Красно-белый значок «Лейки» давно стал знаменем оптических и механических совершенств. Пленочным дальномерным камерам фирмы «Лейтц» никто не может составить конкуренцию ни в надежности оптики, ни в цене. Про них слагают легенды, а заслуги перекладывают в песни. Теперь легенду можно купить в Москве — а заодно посмотреть на работы российских фотографов. Куратор программы на 2009–2010 годы — Ирина Меглинская. Планируется десять выставок. Cреди приглашенных участников — Ляля Кузнецова, Сергей Максимишин, Олег Климов, Игорь Мухин и Даша Ястребова. Начинается все с выставки Андрея Гордасевича «14 фрагментов Индии». «Фрагменты» — экзистенциальные размышления на тему «Чужой в толпе». Труд охватывает четырехлетний период путешествий в Дели, Варанаси, Агре, Джайсалмере и Фатехпур-Сикри. Большинство снимков сделаны на лейку M6 TTL с объективом 50 или 35 мм. На фотографиях — череда сменяющихся пейзажей быта индийцев. «Бытовой эпос» — вообще одна из главных тем Гордасевича. Мелкие моменты повседневности у него предстают как «нечаянные движения вечности». Сюжеты кристально ясны; некая живописная смазанность снимков придает им таинственность, ореол утраченного опыта; проступающая отовсюду беднота превращена автором в элемент экзотического декора. Фотограф выступает в роли прохожего, так сказать «байстендера», а зритель проживает ситуацию на правах путешественника. Собственно, вырванная из Гордасевича цитата «фотография — суть путешествия» могла бы стоять в коллекции «Лейки» в одном ряду с брессоновским высказыванием о «безыскусном искусстве моментального снимка» или «Песней военных корреспондентов» Леонида Утесова: «От Москвы до Бреста/ Нет такого места, /Где бы ни скитались мы в пыли./С лейкой и блокнотом,/ А то и с пулеметом/Сквозь огонь и стужу мы прошли».
Перед открытием выставки планируется ряд мастер-классов. К Новому году «Лейка» собирается открыть свою галерею, а пока фотографии пустырей и бараков будут висеть в магазине — на фоне красной кожи и дерева разных пород.