство.
перформанс на грани? нет, скорее просто сумасшествие.
Выставка Марины Абрамович в "Гараже" произвела на меня одно из самых сильных впечатлений за последние годы. Не помню, чтобы в России я проводила на одной экспозиции 4 часа подряд. Такое случалось лишь в лондонском Tate modern, с учетом, что там такое время я проводила в Центре искусства вообще, а не на одной выставке.
ЭТО то, от чего мурашки по коже. ЭТО то, от чего невозможно отвести взгляд. Но даже если зажмуришься, не в силах смотреть на некоторые моменты, энергетика работ автора, прорезая фотобумагу или монитор, все равно врывается в тебя. И какой бы колюще-режущей (в прямом понимании слова) эта энергетика ни была, она положительная и сподвигающая к осознанности. Но самое сильное поле, несомненно, там, где происходят реперформансы с участием живых добровольцев, воспроизводящих то, что прежде делала Марина Абрамович сама или с партнером (как в личном, так и профессиональном смысле) Улаем. Энергетическое поле людей настолько сильно, что на физическом уровне чувствуешь, как входишь и выходишь в это облако. И начинаешь понимать, а не просто верить/не верить на слово, когда автор говорит, как можно заряжаться энергией зрителей, чтобы двигать колонны (Расширение в пространстве), висеть в воздухе лишь на велосипедном седле, вмонтированном в стену на определенной высоте (Свечение), провести 12 дней на виду без еды и в молчании (Дом с видом на океан), шевелить дыханием часами лежащий сверху человеческий скелет (Обнаженная со скелетом), заключить себя в огне (Ритм 5), счищать остатки мяса с полутора тонн костей крупного скота (Балканское барокко), изрезать свою плоть (Губы Томаса) и отдать свое тело на растерзание (Ритм 0), пройти 2500 км по Великой китайской стене и все в таком духе.
Да вообще многое можно сделать, постигнув единение души с миром - даже сам мир перевернуть. У меня же перевернулось сознание. Мир на очереди. "мой" мир.
Кроме того, я приняла участие в нейронаучном эксперименте 'Измерение магии взгляда' - как продолжение идеи перформанса "В присутствии художника". Марина Абрамович вместе с учеными нескольких стран изучает вопрос об обмене энергией между перформансистом и зрителями. Двое людей, сидящих напротив друг друга в неподвижности и тишине, на протяжении 40минут смотрят друг другу в глаза. Энцефалограф считывает информацию о работе головного мозга. Визуализируются в диаграммы разные эмоции, которые возникают в процессе взаимодействия с другими людьми, в данном случае даже не знакомыми. Сигналы записываются и поступают на экраны, которые скрыты от участников эксперимента, но видны зрителям.
Это интересное сотрудничество медицины и искусства. А я стала объектом искусства )
Neuroscience experiment: Measuring the magic of mutual gaze inspired by Marina Abramovic's performance 'The Artist is present'
Выставка Марины Абрамович - событие в культурной жизни Москвы, это несомненно.
Участие голых волонтеров делает мясистыми и плотными, от слова плоть, инсталляции.
При этом, эротических и стыдливых эмоций не возникает и понятно, что к сексу это имеет очень слабое отношение. К чему же тогда имеет? Мне показалось, что именно к желанию автора более зримо и жизненно выразить свою мысль о плотскости всего окружающего, о невинности Адама и Евы, о том что все мы беззащитны и хрупки, о том что так трудно понять друг друга, даже стоя на расстоянии 10 см без одежды. Когда нужно было пройти между двумя обнаженными - у меня не было никаких особенных эмоций, только интеллигентское желание-извинение не задеть эти тела собой, как в транспорте. Это еще раз доказывает, что эти голые люди не более чем артобъекты, что собственно и соответствует площадке и классу экспозиции. Выставка предметов, наоборот, показалась слабой, хозяйственно мыло и ножи - это все было перебыло. Зал балканской эротики намного сильней - чувствуется пантеизм и язычество славянских диких народов, грубая красота и энергия, хотя далеко не во всем. В общем, сходить стоит, уровень очень высокий - в лучших европейских традициях и спасибо Марине Абрамович за талант и труд
Ну объясните же мне пожалуйста!! В чем СМЫСЛ творчества Марины Абрамович?
Цитирую из рецензии афиши "Ее преподавательское ноу-хау — учить людей делать вещи через силу в мире, где никто не хочет напрягаться." Ну неужели людям нельзя преподать урок, который еще и человечеству толк принесет? Например, всю жизнь посвятить работе в красном кресте, дети земли или ином БФ? Ну не понимаю я, какой вывод для себя я могу сделать из видеоинсталляции, где два человека бьются об стенку снова и снова на протяжении получаса...
Наверное, было бы больше толка, если она глубже занялась наукой, а именно изучением "мозговых волн", только вот при чем здесь искусство???
Понравилась инсталяция с зашиванием рта, где Абрамович должна отвечать на вопросы зрителей с точки зрения своего спутника жизни, понятен смысл - познание,проникновение в душу и мысли близкого человека с целью осмысленного сосуществования.
Перфоманс сложен для моего восприятия. На Марину Абрамович попала случайно и впервые. Сложно идентифицировать свое отношение четко как негати вное или как позитивное. Однако это не оставляет равнодушным. Вы испытаете эмоции. Другой вопрос какими они будут. У меня было отвращение, страх, дискомфорт, любопытство. Это действительно стоит увидеть.
Выставка, с моей точки зрения, ставит вопрос о том что есть тело и что есть дух. Наше сознание привыкло ассоциировать нас самих с телом. Но так ли это?
Обнаженные тела моделей заставили задуматься о том, что деньги за выставку должны платить они, поскольку именно они испытывают такой экспириенс, о котором иной зритель может и не подозревать. Это раскрытие себя через прохождение внутренних психологических барьеров.
Вернулся из "ГАРАЖа". Ощущения эволюционировали от чувства предвкушения чего-то таинственного до полного непонимания и идиотизма. Можно критиковать человека сколь угодно за то, что он не понимает символизм и завуалированность современного искусства, однако пусть это сделает тот, кто найдет хотя бы одно разумное объяснение инсталляциям Марины Абрамович помимо тех, что она сама приводит в своем интервью и аннотациях http://www.afisha.ru/article/marina-abramovich-in-moscow/. Я не понимаю до конца глубины ее постановок и, к счастью, я не одинок в своих ощущениях. Подчас, создается ощущение, что люди подобные Абрамович, просто издеваются над посетителями, а мы, чтобы не выглядеть дураками, просто высасываем из пальца душещипательные истории и предпосылки каждого её произведения. Что, например, показывает инсталляция "Точка соприкосновения" или "Сияние", которое больше похоже на сцены из БДСМ? Зачем ставить голых людей в проходах? Чтобы показать открытость искусства? А скелет, который лежит на голом парне? Как слияние жизни и смерти. Умилило в один момент только видеоинсталляция на темы сербского фольклора. Художник сама выдумывает себе наказания во искупление своих грехов: чистка двух тонн коровьих костей, 12 дней публичной аскетичной жизни в трех комнатах (что больше смахивает на шоу). По большей части все ее постановки - это то, что сейчас ей (и Улаю) взбрело в голову и часто будто инсценирует игры детей во дворе дома, на пример, просто стоять друг на против друга и кричать (сильнее и громче), сидеть и вознаграждать друг друга пощечинами (тоже сильнее и сильнее с каждым разом) пока уже невмоготу, играть в доверие, нацеливаясь стрелой из лука прямо в сердце, задувать себе в рот воздух с бешеной скоростью из промышленной вентиляционной установки...Дикие игры на выживание? Попытка продемонстрировать на что способен человеческий организм? Выставка, призванная одухотворить, заставить задуматься, заставить лишний раз дать оценку и переосмысление себя, - не выполняет почти ни одной из своих функций. Однако, сходить стоило все же.
Было бы интересно посмотреть на автора в живую и понять.чтоспособно так надломить человека.чтобы он стал создавать подобное "искусство". То,что увиденное остается в памяти- не спорю, но вот какой? Лично я после выхода ощутила закипание мозгов. По поводу голых людей- что я должна была ощутить проходя мимо них? Хорошо,что мое телосложение позволило не задеть их тела, а как быть тем,кто с трудом проходит через обычную дверь? Человек, лежащий со скелетом так и не пошевельнулся, по крайней мере я не дождалась, а ведь по идее он должен был обнимать его-в знак некой нежной игры со смертью. Улыбнуло три видео- интерпретации фольклора. Буду знать,что демонстрирование женских гениталий означает просьбу народа о прекращении дождей. Не буду говорить уже о связи мужской близости с землей. В целом- впечатляет, но от всего этого веет сплошным негативом. Понять ее идею можно, но присоединиться к ней навряд ли. Возможно, я просто не настолько сумасшедшая!
На эту выставку попала случайно, как бы по пути, так как изначально целью моего посещения "Гаража" была выставка Бродович: от Дягилева до Harper's Bazaar. Но билет оказался олл-инклюзив (в стоимость входило посещение 3-х выставок), да и девушка на кассе вдохновенным и вкрадчивым голосом объяснила, что кроме "крохотной выставки Бродовича", в соседних залах есть еще много прекрасного, что непременно нужно увидеть. И мы, как люди любознательные и интересующиеся, начали осмотр с перформанса Марины Бродович. Это действо перебило все дальнейшие ощущения и от закулисных фотографий балета Дягилева, который делал Бродович в начале своего творческого пути, и от графики Уильяма Кентриджа, да и от современного "искусства" в принципе. Если кратко описать впечатления от инсталляции Абрамович, то это шок и отвращение.И желание поскорее уйти. Смею предположить, что что-то действительно прекрасное не создало бы таких эмоций. Прекрасным хочется любоваться. А перформанс Марины Бродович к такому сорту прекрасного относить нельзя, даже после головокружительных рецензий, положительных оценок критиков, восторженных отзывов посететелей, которые, как они наивно думают, прониклись глубиной мысли (под вопросом, существует ли она вообще либо это бред воспаленного воображения:)) такого рода творчества, бурных обсуждений и присвоения этому мероприятию титула "одного из главных культурных событий столицы". Себя не обманешь. К настоящему искусству хочется обращаться снова и снова, а перформанс Абрамович не только не захочется посещать второй раз, но и представляется необходимым стереть это из своих
воспоминаний, дабы не травмировать лишний раз психику :) Но,безусловно, единственная заслуга Абрамович в том, что после посещения ее, называемого модным словом, перформанса, начинаешь еще больше ценить НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО. Лучше лишний раз сходить в Третьяковку, что я и сделаю,если вдруг когда-то захочу посетить перформанс подобный Абрамович :)
На мой взгляд, тем, кому понятно ЗАЧЕМ это, смотреть на это скучно, ибо всё банально как масло масляное. Тем же кому НЕ понятно, объяснять, наверное нужно как-то иначе, т.к. форма подачи может и привлекает своей наверное для кого-то шокирующей манерой, но за шоком далеко не всегда следует реальный интерес и понимание.
Перфомансы Марины Абрамович - это крик её сознания! Я бы назвала это так.
"Она просто сумасшедшая," - не вникая озвучивает среднестатистическая масса посетителей. Остается только расстраиваться от материализма и всеобщего нежелания думать. В данной ситуации я оказалась, думаю, "из ряда вон" выходящих представителей, воскликнувших: "Восхитительно!"
Попытка визуализации взаимосвязи сознаний; нагота, как средство открыть духовный мир зрителю; реакция физического тела на внешние факторы воздействия, "Та сущность"... А ведь она этим живет, она любит свою жизнь, она интересуется способностями единения физического и духовного и показывает это нам! Так примите, подумайте или не посещайте! "В присутствии художника"...о ней говорят. А что - не важно!
Надеюсь, что кто-нибудь из прочитавших данную рецензию разделяет мое мнение - безумно хотела бы с Вами пообщаться!..
Обмен ролями... судороги, холод, огонь, крик до срыва голоса, танец до полного бессилия, боль до потери чувствительности к ней...любовь и разлука через бег, столкновения, пощечины, обездвиженность, расстояние, близость...через полное, безграничное доверие... боль, лишения, ограничения... эмоциональный надрыв... спокойствие...легкость...чистота и невесомость... И не перечислить всей той сумасшедшей гаммы эмоций, внутренних переживаний, которыми буквально пропитаны все работы, все перфомансы Художницы...
В первые минуты, когда, будучи неподготовленным, попадаешь в зону реперфоманса...испытываешь состояние, которое иначе как шоковым назвать трудно... И затем еще долгое время, и на протяжении знакомства с экспозицией, и по пути домой... происходит эмоциональная трансформация от ощущения пребывания в заведении для тяжело душевнобольных до ощущения, что ты заглянул в замочную скважину обнаженной страдающей души, которая стремится освободиться от тех рамок в которые ее заключило собственное тело и внешний мир, обагренный жестокостью...освободиться и застыть в невесомости медитации.
Присущие выставке абсурд, сюрреализм, эмоциональное напряжение..., через которые Художница раскрывает себя изнутри, обнажаясь перед публикой и стремясь установить контакт с каждым из зрителей, - способы самопознания, самоосвобождения в присутствии зрителя...
По отношению к экспозиции невозможно употребить слова "нравится", "не нравится", "хорошо", "плохо"... Потому что глубоко и сложно...внешне раскрытая внутренняя душевная работа - сложно.
Свое отношение к творчеству Художницы могу выразить сравнением с изменением своего восприятия Амстердама: сначала видишь только внешнее, оболочку, которая не может не шокировать контрастами, извращениями привычных понятий и категорий, обесценением ценностей, что не прячется за замком, а находится на всеобщем обозрении за широко распахнутой дверью; но потом перестаешь замечать только оболочку, заглядываешь в замочную скважину и через нее постепенно проникаешь в глубь, открывая уже совершенно другой, эмоционально насыщенный мир.