В Эрмитаж, у которого своей собственной коллекции дадаистов и сюрреалистов нет, привезли собрание Веры и Артуро Шварц — одно из самых крупнейших в мире. Возможно, выставку стоило привезти до «Манифесты»: считается, что именно работы Марселя Дюшана — его «Фонтан» и «Велосипедное колесо»— спровоцировали разговор о том, что художественный объект в XX, а затем и в XXI веке — это, в первую очередь, продукт авторской воли, он зависит от контекста и не обязан иметь декоративно-прикладной характер. Собственно, реди-мейдами Дюшана выставка и открывается. Эстетизация бытовых вещей, автоматическое письмо, обращение к иррациональному — на выставке покажут знаковые работы Рене Магритта, Ман Рея, Жуана Миро, Макса Эрнста и других имен из истории искусства прошлого века, радикально повлиявших на историю искусства настоящего времени.
Фотография, Живопись, Инсталляция |
Немалое собрание живописи и ready-made, среди которых "Фонтан" Мутта, картины Магритта, Дали, Кейджа, Дельво, Эрнста. Меньше 2-х часов потратить не получится да и не хочется. Фотографировать нельзя.
Обратите внимание, что выставка проходит в ГЛАВНОМ ШТАБЕ! Мы ломанулись в Эрмитаж, отстояли очередь, и только купив билеты об этом узнали. Не обломитесь!
Выставка, к сожалению, уже закончилась. Вчера был последний день. Сроки переиграли, причем так тихо и незаметно, что многие, к сожалению, её вынуждено пропустят.
Когда выставка только открывалась, то окончание анонсировалось на 15 февраля, но потом срок сократили на месяц. И на сайте музея появилась дата окончания 15 января, что было абсурдно, так как 15 января - это четверг. Такую нелепость скорректировали, и тогда появилась дата 18 января. Появилась тихо, без дополнительных новостей и объявлений о сокращении сроков проведения.
Мне повезло, я успел сходить вчера, но думаю, многим повело меньше. В официальном приложении для Android, например, до сих пор стоит дата окончания 15 февраля. Эрмитажные администраторы в здании "Главного штаба" не в курсе, почему там до сих пор эта дата, они даже не имели представления о наличии этих официальных приложений для iOS и Android. Бардак и неразбериха.
Как и предполагал, каталогов выставки в Главном штабе приобрести нельзя. Смотрители отсылают за каталогами в Зимний, но туда я уже не пошел, так как по предыдущему опыту знаю, что и там их, скорее всего, нет.
За всё это снимаю звезду.
Произведения, представленные на выставке, вполне отражают генез и суть дадаизма, и дают первые представления о сюрреализме. Сейчас спорить о самих этих течениях, авторах и их произведениях уже поздно, с этим все спорщики опоздали лет на сто. Это есть, это понимается или не понимается, ощущается или не ощущается, принимается или нет.
Подведем итоги.
Выставка по содержанию, по авторам, по возможностям первого ознакомления с представленными течениями, вполне заслуживала пяти звезд, но казус с её преждевременным закрытием вынуждает меня поставить только четыре.
Стоит того что бы пойти. Даже с учетом того что я искусством мало интересуюсь. Другой мир другие чувства.
На этой выставке ищешь ту точку зрения, когда бы произведения искусства раскрылись в наибольшей степени. Контакт с сюрреализмом возник быстрее, чем с дада, отчасти потому что Рене Магритт, Сальвадор Дали, Хоан Миро, Андре Массон не чужды эстетизма. Образность и эстетика Магритта хорошо знакомы по выставке его работ, развернутой в Эрмитаже лет пятнадцать назад. Замок на каменной глыбе, висящей в воздухе – одновременно и образ мечты и иллюзорность дома как защищенной крепости. Хоан Миро лаконичен в изображении и испанской танцовщицы, у которой отсутствуют лицо фигура, но которая узнается по деталям. Кастаньета в ее предполагаемой руке превращена Миро в биоморфное существо. Фотографии, сделанные Ман Реем и его друзьями, вызывают ощущение особой среды, которую они создавали и в которой находились.
Я далека от того, чтобы видеть в «Фонтане» шедевр искусства, но понятны ирония и вызывающий жест дадаистов по отношению к официальному искусству, остающимся гламурным даже в эпоху мировых катастроф.