Итальянская фотография, наверное, как «Фиат-Сейченто»: нечто чудовищное на первый взгляд, что оказывается в ближайшем рассмотрении чудом человеческой мысли, а не просто тебе выкидышем той же мысли. Вот так и с фотографией. Где будто бы сказывался послевоенный режим и общее «ту вуо фа ль’американо, американо, американо» — итальянцы в рамках будто бы всеобщей европейской денацификации следовали американским нормам репортажа, а выходило-то свое; термин «папарацци» тоже не янки-американцами выдуман. Неореализм или не неореализм — провористость и пронырливость фоторепортера, свойства, ставшие не просто ругательным словом, эталоном профессии, все-таки это слово, как и саму провористость, мы получили опять-таки из Италии. Тадзио Секкьяроли, послуживший образцом для кодлы ублюдков с камерами на «веспах» у Феллини в «Сладкой жизни», — этот самый Секкьяроли приезжал несколько лет назад на Московскую фотобиеннале. Презентовал выставку оравы таких же огольцов; и вот он снова, поприличней. Поприличней, может, потому что его поменьше. Еще потому, что прежнее подглядывание — вообще, как любое подглядывание, которое суть фотографии, — тут представлено как портретирование: справедливо. Справедливо, что невозможно видеть Софию Лорен иначе, кроме как из-за портьеры — подглядывая. Экстравагантность, как она выглядит ныне, — это была невозможная возмутительность пятьдесят лет назад. Сейчас это — архив итальянского Центра исследования и архивирования фотографии. Где среди новых имен скорее найдешь соответствия с Гурски, допустим, но не ту — вечно новую, всегда neo — всегда живую неприкрашенность и неприличность.
Мои впечатления от посещения выставки, не как профессионала, а как прохожей студентки с заданием по дисциплине «Культурология» не остались за кадром представленных работ, а заставили у некоторых остановиться и зажить их внутренней жизнью. На время оказаться в кадрах шестьдесят-летней истории Италии, ее жизни. Улыбнуться с работы Элио Лухардо, посмотреть на двор Матеры из окна Бранци, стать новорожденной в руках матери Джузеппе Модера, сесть за руль одной из машин Туллио Стравизи, разнежиться на пляже Массимо Витали, замолчать в лаборатории Серджо Скабара, превратиться в кибера Чезаре Коломбо и раствориться на поверхности Марко Кампанини. Не каждая фотография оказалась причиной такого культурного путешествие, не каждая заставила задержаться, задуматься, услышать автора. Но каждый кадр и эмоции, изображенные в нем, именно там, внутри, имеют свою печать для каждого смотрящего, как неотъемлемое свойство культурного объекта.
Прийти на выставку, стоит только из-за одного - возможности соприкоснуться с культурой другой страны. Родственно-эмоциональной, безгранично-гостеприимной, душевно-теплой, близкой Италией. Встать напротив девушки Лука Мария Пателла и сказать «А».
На выставке очень интересная тема об Италии за временной период 60 лет, точнее развитие искусства фотографии.
Разнопланновые сюжеты чёрно-белой фотографии поражают. Уникальное разнообразие работ: от чёрно-белого пейзажа до цветного контраста.
Особенно запомнились фотографии: Карла Черати из серии "Молодожь" конец 60-х. и Габриеле Базилико "Железнодорожная станция Нова Горика" 1996 г.
Я всего лишь любитель, поэтому чётких перемен в развитии фотографии за данный период не прочувствовала. Но несомненно выставленные работы заслуживают особого внимания и неисчерпаемого интереса к талантливым фотографам.
К сожалению, на выставке нет в продаже каталога или набора фотографий (выставленных) как, например, на выставке "Русский Голливуд".
Думаю, что посещение этой выставки будет приятным времяпрепровождением и откроет что-то новое и интересное для каждого человека.
Прекрасная, светлая, солнечная выставка. Оптимистичная, как одна из работ под названием "В Италии есть нефть". Фотографии подобраны очень разнообразные. Выставочный зал превратился в маленькую Италию: калабрийские крестьяне, Антониони, "Фотоувеличение", современные итальянские подростки, которых, тем не менее, легко вообразить студентами средневековых университетов... А самое приятное - после просмотра складывается четкое ощущение, что у нас с итальянцами много общего. Разве что такого яркого и щедрого солнца, как на фотографиях, почти никогда не бывает...