Место красивое, и организована выставка очень хорошо. Одна подсветка картин чего стоит.! Но по-настоящему мне понравились только два полотна: "Святые врата Печерского монастыря" Богданова-Бельского и "Виллы" Кустодиева. Интересно было увидеть "Девушку в кокошнике" Леона Бакста, который более известен в качестве театрального художника. Вот и все, пожалуй.
Хочу посоветовать всем, неравнодушным к произведениям российского искусства XIX начала XX века посетить выставку "Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских частных собраний", что проходит до 14 февраля в ультрасовременной галерее Храме Христа Спасителя.
Предметы из малахита, хрусталя и бронзы, фантастически прекрасные оклады икон, выполненные российскими мастерами - выше всяких похвал. Но ... главное это подбор живописи. Представлены практически все "Передвижники" (ниже я дал перечень по памяти авторов представленных работ). Если есть желание увидеть широчайшую ретроспективу Российской живописной школы, разом ознакомить подрастающее поколение и получить удовольствие от увиденного - вам сюда! Достойнейше представлены - Айвазовский и Поленов. Есть весьма интересная графика Сурикова...
Перечень по памяти:
Илья Репин (1844-1930)
Архип Куинжи (1842-1910)
Василий Суриков (графика) (1848-1916)
Иван Шишкин (1833-1898)
Василий Перов (1834-1882)
Николай Рерих (1874-1947)
Виктор Васнецов (1848-1926)
Иван Айвазовский (1817-1900)
Михаил Нестеров (1862-1942)
Борис Кустодиев (1878-1927)
Алексей Саврасов (1830-1897
Василий Паленов (1844-1927)
Карл Брюллов (1799-1852)
Василий Верещагин (1842-1904)
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)
Константин Коровин (1861-1939)
Исаак Левитан (1860-1900)
Иван Шультце (1874-1939)
Иосиф Крачковский (1854-1914)
Юлий Клевер (1850-1924)
Владимир Орловский (1842-1914)
Степан Бакалович (1857-1947)
Гавриил Кондратенко (1857-1924)
Сергей Грибков (1822-1893)
Иван Вельц (1866-1926)
От выставки получаешь колоссальное удовольствие. Приходить надо с утра до 12 часов, когда еще нет народу, вещи можно оставить на открытой вешалке. И далее все продолжается по ковровой красной дорожке.
На выставке собраны картины как известных художников (Левитана, Айвазовского, Репина, Ге, Брюллова, Рериха, Коровина, Верещагина, Шишкина, Куинджи, Бакста, Поленова, Саврасова), так и художников, которые совсем не на слуху (Кондратенко, Орловский, Вельц, Шильдер, Матвеев, Харламов, Смирнов-Русецкий, Крачковский, Седов, Маковский, Лактионов), но почти всё - не типично на первый взгляд для этих авторов. Еще посетителям демонстрируются некоторые предметы интерьера (массивная деревянная мебель в зале с иконами, вазы из хрусталя, статуи из бронзы напротив и многое другое). Грамотно скомпонованы и распределены в каждом зале работы, также удачная подборка цвета стен, а в зале Айвазовского и перед последней группой картин церковной тематики добавлено музыкальное сопровождение. Очень красивые оклады к иконам, интересные пейзажи и портреты. Но не везде удачно подобраны рамы к картинам. Порой они перевешивают некоторые работы. Но сами по себе рамы - это тоже произведение искусства: деревянные с инкрустированными разнообразными камнями, двойные огромные золотые с лепниной, двухцветные с узорами.
Отдельного внимания требует подсветка полотен, особенно в затемненном зале, как по волшебству произведения начинают будто светиться изнутри. Над подписями к картинам также есть маленькие лампочки. Но вот надписи на табличках очень скромные. И никакой информации про художников или про историю написания картин тем более. Этого не хватало. И ничего не было написано, что почти все, если не все - это собрания из частных коллекций.
Но не смотря на это потребуется часа три, чтобы спокойно все обойти и рассмотреть, так как это и вправду сокровища - завораживают практически все картины и предметы! Выставку продлили, так что успеть посмотреть должны все желающие!
Вчера, то есть 3 января 2015 года, я таки побывала на одной из самых интересных выставок Москвы – «Художественные сокровища России». Скажем так, обошлось не без жертв с моей стороны.
Первое и основное – организация продажи билетов. Онлайн их нет, да и не помогло бы. Я приехала к выставке около 12. Очередь на вход (!!) была от метро, но не очень большая, но пусть это никого не обманывает. В этой очереди на холоде пришлось простоять почти час, так что даже я – изрядно утеплившаяся – начала пританцовывать. Запускают людей группами, не очень большими. Никакого комфорта здесь нет – ни чая нет, ни кофе, ничего горячего, так что холодно, думаю, позже было еще хуже. Так что вывод – ехать надо к 10, то есть к открытию. Следующий квест – гардероб. Маленький и не рассчитанный на такие толпы. Есть вешалки просто в открытом доступе, кому лень стоять, но можно сдать за номерок, принимают пакеты и шапки – без проблем. Здесь было быстрее, но, когда я уезжала, очередь в гардероб приобрела катастрофический масштаб. Очередь за билетами не очень большая, можно взять виртуальный гид (планшет) и аудиогид (уже после захода на выставку). Аудиогид интереснее, считаю, так как значков для него было на порядок больше, чем для виртуального гида. Выдают под залог - документ или деньги. Это отличие от той же Барселоны, кстати, где никто нигде никакой залог не просил. Гид как телефон, то есть без наушников. Впрочем, экскурсия с аудиогидом не очень продуманная: залы не пронумерованы, можно запутаться, так что надо бы физически запоминать, где были. Кроме того, нет совершенно никаких пояснений о картинах, кроме даты и имени автора, ни истории – ничего, хотя я периодически видела подробные описания экспозиции каждого зала на других выставках. В чем проблема была напечатать и повесить, не понятно. А помогло бы тем, кто аудиогид не брал.
Выставка действительно масштабная и интересная. Сначала кажется, что для аудиогида мало значков, но это только кажется. В самом начале есть два средних размеров зала с церковным искусством, что поначалу чуть огорчает, так как хотелось больше светского искусства. Но на этом тема церкви закрывается. На оба эти зала от силы где-то 3-4 записи аудиогида, достаточно информативных, но можно было бы и более, так как вопросы возникают. Представлены в основном иконы в окладах.
Светское искусство занимает однозначно большую часть времени и записей аудиогида. Если в начале выставки есть явное посвящение церкви и Крыму, то далее – простор. Основное направление – широта и величие России, ее масштабы и бесконечность (то есть пейзажи), но не так уж мало картин на сюжеты манящего Средиземноморья (в основном, Италия, причем у всех) и на античные сюжеты. Записи аудиогида, как правило, посвящены художнику и его работам на выставке, но описываемую практически всегда рассматривают с вниманием. Признаюсь, это позволяло увидеть детали.
Очень здорово придумали поставить елку на перекрестке, она служит хорошим ориентиром, плюс люди на ее фоне фотографируются. В разные стороны от елки расположены по несколько залов. Хочу отметить, что, как минимум, в одном зале рядом с картинами звучат звуки, которые соответствуют этим картинам. Например, изображено стадо овец, и рядом их блеяние, или море – и крик чаек. Классно.
Отдельно хочу отметить темный зал. Там представлена смесь искусств, отход от привычных картин к чему-то более необычному. Очень много записей аудиогида именно там, к слову. А еще там есть сцена. В начале каждого часа там разыгрывается мини-представление. Проекция балерины танцует под «Лебединое озеро», настолько это выглядит правдоподобно, что кажется, будто балерина живая.
Итого, на выставке представлены картины, в большинстве своем, не очень известных авторов, но есть и Левитан, например. Кроме того, есть предметы церковного искусства (иконы в окладах), немного исторической мебели, а также предметы интерьера. На самой выставке в некоторых залах есть лавочки и табуретки. Очень кстати. С аудиогидом на выставку придется потратить 3,5 часа, не меньше. Поэтому я искренне поразилась людям, которые в полпятого вечера стояли в очереди в гардероб сдать одежду. Неужели они рассчитывали обойти всю выставку за час? Это нереально.
К слову об организации. Я вообще не очень поняла, почему выставка позволяет себе не работать в новогодние каникулы и закрывается неприлично рано. При таком-то ажиотаже. К слову, вход не бесплатный ни разу – в число бесплатных музеев определенно не вошла.
Выставка просто шикарная. Не понимаю, почему про нее нигде ни слова не говорят. В основном представлены экспонаты из личных колл екций. Рекомендую всем.
Мне выставка пришлась по душе, хотя она и на любителя. Более всего внимание привлекают залы с иконами, которые выставлены здесь из частных коллекций как предметы искусства. Их можно детально рассмотреть (конечно, запечатлеть на свои гаджеты!), можно искренне восхититься без особого пиетета к Божественному. Хорошо это или плохо - каждый решит для себя сам, но я была рада такой возможности. Тем более, что они красивы, невероятно красивы!
Любителям пейзажей здесь тоже многое понравится. Зал Айвазовского. Можно и не добавлять ничего более; просто картины на стенах зала на мой взгляд намного лучше проводимой в прошлом году медиа-инсталляции (уже-не-помню-где-именно). Несколько классиков пейзажа также присутствуют и бесконечно радую внутреннее чувство прекрасного. А есть еще ряд пейзажистов, фамилии которых я,признаться, увидела впервые, но стараюсь запомнить, ибо их картины при прекрасно поставленном свете просто завораживают.
Организация выставки внутри - очень свободна - можно все фотографировать (писать, что это раздражает и изумляет уже банально), посидеть полюбоваться и тп. Организация снаружи - как обычно. Вход партиями- так что готовьтесь к очереди на улице. Я поняла, почему нет он-лайн билетов. Ни к чему - все равно сперва стоишь просто на проход. И только потом в рамках своей партии берешь билет.
Очень впечатлил зал Икон. Потрясающие оклады. И за это устроителю отдельное спасибо!
Касаемо залов с картимами великих художников: не удачная экспозиция, планировка. Любой искусствовед скажет, что так организовывать картинное пространство нельзя и безграмотно.
Не продуманное освещение. Отдельные картины по этой причине по восприятию просто "пропали".
Посетил выставку в рамках Ночи музеев,не заплатив денег.Ничего особенного не ждал и думал,что уложусь в 40 минут(успеть посетить еще 2-3 выставки)Ожидания не оправдались и я задержался на 2 часа.Замечательная экспозиция,в которой много того прекрасного неакадемического реализма,который притягивает и не отпускает подолгу.
Приятная выставка, оргаънизованная поофессионально и с большим тщанием.
Освещение залов и подсветка картин настолько грамотно выстроены., что возникает эффект присутствия.
Красиво,, очень атмосферно и, как нам показалось, хорошая энергетика.
Может быть, конечно, благодаря Храму. :-)
ПОИСКИ СОКРОВИЩ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РЕКОГНОСЦИРОВКА.
В апреле 2013 года я наткнулся случайно на информацию, что в Центре изящных искусств на Волхонке проходит Russian Antiques and Fine Arts Fair (RAFAF) — ежегодная выставка классического искусства, которая реализуется совместно с рядом авторитетных европейских галерей. Основной темой выставки, как гласил крохотный анонс, было «Искусство семьи Брейгелей и фламандская живопись 17 века». Были заявлены помимо уже упомянутых и мной нежно любимых Брейгелей, и Рембрандт, и Рубенс, Кандинский и Роден, и пр., и пр. Но, самое интересное, что никакого ажиотажа в Москве по поводу такого значительного события не наблюдалось, Более того, кроме адреса: улица Волхонка дом 15 – никаких координат и контактов этого загадочного Центра также нигде не было. Собственно, и здание такое на карте отсутствовало. Однако, объявленный дедлайн выставки неумолимо приближался и увидеть шедевры очень хотелось. После проведенных оперативно-розыскных мероприятий удалось найти телефон. Милый женский голос дотошно выяснял у меня о цели звонка, откуда я узнал о выставке и т.д. Очевидно, удовлетворившись моими ответами, мне была назначена встреча на конкретный день и время. Выйдя из подземного перехода станции метро «Кропоткинская» я уткнулся в шлагбаум и будку с охраной. Выяснив цель моего прихода, охранник куда-то позвонил, и через некоторое время появилась девушка и провела меня через «границу». Глаза, Слава Богу, мне не завязывали, но ни на один вопрос о том, что находится справа и слева по ходу движения скромно не отвечали. В результате мы попали в прекрасно оформленное выставочное пространство, в котором находились и вышеуказанные шедевры, объемные бронзовые и мраморные произведения искусства, антикварная мебель etc. Было совершенно очевидно, что я попал в «серьезную» коммерческую галерею. Если бы провести социологическое исследование среди москвичей в то время, думаю, 88% населения даже не догадывалось, что помимо концертного зала, музея, и много чего другого, при Храме Христа Спасителя есть еще и это учреждение. Я отснял наиболее интересные экспонаты и решил отслеживать следующие мероприятия нового для меня очага культуры. Но, больше никакой информации из этого места не поступало, до сих пор…
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.ОСТРОВ СОКРОВИЩ
Неожиданно в социальных сетях началась активная реклама выставки «Художественные cокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Когда я посетил сайт выставки, то меня сразу сразил наповал следующий перл: «На протяжении почти столетия полотна величайших русских мастеров тщательно скрывали от посторонних глаз в попытке уберечь, поскольку исторические катаклизмы следовали один за другим: первая мировая война, затем революция, эмиграции, репрессии, вторая мировая война, нестабильные времена... Только теперь шедевры российской живописи, которые никогда прежде не демонстрировались широкой аудитории, готовы предстать перед публикой.» Сердце забилось с перебоями.. Неужели.. Библиотека Ивана Грозного найдена, а может обозы Наполеона или тайники Геринга?? Оставалось одно – хватать фотоаппарат и бежать раскрывать тайны! Маршрут был мне уже знаком. Передо мной как на первомайской демонстрации шествовали шеренги бабушек с внуками. И вот, наконец, когда я стал, работа за работой, знакомиться с экспозицией, то почти с каждой второй я стал здороваться как со старыми знакомыми, т.к. лично мне эти картины были хорошо знакомы. Часть из них я знал по галереям, специализирующихся на русском искусстве, другие выставлялись на продажу в павильоне "Форум" в ЦВК "Экспоцентр" на Красной Пресне и на Шестом, и на Седьмом Московском международном салоне изящных искусств. Было понятно, что я попал на очередной коммерческий проект. Но, проект, заслуживающий внимания по целому ряду обстоятельств. Во-первых, сувенирный сопутствующий набор был не хуже чем на любой европейской выставке (открытки, магниты, блокноты, кружки и т.д.). Новая форма продажи услуги – выставочный сертификат. Справедливости ради надо отметить, что находящийся через дорогу пушкинский музей только начал подходить к этому уровню. Во-вторых, использование высоких технологий, современных аудио-систем у многих картин. В-третьих, прекрасный слоган про «сокровища» сейчас особенно воспринимается патриотически настроенным населением. Кстати, когда И.А.Антонова делала подобную выставку к 100-летию ГМИИ, на которой были представлены действительно шедевры музейного уровня, она ее назвала скромно «Портреты коллекционеров», а ведь на ней экспонировались реально «художественные сокровища», в том числе и российские. Кто-то мне напомнит, но ведь бабушек с внуками на выставку сегодняшнюю пускают бесплатно. Правильно. Пускают. Правда, когда этот «бесплатный поток» увеличился, их теперь пускают бесплатно только со вторника по четверг. Но, и это еще не все. Помните старый анекдот про Раскольникова: десять бабушек – уже рубль! Сам был свидетелем того, что никто из них не уходит с пустыми руками, что-нибудь в сувенирном киоске да прикупят на память о «сокровищах». Кроме того, думаю, что посетителей на «сокровищницу» больше Фэйсбука дали именно бабушки и внуки! Ведь именно они приходят домой и говорят среднему поколению: Хватит смотреть телек и пить пиво, сходите, посмотрите: Третьяковка отдыхает!
Но, посетители – это только один аспект этого талантливого проекта. Да, не смогли галереи продать эти картины ни на Шестом, ни на Седьмом Московском международном салоне изящных искусств, а Восьмой-то салон в мае был отменен. И… правильно! Работы поступают на продажу в галерею кафедрального собора, статус их поднимается ДО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СОКРОВИЩ РОССИИ! Когда выставку закрывали без предупреждения на «спецобслуживание», видели бы вы КАКИЕ большие и с КАКИМИ номерами выстроились машины к шлагбауму.
И какой же вывод из всего вышеизложенного. Если вас действительно интересуют художественные сокровища России, то нужно идти по давно известным адресам: Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей etc. Если вам нужно украсить гостиную домика на Рублевке, то можно зайти и прицениться на эту выставку. Бабушку и внука до 7 лет со вторника по четверг все-таки отправить можно, во-первых - это будет бесплатно для них, а во-вторых, там они увидят знакомые пейзажи с обложек учебников «Родная речь». Работ серьезного музейного уровня, на этой выставке можно сосчитать на пальцах одной руки, а говорить о "сокровищах", с моей точки зрения, просто неприлично. Выставка рассчитана на средний уровень культуры. Да. в экспозиции можно найти работы известных российских художников, но эти картины, к сожалению, составляют в целом китч своего времени. Даже известные художники работали в соответствии со вкусами заказчиков. Сейчас, просто, история повторяется. Почему-то вспоминаются социальные сети. Там всем этим произведениям поставили бы лайки. Кто-то из великих сказал: Жизнь очень коротка чтобы читать плохие книги!
Выставка не особо большая. Но 1,5 часа в темпе закладывайте что-бы всю обойти.
Очень впечатлили оклады икон и картины.
Особенно запомнился зал с Айвазовским. Там даже шум моря слышно.
Так-же порадовала продуманная подсветка.
Считаю, что эту выставку должен увидеть каждый!
Айвазовский😍😍😍 Таким ярким я его никогда не видела!!! Не могла уйти из зала))) на то это и частные коллекции. В общем, побывала на выставке "Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний". Представлены- Саврасов, Шишкин, Репин, Брюллов, Нестеров, Верещагин и пр. Странно, что она так скудно освещена нашими СМИ. Впервые была на выставке в Храме Христа Спасителя и осталась в восторге) 👍👍👍как я поняла, это новое выставочное пространство, где классическая живопись из частных коллекций сочетается с современными технологиями. За доп плату (300р) тебе вручают айпад со спец программой. Программа развлекает зрителя "ожившими полотнами", информацией о художниках и самих произведениях- все это работает наведением камеры на картину.Есть даже игра-квест по выставке для детей, но я не стала пробовать- решила больше на картины вживую полюбоваться. Да и не сильно меня зацепило это новаторство, я все-таки приверженец классического аудио-гида или экскурсий, но может кому-то придется по душе. Сами произведения просто шикарны, по 2 раза в некоторые залы возвращалась. Входной билет -450 р, если соберетесь, обратите внимание, что работает она до 17:00 даже в выходные.
Дорого-богато и очень атмосферно. Представленные работы же оказались гораздо более блеклыми и невыразительными, нежели ожидала. Хотелось какой-то "изюминки", а её нет. Но зато как сработали кураторы- им можно петь дифирамбы по праву. Тут и звуки моря у Айвазовского и гул канонады у "наполеоновской" серии. А свет в зале с Рерихом и Нестеровым! В общем- идти без особых ожиданий.
Выставка действительно шикарная! Странно, что так мало отзывов. Все экспонаты очень высокого уровня, а не просто для "галочки". И, что самое приятное/удивительное, - их много (на одно посещение точно хватит). В общем, всем, кто не равнодушен к настоящему русскому искусству, советую обязательно посетить эту выставку, - не пожалеете. Особенно хочется отметить высокое качество освещения(подсветки) экспонатов, - за счет него, и без того яркие экспонаты, смотрятся особенно завораживающе (эффект подсветки изнутри). Спасибо большое организаторам!
ТОЛЬКО обратите внимание, что выставка закрывается в 17:00 даже в выходные. Рассчитывайте часа на полтора, не меньше, если хотите все спокойно рассмотреть.
Замечательное оформление, игра света-тени, экспозиция...Поразили многие неизвестные мне до этого работы. Некоторых гениальных художников (например Штульце) я открыла для себя именно на этой выставке. Очень советую ценителям прекрасного!
Отличная выставка! Получили огромное удовольствие. интересная коллекция и оформление залов. Рекомендую. Спасибо организаторам.
Прекрасно! Отличный свет в этой галерее и целый зал Айвазовского. Людей не слишком много. Выход - прямо из метро Кропоткинская под Храм Христа Спасителя.
Выставка отличная! Очень впечатлило! Получили массу положительных эмоций. Нам повезло, попали на демонстрацию голограммы балерины, это что то. Приятно, когда сочетаются классические работы с современными технологиями. Брали на прокат планшет. Аудио гид - прошлый век. Планшет наводишь на картину и она "оживает", начинается ее анимация. И еще много чего интересного можно делать с его помощью. Даже для детей можно квест пройти, хотя нам самим это было интересно с женой. Посетите обязательно выставку и возьмите планшет, не пожалеете!!
Ходили с гидом на вечернюю выставку, очень понравилось, гид рассказывал интересно, экспозиция великолепна, все подобрано отлично
Это великолепная выставка, всем советую не пожалеть времени и обязательно посетить!!!
Отдельным аспектом хочу выделить интересное освещение, которое заставляет тебя буквально раствориться в произведении, не видеть других людей, за счет того что там используется направленный свет на картины, а в самом помещение достаточно темно, на то, что вокруг тебя люди – внимание совсем не концентрируется, все сводится к световому пятну - произведению.
Так же, посетитель может услышать картину в прямом смысле этого слова. Да, там есть небольшое звуковое сопровождение. К примеру, у картин Айвазовского можно услышать море, а рядом с картиной Орловского или Шишкина услышать пение птиц в лесу. Это позволяет картине произвести еще более глубокое впечатление.
Так же, в темном зале, посетители могут увидеть очень захватывающее представление – проекция балерины танцует под «Лебединое озеро». Это никого не оставит равнодушным, балерина настолько реалистична, что я посмотрев это представление 2 раза, осталась просто в восторге! Для меня это было просто маленькое волшебство! На выставку у меня ушло 3 часа, и это учитывая то, что я почти не уделяла внимание иконам которых там выставлено достаточно много.
Выставка завораживает! Просторные залы,интереснейшие экспонаты из частных коллекций,оформление по последнему слову техники(н.:озвучивание некоторых картин),возможность насладиться творениями величайших мастеров в размеренном ритме - всё это состовляющие выставки "Художественные сокровища России". Цена полностью оправдывает себя,хотя она и так не особо велика. Я в восторге! Советую всем!
Отличная выставка. Компактная, интересная. Картины чередуются с предметами интерьера. Для знакомства с иконописью - идеально, так как украшены иконы изумительно. Самое лучшее освещение выставочного зала в Москве