Резкие светотени — резкий характер. Все было так давно, что на него можно повесить любое преступление. Художник шлялся по Риму с компанией вооруженных людей в плащах и задирал прохожих, ввязывался в драки, бил посуду в кабаках. У него была сабля. И в конце концов он убил человека. Хотя, кто знает — может, в те времена считалось, что это нормально. Кроме того, по слухам он был гомосексуален. Слух всего один, он относится к XVI веку и подпитывается исключительно эротизмом мужских образов живописца, но мы охотно верим. Вообще-то, у всех художников были подмастерья, но почему-то именно у Караваджо отношения с подмастерьем вызывают недоверчивое внимание потомков.
Как говорил Пушкин: «Врете, подлецы: он и мал и мерзок — но не так, как вы, — иначе!» То, как именно мал и мерзок был Микеланджело Меризи да Караваджо, и есть главный предмет интереса и залог его невероятной популярности в наше время. Образ вырисовывается притягательный: вспыльчивый, порочный и гениальный живописец, изучение биографии которого велось по полицейским отчетам четырехсотлетней давности. Буквально каждое его произведение связано с каким-нибудь скандальным случаем: то напишет проститутку с грязными ногами в виде Богоматери, то бродягу в виде святого Петра, то заказчики откажутся принимать работу.
Но все это на самом деле абсолютно лишние детали, которые, собираясь на выставку, нужно без сожаления отринуть — потому что все понятно и без них. В Москву привезут 11 полотен — это очень много, более чем достаточно, для того чтобы и без жареных подробностей убедиться в абсолютной актуальности Караваджо. Знаменитое «Обращение Савла» из церкви Санта-Мария-дель-Пополо со знаменитым же лошадиным задом во всю высоту холста; «Спящий Купидон» — некрасивый мальчик, который вполне мог бы в свободное время приворовывать на городских рынках; «Юноша с корзиной фруктов» — сладостный образ, осоловелым взглядом напоминающий преступных дегенератов из ранних фильмов Пьера Паоло Пазолини. Который, надо сказать, был безусловно главным караваджистом ХХ века — и это в свою очередь лишний раз свидетельствует о дальнобойности открытий Караваджо: от реализма в неореализм, а оттуда — все к новой правде.
Тёмные залы, тишина, куча народу на 50 квадратных метрах, кое-где светящие в разные стороны лампочки, большие полотна, сумрачная атмосфера, подсвеченные названия картин и пространные истории написания и объяснения смысла каждой картины привлекают в нимание публики гораздо активнее самих произведений мастера, создавая тем самым непросматриваемый и непрошибаемый человеческим взглядом человеческий же забор, через который на эти самые произведения посмотреть довольно сложно, но чувств после посещения выставки остаётся очень много, а маленькая очередь ещё больше увеличивает степень удовлетворённости.
На эту выставку надо идти с кем-то, кого можно тихонько взять за руку, стоя перед "Христосом в Эммаусе" - и ощутить понимающее ответное рукопожатие.
ПУБЛИКИ СЛИШКОМ МНОГО, К ТОМУ ЖЕ МЕШАЮТ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ ГРУППЫ. НЕКОТОРЫЕ КАРТИНЫ НЕ ВИДНЫ ПОЛНОСТЬЮ НИ С ОДНОЙ ТОЧКИ, ИЗ-ЗА БЕЗДАРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ.
Пока морозы - торопитесь попасть на Караваджо без длинной очереди у ГМИИ
Караваджо это шокирующий его современников киноблокбастер
Идеальный рисовальщик, показывающий крупноформатный фильм, именно фильм, а не кадр из действия
В кадре у Караваджо наслоилось 5-7 мизансцен (во время одной и той же сцены) и все нарисовано острыми кино-ракурсами, не хватает киношной музыки с ударами по низким частотам, зато почти пустой ГМИИ в зале Караваджо наполнен толпой старушек, как будто восставших из гробов, чтобы восхититься Мастером, у планшета с историей художника стоит огромный кладбищенский букет, даже кажется что он из бумажных цветов.
Что гармонирует с выставкой Уильяма Блейка забойного британского некро-романтика, безбашенного и психоделичного, религиозного Хармса британской графики времени жестких романтиков.
Хорошая выставка в плане, конечно же, монументальности картин. То, что их 11 - хватает вполне. Это впечатление сильное и надолго.
Но.
Очень смутила публика. И расстроило количество частных экскурсий, заполнивших ползала не только в физическом плане, но и в акустическом тоже.
В ГМИИ им. Пушкина, и без того славный тем, что в него постоянно привозят что-то интересное из всемирно известного, на этот раз свезли почти со всей Италии работы Микеланджело Меризи да Караваджо, насчиталось которых аж целых 11-ть штук, что, если верить слухам, несусветно много для данного мастера.
Сделано сие событие в рамках закрытия «года итальянской культуры и итальянского языка в России». Не могу сказать, что эта выставка, да простят меня почитатели Караваджо, нечто фееричное, но сходить на нее стоит. Все-таки бунтарь и реформатор XVI века, чье имя стоит следом за да Винчи и Микеланджело Буонаротти. И работы выставляются не только из Пинакотеки Ватикана и Капитолийских музеев, что само по себе естественно, но и из различных базилик, что, как известно, присуще католичеству, как уравнителю искусства мирского и религиозного в гораздо большей степени, чем православие, у которого на слуху один Рублев в Третьяковской галерее.
Впечатлило оформление выставочного зала. Как известно, Караваджо был мастер света и тени, чем, собственно, и прославился. И те, кто работал над экспозицией, явно решили сыграть на этой его «фишке»: развешанные на стенах работы находятся в полутемном помещении и подсвечены так, чтобы обзор на картину открывался не сразу, а лишь с определенного ракурса. Данный подход не дает посетителю выставки быстро пробежаться мимо картин, а заставляет сперва найти подход к той или иной работе, встать под правильным углом и насладиться искусством. И, конечно же, это создает определенное впечатление и настрой, словно ты находишься во тьме этого мира и каждая работа Караваджо – это луч света, вытягивающий тебя на новый культурный уровень.
Есть легенда, что Рафаэль нашел натурщицу для своей "Мадонны" в трущобах того города в котором творил. И не смотря на чистый образ что взирает на нас с картины в жизни она была, если грубо говорить просто публичной девкой. То о Караваджо такого сказать нельзя. Он хулиган провокатор..что еще можно подумать глядя на его спящего и чумазого "Амура"? В каких задворках чертога он летал сподвигая влюбленных на плотскую любовь? какие сцены своих трудов ему сняться? Но школа, переход цвета, техника исполнения она безупречна. Для меня человека далекого от искусства рисунка как такового. Хоть я подслушивала, как выразилась одна барышня которой сделали замечание на ее активную переписку по мобильному так повезло что оно стояло за моей спиной и это пришлось сделать мне (вообще скажите мне люди есть страна в мире, где вход в общественные места типа театров, кинотеатров и музеев с мобильным запрещен на законодательном уровне! их просто отбирают и нормально сторожат? буду хоть знать куда стремиться в эмиграцию.) экскурсовода, но ее интерпритация меня не удовлетворила. Или я просто поняла что эти картины не для одного раза и я благодарна своим родителям которые дали мне возможность изучить его творчество по не менее прекрасным репродукциям и слайдам. Караваджо представляется мне художником чьи
натурщики и натурщицы могут спокойно перекидываться в карты или кормить малыша грудью. В общем они люди х) Но диониса я там к сожалению так и не увидела.
Из организационных. Люди, приезжайте на машинах с сендвичами, бутербродами и термосом с чаем\кофе хотя знающие люди знают куда ходить погреться...тогда не будет перевес физиологического "я" на одухотворенностью от сознания прекосновения к прекрасному. Картин мало. С десяток. Даже не вериться, что на большее оргав просто не хватило...Но респект выразить им (оргам) пока нечем - не понятное
освещение полотен совершенно, вроде бы хотели создать акцент, а получилось невнятное освещение в котором все отсвечивает если не найдешь точку "отправления". Но проблема в том, что на этом пространстве много желающих не уместиться. Лично мне ничего не мешает любоваться на полотна в просторном зале без всякой атмосферы таинственности. Две стороны одной монеты: если очередь двигается медленно люди мерзнут, если им идут на встречу и запускают непонятно какой толпой то в том маленьком пространстве в котором расположены картины просто грошине негде упасть. Хотите атмосферности? Не загоняйте туда толпу! Кто им занимался? Так просто не вожможно. Продлите ее!
Но все равно восторг ни с чем не описать. Спасибо.
Выставка гениальная
Жаль только картин мало
Картины "положение во гроб" и "обращение святого Савла" надо смотреть присев, так, чтобы подбородок была примерно на уровне нижнего края картины.
Получается необыкновенное впечатление!
Выставка небольшая, разместилась в одном зале, но очень-очень интересная. Вот "Иоанн Креститель с овном. 1600." Кто скажет, что это христианский святой? Скорее, античный бог, прекрасный, жизнерадостный, вечно юный. Правда, подслушав экскурсовода, узнала, что овен тут нарисован неспроста - это жертвенное животное, олицетворяющее Христа, а другой знаток искусства начал говорить что-то такое, что и дослушивать не хотелось. Как я рада, что я не искусствовед, и могу просто наслаждаться красотой!
Почти все привезенные картины на религиозные темы, но не совсем традиционные, у святых не иконописные лики, а самые обычные лица с неидеальными чертами. Думаю, похожих персонажей и сейчас можно встретить на итальянских улицах, да и на наших тоже. У картин нет шикарных тяжеловесных рам, и герои так близко, насколько это возможно. Кажется, еще один шаг, и зритель сам попадет в картину, или свежеобращенный Савл окажется чуть ли не у наших ног. Благодаря этому я, человек вовсе не религиозный, могу поверить, что так все и было, как у Караваджо.
Прекрасно в своем правдоподобии «Поклонение пастухов», оно завораживает, вызывает самые живые эмоции. Бедная женщина, что ей это поклонение, видно же, ей не до того! Оставили бы ее, что ли, в покое, раз уж не могут помочь...
Один раз обошла зал, потом прошла дальше, рядом была постоянная экспозиция итальянских художников 16-17 веков, современники Караваджо. Какая огромная разница! Я искренне верю, что в Пушкинском нет плохих картин, все же после Караваджо картины в следующем зале показались мне большими открытками, яркими, мастерски нарисованными, но смотрю на них, и остаюсь абсолютно спокойной. Караваджо не оставляет равнодушным, встряхивает, втягивает зрителя в действо чуть ли не за руку. Если бы не сигнализация, можно было бы дотронуться и почувствовать живое прикосновение.
Наверно, это оттого, что в самом художнике жизнь била через край.
Отличная выставка, подача, свет - на высшем уровне. Всего 11 картин, зато каких!
А картина "Обращение Савла" - просто невероятная, конечно если знать о чем она)
Хотя вопрос, что потрясло больше Караваджо или Блейк по-соседству.
Всем рекомендую посетить.
p.s. И обязательно берите аудиогид, с ним намного интересней.
(в будний день очередь была всего минут 30)
Очень символично то, что мне удалось посетить эту выставку именно сегодня, 25 декабря, в день католического Рождества. Полотна "Поклонение пастухов" и "Мученичество Св. Урсулы" особенно поражают своей силой и глубиной.
P.S. Захотелось срочно вернуться в Италию, чтобы насладиться работами художника в атмосфере истинной красоты и искусства.
Выставка мирового класса. Даже если бы картины Караваджо хаотично развесили в полумраке (а на самом деле они представлены неплохо) - всё равно надо было бы идти и смотреть, может быть, и несколько раз. Так что комментировать здесь нечего. Мне не совсем понравился аудиогид - говорят много, а стоящей информации по существу мало, но это уже мелочи.
Писать об искусстве нельзя, его можно только чувствовать, но я попробую. Дело было в тот беззаботный выходной, когда на носу новый год, а настроение полно радостного предвкушения. Проснувшись "рано утром", в 2 часа дня и трижды потянувшись, я повернула очи вправо и увидела профиль дрожайшего. Тени от ресниц, зашевелившиеся на лоснящемся черепе благоверного означали его полное пробуждение ото сна. Не дожидаясь того момента, когда он включит дебетно-кредитовую часть своего мозга, я разом и без арт-подготовки выпалила: "Дорогой, сегодня мы идем на Караваджо!". Руки мне в отличии от древнерусских гонцов не поотрубали, а посему весть смело можно было считать доброй. Однако тело любимого, облаченное в фланелевую пижамку с розовыми ромашками мигом метнулось к антресолям, попутно извлекая на свет запыленную коллекцию двд, среди которой блеснул диск с надписью документального фильма ВВС про известного итальянского художника. Попытка откреститься от досугового меропрития вмиг была прервана и отклонена, не оставив шансов отнекаться и альтернатив не чистить машину от снега.
Таким образом, под мерное ворчание родного птеродактиля мы добрались до Пушкинского, где по счастливому стечению обстоятельств не пришлось долго натирать мозоля в ожидающей конвейерно-шпротной укладки очереди. К чести сказать, на Дали и Пикассо стоять приходилось гораздо дольше, а потому моему Дункану Маклауду не удалось скупить весь ассортимент пирожков ближайшего пищеблока на колесах.
Храм искусства поглотил нас почти замерзших, однако трепещущих перед встречей с прекрасным. Слегка скрежеча трансмиссией, моя половина отправилась в гардероб сдавать наше верхнее нательное, благо очередь попалась гуманная - не затоптали. Радостно подхватив под руку его, с гордостью зажавшего в руке металлический номерок, мы торжественно зашагали по красной ковровой дорожке наверх. Стараясь в такт, и при этом без резонанса, попадать в ступеньки, мой визави умничал, бурча под нос философское нечто вроде: "След художника неистребим, в душах людей, в нашей памяти...", если бы не крутая лестница, я позволила бы пелене слез умиления наводнить свои глаза.
Первый же взгляд на шедевр Караваджо подвиг драгоценного в эстетический ступор, я тихонько перекрестилась и выдохнула, суровое мужское сердце оказалось не чуждо к красоте. Способность пробуждать чувства в других – возможно, это и есть, то что называют талантом. Возле картины "Положение во гроб" яхонтовый оперился, отрапортовал о биографии гения, сообщил, что в наши дни Караваджо скорее всего должен был бы расписывать ДК исправительного учреждения, где проводил львиную долю жизни, отбывая наказание по статье 206 за хулиганство. Оказывается, с поволокой юмора даже эпоха Возрождения приобретает особую изюминку.
Ну а если серьезно, сказать, что творения Караваджо поражают - это не сказать ничего. Высшая похвала художнику — это когда перед его произведением забываешь о похвалах. Можно бесконечно долго восхищаться талантом автора, заключающемся в способности передать сложные чувства в простых выражениях. Так же бесконечно долго, как и ругать Пушкинский за расстановку света. Покачивание из стороны в сторону тел собравшейся публики не означало экстаза волнения, а лишь отображало робкие попытки совместить очи с полотном таким образом, чтобы краски не бликовали в более, чем неудачном освещении. Но все это мелочи в сравнении с тем глубоким следом, что оставляет выставка. Техника кьяроскуро, использованная мастером в своих картинах резко очертила впечатления до и после Караваджо. И спускаясь к выходу, мы искренне были благодарны всем, кто позволил нам и дал возможность лицезреть это чудо собственными глазами. Ведь настоящий талант прежде всего - это то, что приносит счастье другим. В этот день мы были счастливы.
Одна из лучших выставок последнего времени, безусловно, заслуженно вызвавшая подлинный ажиотаж - в Пушкинский музей сейчас стоят, быть может, не так, как на Дали, но около часа в очереди провести придется. Естественно, все те, кого Вы видели перед собой в этой очереди, будут там - в небольшом полутемном пространстве, с тщательно, но не совсем удачно выстроенном освещением, с одиннадцатью шедеврами кисти Караваджо. Самый известный - ранняя работа "Юноша с корзиной фруктов", самый неоднозначный - "Обращение Савла", в котором главную роль играет конь, самый трогательный - пара "Иоаннов Крестителей", красивых юношей, один с козой, другой - просто красивый. Удовлетворив жажду прекрасного один раз, стоит в феврале добраться до Караваджо еще раз, когда толпа схлынет - полотна такой красоты и такого значения в Москву привезут еще нескоро.
Отменная выставка.
Прекрасное световое оформление.
Полутемный зал и подсвеченные картины Караваджо...
Никогда не был любителем его творчества, но поверьте, репродукции не в состоянии передать этих светотеней, ощущения объема и потока света на его полотнах.
Их нужно рассматривать метров с 15-25 - увы, наш зритель любит приглядеться к работам вплотную, поэтому нужно выбирать место и ракурс обозрения.
В тени Караваджо остается проходящая одновременно выставка Уильяма Блейка - она тоже достойна внимания.
В субботу пришла к 9-30 и через 50 минут зашла (вторая партия).Может быть, было меньше народа в связи с очень плохой погодой (мокрый снег). Если придете к 9 часам, будете иметь возможность посмотреть картины при минимальном количестве людей. К одиннадцати уже не толпа, а толкучка, как в транспорте. Посмотреть картины можно нормально, т.к. они все же больших форматов, но к долгому созерцанию толпа не располагает. Провела на выставке чуть более часа.
Оформление понравилось. Ничто не отвлекает, соответстует характеру картин и тяжелой жизни их творца. Кроме того подчеркивает главное изобразительное средство Караваджо - свет.
Аннотации к картинам интересные, но мне больше понравился аудиогид. Текст очень литературно составлен и читают выразительно, даже проникновенно.
Особенно запали в душу "Положение во гроб", "Юноша с корзиной фруктов" и "Поклонение пастухов". "Обращение Савла", подаваемое как один из главных шедевров, почему-то не произвело никакого впечатления.
А вообще, техника живописи гениальная. Удивительно, откуда в эпоху барокко взялся такой художник. Удивляет реалистичность его картин, которая на самом деле является только первым, самым очевидным слоем. А на самом деле произведения полны символов, философских обобщений и исканий. Это можно видеть на примере картины "Иоанн Креститель", представленной на выставке.
В этот же день побывала и на выставке Блейка (отзыв оставлен). Художники очень разные, поэтому долгое пребывание в музее совершенно не утомляет. Наоборот, выставки на контрасте смотрятся очень интересно.
Очень правильная выставка ! :)
Все как надо: и размещение картин в хронологическом порядке от ранних к поздним, и полумрак, скрывающий грустные реалии российской действительности типа грязного пола и обшарпанных углов, и сукно на стенах, поглощающее звуки внешнего мира...Все это позволяет забыть о том, что вы-в России. И представить, что вы-в Италии :) А 11 картин, как 11 окон в мир света. Выставка устроена замечательно. Идите - не пожалеете. Берите аудиогид, оставьте в камере хранения свои сумки и свои заботы и, минуя бездарную экспозицию страшных акварелей Блейка, залы с копиями мировых шедевров и чего-то там еще, идите прямо к Караваджо. Оставьте себе побольше времени, чтобы рассмотреть все, не упустив ни одной детали. И не бойтесь легенд про очереди: это все неправда. Очередь действительно есть, но совсем небольшая и двигается быстро. Одним словом я надеюсь, что вы оделись и уже совсем скоро своими глазами все увидите :) Скорее, господа, в мире не так уж много такого, ради чего стоит прерывать чтение романа Диккенса и выходить из дома в такую погоду ;)
Добрался я таки до Караваджо. И, скажу я вам, остался разочарованным. Нет, не Караваджо, конечно. А количеством и подбором полотен. Всего 11 картин и (как не велик соблазн сказать "не лучших", но сдержу себя и скажу) не самых мною любимых. Да, я прекрасно понимаю, что шедевры художника разбросаны по всему миру ("Святая Екатерина" и "Саломея" в Мадриде, "Лютинист" и "Шулеры" в США, "Христос в Эммаусе" 1601 г. и "Мальчик, укушенный ящерицей" в Лондоне, "Успение Марии" и "Гадалка" в Париже, "Амур-победитель" в Берлине и т.д.), и собрать их все и привезти в Москву абсолютно нереально, тем более в рамках Года Италии в России, благодаря которому мы имеем хотя бы эту выставку. ОК, но почему из Италии так мало? Почему Галерея Боргезе дала "Юношу с корзиной фруктов", но зажала "Больного Вакха", "Пишущего Иерониа" и "Давида с головой Голиафа"? Почему Санта Мария дель Пополо предоставила "Обращение Савла", но не смогла расстаться с "Распятием Петра"? А Сан-Луиджи деи Франчези вообще ничего не дала, и апостола Матфея мы не увидели ни в каком виде? Где "Юдифь и Олоферн"? Где "Нарцисс"? "Пожертвование Исаака"? Короче говоря, тема Караваджо в России не раскрыта, и тому, кто надеялся познать талант великого ломбардца, простояв без малого час (или больше) в очереди в ГМИИ, можно только посочувствовать. Из положительного могу отметить прекрасное освещение картин и неплохие аннотации к каждому холсту.
сегодня была на выставке..поразительны ощущения..когда видишь все творения гения ..собранные в одном пространстве. возможно..именно так и нужно делать!
вот когда понимаешь всю многогранность и связанную с этим гениальность человека))) иоанн..меня восхитил! мальчик, дышащий золотом..
и еще.франциск с черепом в руке, будто это и не череп вовсе, или нет, будто это и не святой, а какой-то паталагоанатом, интересно..с чем была связана именно эта работа караваджо..но вся прелесть в том, что мы никогда не узнаем правды, мы будем ее только допридумывать! как говорится, народ, чтобы воспитать воображение, как шестое чувство, идите на караваджо!!!!
Великий художник эпохи барокко с весьма необычной судьбой - достоин внимания каждого любителя живописи,как впрочем и обычного человека. 11 картин - достаточно большое количество полотен для одной выставки, если учесть,что это первая выставке Караваджо в России,в которой собрали несколько его наиболее известных полотен. Сами живописные произведения очень радуют, чего нельзя сказать об организации выставки. Все начинаем с огромной очереди,выстроившейся у здания музея. Все,конечно,закономерно,но не все в этой очереди стремятся попасть именно на выставку Караваджо, например, направляясь на выставку Уильяма Блейка. Мне кажется,уже пора переходить на online бронирование билетов по интернету,где за это берут небольшой процент,но у человека будет выбор - заплатить чуть дороже и пройти в здание без проблем или же отстоять спокойно очередь и купить билет без наценки.
Попав,наконец, на саму выставку,оказываешься в темном душном зале,полностью заполненном людьми,которые не дают тебе возможности пробраться к картинам. Кто-то просто останавливается посередине зала,начиная обсуждать насущные проблемы,например,какое пальто он видел вчера в магазине,или же чем он займется после похода на выставку.
Отдельная претензия к освещению - огромное количество лампочек установлены настолько неправильно,что из всего полотна была видна лишь его нижняя часть,чтобы увидеть остальные детали,нужно было постоянно искать удобную точку рассмотрения и расхаживать то влево,то вправо! В итоге, картину по сути не видно! К сожалению,человек,далекий от области искусства,может не обратить внимания на такие нюансы и решить,что такова и была задумка художника,решить,что картины на самом деле тусклые и решены какого-то нового цветового решения или специального свечения сбоку - что,кстати,было одно из отличительных черт манеры Караваджо!
Очень жаль,что наши государственные музеи не понимают,что нужно работать грамотно и поддерживать статус Государственного Музея,каждый раз совершенствуя его,внося какие-то поправки,которые сделают из музея место,в которое буду стремиться толпы народа,желая насладиться высоким искусством в удобных условиях,не сталкиваясь ни с какими преградами!
Согласна – организация обычная «Пушкинская» (но эта данность для всех выставок). Но в этот раз еще и сделали ужасное направленное освещение; лучше б остались со своим пресловутым распыленным. Мне освещение мешало – но сейчас эта самая лучшая и богатая выставка Караваджо в мире – так что идти обязательно!!!
Как и в случае с выставкой Дали в том же Пушкинском: громкие слова и, как результат, ажиотаж и нелепые очереди на улице, неудачное освещение и толпы людей в зале, скромное количество не самых интересных полотен. Сами работы: отличные цветовые решения, но, по личным ощущениям не-профессионала, проблемы с перспективой и пропорциями. В целом, жаль уделенного внимания и потраченного времени.
Мне таааак понравилось.))
Пойду еще раз.
Только освещение не порадовало, почти все полотна бликуют, очень сложно найти "полный" ракурс. Приходится отходить далеко и в бок.
"Положение во гроб" просто немыслимо... Собственно ради него и пойду во второй раз.
P.S.: стояли в очереди ровно 3 часа.
Хорошо, что в четверг выставка работает дольше обычного.
Кранахи. Между Ренессансом и Маньеризмом
Неделька прошедшая выдающаяся получилась. Лично я от дурацких претензий 3-4-х налоговых отбивался. Отбился. У жены еще веселей получилось. Ее с поста Генерального директора одной фирмы уволили, а в другую фирму на такой же пост приняли. В общем, сегодня выспались наконец.
«Генеральная» жена получила от сестры приглашение – лишний билет в Маяковку, на «Плоды просвещения».
-Не повезло, -смекнул я.
Поскольку с нескрываемой иронией отношусь абсолютно ко всему творчеству графа Льва Николаевича Толстого. Это у меня со школы. Достоевский хоть думал, что пишет. А граф при жизни еще в классики самозаписался.
И помчался в Пушкинский (изобразительный, есть еще литературный - неподалеку) музей, на выставку Кранахов. Оба – Лукасы, оба давно умерли. Старший Лукас организовал мастерскую, просуществовавшую целый век, ею еще его правнук управлял. Кроме Кранаха Старшего, у немцев еще два великих художника родились – Дюрер и Гольбейн. Так что сходить стоило.
Тем более, что Кранах – это не Валентин Серов, одобренный самим президентом Всея Великая и т.д. Так что толпы в кассу музея не было.
Стоило это 500 рублей (билет). То есть 200, потому что обычный билет в Пушкинский – 300 рублей.
Выставка сборная. Из коллекции Пушкинского, Эрмитажа, замка Гота и т.д. Есть даже из Нижегородского музея картина. И (самое удивительное) из частных российских коллекций.
Впрочем, удивляться особенно нечему. Стоит только узнать, откуда картины Кранахов в России взялись. Очень просто взялись. В 1945 году в замок Гота зашли солдаты Красной Армии и забрали. Со временем часть картин в замок вернули.
За что немцы искренне (до сих пор) благодарны. И правильно благодарны.
Теперь понятно, откуда картины в частных российских коллекциях взялись? Верно поняли: солдаты, в 1945 навестившие замок Гота, не все из него взятое начальству предъявили.
Кстати, троянский клад Шлимана (его в Германии солдатики в качестве трофея также прихватили) в Пушкинском до сих пор целый зал занимает. Клад (довольно смешной – золотишко вполне нелепое) барышня-полицейская охраняет. Лично я бы к ней самой охрану приставил – а то умыкнут в качестве сувенира.
Да, кстати. В Пушкинском вообще не понятно, что можно фотографировать, а что нельзя. Файюмские портреты – можно (без вспышки). А Кранахов – нельзя даже без вспышки.
Мне еще бабушка-смотрительница попеняла, хотя я маленький «Canon» на скрытый режим установил: ни щелчка тебе, ни вспышки.
-Надо бы Вас при мне снимок стереть заставить, -задумчиво произнесла она.- Но вы - человек интеллигентный, авось сами сотрете.
Не стер, конечно.
Вместо этого я попросту купил коллекционный альбом с одноименным названием этого поста, за 1650 рублей. Альбом, оснащенный весьма разумным текстом и множеством великолепных иллюстраций, оказался неожиданно толстым (255 страниц).
-И где же его хранить? –неприятно удивился я вслух.
-На полке, как водится, -весело посоветовала продавщица.
Зато от сумочки из нетканого материала (1000 рублей) с репродукцией Амура я твердо отказался.
-Альбом жена еще как-то выдержит, -пояснил я продавщице.- А вот сумочку, учитывая ее стоимость, точно на голову мне наденет.
Кстати про заглавную картину выставки – «Венера и Амур». Сдается мне, что Лукас Кранах Старший большим приколистом был.
Итак, картина (по сути) изображает весьма грустную, полностью обнаженную еврейскую девушку в полный рост с признаками детского рахита (со сходящимися коленками, до сих пор весьма распространено), прикрывающую правой рукой своего незаконнорожденного (от африканца-мигранта, судя по физиономии мальчугана, рожденного) сына с детским луком.
Еврейская девушка (она же Венера), изображенная на картине, судя по выпирающему животу, на 3-4 месяце беременности находится. Отсюда и грустный вид: опять залетела, незнамо от кого.
В общем, все вполне (и по правилам, тогда действовавшим) средневеково.
Теперь поясню, почему Лукас Кранах Старший приколистом (на мой взгляд) был.
Дело в одной картине его кисти (есть на выставке). «Христос и Дева Мария» называется. Ее, к сожалению, не разобравшись, в замок Гота вернули. Она будто не 500 лет назад написана, а послезавтра. В общем, не сдержался Лукас Старший, перестал средневековым прикидываться.
Прокололся, то есть. Может, и сознательно – послание нам (потомкам) оставил.
Анатолий Новак,
05 марта 2016 года