В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка работ современных художников – участников арт-лаборатории, которая стартовала этим летом. Четыре инсталляции разместились на территории исторического комплекса «Императорская ферма». Сергей /деникин/ Денисов (Санкт-Петербург), Мария Пухова (Кострома), Константин фон Рибен (Санкт-Петербург) и Артем Филатов (Нижний Новгород) создали арт-объекты, посвященные истории самой фермы и её обитателей.
Арт-лабораторию и выставку под открытым небом музей проводит совместно с изданием The Blueprint при поддержке Сбера.
Посетители Фермы увидят такие арт-объекты современных художников:
– стеклянную ажурную голову слона, которая отсылает к фотографиям начала ХХ века с изображением слонов, которые жили когда-то в царскосельской императорской резиденции (Мария Пухова, «Купание слона»);
– скульптуру из гранита, вдохновленную фактом музейной истории Царского Села – тапочками для посетителей музеев (участник списка The Blueprint 100 Константин фон Рибен, «Тапочки профессора Яковлева»);
– современную интерпретацию живописной пасторали XVII века – инсталляцию с антропоморфными (наделёнными человеческими чертами) цветами (Сергей /деникин/ Денисов, «Пастораль»);
– серию скульптур козлят, напоминающих об историческом предназначении Фермы и приглашающих зрителей к взаимодействию (участник списка The Blueprint 100 Артем Филатов, «Бу!»).
Арт-объект «Купание слона» — образ призрачного, выныривающего из прошлого видения. Словно собранный из мыльных пузырей ажурный слон, «связанный» из стеклянных нитей, рассказывает о мире фантазий и мечтаний в холодном, продуваемом северными ветрами Петербурге. Работа костромской художницы Марии Пуховой отсылает к снимкам начала XX века из собрания музея-заповедника, запечатлевшим слонов, которые купаются в парке. Стеклянный слон будто выныривает из воды, переливаясь на солнце. Лист ржавого железа по замыслу художницы отсылает к болоту или заросшему пруду. Художница работает в технике «летающая горелка», потому что в процессе создания работы горелка перемещается вокруг будущего арт-объекта. По словам автора, голова слона – отличная форма для воплощения в стекле, потому что слон пластичен, а стекло любит мягкие плавные линии.
С помощью QR-кода, который расположен на табличке рядом с объектом, можно увидеть «купание слона» в формате цифровой анимации. Над этой частью проекта как промпт-инженер работала цифровой художник Ирина Калапышина. «Мы использовали нейросеть Сбера Kandinsky для создания эффекта движения, – говорит Ирина. – Благодаря этому можно будет увидеть, как слон встаёт из воды и шевелится. У нас с Марией получился фиджитал-объект, у которого есть реальная и цифровая часть».
Арт-объект «Пастораль» – современная интерпретация классического произведения этого жанра — «Портрет годовалого мальчика с овцой» голландского живописца XVII века Альберта Кейпа (Albert Cuyp, 1620–1691). По замыслу художника, это ироничное прочтение традиционного жанра. Старинная пастораль умиляет, а работа Сергея – прозрачный мираж на фоне Птичника – напоминание о бренности жизни. Фигура мальчика с овечкой и антропоморфные цветы выполнены из прозрачного пластика. Пасторальная овечка отсылает к истории овцеводства на Императорской ферме: в 1820 году Александр I увлёкся овцеводством и приобрёл в Европе 110 испанских овец-мериносов. Для них построили каменные флигели с «жилыми покоями», специальные бани. Для императора сшили мундир из ткани, сотканной из шерсти царскосельских мериносов, чем император крайне гордился.
Скульптура «Тапочки профессора Яковлева» – своеобразный памятник становлению музейного дела в стране в начале ХХ века. По мнению автора, «в работе, как эхо мягких войлочных тапочек, звучит призыв к бережному отношению к истории и тем ценностям, которые передаются из поколения в поколение». Всеволод Иванович Яковлев (1884 - 1950), директор Детскосельских дворцов-музеев с 1918 по 1931 год, первым в стране ввел специальные войлочные тапочки для посещения дворцов. В музее их долго так и называли – «тапочки профессора Яковлева». Войлочные тапочки стали символом музейной работы по сохранению наследия и памяти о прошлом. Кусок гранита, который использовал скульптор, находился возле Пенсионерской конюшни в Александровском парке. Фон Рибен бучардировал камень, благодаря чему он смотрится пористым – такая фактура напоминает о мягком войлоке.
Серию из пяти скульптур под названием «Бу!» Артём Филатов задумал для размещения у здания Козлятника в окружении зелени газонов. Автор обыгрывает генетическую особенность одной из разновидностей домашней козы (миотоническая, или обморочная коза) — при испуге она «падает в обморок». Резкий звук или движение временно парализуют мышцы животного, испытывающего стресс, приводя его к временному обездвиживанию и, как правило, падению. В этой работе многогранное наследие Императорской фермы автор ассоциирует с импульсом, который застает зрителя врасплох. У скульптур нет правильного положения, они могут стоять или лежать на спине. Их можно «тискать», дети смогут садиться на них верхом, все желающие – лежать с ними на траве. Козы выполнены в шоколадном, бежевом, белом цветах, которые отсылают к историческому цвету стен Императорской фермы.