

Айвазовский упоительный и прекрасный, романтичный и страстный, независимо от того, рисует ли он бурю на море, или мирный неаполитанский пейзаж. Он настолько убедительный, что возникает полное ощущение присутсвия у моря. Сегодня видела, как маленькая девочка лет 6 подошла к картине «Буря под Евпаторией 2 ноября 1854 года» и слегка поскребла ее ногтем, видимо, чтобы убедиться, что это не настоящее море, а нарисованное маслянными красками на холсте. А сколько таких больших и маленьких девочек ожидается до закрытия выставки 30 ноября, трудно себе представить. Главное, чтобы весь красочный слой не отскребли.)
Айвазовский потрясающий колорист: его море имеет массу разнообразных оттенков и они очень достоверны. Художник родился в Феодосии (Крыму), и море - это не просто главная тема его творчества, а это зримое, всегда очень темпераментное воплощение его души. Вообще, он очень страстный художник рисует ли он бурю, или батальную сцену, или зимний пейзаж, или венецианскую ведуту, или «Вид на Константинополь в лунном освещении» - это всегда что-то очень масштабное и наполненное его неистовым темпераментом. Айвазовский – это не просто талантливый художник, но и масштабная личность. Он даже в старости не утратил интерес к миру: в 1892 в возрасте 75 лет он поехал в США рисовать Ниагарский водопад. И ведь не отдал американцам эту картину, она хранится в картинной галерее в его родной Феодосии.
А что касается морских бурь, то стоя у гигантского полотна под названием «Волна» 1889, создается полное апокалиптическое ощущение, что сейчас она тебя накроет и затянет в свое пространство, туда, в морскую пучину. Эта волна абсолютно живая, хотя и нарисованная. Как сказала моя афористичная мама: «Перед ней можно стоять, пока не утонешь». У «Волны» монохромная серо-зеленая цветовая палитра, здесь художнику нужно было показать вселенскую драму, разыгрывающуюся на глазах у зрителя. А «Девятый вал» 1850 совсем другой, здесь ему было интересно поиграть цветами. Это фантастические переходы от темно-синего к серо-зеленому и лиловому на фоне пламенеющего желто-оранжевого заката, а по волнам рассыпаны жемчужные блики.
«Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны» 1869. Картинка из интернета не может передать этого волшебного сочетания охры, розовых гор и голубых далей. Ночной пейзаж «Вид на Дарьяльское ущелье» 1869 с быстрой, горной речкой, высокими горами, которые закрывают небо.
Эта ретроспективная выставка показывает нам разнопланового художника, которого интересуют и проблемы мироздания, как в картине «Сотворение мира» - иллюстрация книги «Бытия»: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над безною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:2) И он может быть абсолютно лиричным, как в камерной картине «Побережье в Амальфи» 1841, которую очень хочется взять с собой. Айвазовский был и хорошим портретистом, изобразив своих близких – мать, отца, брата-монаха и жену. Но выдающимся художником он стал благодаря своим морским пейзажам.
Эту выставку должны посетить все. Она прекрасна.

Айвазовский для меня всегда это стереотипный маринист из учебников по русскому языку для написания очередного вымученного сочинения. Это те залы в Третьяковке и Русском музее, мимо которых я прохожу всегда мимо, потому что без энергетики, надуманно (с натуры Иван Константинович не писал, все по памяти), и слишком до осатанелой академичности консервативно. Для людей середины 19 века это безусловно воспринималось чудом невиданным.
В общей экспозиции музея на меня эти сказочные бури и страсти морей-океанов не воздействуют вовсе. Тем интереснее увидеть в количественном масштабе фигуру недооцененного мной художника, осознать свою недальновидность и поругать себя за снобизм.
Это собственно и есть главная и единственная причина для визита выставки, гордости Третьяковки сезона лето 2016.
К большому неудовольствию моему никакого чуда не случилось. Вся творческая жизнь - это бесконечные придуманные моря, безжизненные лунные дорожки на тщательно прорисованных холстах. Страсти не бушуют, молнии не сверкают. Все иллюстративно и с отсутствием какой бы то ни было смысловой нагрузки, идеи простые и плоские. Краски яркие и за пределы холста не выходящие. Удивления не свершилось, точнее наоборот, случилось, но с другой стороны - удивило отсутствие поиска, вся творческая жизнь однотипна и совершенна скучна.
Дополнительные штрихи к портрету общего восприятия не улучшают.
Как портретист Айвазовский это бездарная посредственность, как график вполне сносен.
Можно было и ни свозить со всех просторов бывшей империи полотна, их печатное изображение или интерактивное ничем не хуже, что вблизи на него смотреть, что издали, что в большом формате, что в книге - разницы нет, он одинаково скучен во всех форматах.
Когда речь идет о маринистах, то сразу всплывают два имени - Тернер и Айвазовский. Только Тернер революционер и предвестник импрессионизма и всего современного искусства, и он не про море и иллюстративность, а про воздух, свет и цвет. А Айвазовский, это народное искусство, одного разлива с Шишкиным.
Ну и а завершение про организацию. Продажа электронных билетов по времени к устранению бардака не привела. Аудиогид начитан восхищенными старичками, бесконечно цитирующими Тютчева и Пушкина, все на высокой ноте экзальтированности. Выставочное пространство (несмотря на присутствие карты а буклете) как всегда путано. Хотя в случае с Айвазовским эта путанность им на руку, куда не пойдешь, всюду одно и то же - бесконечное море.
Быть рожденной на Черном море и не сходить на такую выставку ... возможно ли это вообще?:))) Естественно, я на ней была, причем не поленилась, привезла и родителей вкусить прекрасного ) папа мой тоже черноморец. Я скажу вам вот так: это, безусловно, талант! Как он так писал море? ... наверное, он просто его очень сильно любил! Цвет воды настолько похож на настоящее море, что кажется, еще чуть-чуть и можно уловить запах соли и водорослей. Стоит ли идти на эту выставку?:)) а стоит ли задавать себе такой вопрос?:) на сайте Третьяковской Галереи открыта он-лайн продажа билетов на сеансы в разные дни, три клика - и вы без очереди заходите на экспозицию в назначенный день и час! Все льготы он-лайн тоже доступны, просто надо с собой не забыть захватить документ, удостоверяющий право на льготу, и по просьбе предъявить его вместе с билетом.
п.с. прочитала "лучшую типа рецензию" на эту выставку )))) напомнило стендап про Цирк Дю Солей, типа "хореография там не очень" )))) рекомендую - смешно )))
Неужели Айвазовским можно кого-то удивить? В каждом музее он есть. Удивительно видеть ещё мёрзнувшую толпу на час в очереди, подходят к охране "когда нас уже пустят, почему только с электронными билетами идут??" А для кого из там продают? Короче, я купила заранее онлайн, очереди нет, только в туалет огромная очередь. Гардероб ок.
Ужасный зал! Маленький, не разойтись особенно когда экскурсия стоит. Душно, странная подсветка! Каким-то одним примитивным заборчиком до щиколотки отгородили Девятый вал а все остальные картины открыты, и ничем не защищены! В выходной в субботы если у вас низкий рост стойте и любуйтесь на спины))
Дальше, фото... я фотквла в музее Прада, в галлерее Уфицы, в Лувре (там вообще абзац, делай что хочешь). А тут блин, какие-то смотрительницы типа нельзя фоткать! Ну смешно, весь Инстаграм завален фото и все фоткали, уж не приставали бы, да они задрюченные, типа говорит а все фотками)) но самые жопы это экскурсоводы, минус им огромный и позор!
Выставка на минус десять, все ужасно от отрганищации до проведения!
Я лучше ещё раз с'езжу в Европу в нормальные музеи!
Безусловно мастер, сумевший поставить на поток изображение морских видов. Плодовитый и бесконечно повторяющийся.
Явно коммерческий художник, излишне декоративен и однообразен для меня. Забавно, что рядом с полотнами действительно интересными и тонкими расположены очень посредственные работы, возможно в этом была задумка, чтобы воспринимать автора наиболее объективно)
В любом случае выставка заслуживает внимания. Во-первых получаешь удовольствие, поскольку каждый сможет найти картину приятную именно ему, а во-вторых составляешь свое личное мнение об известном маринисте.

...Браво!!! Гениально, бесподобно, шедеврально! Нет таких емких эпитетов, которые бы описали ТАЛАНТ Айвазовского в полной мере. Мне запомнились, в основном, масштабные полотна, такие как "Волна", "Девятый вал", "Всемирный потоп", "Радуга"...Наверное, потому, что на них несравненно натуралистично передана величина и неукротимость морской пучины, прозрачность волны, пенистые гребни.. Море, почти везде море - главный герой, но какое разное! То грозное, то покорное, то сердитое, то ласковое.Сотни настроений и тысячи оттенков. Хочется замереть в созерцании надолго, как и пересматривать снова и снова блики солнца на волнах.Во многом сюжеты полотен трагичны, но везде есть надежда на спасение - белая чайка, луч солнца из-за туч, радуга..И еще на картине "Сотворение мира" неожиданно для себя в круговерти воды, воздуха и огня я увидела Бога. Бог есть свет..
Идти на выставку лучше ближе к её закрытию в ноябре, сейчас уж очень большие очереди - 2 часа праздного стояния вам обеспечено. Но и эстетическое удовольствие на выставке тоже :) Просмотрев пару десятков полотен, уже понимаешь излюбленные элементы в картинах Айвазовского: море, буря, луна и сказочная лунная дорожка, ветер и огромные волны. Поэтому очень удивляешься, наблюдая мирные сцены, такие как штиль на море, вид на Москву с Воробьевых гор (интересно сравнить, какой он был в середине 19 века и сейчас), горы, пейзажи Крыма, Турции и т.д. И, конечно, портреты! Хоть их и немного, но они очень запоминаются своей техникой: на выставке представлены портреты родителей художника (Гайвазовских), брата, жены. В целом, всё очень и очень достойно. Приятно видеть, что очередной "хит" на Крымском привлекает столько людей разных возрастов!