Славные лиможские эмали можно видеть в постоянной экспозиции эрмитажной Романовской галереи, но чтобы так представительно, как на выставке «Лазурь и золото Лиможа», — никогда. Цезарианский Августоритум, образцово-подражательный городок в трансальпийской Галлии, — спустя тысячу лет, при Капетингах и Плантагенетах, он уже как Лимож оказался на важнейшем для западнохристианского мира паломническом пути, к гробнице святого Иакова; как результат — расцвет того, что мы бы сейчас назвали сувенирной промышленностью. А именно выемчатых эмалей. Которые в сравнении с эмалями перегородчатыми, византийскими, грубее, но тоже эффектны. За себя говорит хотя бы то, что цвета в оперирующей вечными величинами геральдике — лазурь, червлень, чернь, пурпур и зелень, — на гербах они так и называются эмалями (по-русски финифтями). А золотой и серебряный (соответственно, желтый и белый) носят название металлов: золото и серебро в эмали хоть и не употреблялись, но в виде позолоченной или посеребренной меди за благородные металлы с охотой принимались — так что Латеранский собор 1215 года во избежание претензий и тяжб лимозины приравнял прямо к драгоценностям.